![]() |
![]() |
![]() |
5 Октября 2011 года |
О сокровенном |
Среда |
|
||
![]() Ведь народ-то в России песенный, и в старину на покосах сена или уборке зерновых разносилась окрест многоголосая песня, не говоря уж о вечеринках и свадьбах. Знаем мы, и в кино это отражалось: чапаевцы, отдыхая перед боем на Урале, дружно и самозабвенно пели: «Ревела буря, дождь шумел», вспомним фильм «В бой идут одни старики», поставленный прекрасным режиссёром и актёром Леонидом Быковым: там «Смуглянка-молдаванка» лейтмотивом пронизывает всю лётную боевую жизнь, поднимает настроение и, скажем так, вдохновляет пилотов. Всё очень похоже было и в моей службе. Призванные в Воронежской области, мы, семнадцатилетние, следовали к фронту в товарняке, который почему-то назывался «пятьсот тридцать третьим весёлым», – ехали, не зная куда, – название пункта разгрузки было покрыто тайной. Знали, видели лишь, что колёса стучат на Запад, к передовой. Замечу, кстати, что в армию все мы шли с искренним желанием, никаких «откосов» – самого этого понятия не было и в помине. В военкомате нас уже успели ознакомить с оружием, и о фронтовых делах все мы знали из газет и передач радио и лишь дожидались того дня, когда наконец вольёмся в ряды освободителей своей страны. Поэтому, лёжа на двухярусных вагонных нарах, подкрепившись походным пайком – хлебом да консервами, не совсем дружно, но от души горланили: «Одержим победу, к тебе я приеду на горячем боевом коне...» Колёса перестали стучать в дождливый осенний вечер. Мы, одетые по «гражданке», высыпали из вагонов и по команде забрались в кузовы, как потом узнали, «студебеккеров» и «фордов». По разбитой дороге нас подвезли к землянкам и сразу, построив, распределили кого куда. Я вместе с четырьмя другими воронежцами вошёл в землянку с подслеповатой лампочкой у потолка и земляным полом и тут же услышал жёсткий голос старшины (фамилию узнал потом – Мозжухин): – Располагайтесь. Старшина жестом указал на двухярусные металлические кровати. Из угла землянки, с первого «этажа» подал голос кто-то из старожилов:: – Вы хоть знаете, куда попали? На окраину Харькова. В 374-й зенитно-артиллерийский полк. Это – штаб дивизиона. «Юнкерсы» и «хейнкели» к нам ещё залетают. На этом рубеже встречаем их. Вскоре в землянке зазвучала песня про Одессу. Та самая – из кинофильма «Два бойца». Аккомпанировал нам на баяне круглолицый солдат с улыбчивыми серыми глазами. Потом узнал: это был Коля Мусатов, связист дивизиона. – Шаланды, полные кефали В Одессу Костя приводил, – подхватили и мы с чувством, вдохновенно, хотя одесситов в нашей команде и не было, – И все биндюжники вставали, Когда в пивную он входил. Утром нам выдали амуницию. Меня направили в расположенную по соседству батарею. Под вечер в небе появились немецкие самолёты, следовавшие на Харьков, и батарея наша загрохотала так, что я растерялся. Но сержант приказал подносить тяжёлые снаряды 76-го калибра, и было уже не до растерянности. На батарее пробыл всего три дня. Меня, как успевшего окончить девять с половиной классов, вернули в штаб и назначили разведчиком дивизиона. Быстро обучили пользованию приборами наблюдения – это были БИ (бинокулярный искатель), бусоль, оптический бинокль, знанию силуэтов самолётов – своих и чужих, и поставили на позицию в обшитый изнутри брёвнами окоп с этими самыми приборами и телефоном. Началась боевая служба: вместе с батарейцами, обнаружив самолёты противника, выдавал координаты. Мы открывали огонь по ним, они бомбили нас. А вечерами кучковались в землянке возле Николая Мусатова и пели «Тёмную ночь» – её я уже слышал, «Любимый город», который может спать спокойно, – эту пели ещё до войны, «Тачанку-ростовчанку», и знаменитую, ставшую народной «Катюшу». Одну из песен я услышал в землянке впервые, слова резанули по сердцу: Мотор уж пламенем пылает, Кабину лижут языки, Судьбы я вызов принимаю, Её пожатие руки. Мы уже видели воздушные бои, видели, как падают подбитые самолёты, оставляя шлейфы дыма, взрывы при ударе о землю. До призыва я был в числе десяти земляков, прошедших «лётную комиссию», и мысленно готовился к будущим воздушным боям. Но нас в авиацию почему-то не взяли... Слова песни трогали ещё и потому, что при бомбёжках погибали и наши батарейцы. Мы хоронили их, прощались ружейными залпами. Шли дальше, а могилы друзей оставались за спиной на своей и чужой земле под пирамидками с красной металлической звёздочкой. С боями прошли Украину, Молдавию (по Гагаузии), форсировали Дунай – на плотах ночью, чтобы не попасть под бомбёжку, и оказались на его правом берегу, на горе, в румынском селении Исакча. А потом – для прикрытия проходящих эшелонов – нас перебросили в Галац. Песню в любой обстановке не забывали. Помогали Коле тащить баян – он был нам как оружие. В Румынии нам выдалось такое приключение. На полуторке мы, трое солдат и офицер, везли новые приборы из полка в дивизион. Вечером на лесной дороге заглох мотор. Водитель развёл руками: кончился бензин. Развели костёр и стали ждать... Вскоре возле нас остановился автобус. Познакомились с его пассажирами: оказалось, что в Галац ехали румынские артисты. Не без труда объяснились. Артисты извлекли из машины большой кувшин вина, мы – консервы и надолго засели у костра. Кончилось тем, что румыны взяли наш грузовичок на буксир и дотащили до самого дивизиона. А на прощанье пообещали выступить с концертом. В то время мы были с румынами уже в союзе: король Михай повернул уцелевшие дивизии против Гитлера. Румыны сдержали слово. Были на концерте и дойна, и зажигательный жок. Мы тоже в долгу не остались. Когда дошли до «Катюши», то пели уже вместе. А дорога вела нас дальше. На подступах к Будапешту полк оснастили «девяностопятками». Мы могли успешно поражать и наземные цели. Бои в Венгрии были ожесточёнными. А к ночи, когда канонада стихала, опять же наступало время песни. Помню, как мой дружок ефрейтор Валентин Исупов, парень из Оренбурга, в то время Чкалова, хрипловатым голосом выводил: У воротного столба нету счастья никогда, Либо ветер, либо дождь, Либо милку долго ждёшь... За рубежом, на окраине Будапешта, уже после победы, по-особому воспринимался звучащий по радио голос Лемешева: Слышу пенье жаворонка, Слышу трели соловья, - Это русская сторонка, Это родина моя. Кто-то раздобыл заезженную пластинку эмигранта Лещенко. И вновь слова на разрыв сердца: Я тоскую по родине, По родной стороне своей... От таких песен, если не драишь матчасть орудия, или «не работаешь на снарядах», готовя их к погрузке, а стоишь в одиночестве на посту, подкатывал к горлу комок. А уже в декабре сорок пятого мы, может, на том же самом «пятьсот тридцать третьем весёлом», может, на тех же именно двухярусных нарах пересекали, возвращаясь, границу Отечества. И в сердцах рождалась песня, которую мы, постаревшие, поседевшие, запоём спустя десятилетия: Пол-Европы прошагали, пол-земли, Этот день мы приближали, как могли. В русских песнях судьба народа. В них – наша история. Соловьи Стихи Л. Фатьянова. Музыка В. Соловьева-Седого Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат, Пусть солдаты немного поспят, Немного пусть поспят. Пришла и к нам на фронт весна, Солдатам стало не до сна – Не потому, что пушки бьют, А потому, что вновь поют, Забыв, что здесь идут бои, Поют шальные соловьи. Но что война для соловья! У соловья ведь жизнь своя. Не спит солдат, припомнив дом И сад зелёный над прудом, Где соловьи всю ночь поют, А в доме том солдата ждут. Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат, Пусть солдаты немного поспят, Немного поспят. А завтра снова будет бой, – Уж так назначено судьбой, Чтоб нам уйти, не долюбив, От наших жён, от наших нив; Но с каждым шагом в том бою Нам ближе дом в родном краю. Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат, Пусть солдаты немного поспят, Немного поспят. 1942 г. Случайный вальс Стихи Е. Долматовского Музыка М. Фрадкина Ночь коротка, Спят облака, И лежит у меня на ладони Незнакомая ваша рука. После тревог Спит городок. Я услышал мелодию вальса И сюда заглянул на часок. Хоть я с вами почти незнаком И далёко отсюда мой дом, Я как будто бы снова Возле дома родного. В этом зале пустом Мы танцуем вдвоём, Так скажите мне слово, Сам не знаю о чём. Будем кружить, Петь и дружить. Я совсем танцевать разучился И прошу вас меня извинить. Утро зовёт Снова в поход. Покидая ваш маленький город, Я пройду мимо ваших ворот. Хоть я с вами почти незнаком И далёко отсюда мой дом, Я как будто бы снова Возле дома родного. В этом зале пустом Мы танцуем вдвоём, Так скажите мне слово, Сам не знаю о чём. 1943 г. ![]() ![]() |
Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства |
|