на главную страницу

7 Октября 2011 года

Первопроходцы

Пятница

Версия для печати

Всё начиналось с "Редута"

О первых отечественных РЛС и их создателях

Генеральный директор ОАО «ВНИИРТ» В.Е. ЗАЙЦЕВ,
советник генерального директора Ю.А. КУЗНЕЦОВ.



В этом году исполнилось 90 лет со дня основания Всероссийского научно-исследовательского института радиотехники (ВНИИРТ). Институт был образован в 1921 году (первое название - Особое техническое бюро) и уже к началу 30-х годов выполнял большой объём работ по оборонной тематике разных направлений. Когда в 1939 году назрела необходимость привлечь к разработке радиолокационных станций отраслевую научно-исследовательскую организацию, то выбор осуществлялся из тех структур, которые имели опыт создания сложных радиотехнических систем в области радиосвязи. И выбор пал на наш институт. С этого времени началось перепрофилирование работ института в область радиолокации, где он сыграл основополагающую роль в создании первых отечественных РЛС.

     Первый положительный опыт по обнаружению радиосигналов, отражённых от самолёта, был проведён 3 января 1934 года в Центральной радиолаборатории Главэспрома под руководством Ю.К. Коровина. Работа выполнялась по заданию Главного артиллерийского управления НКО. Самолёт обнаруживался на расстоянии около 1 км при высоте полёта 100—150 м. Обнаружение определялось по характерной пульсации интенсивности звукового сигнала в наушниках радиоприёмной аппаратуры. Проведённый опыт считается началом рождения отечественной радиолокации. За ним последовало проведение ряда исследований по радиообнаружению для обеспечения огня зенитной артиллерии и для дальнего обнаружения самолётов. Заказчиком по первому направлению выступало ГАУ, по второму направлению - Управление противовоздушной обороны и Управление связи РККА. Основными исполнителями исследований были ЦРЛ (ЦВИРЛ), Ленинградский электрофизический институт, Ленинградский физико-технический институт, Научно-испытательный исследовательский институт связи РККА. Через 5 лет после знакового опыта Ю.К. Коровина были завершены испытания экспериментальной установки «Редут», использующей импульсные сигналы. Эта установка позволяла на больших расстояниях определять две координаты обнаруженного самолета - дальность и азимут (пеленг) при любых погодных условиях и времени суток. Никакие средства ПВО до этого не имели подобных возможностей.
     В установке «Редут», созданной под руководством Ю.Б. Кобзарева в ЛФТИ с участием НИИИС, были заложены принципиально новые технические решения: формирование импульсных сигналов большой мощности, направленное излучение и приём радиосигналов, вращающиеся антенны, индикация принятых радиосигналов с определением дальности до самолёта, азимута и ряд других решений. Ни соответствующих научно-технических и производственных кадров, ни промышленных технологий у нас не было. В этих условиях комитет Обороны при СНК СССР в апреле 1939 года принял решение, обязывающее ВНИИРТ (тогда НИИ-20 Наркомавиапрома) разработать документацию и изготовить два образца станции дальнего обнаружения на базе технических решений установки ЛФТИ «Редут».
     Два опытных образца станции «Редут-40» были предъявлены заказчику в апреле 1940 года. Комплект станции состоял из трёх автомобилей: на двух из них установлены вращающиеся фургоны, на третьем - агрегат электропитания.
     Фургоны с передающей и приёмной аппаратурой вращались синфазно, что позволяло вести обнаружение самолётов вкруговую с определением их дальности, азимута, а за несколько обзоров - направление движения и скорость.
     В июне - июле 1940 года два опытных образца успешно прошли испытания, результаты которых подтвердили основные характеристики, полученные ранее на экспериментальной установке. Приказом НКО от 26 июля 1940 года станция «Редут-40» была принята на вооружение войск ПВО под названием РУС-2. Это первая отечественная РЛС дальнего обнаружения.
     Разработка РУС-2 (радиоулавливатель самолётов-2) проводилась под руководством Андрея Борисовича Слепушкина, разработку аппаратуры передающей машины возглавлял Л.В. Леонов, участвовали в ней Р.С. Буданов, И.И. Вольман, Д.С. Михайлевич, В.В. Самарин, Ю.К. Адель и другие.
     В развитии отечественной радиолокации станция РУС-2 была значительным качественным шагом вперёд. Командование ПВО могло наблюдать за динамикой воздушной обстановки в зоне радиусом до 100—150 км, имело возможность непрерывно и достоверно следить за действиями воздушного противника и наиболее целесообразно планировать и использовать свои средства и силы.
     Станция РУС-2 стала поступать в войска, что привело к технической революции в средствах воздушной разведки. Импульсный метод радиообнаружения оказался более эффективным, чем методы с использованием непрерывного сигнала. Сотрудники ЛФТИ Ю.Б. Кобзарев, П.А. Погорелко и Н.Я. Чернецов в 1941 году стали лауреатами Сталинской премии за создание прибора для радиообнаружения самолётов. Это была первая Государственная премия в области радиолокации. Надо отдать должное указанным лауреатам и коллективу ЛФТИ за достигнутые ими в столь короткие сроки результаты.
     Специалисты видели возможность модернизации станции РУС-2 в первую очередь за счёт замены двухантенной системы на одноантенную. Требовался высокочастотный переключатель антенны «передача - приём». Инженер ВНИИРТ Д.С. Михайлевич предложил идею и схему антенного переключателя для одноантенной станции обнаружения. Это создало возможность для следующих радикальных упрощений (улучшений) конструкции станции: отказаться от вращения фургонов, а вращать только антенну. Для работы на вращающуюся антенну требовался высокочастотный токосъёмник. Такой токосъёмник был создан, и путь к реализации более совершенной (и более простой) станции был открыт. Управление связи КА в сентябре 1940 года заключило с ВНИИРТ договор на разработку опытного образца одноантенной станции дальнего обнаружения с шифром «Редут-41» с сохранением основных ТТХ, как у РУС-2. Разработка осуществлялась тем же коллективом инженеров (под руководством А.Б. Слепушкина), который создавал РУС-2.
     В мае 1941 года ВНИИРТ сдал Управлению связи первые две станции «Редут-41», которые на полигонных испытаниях подтвердили полное соответствие их ТТХ характеристикам станции РУС-2. Впервые в мире создана одноантенная РЛС - с одной антенной на передачу и приём.
     Одна из этих станций, развернутая под Можайском, первая обнаружила в ночь на 22 июля 1941 года массированный налёт на Москву немецкой бомбардировочной авиации. Это позволило своевременно принять контрмеры, и налет был успешно отражён (из более 200 бомбардировщиков до Москвы долетело лишь 6, уничтожено 20), что красноречиво подтвердило важность использования радиолокационных станций в противовоздушной обороне.
     В начале 1942 года станция «Редут-41» была принята на вооружение под названием РУС-2с. Необходимо отметить, что по простоте конструкции, надёжности, трудоёмкости изготовления, по времени развёртывания и свёртывания радиоустановки РУС-2 и РУС-2с превосходили РЛС, производимые в Англии, США и Германии (MRU-105, SCR-270, SCR-527, «Фрейя» и др.).
     Быстроту создания одноантенного варианта станции РУС-2с интересно сопоставить с решением такой же задачи в Англии. Там аналогичная проблема в течение ряда лет оставалась нерешённой и использовались две раздельные антенны для излучения и приёма. Демонстрация отечественных станций РУС-2 и РУС-2с офицерам военной миссии Великобритании в годы войны в Москве вызывала с их стороны нескрываемое удивление.
     За успехи ВНИИРТ в разработке РЛС дальнего обнаружения РУС-2с группе его инженеров в 1943 году была присуждена Сталинская премия: А.Б. Слепушкину (рук. работы), И.И. Вольману, И.Т. Зубкову, Л.В. Леонову, Д.С. Михайлевичу, М.С. Рязанскому, В.В. Тихомирову.
     Ещё в 1940 году ВНИИРТ получил задание на разработку РЛС для кораблей ВМФ. В том же году РЛС «Редут-К» (корабельная) была изготовлена, а в апреле 1941 года начался её монтаж на крейсере «Молотов». В ходе боевых учений Черноморского флота крейсер «Молотов» показал большие преимущества по обнаружению самолётов и кораблей. С началом Отечественной войны станция «Редут-К» несла в районе Севастополя службу воздушной разведки. Донесения были настолько достоверны и надёжны, что уже с третьей ночи начала боевых действий была установлена прямая телефонная связь между крейсером и штабом флота для оперативной передачи результатов наблюдений.
     «Редут-К»- это первая отечественная РЛС для кораблей.
     Ведущим разработчиком РЛС «Редут-К» был Вячеслав Викторович Самарин. В разработке РЛС участвовали основные создатели РУС-2, а инженеры Б.П. Лебедев и В.А. Сивцов до 1943 года были зачислены в состав экипажа корабля для непосредственного руководства радиометристами и поддержания технического состояния РЛС.
     Возможность создания бортовой РЛС для самолётов рассматривалась во ВНИИРТ вместе с ВВС в середине 1940 года. Создание такой РЛС было исключительно трудной задачей, так как необходимо было обеспечить минимальные массогабаритные характеристики. Поиск решений по реализации станции в коротковолновом диапазоне волн (дециметровом, сантиметровом) не дал положительных результатов из-за неготовности нашей промышленности поставлять такие приборы, что усугубилось с началом войны. Было принято решение о разработке РЛС в освоенном метровом диапазоне волн; работа получила шифр «Гнейс-2».
     Находясь в эвакуации, преодолев большие трудности в отработке и доработке образца, ВНИИРТ и ВВС в июле 1942 г. успешно провели государственные испытания станции «Гнейс-2» и получили следующие результаты: дальность обнаружения самолёта-бомбардировщика - до 4 км, точность наведения -±5°. (по горизонтали и вертикали). Командование НИИ ВВС в начале августа 1942 г. утвердило акт госиспытаний, в котором отмечено: «Создание аппаратуры «Гнейс-2» является большим достижением советской радиотехники, дающим стране новое, мощное оружие для системы ПВО».
     Патриотический и трудовой подъём коллектива ВНИИРТ позволил, не ожидая окончания госиспытаний, изготовить опытную партию в 15 комплектов станций «Гнейс-2». Станциями этой партии были оборудованы самолёты Пе-2, часть из которых в декабре вела перехват немецких транспортных самолётов, снабжавших окружённую в Сталинграде армию Паулюса продовольствием, боеприпасами и горючим, а другая часть весной 1943 г. участвовала в боях под Ленинградом.
     Создание станции «Гнейс-2» и организация её серийного выпуска была большой творческой и производственной удачей и победой коллектива ВНИИРТ. За разработку и серийное освоение этой станции удостоены Сталинской премии: Виктор Васильевич Тихомиров - руководитель разработки, Р.С. Буданов, А.Р. Вольперт, Н.А. Викторов. Активное участие в разработке также принимали П.М. Белов, И.И. Вольман, А.А. Гапеев, А.П. Земнорей, Г.А. Зонненштраль, Р.И. Перец, П.В. Подгорнов, А.Б. Слепушкин и другие.
     «Гнейс-2» - первая отечественная РЛС для авиации.
     Закончилась Великая Отечественная война. На этот момент ВНИИРТ был единственным предприятием, разрабатывающим наземные РЛС дальнего обнаружения, а также РЛС для флота и авиации.
     Спрос на радиолокационную технику со стороны видов Вооружённых Сил нарастал лавиной, а радиолокационные технологии и специалисты-разработчики такой техники были сконцентрированы в основном на одном предприятии - ВНИИРТ. В начале июля 1943 года при Государственном Комитете Обороны СССР был создан Совет по радиолокации (председатель - Г.М. Маленков, член ГКО), что явилось мощным импульсом в развитии этого нового направления техники - от научных исследований до подготовки кадров, от создания новой элементной базы радиоэлектроники до разработки новых радиолокационных средств. 4 июля 1943 года принято считать датой создания отечественной радиоэлектронной отрасли.
     Принимаемые меры по развитию радиолокации были связаны также с обеспечением квалифицированными кадрами. В Московском энергетическом институте в 1943 году на радиотехническом факультете была образована учебная кафедра по радиолокации (зав. кафедрой - член Совета по радиолокации Ю.Б. Кобзарев) для подготовки специалистов на будущее. Но кадры нужны были сейчас. Пришла пора ВНИИРТ делиться подготовленными кадрами с другими предприятиями и организациями. В 1945 году у института забрали переводом в НИИ-17 несколько специалистов экстра-класса, в том числе главного конструктора первой отечественной РЛС РУС-2 А.Б. Слепушкина и первой отечественной самолетной РЛС «Гнейс-2» В.В. Тихомирова (оба лауреаты Сталинской премии). В 1946 году из института было переведено около 160 человек в РНИИ КП (тогда - НИИ-885), в том числе пять лауреатов Сталинской премии (А.С. Андреев, Н.И. Белов, И.И. Виноградов, Г.Н. Петров, М.С. Рязанский). Перевод специалистов в другие предприятия продолжался и позднее. В этот же период было принято решение о создании новых (или перепрофилировании имеющихся) предприятий по созданию РЛС для авиации и флота.
     Во ВНИИРТ осталась наземная радиолокация. Предстояло освоить коротковолновые диапазоны, создать новые типы РЛС, заслуживающих название - «первая отечественная»...
     Можно следующим образом кратко сформулировать историческое значение роли ВНИИРТ на начальном этапе развития отечественной радиолокации:
     - создание первых импульсных радиолокаторов дальнего обнаружения наземного и корабельного базирования;
     - создание первого радиолокатора авиационного базирования;
     - создание первого радиолокатора для обнаружения низколетящих целей на фоне отражений от поверхности (земли, воды и др.);
     - создание первых наземных радиолокаторов в основных радиолокационных диапазонах волн (метровый, дециметровый, сантиметровый);
     - создание первых радиолокационных высотомеров;
     - создание первых наземных радиолокационных запросчиков системы государственного опознавания;
     - передача радиолокационных технологий другим предприятиям и внедрение их;
     - передача другим предприятиям квалифицированных специалистов по радиолокации.
     Радиолокация так бурно развивалась и развивается, что в настоящее время невозможно найти такие технические сферы, где она не используется. Хотя от возникновения идеи радиообнаружения прошло лишь около 80 лет.
     Создатели первых отечественных РЛС золотыми буквами вписаны в историю отечественной радиотехники.
     
На снимках: А.Б. СЛЕПУШКИН, В.В. САМАРИН, В.В. ТИХОМИРОВ.




Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex