на главную страницу

7 Октября 2011 года

«Круглый стол» «Красной звезды»

Пятница

Версия для печати

Вдохновение роты

Подготовили Константин ЛОБКОВ, Кирилл БЛИНОВ,
  Ольга ВОРОБЬЁВА, Юрий БОРОДИН.



Армия начинается с роты, говорят в войсках. Поэтому наш сегодняшний «круглый стол» мы решили посвятить проблемам, с которыми сталкиваются командиры рот. На эту тему размышляют сами ротные. Речь идёт об оптимизации учебного процесса, о необходимости разгрузить офицеров от «бумаготворчества», о кадровых вопросах. Сколько времени требуется, чтобы освоить «на все сто» обязанности командира роты? Как облегчить становление в этой должности? Что думают офицеры о ротации? Каков разумный предел в пребывании на должности комроты? Нужна ли надбавка тем, кто добросовестно тянет лямку по 5 - 7 лет? Хватает ли полученных в училище знаний для службы на этой должности? Об этих и других жизненных вопросах, волнующих молодых командиров, наш сегодняшний откровенный разговор.

     
Суть не в должности, а в отношении к делу

     Майор Александр ШИКУНОВ, командир роты управления бригады морской пехоты Тихоокеанского флота:
     - Так получилось, что после выпуска из Кемеровского высшего военного командного училища связи в 1999 году я дважды принимал должность ротного командира. Два с половиной года отдал отдельному батальону связи, где позже служил и начальником штаба. Зигзаг всей карьеры произошёл в период перереформирования дивизии в бригаду осенью 2009 года. Кто-то уволился на той волне в запас, а я оказался среди тех, кто был настроен служить дальше. Благо, предложили вновь принять роту...
     На мой взгляд, на этой достаточно хлопотной должности офицер должен находиться 5-6 лет - это время требуется, чтобы он досконально вник во все её нюансы, набрал необходимый опыт. Да и дальше незазорно послужить ротным. Главное ведь специальность, в которой ты находишь своё призвание. Другое дело, было бы неплохо с годами стимулировать это материальной прибавкой. У кого-то скоро идёт карьера, вместе со звёздами увеличивается и зарплата. А здесь человек служит на одном месте, зато и дело от этого только выигрывает!
     Проблему вижу в том, что как-то неразумно убрали из ротного звена офицеров-воспитателей, вся эта работа в результате легла на плечи командиров. Беседы, информирование личного состава, письма родителям - бумажных забот только прибавилось. Хорошо, есть опытные взводные, прапорщики, сержанты-контрактники - на них и опираюсь в учебно-воспитательном процессе. Это в основном люди, которые также перешли сюда после реорганизации части: начальник аппаратной машины старший прапорщик Виталий Рутц, начальник командно-штабной машины сержант Владимир Дробышев, начальник узла связи старший сержант Евгений Эндерс, комвзвода старший лейтенант Антон Сергиенко и другие. Последний, тоже, кстати, был до этого командиром роты. У Сергиенко и подразделение является лучшим. Сейчас они на корабле возвращаются с Камчатки, где обеспечивали связью командно-штабные учения, «обкатывали» молодёжь недавнего призыва.
     Непонятным для нас стало и сокращение офицерской должности на одном из самых сложных взводов - радио-релейно-кабельном. Бывший командир этого подразделения вынужден увольняться, а на его место утверждается другой человек - лейтенант Дмитрий Степанов, который согласился занять сержантскую должность.
     И ещё хотелось бы поднять одну проблему на страницах центральной военной газеты. Считаю, что зря прекратили в том же Кемеровском училище связи подготовку специалистов среднего звена для нужд армии и флота. В 1990-е годы их готовили как прапорщиков в течение двух лет, и они поныне на совесть служат в войсках. Сейчас же мы вынуждены сами обучать военнослужащих, пожелавших заключить контракт. Но это всё-таки не базовая подготовка в училище...
     В сложившихся условиях, когда срок срочной службы связиста снижен до одного года, делаем ставку на высокую интенсивность боевой учёбы в поле. Там реально улучшается обучаемость бойца, там в течение трёх недель он получает то, чего не дашь ему на занятиях в классе. Но для теперешнего воина подобные учения - лишь один раз за его службу. Этого явно недостаточно в нашей профессии. И вновь добрым словом вспоминаешь ребят, служивших прежде в два раза дольше...
     
Системообразующий стержень

     Старший лейтенант Константин ЕФРЕМОВ, командир гаубичной самоходно-артиллерийской батареи, Восточный военный округ:
     - Свою должность я принял год назад. Считаю, что оптимальный срок для досконального изучения всех нюансов управления батареей - 4-5 лет. Сужу по себе: первый год у командира могут возникнуть сложности с адаптацией. Он привыкает к новому для себя коллективу, подчинённые привыкают к нему. Они смотрят на тебя через призму прошлого командира, оценивают твои решения с точки зрения его требований.
     На этом этапе крайне важно установить авторитет, показать, «кто в доме главный». Как этого добиться? Самый простой, но самый неэффективный путь - грубая сила. Начнёшь ломать людей под себя, ожидай, что они ответят тебе тем же. Начнётся подковёрная борьба, что, согласитесь, положительных оттенков в микроклимат батареи не внесёт. Только личный пример и строгий спрос за нарушения. Наказывай действительно виноватых и поощряй отличившихся. А самое главное, покажи своим подчинённым, что по праву занимаешь должность. Только при соблюдении этих условий, считаю, можно строить из батареи здоровый, управляемый воинский коллектив.
     Я по натуре человек очень требовательный и к себе, и к людям. Поэтому сразу дал подчинённым понять, какие вещи допустимы, а какие я не потерплю ни при каких обстоятельствах. Изучив личные дела, поговорив с наиболее опытными офицерами дивизиона, примерно представил себе потенциал батареи, очертил круг возможных мероприятий по дальнейшему движению вперёд в плане повышения профессионального мастерства. И год претворял задумки в жизнь.
     По итогам весенних лагерных сборов артиллерийских частей и соединений моя батарея была признана лучшей сначала в бригаде, а затем и в масштабах объединения. Соответственно мы попали в финальный список на участие во всеармейском конкурсе на лучшую артиллерийскую батарею Вооружённых Сил. Для меня как для командира это и честь, и серьёзный груз ответственности. Ведь летом большая часть рядового состава уволилась, уступив место новобранцам. В максимально сжатые сроки пришлось готовить батарею, по сути, с нуля. Командование бригады, офицеры ракетных войск и артиллерии ВВО разработали ускоренную программу, насытив её различными практическими упражнениями, в том числе такими, которые в обычном графике боевой подготовки артиллеристы проходят довольно редко. Например, на вододроме мы тренировали преодоление водной преграды. Считаю, что за полтора месяца нам удалось создать слаженный, управляемый организм, полностью готовый к столь представительному конкурсу.
     Вообще в работе с подчинёенными я сторонник «жёсткой руки». Со мной сложно ужиться, потому что я не привык идти на поводу у обстоятельств или ставить во главу угла при принятии решений мнение других людей. Для меня есть устав, руководящие документы и моя голова. На этих принципах и строятся мои отношения с личным составом.
     Для себя я уже чётко решил, что пойду по командной линии, а значит, должность командира батареи отнюдь не считаю проходной. Именно здесь заложенный ранее профессиональный базис проходит дальнейшую практическую отшлифовку. Если хотите, должность командира батареи - системообразующий стержень, без которого офицеру-артиллеристу невозможно двигаться вперёд.
     
Для боевой учёбы – все возможности

     Капитан Алексей КУПЦОВ, командир мотострелковой роты, Восточный военный округ:
     - В данный воинский коллектив я пришёл сразу по выпуске из училища. Именно здесь, сначала в развёрнутом мотострелковом полку, а затем в бригаде, я состоялся как офицер.
     Хочу сказать, что за последние годы в соединении произошло довольно много качественных подвижек. Во-первых, серьёзно возросла интенсивность боевой подготовки. Боевая учёба стала основой повседневной деятельности подразделения. Теперь нет нужды отвлекать личный состав для выполнения каких-либо сторонних задач, например в наряды по столовой. Питание полностью взяла на себя коммерческая организация. Мы же львиную долю времени проводим на полигоне. На данном этапе я не могу назвать ни одного фактора, препятствующего мне, как командиру роты, планировать и качественно проводить занятия с подразделениями.
     Изменился подход к мероприятиям боевой подготовки. В них стало меньше штампов, шаблонов. Теперь мне, как командиру роты, надо самому думать, как грамотно распорядиться приданными подразделениями. Приходится продумывать тактику действий, исходя из реальной обстановки и условий местности. Уже на протяжении целого ряда лет в соединении практикуется такая форма занятий, как двусторонние ротные тактические учения. Не так давно «воевали» с соседним подразделением. Перед моей ротой стояла задача захватить и уничтожить склад с боеприпасами. Мы применили хитрость: два взвода выдвинули вперёд, как бы показывая направление главного удара, а третий взвод между тем, используя рельеф местности, незаметно занял господствующий холм и уничтожил «противника» из АГС.
     Считаю такую форму обучения достаточно эффективной. Военнослужащим всегда интереснее видеть перед собой реального живого противника, а не мишени. Для командиров идёт борьба умов, кто покажет себя более сообразительным, кто сумеет найти нестандартное решение, тот и выиграл. Просматривается реальная состязательность среди подразделений. А это очень серьёзный инструмент слаживания внутри коллектива.
     Конечно, люди приходят разные. Кому-то военные науки даются легче, кому-то тяжелее. Офицерам и сержантам приходится с отстающими работать индивидуально. Хочу сказать, что за 12 месяцев военнослужащие по призыву не успевают в полной мере освоить азы специальности. Да и командирам, наверное, обидно, ведь отдачи от вложенного труда практически не наблюдаешь.
     При таких особенностях комплектования, конечно, большая роль отводится именно сержантскому составу. Именно на них после упразднения института заместителей командиров рот по воспитательной работе, по идее, должна возлагаться львиная доля нагрузки по созданию микроклимата в подразделении. Но зачастую воспитательные функции фактически переложены на плечи командира роты и командиров взводов.
     Сами понимаете, что при возросшем ритме боевой учёбы времени для охвата всего спектра проблем, связанных с воспитанием, не всегда хватает. Конечно, хотелось бы, чтобы контакт с родителями военнослужащих носил более плотный характер. Хотя у каждого в роте есть номер моего мобильного телефона. Довольно часто родители молодых солдат звонят мне, если у них возникли какие-либо вопросы.
     
Мастерство оттачивается в море

     Капитан-лейтенант Илья Иванов, командир боевой части связи и радиотехнической большого десантного корабля «Георгий Победоносец», Северный флот:
     - На должности командира боевой части служу шесть лет, на собственном опыте убедился, что для полного командирского становления необходимо не менее 3-4 лет. Первый год ты изучаешь специальность с профессиональным подходом, а не с курсантской бесшабашностью, учишься управлять подчинёнными. Во второй год службы закрепляешь приобретённые навыки, а в третий приобретаешь морскую практику, оттачиваешь мастерство.
     Становление в должности напрямую зависит от поддержки со стороны флагманского специалиста, командования корабля и соединения. На этапе приёма дел и должности, сдачи зачётов они вместе направляют молодого офицера, контролируют, дают дельные советы с позиции своего опыта. Первый год офицерской службы - самый сложный, потому что всё в первый раз. А дальше ты втягиваешься в цикличность плана боевой подготовки, набираешься опыта и чувствуешь себя намного увереннее.
     Для молодого командира очень важно научиться работать с личным составом, и в этом отношении многим лейтенантам не хватает практических знаний. Именно здесь и нужна помощь старших товарищей. Чем скорее ты поймёшь, что каждый военнослужащий - индивидуальность, а потому и подход должен быть индивидуальным, тем успешнее пройдёт твоё командирское становление.
     Нам, безусловно, не хватает полученных в училище знаний, особенно по своей специальности, так как её глубокое изучение начинается только на старших курсах. Да и процесс обучения идёт поверхностно, поскольку никто не знает, куда попадёт служить - в береговые части, на надводные корабли или подводные лодки. Поэтому приходишь из училища с азами, а здесь в ходе боевой подготовки начинаешь их наращивать, приобретать недостающие знания и необходимые навыки.
     Думаю, что в плане получения опыта было бы эффективно прикомандировывать молодых специалистов на другие корабли на время выходов в море, чтобы они могли учиться у старших коллег.
     Сейчас в службе больше всего огорчает засилье бумаг: когда корабль находится в базе, то около 80 процентов рабочего времени уходит на составление планов, отчётных материалов, различных документов. Из-за этого остаётся всё меньше времени на работу с подчинёнными. А ведь ещё в 1736 году адмирал Саймонов в докладе вице-канцлеру сената Остерману писал: «Флот уже погиб от засилья бумажек разных. Ни людей, ни кораблей, ни дел героических не видать, одни бумажки над мачтами порхают...» С тех пор прошло около 300 лет, а повод для огорчения тот же.
     Происходящую ротацию офицеры воспринимают неоднозначно, потому что неинтересно получать назначение на равнозначную должность. Думаю, что ротация должна проходить с перспективой на повышение и с согласия офицера. Вообще же смысла в ротации на должностях среднего уровня нет, а вот на уровне командира соединения - есть.
     
Часть части рознь...

     Старший лейтенант Александр МАЙДАНКИН, командир роты, отдельная мотострелковая бригада ЮВО:
     - Ещё в училище преподаватели внушали нам, курсантам: командир роты в Сухопутных войсках - ключевое звено. Мол, должность эта самая важная и самая сложная. Тогда в полной мере лично я этого не осознавал. При том что успел окончить суворовское училище. Понял это, лишь придя в войска.
     Военное командное училище я окончил в 2007-м. Распределение получил на Северный Кавказ - в Дагестан, в отдельную мотострелковую бригаду. Первые два года командовал мотострелковым взводом, затем был назначен командиром роты. Пошёл уже третий год, как я ротный. Знаю нюансы этой должности. И готов сам повторять - очень сложная должность.
     Ведь как сегодня обстоят дела? Молодые офицеры совсем не спешат идти на повышение. Нет мотивации. О таком понятии, как престиж, давно забыто. Шишек на ротного сыплется значительно больше, чем на командира взвода. К тому же командир роты в отличие от своих подчинённых офицеров - лицо материально ответственное. А разница в денежном довольствии названных офицерских категорий - около тысячи рублей. Взводные не просто не хотят идти на повышение, порой отказываются от выдвижения на вышестоящую должность. И командование от безысходности вынуждено продвигать безынициативных и боящихся серьёзной работы военнослужащих. Исключения - те, кто мечтает сделать карьеру.
     Сегодня в армии активно используется принцип материального стимулирования. Считаю, что его нужно применять и для решения этого вопроса. Будет заинтересованность у офицеров в служебном росте - будет конкуренция, будет конкуренция - у командования появится возможность выдвигать на повышение лучших. В итоге - в должностях и званиях расти будут наиболее достойные. Однако есть проблема и другого характера - из-за численной оптимизации армейских частей и подразделений добросовестные офицеры порой подолгу засиживаются на одной должности. Считаю, что, если военнослужащий, несмотря на затянувшееся отсутствие карьерных перспектив, добросовестно выполняет свои функциональные обязанности, его также нужно материально стимулировать. Каким образом - с помощью особой надбавки или премии, не важно. Главное, чтобы офицер был заинтересован выкладываться на всю катушку.
     Случается, что приходящие в войска выпускники военно-учебных заведений свои упущения и ошибки пытаются оправдать слабым багажом знаний и навыков, полученных в вузах Минобороны. Это ерунда. Конечно же, кто-то учился лучше, кто-то хуже, практическая подготовленность может немного отличаться. Но всё же основу военной профессии все получили достойную. Другое дело - как это будет использоваться дальше. И здесь многое зависит от самоподготовки. Хочет офицер по-настоящему освоить профессию, будет самосовершенствоваться. В этом случае, кстати, ему обязательно постараются помочь - от более опытных офицеров до командования части. Но если офицеру наплевать, что он не набирает в профессиональном плане, трудно что-либо с ним сделать. Знает и умеет он то, что ему положено по должности, и ни на шаг вперёд. А это, кстати, и личный состав очень тонко чувствует. Командир любого уровня должен использовать принцип «делай, как я». А если взводный слабак в воинских дисциплинах, ему трудно поддерживать свой авторитет и статус среди подчинённых. Мне в своё время рассказывали историю, что комбат-десантник на полигоне каждое утро устраивал своим подчинённым марш-бросок на 10 км. Но никто из подчинённых даже между собой не стал его осуждать. Потому что всю «десятку» майор бежал вместе с ними.
     Очень здорово, что выросла интенсивность боевой подготовки. Тем более что срок службы стал всего год. Об этом, конечно, уже много раз говорилось, но объективности ради стоит сказать ещё. Армию действительно освободили от несвойственных ей задач: уборка территории, наряды по кухне и прочее. Если бы ещё разгрузить офицеров в плане бумаготворчества. Ведь многие документы дублируют друг друга, необходимость некоторых из них и вовсе непонятна. Немало времени уходит также на частые совещания самых разных уровней, длительные построения. А ведь это тоже время, которое могло быть посвящено работе с личным составом. Не стоит забывать, что в роте сегодня нет должности офицера-воспитателя или офицера по работе с личным составом. Эти задачи возложены на ротного командира. В итоге приходится пытаться охватить всё сразу, находиться в подразделении с утра до ночи. А это тоже не дело.
     Ещё один важный момент - где именно офицер проходит службу. Ведь одинаковые по штату части могут дислоцироваться в абсолютно разных регионах: одна - в крупном областном или краевом центре, другая - в районе, где то и дело объявляется режим контртеррористической операции. И это тоже должно влиять и на уровень денежного довольствия, и на какие-либо иные принципы стимулирования. Почему каждый год по нескольку молодых лейтенантов пишут рапорта на увольнение? В том числе и потому, что служба в таких особых регионах, как Дагестан, где приходится выполнять боевые задачи, где всё ещё неспокойно, очень непростые бытовые условия, проблемы с социальным обеспечением, по сути, никак не стимулируется. За все годы существования наша бригада ни разу не попадала в число премируемых по четырёхсотому приказу министра обороны. В то время как офицеры волгоградского мотострелкового соединения эту премию получают не первый год. Вот и получается, что лейтенант - выпускник военно-учебного заведения - не заинтересован ехать в такие дальние гарнизоны. Он настроен либо найти место в одной из частей крупного гарнизона, либо вовсе уволиться.
     Теперь - о ротации. На мой взгляд, нельзя её проводить очень часто. Офицер не успел осмотреться как следует, вникнуть во всё полностью, фамилии своих подчинённых запомнить, а его опять к новому месту службы отправляют. Он себя временщиком ощущает. А временщик никогда не станет за дело болеть. Смысл, если «завтра» уезжать? Ещё одно - ротация должна проводиться по принципу - прослужил несколько лет у чёрта на куличках, отправляйся в хорошее место. Некая социальная справедливость, что ли. Чтобы не было такого - одни не вылезают из тмутаракани и «горячих точек», а другие десятилетиями не покидают мегаполисов.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex