на главную страницу

11 Октября 2011 года

Армия и общество

Вторник

Версия для печати

Откровенный разговор

Записали Юрий БОРОДИН,
Владимир СОСНИЦКИЙ,
Олег ПОЧИНЮК.



В конце прошлой недели мы опубликовали очередной «круглый стол» «Красной звезды». Он был посвящён проблемам, с которыми сталкиваются командиры рот. К примеру, при становлении в этой должности, освоении своих обязанностей, при организации боевой подготовки и обучении своих подчинённых. Эта тема нашла живой отклик у наших читателей, поэтому сегодня мы её продолжаем. Сами ротные рассуждают об оптимизации учебного процесса, о необходимости разгрузить офицеров от «бумаготворчества», о кадровых и других жизненных вопросах, волнующих молодых командиров.

     
Выработать свой почерк

     Гвардии капитан Вадим ХАЧЕМИЗОВ, командир танковой роты, Западный военный округ:

     – Вопрос о том, как долго нужно находиться на должности командира взвода, чтобы стать ротным, всегда был актуальным. Мне рассказывали офицеры постарше, как в 1990-е годы на роту сразу ставили выпускников военного училища. Но только на первый взгляд кажется, что это выигрышно для карьеры: без предыдущей офицерской службы на взводе можно попросту не справиться.
     Сужу по себе. Да, основательная и всесторонняя база, полученная в Челябинском высшем танковом командном училище, сказалась уже в первые месяцы офицерской службы в части. Хотя над отдельными элементами личной подготовки всё равно пришлось поработать – практика есть практика. Но сегодня на командира взвода, как на офицера-воспитателя, ложится довольно большая нагрузка. Поэтому как минимум два года нужно учиться работать с подчинёнными. Помните слова из известного фильма: «Научишься руководить тремя подчинёнными, а дальше количество не имеет значения». Несколько утрированно, но суть верна. Главное – приобрести навыки управления. И тут ускорить процесс практически невозможно: молодой офицер должен пройти через различные испытания и выработать свой почерк, а иной раз и шишки набить – впредь наука.
     И ещё. Считаю, в этот подготовительный период командиру взвода очень важно иметь наставника в лице действующего ротного. То есть нужно не просто брать пример с этого более опытного офицера. Нужно, чтобы он не жалел времени на «разжёвывание» самых сложных элементов практической деятельности. В этом плане повезло: командир роты гвардии капитан Руслан Хусаинов многое передал нам, тогда ещё молодым офицерам, и до сих пор мы вспоминаем его добрым словом...
     Меня назначили командиром роты через два с половиной года. На мой взгляд, вполне достаточный срок, чтобы подготовиться к принятию столь ответственной должности. К этому времени вполне уверенно чувствовал себя в организации боевой подготовки, в том числе не раз участвовал в учениях разного уровня. Такая школа полевой выучки много даёт. Разобрался в нюансах несения службы, мог добиться чёткого выполнения распорядка дня. И, конечно, теперь совершенно по-иному относился к работе с подчинёнными: не только сам знал, как «подобрать ключик» к тому или иному солдату, но и чему-то мог научить командиров взводов.
     В то же время если офицер слишком долго засиживается на взводе, это тоже нехорошо – у него теряется стимул к дальнейшей службе. Конечно, сегодня по вполне объективным причинам не всегда можно выдвинуть толкового взводного – нет вакансий. В этой ситуации у офицера должны появиться другие стимулы, в том числе материальные. Не знаю, какими конкретно они должны быть: тут надо прислушаться к пожеланиям самих командиров взводов. Но, к примеру, поддержанная инициатива о более существенных выплатах за классность – весьма своевременна.
     
Обрушилась бумажная лавина...

     Гвардии капитан Александр СОЛОДОВНИКОВ, командир парашютно-десантной роты 108-го десантно-штурмового полка, Южный военный округ:
     – Нынешний период обучения был очень насыщенным с точки зрения боевой учёбы в поле. Практически непрерывной чередой шли тактические учения с боевыми стрельбами. И чем сложнее были задачи, тем монолитнее становилась рота. Появлялось какое-то командирское вдохновение, когда кажется, что горы можешь свернуть со своими гвардейцами. Так было, когда на дивизионных учениях нам выпала задача форсировать водную преграду. Боевые машины только что прошли модернизацию, и я, естественно, очень переживал за сохранность их новой дорогостоящей начинки. Но экипажи порадовали – без единого сбоя отработали все этапы учений. Боевая стрельба на плаву – задача не из разряда лёгких, но мои командиры отделений, наводчики-операторы, механики-водители выполнили её блестяще – выдали стопроцентное поражение целей. Хочу заметить, что готовить роту для победного боя – работа увлекательная и интересная. Но вот закончились учения – и обрушилась на меня бумажная лавина: ведомости, отчётность, донесения... Так без выходного дня и остался после возвращения с полигона.
     В последнее время мы на учениях работаем с применением единой системы управления тактического звена. Скорость обмена информацией великолепная. Время принятия командирских решений значительно сокращается. Вот бы такую же передовую информационную технологию применить и для сокращения бумагооборота на уровне ротного хозяйства. А то мы подсчитали как-то с калькулятором в руках – вышло, что до 40 процентов служебного времени командира роты уходит на бумажную работу. В уставных обязанностях командира роты 16 пунктов. Оставшихся 60 процентов времени на них никак уже не хватит, тем более если выполнять их без формализма.
     Переход к контрактной службе требует от ротного значительно больше времени уделять солдатам и сержантам этой категории. Военные профессионалы – не восемнадцатилетние мальчишки, у них и проблемы посерьёзнее возникают, и взаимоотношения по горизонтали и по вертикали складываются несколько иначе. Без индивидуального подхода здесь не обойтись. А человек не шкафчик, ключик в дверцах его души просто так не повернёшь. В мимоходной или торопливой беседе откровения не получится. А как выкроить в постоянной текучке эти золотые минуты общения? Я уже больше года работаю без заместителя по воспитательной работе и могу с уверенностью сказать, что в роте такой офицер просто необходим. Ведь именно это подразделение – центр воспитательной работы, которая, как нигде больше, строится по методу: глаза – в глаза, душа – в душу. Лейтенант Дмитрий Браславский в этом отношении был моей ощутимой опорой. Для работы с профессиональными солдатами в роте просто необходим профессиональный военный педагог. Особенно это ощущается в боевой обстановке. Я принимал роту в ходе операции по принуждению Грузии к миру и имел возможность убедиться в этом.
     Ещё один проблемный вопрос – ротация офицерских кадров. Что она означает для ротного? Три года отдал роте – получай повышение или отправляйся к новому месту службы? Или с первой роты переходи в третью? За три года командир роты сформировал конструктивные традиции коллектива, без которых не может идти речь о боевой слаженности и сплочённости подразделения. За этот же срок ротный освоился в специфике службы конкретной части и гарнизона. В моём случае – это боевое применение в условиях горной местности и морского побережья. Целесообразность терять полученные знания и навыки за их ненадобностью на другом театре военных действий сомнительна. Потребуется ещё немало времени, чтобы новая рота стала во всех отношениях моей.
     
На курсантском
     багаже не выедешь...

     Старший лейтенант Илья СТЕПАН, командир мотострелковой роты, Центральный военный округ:
     – Дальневосточное высшее военное командное училище я окончил в 2006 году. Распределился в Самару. На месте назначения представитель кадрового органа сразу же предложил: «Есть вакантная должность командира роты. Пойдёшь?» Я отказался, рассудив: отсутствие практического опыта ни к чему хорошему не приведёт.
     Уже в процессе службы мне не раз доводилось наблюдать, как порой, не по собственной воле оставляя ротные должности, уходили с понижением те, кто однажды, перемахнув через ступеньку взводного, попытался на курсантских знаниях безрезультатно выстроить управление достаточно ёмким воинским коллективом.
     Я же во взводных задержался на четыре года. За это время послужил в Самаре, затем в составе 201-й российской военной базы, потом в Екатеринбурге. Лишь год назад стал командиром роты. Конечно, четыре года – это многовато. Три было бы в самый раз. Но я отчасти даже рад тому, что моё становление затянулось. За это время я не только познал опыт старших товарищей, но и уловил суть процесса руководства ротой. Отлично зная взводную тематику, процесс выстраивания служебной деятельности с командирами взводов, мне теперь несложно «рулить» и ротой. Но даже при столь обширном опыте нелёгких моментов в первое время хватало: это и расширившийся круг служебных задач, и появившиеся в подчинении офицерские кадры, и главное, новый, более ёмкий коллектив. Однако начинать очередное становление, по словам комбата, надо было «с затягивания гаек». А для этого, как известно, следовало «дневать и ночевать с солдатами».
     Не понимаю тех молодых ротных, которые не стремятся к наращиванию профессионального опыта: работу с личным составом выстраивают лишь через командиров взводов, не опираются на помощь сержантского состава, накапливающиеся текущие моменты игнорируют, считая, мол, само «рассосётся», советы, подсказки их не интересуют, методическую литературу в руки не берут, довольствуясь лишь тем объёмом знаний, что приобрели в училище. Но по себе знаю: вузовские лекционные тезисы для современного командира роты существенного веса не имеют. Весь опыт приходит с годами, на практике. Леность «молодых, да ранних» портит их карьеру.
     Отчасти существенный минус в этом вижу от предыдущих командиров рот, не утомляющих себя проблемой преемственности – не передающих опыт в вопросе управления подразделением, в умении правильно и грамотно расставлять акценты на важности и очерёдности решения поступающих задач. Отчего, видя иной раз подобное, ловлю себя на мысли: не потому ли такие ротные дистанцируются от командиров взводов, что боятся быть «подвинутыми» со своей должности? Из чего следует ещё одна насущная тема – продолжительность пребывания на должности комроты. На мой взгляд, 3-4 года – достаточный срок. Но уходить на повышение в обязательном порядке надо в другой батальон. И принимать роту необходимо в новом воинском коллективе. В противном случае существенно нивелируется метод подчинённости, отчего продуктивность управления подразделением заметно снижается.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex