на главную страницу

12 Октября 2011 года

Боевая служба

Среда

Версия для печати

Океанские вахты «Адмирала Виноградова»

Николай ЛИТКОВЕЦ.
Фото Виталия АНЬКОВА.



Это было весьма символично. На 33-м причале главной базы Тихоокеанского флота – Владивостока – торжественно встречали гвардейский ракетный крейсер «Варяг», выполнивший задачи неофициального визита в порт Инчхон (Южная Корея). Главным событием завершившегося визита стало возвращение России одной из священных для военных моряков реликвий Русско-японской войны – носового флага (гюйса) легендарного крейсера «Варяг», принявшего неравный бой с японской эскадрой у порта Инчхон в 1904 году.
Экипаж гвардейского ракетного крейсера «Варяг» и гюйс его героического предшественника встречали командование флотом, представители администрации города, общественных организаций. В строю личного состава бригады противолодочных кораблей был и экипаж БПК «Адмирал Виноградов». Для личного состава корабля это мероприятие было особенным.


     Как только легендарный гюйс установили перед строем противолодочников, начались торжественные проводы очередного отряда кораблей, направлявшегося в район Африканского Рога (Аденский залив) для выполнения задач безопасности судоходства. Это был пятый по счёту отряд кораблей ТОФ, сформированный для выполнения задач антипиратской деятельности. И возглавить его было доверено экипажу большого противолодочного корабля «Адмирал Виноградов». Овеянные славой Андреевского флага, противолодочники, полные решимости отлично выполнить поставленную перед ними задачу, уходили в Аденский залив.
     Спустя полгода отряд возвратился к родным берегам. За кормой остались тысячи пройденных миль, сотни проведённых судов. Каким этот поход был для экипажа и отряда кораблей? Какова цена приобретённого опыта?
     Об этом и других аспектах походной жизни – беседа с командиром отряда – начальником штаба бригады противолодочных кораблей капитаном 1 ранга И. Ковалёвым, командиром БПК «Адмирал Виноградов» капитаном 1 ранга
     П. Подкопайло и помощником командира корабля по работе с личным составом капитаном 2 ранга С. Юковым.
     Начальник штаба бригады – командир отряда кораблей капитан 1 ранга Иван Ковалёв:
     – Первый раз в Аденский залив я ходил в должности начальника походного штаба с первым отрядом кораблей Тихоокеанского флота. А второй раз пошёл уже командиром отряда. Хотя для бригады это был пятый отряд.
     Идти было уже несложно. Знал, что нас может ожидать и в какие ситуации можно попасть. Когда шли первый раз, толком не знали, что там происходит. Ведь по жизни бывает так: сколько бы ты о районе выполнения задачи ни читал, пока своими глазами не увидишь, осмыслить картину происходящего сложно. Соответственно, когда пошёл командиром отряда, было с чем сравнивать, была возможность всё анализировать, да и ответственность на плечи легла иная. В этот раз я отвечал за весь отряд.
     Считаю, что все задачи, которые нам были поставлены командованием, выполнены в полном объёме, со всем мы справились. И экипаж БПК, и экипаж танкера. Прекрасно проявили себя капитан танкера Василий Михайлович Шиляев, его первый помощник Андрей Васильевич Марченко, механик Филиппов и другие. Что касается экипажа буксира, так они впервые ходили так далеко и на такой большой срок. Капитан Игорь Михайлович Фомин отлично справился со всем, что полагалось. Молодцы. У меня, как командира отряда, не возникали вопросы по взаимодействию с кораблями отряда, не было недопонимания с командирами. Каждый знал свою роль, своё место в отряде, свои функции.
     Напряжение во время несения боевой службы в Аденском заливе чувствовалось постоянно. Было много сигналов, нередко кто-то из идущих в этом районе судов подавал SOS. Надо было торопиться к ним. Мы и вертолёт поднимали неоднократно, спеша на помощь. Правда, обошлись без применения оружия.
     Неплохо было налажено взаимодействие и с иностранными кораблями, патрулирующими этот водный район. Мы обменивались с ними информацией.
     Три соединения иностранных государств действуют в районе. Мы достаточно слаженно взаимодействовали со 151-м и 508-м оперативными соединениями ВМС НАТО и 485-й оперативной группой Евросоюза. Я встречался с двумя командующими этих групп – испанским контр-адмиралом Хуаном Родригесом и голландским контр-адмиралом Майклом Хиджмансом. На рабочих встречах уточнили организацию взаимодействия, возможный порядок взаимопомощи. Но выполняли мы указания только Главного штаба ВМФ.
     Было несколько заходов в иностранные порты – на Сейшелы, в Шри-Ланку. Как раз отмечалось 60-летие военно-морских сил этого государства. Достойно представили нашу страну. Хочу особые слова благодарности выразить всему составу российского дипломатического корпуса и военного атташата в тех странах, куда мы заходили. Очень тепло нас встречали, оказывали помощь, мы не чувствовали себя брошенными. Корабль посетило много не только иностранных гостей, но и наших соотечественников, проживающих в тех краях. Экипаж подготовился к встрече всесторонне.
     По результатам похода особую благодарность хочу выразить походному штабу. Отдельно – его начальнику капитану 2 ранга Виталию Леонидовичу Дудину, заместителю по электромеханической части капитану 1 ранга Валерию Викторовичу Самодаеву. На их плечах лежала огромная ответственность. Искреннее спасибо флагманскому штурману капитану 3 ранга Виталию Алексеевичу Маценко, начальнику командного пункта – флагманскому минёру бригады капитану
     2 ранга Владиславу Николаевичу Буравлеву, флагманскому связисту капитану 2 ранга Владимиру Владимировичу Подкорытову.
     Поход был трудным с точки зрения его продолжительности: мы уходили на один срок, а пришлось провести в море гораздо дольше. В новой истории российского Военно-морского флота столь продолжительных походов ещё не было. Не знаю по количеству пройденных миль, но по времени – это точно. Хотя, по моему мнению, это был рядовой поход.
     И ещё хочу добавить. Подвиги бывают не каждый день, а всё, что мы делаем, достигается тяжёлой, кропотливой, ежедневной работой. Результат виден не сразу и не всегда. Главное, чего мы добиваемся в таких походах, – это морская практика. Не только матросы, но и молодые лейтенанты вплотную видят открытый океан, проходят его испытания. Меня радует, что на командирские мостики в ближайшем будущем взойдут люди, которые не понаслышке знают, что такое боевая служба, дальний океанский поход. Поэтому ряд наших офицеров представлены к государственным наградам.
     Командир БПК «Адмирал Виноградов» капитан 1 ранга Пётр Подкопайло:
     – В Аденский залив мы ходили во второй раз. В первый поход шли, мало что зная об условиях выполнения поставленной задачи. В этот раз, учитывая опыт прошлого похода, старались предусмотреть многие нюансы. Однако всего не предусмотришь. Так и получилось. Поход был самым длительным.
     При отсутствии среднего ремонта на корабле благодаря энтузиазму личного состава и его заботе о материальной части корабля техника нас в условиях особой напряжённости не подводила. Корабль вернулся домой технически исправным, включая все комплексы оружия.
     Вышел в море – будь готов ко всяким неожиданностям как со стороны природы, так и со стороны техники. Об этом в экипаже помнят и знают. В этот раз нам снова, как и в прошлом походе, пришлось собственными силами производить замену шино-
     пневматической муфты. Такие работы проводятся только в заводских условиях. В случае невозможности исправления поломки корабль мог лишиться одного двигателя. А на одном далеко не пойдёшь. Уложились с ремонтом в походных условиях в пятидневный срок. Благодаря опыту командира электромеханической боевой части капитана 2 ранга Артура Головащенко. Большую помощь при этом оказал капитан 1 ранга Валерий Самодаев. Прошлый раз выручили моряки-североморцы с БПК «Адмирал Левченко», передавшие нам резервную муфту. А в этот раз взяли с собой запасную. Пригодилась.
     Особо хочу отметить отличные действия в походе старшего помощника командира корабля капитана 2 ранга Олега Пузина, помощника командира корабля капитан-лейтенанта Александра Матвеева, командира БЧ-5 капитана 2 ранга Артура Головащенко, командира дивизиона движения капитан-лейтенанта Александра Полищукова, командира машинной группы старшего лейтенанта Игоря Сушкова, командира ЗРБ капитан-лейтенанта Дмитрия Тихомирова, командира группы старшего лейтенанта Василия Рыкова, старшины трюмной команды мичмана Валентина Ушакова, старшины команды электриков мичмана Владислава Кочерги... Перечислять можно весь экипаж.
     Мелкий ремонт производили на разных агрегатах и механизмах. Ничего в этом страшного нет. Техника в постоянной работе, а значит, что-то да может выйти из строя, поизноситься.
     Учтя предыдущие походы, в этот раз мы установили дополнительные кондиционеры, и личному составу были созданы комфортные условия пребывания в походе.
     В целом же экипаж и сегодня готов выйти в море для отработки любой задачи.
     Заместитель командира корабля по работе с личным составом капитан 2 ранга Сергей Юков:
     – В походе мы были ровно шесть месяцев. В постсоветское время это первый столь длительный поход. Мы были готовы к любым неожиданностям. Ошибки первого похода были учтены полностью. Дополнительно приобретённые кондиционеры позволили экипажу легче пережить трудности, связанные с жарой.
     В этот раз впервые с нами в поход пошёл священнослужитель отец Александр. Что это дало? Он постоянно беседовал с личным составом, проводил воскресные проповеди на вертолётной площадке. Это были непринудительные мероприятия. Проповеди содержали азы вероисповедания.
     Во время прохода Цусимы была проведена не только церемония возложения венков на воду, но и панихида по погибшим. У берегов Шри-Ланки в Индийском океане прошло крещение ряда православных моряков. Пока мы месяц шли до этого места, таковых набралось более двух десятков. На юте была выставлена большая бадья, в ней и происходило крещение. К священнику постоянно обращались военнослужащие по разным житейским вопросам.
     На первую боевую службу в Аденский залив в 2008–2009 годах было указание брать только матросов контрактной службы. Но у нас на корабле служили 20 матросов по призыву, которые не хотели уходить с корабля. Подавали рапорта с просьбой оставить их в экипаже, разрешить идти на боевую службу. Командир корабля взял на себя ответственность и разрешил им остаться. В них мы не разочаровались. Во второй поход мы уже брали с собой 60 матросов срочной службы. Никто из командования вышестоящих штабов этому не препятствовал.
     Второй раз подряд встретили Новый год в походе. Причём в этот раз, сопровождая караван судов в Аденском заливе. Праздничное мероприятие пришлось несколько ограничить. Но поздравление Президента РФ личный состав услышал в прямом эфире на большом экране. Каждый из экипажа корабля и прикомандированного личного состава не был обойдён вниманием Деда Мороза и получил персональный подарок. Об этом мы позаботились ещё в базе. Большую помощь при этом нам оказал отдел по делам молодёжи администрации Владивостока.
     Постоянно поздравляли всех, у кого был день рождения. За месяц до выхода в море собрали по возможности видеозаписи поздравлений от родных и близких и в день рождения поздравляли именинника. В обязательном порядке для каждого выпекали пирог. Даже если было в один день несколько таких, каждому командир корабля вручал пирог и памятный адрес. Отмечу, что современные способы связи позволяют оживлять воспитательную работу.
     Выпускали по необходимости радиогазету, используя и новости, присланные пресс-службой флота. Каждый выходной и праздничный день организовывали переговоры с родными и близкими через спутниковый телефон. Нам звонили родители матросов и офицеров, жёны. Они могли нам позвонить в любое время и пригласить любимого и родного человека к телефону.
     Через месяц похода состоялся официальный визит на Шри-Ланку в порт Коломбо. Республика праздновала 60-летие образования своих ВМС. Приняли нас очень доброжелательно. Приглашали на все мероприятия. Организовали хорошую концертную программу. Радушие было неподдельное.
     Устраивали вечеринки – офицерские и матросские. Братья-близнецы Скабёлкины на одной такой вечеринке вышли на сцену, взяли гитары и исполнили песни. Это произвело впечатление. На вечеринке были матросы ВМС разных стран, приглашённых на торжества. С нашими матросами охотно фотографировались все участники вечеринки.
     Был заход на Сейшельские острова. Стояли там всего три дня. Удивило обилие русских, славян. Наша диаспора там обширная.
     На обратном пути зашли во Вьетнам. Как раз накануне празднования Дня Победы. Мы первый экипаж, отмечавший этот праздник в иностранном порту, в Дананге.
     Первая и вторая боевые службы проходили почти в одно и то же время года. Дважды в походных условиях нам пришлось отмечать день рождения корабля. 22 года для корабля, выходит, не возраст. Корабль выполняет поставленные ему задачи, не стоит у причальной стенки. Находится на боевом посту.
     Морально-психологическое состояние матроса было в центре внимания. После изнурительной вахты ему следовало хорошо отдохнуть. И об этом заботились офицеры и мичманы. Организовывали просмотры художественных фильмов. Особой популярностью пользовалась корабельная библиотека. Почти шестьсот книг было выдано офицерам и матросам за полгода. Экипаж чувствовал потребность в пополнении знаний через литературу. Много в выходные дни было соревнований по шахматам, шашкам, домино. А волейбол был настолько популярен, что потеряли шесть мячей за поход. Мяч привязывали леской, чтобы не улетел за борт. Не помогало...
     Говоря о завершившемся пятом походе отряда кораблей Тихоокеанского флота в район Африканского Рога, многократно приходится применять слова «впервые» или «первый». И это не случайно. Корабль из 186 суток боевой службы 159 находился на ходу. Около 35 тысяч морских миль пройдено. Из них половину, сопровождая караваны судов.
     Впервые отряд кораблей возглавлял капитан 2 ранга (недавно, уже после похода И. Ковалёв получил очередное звание капитан 1 ранга). И справился он с этой задачей отлично. Молодо – не зелено.
     И самое главное: для многих матросов, старшин и молодых офицеров корабля этот поход был первым в их жизни испытанием океаном. И выдержали они его с достоинством и честью.

     

     

     На снимке: БПК «Адмирал Виноградов».



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex