на главную страницу

12 Октября 2011 года

Специальный репортаж

Среда

Версия для печати

Когда выстрел – искусство

Юрий БОРОДИН, «Красная звезда».
Фото автора.



Краснодарский край, как регион, рождает множество ассоциаций. Например, с популярной курортной зоной. Впрочем, снайперы подразделений специального назначения при упоминании Кубани представляют отнюдь не беспечный отдых у моря или в горах, а сложные состязания в профессиональном мастерстве. Уже 9-й раз на кубанской земле проходят международные соревнования снайперских пар подразделений спецназначения, посвящённые памяти Виктора Лисовского.

     
Предыстория


     Не первый год эти соревнования проводятся вблизи города Абинск. И это стало не просто доброй традицией. Дело в том, что одним из основных инициаторов и организаторов состязаний выступает Управление ФСБ России по Краснодарскому краю. Кроме того, среди устроителей этого мероприятия – Ассоциация ветеранов подразделения антитеррора «АЛЬФА-Краснодар», Краснодарское отделение ОСОО «Федерации практической стрельбы России» и ООО «Стрелок». Не случайно и то, что турнир носит имя Виктора Лисовского – сотрудника региональной службы специального назначения Управления ФСБ России по Краснодарскому краю. Знавшие этого офицера снайперы говорят, что стрелял он божественно. В его биографии значились не только победы в различных первенствах, но и выполнение боевых задач. В том числе в ходе боевых действий в Афганистане и на Северном Кавказе. После трагической гибели Виктора Лисовского, который стоял у истоков подобных профессиональных состязаний, международные соревнования в Краснодарском крае стали посвящаться именно этому офицеру.
     ...О работе снайперов большинство из нас знает по фильмам. Да ещё из книг. Известные снайперы периода Великой Отечественной войны Василий Зайцев, Николай Ильин, Афанасий Гордиенко внесли свой весомый личный вклад в Победу. Они наносили ощутимый урон противнику, вселяли в его военнослужащих панику и страх, подчас даже срывали вражеские атаки. Сегодня задачи у снайперов, особенно из подразделений специального назначения, ещё более серьёзные. Иногда даже точный выстрел снайпера может обеспечить успех в сложной спецоперации. И это, как никто другой, осознавал Виктор Лисовский, считавший, что обмен опытом между коллегами из разных подразделений, силовых структур и даже стран будет весьма полезным.
     В 1997 году на Кубани были проведены первые соревнования такого рода. Тогда, правда, они имели значительно меньший размах и не столь весомый статус – продемонстрировать своё мастерство приехали 15 снайперских пар спецподразделений ФСБ, Минобороны, МВД, внутренних войск МВД и ФСНП. Причём именно только базирующихся в Северо-Кавказском регионе. Однако организаторов состязания это не смутило. Было очевидно: со своей задумкой Виктор Лисовский и его единомышленники попали в десятку. Соревнованиям был дан зелёный свет. И на следующий год мериться силами собрались уже 30 российских команд.
     После трагической гибели Виктора Лисовского оргкомитет принял решение сделать эти соревнования традиционными и проводить их раз в два года. Главным организатором стал Дмитрий Едалин – энтузиаст снайперского дела и единомышленник Виктора Лисовского. В 2001 году для участия в соревнованиях были поданы заявки и от представителей стран ближнего зарубежья. Впоследствии Белоруссия, Украина и Казахстан стали традиционными соперниками снайперов российских команд. В 2007 году на Кубань прибыли снайперы уже не только из ближнего, но и из дальнего зарубежья: США, Израиля, Болгарии. Ещё годом позже на других посмотреть и себя показать пожелали команды из Норвегии и Венесуэлы.
     Выполнять упражнения участникам соревнований приходится на различных участках горно-лесистой местности. Нужно подчеркнуть, что ничего подобного ни в нашей стране, ни где-либо за рубежом, за исключением США, не проводится. На других континентах снайперы «выясняют отношения» между собой исключительно на стрельбище. При этом отсутствует какой-либо тактический фон. Проще говоря, за рубежом предпочитают стандартный набор полицейских упражнений. В том числе и поэтому кубанские соревнования привлекают к себе особо пристальное внимание профессионалов.
     Вот и в нынешнем году выясняли, кто же лучший, 52 команды. Среди них три новичка – команды антитеррористического подразделения МВД Сербии, антитеррористического подразделения Республики Венгрия и специального полицейского департамента управления общественной безопасности по г. Шанхаю. От Вооружённых Сил России были снайперы ВДВ, армейского спецназа и Черноморского флота. Впрочем, традиционно наиболее активно в соревнованиях были задействованы сотрудники центральных и региональных подразделений ФСБ.
     
Не белке в глаз,
     а террористу в лоб

     Как отметил в разговоре с корреспондентом «Красной звезды» Дмитрий Едалин, в этот раз было немало нового. Помимо уже сказанного о приезде снайперов из Сербии, Венгрии и Китая, заметно усилились команды Минобороны и ФСБ России. Это особенно ощущалось при выполнении стрельб на дальние дистанции. Появились и новые упражнения, в том числе имеющие практическую направленность. Не случайно многие бойцы полицейских и антитеррористических подразделений чувствовали некоторую растерянность при выполнении специфических упражнений, требующих искусной маскировки и многого другого. Представители сербской команды признались, что на столь длинные дистанции стреляют впервые. «Наш полигон позволяет поражать мишени лишь на расстоянии 300-500 м, а здесь и 600, и 1.000, – отмечали они. – Но опыт этот очень полезен. Постараемся и в следующий раз приехать. Тем более что Россия нам вторая родина».
     Совершенствуются и принципы судейства. Оно становится всё более беспристрастным и объективным.
     Программа соревнований снайперских пар в этот раз состояла из следующих этапов: «Группа полицейских упражнений», «Группа ночных упражнений», «Группа упражнений стрельбы на дальние дистанции», «Искусство маскировки», «Специфика боевой работы снайпера» и упражнения по практической стрельбе I.P.S.C. К состязаниям допускались штатные и нештатные снайперы антитеррористических и специальных воинских подразделений. Причём ни возраст, ни звания, ни какие-либо регалии роли не играли. Каждый стрелок должен был иметь в своём арсенале снайперскую винтовку калибром до 9 мм, патроны, средства связи, компас или другие приборы для ориентирования на местности, специальный маскировочный костюм, коврик для стрельбы, нож, камуфляж оружия, часы, фонарь, флягу для воды, тактический грим. Всё это тоже скрупулёзно оценивалось судьями. Стоит подчеркнуть и то, что соревнования проводятся при любой погоде, в том числе на ветру, под дождём и в тумане.
     Первыми проходили состязания в «Группе полицейских упражнений». Снайперским парам предстояло поразить специальные мишени, имитирующие террористов и заложников. Стрелки должны были попасть в цель с дистанции в несколько сотен метров, не в заложника. Сложность этого упражнения в ограниченном времени на стрельбу и количестве выстрелов. К тому же злоумышленника следовало поразить в жизненно важные органы. Наиболее успешно с этим заданием справились сотрудники УФСБ России по Краснодарскому краю. Вслед за ними по количеству набранных очков шли снайперы из армейского спецназа и украинская «Омега».
     Следующим было упражнение по программе I.P.S.C. Обычно для его выполнения используются декорации зданий, сооружений, мебели, транспортных средств. Иными словами, создаются модели реальных ситуаций для боевого применения огнестрельного оружия. Так было и в этот раз. Приходилось демонстрировать поистине чудеса владения снайперской винтовкой. И вновь краснодарцы были лучшими.
     Особым состязанием, отличающим эти соревнования от спортивных чемпионатов среди полицейских снайперов, является СБРС – «Специфика боевой работы снайпера». Это комплексное упражнение наиболее тесно связано с реальным боевым опытом спецназа. Суть СБРС в том, что по ночной тревоге снайперов вывозят на машинах в горно-лесистую местность на точку старта. Оттуда с интервалом в 15 минут снайперские пары уходят на многокилометровый горный маршрут, получив перед убытием карту и боевую задачу. Каждой из них необходимо, точно сориентировавшись на незнакомой местности, добраться до указанного района, где ожидается сбор «главарей террористических групп», и уничтожить их. По пути они должны выйти в горах на связника, который передаст им фотографии подлежащих уничтожению «террористов» находящихся в банде (их восемь) и четырёх агентов спецслужб. То есть, поражая цели, снайперы должны прежде всего идентифицировать их. За ошибочное поражение «агента» начисляются штрафные баллы. Наказания следуют также за нарушение мер безопасности, лишние выстрелы, обнаружение себя во время следования по маршруту и многое другое. Снайперов реально подстерегают засады, патрули, блокпосты, а роль противника выполняют столь же опытные коллеги-спецназовцы. К тому же на пути следования снайперов устанавливаются «мины».
     Несмотря на эти сложности, иностранные команды всегда с удовольствием принимают участие в этом состязании. Ведь именно в ходе выполнения этого упражнения участники получают колоссальный практический опыт боевой (полевой) работы.
     В этот раз наряду с краснодарцами отлично зарекомендовали себя бойцы из Управления «А» ЦСН ФСБ России, ЦСО «А» СБ Украины, Службы «Арыстан» КНБ Републики Казахстан и СБП (г. Москва).
     На этапе состязаний «Искусство маскировки» основным критерием оценки стали не зачётные попадания и время стрельбы, хотя без них и на этом этапе состязаний не обошлось, а умение за четыре часа замаскироваться на ограниченном участке местности. А ещё продемонстрировать приёмы, повышающие живучесть снайперской пары, незаметно и тактически грамотно покинуть свою позицию после стрельбы. Во избежание субъективизма при судействе снайперы, скрывающиеся в своих укрытиях, были до поры до времени обезличены. Этап состязаний «Искусство маскировки» – один из немногих, когда снайперы учатся друг у друга искусству быть невидимым для врага. На нынешних соревнованиях этому умению можно и нужно было поучиться у военнослужащих армейского спецназа. Оно и понятно: кому, как не им, уметь «растворяться» в чистом поле.
     Последний этап соревнования – «Снайперская дуэль» – стал не только одним из самых зрелищных, но и наиболее полно раскрывающим профессиональное мастерство снайперской пары. В этом упражнении успех решали быстрота, твёрдость руки и верность глаза, а ещё психическая устойчивость и физическая выносливость. Почти весь световой день снайперы выясняли, кто же из них «круче». Финал, к слову, был очень «жарким». До последнего не было ясно, кто станет победителем в этой борьбе снайперских пар. В итоге вновь лучшими были признаны представители краснодарского Управления ФСБ России. В затылок им, как и при выполнении группы упражнений I.P.S.C., дышали бойцы ВДВ. Первые одержали 7 побед в подгруппе и 10 в финале, вторые – 10 в подгруппе и 8 в финале.
     Что касается общих итогов соревнования, то 1-е место по праву досталось сотрудникам УФСБ России по Краснодарскому краю. Это их «дубль» на состязаниях. Вторыми были военнослужащие 45-го гвардейского разведывательного полка ВДВ. А замкнули тройку лидеров снайперы из службы безопасности президента Украины управления госбезопасности Украины.
     
Чтобы не краснеть
     за винтовку

     В ходе соревнования удалось пообщаться с представителями многих команд, в том числе и Минобороны России. В первую очередь меня интересовали проблемные моменты. А они, к сожалению, имеются. И первый из них – участие команд военного ведомства в этих или подобных состязаниях. Дело в том, что приглашения рассылаются антитеррористическими или полицейскими ведомствами (для кубанских соревнований – ФСБ России). На что и обращает внимание командование армейских структур, заявляя, что, мол, это не наше мероприятие, зачем же нам выставлять свои команды. Порой приходится проявлять недюжие усилия, чтобы решить вопрос об участии в таких состязаниях.
     Не меньше проблем возникает и с подготовкой команд. С одной стороны, в армии идёт усиление снайперского звена, а с другой – никто толком не знает, что с ним делать. Ведь до сих пор нет ни наставлений, ни курса стрельб, ни рекомендаций по подготовке и использованию армейских снайперов. В итоге занятия идут везде по-разному. А что касается профессионалов высокого класса, то подчас на основе личной инициативы.
     Не могут не беспокоить и вопросы профессионального оснащения снайперов в соединениях и частях Вооружённых Сил. К примеру, армейский спецназ в своё время получил на вооружение высококлассное импортное вооружение. Но боеприпасы к нему, которые очень капризны к перепадам температуры и влажности, хранятся на обычных складах. В итоге – дорогостоящие патроны на стрельбище ведут себя весьма непредсказуемо. И ладно, если это лишь учебный бой. А если реальная операция, где от успеха одного выстрела зависит многое, в том числе и жизни спецназовцев? Снайперы армейского спецназа говорят о том, что было бы правильно закупить оборудование для самостоятельной сборки боеприпасов. Как это делается в других подразделениях специального назначения.
     Не до конца решён вопрос и по спецоборудованию. В арсенале спецназа, к примеру, есть баллистические калькуляторы. Но программное оборудование к ним офицеры ищут самостоятельно. К тому же выходящая из строя аппаратура не ремонтируется и не обновляется.
     
Винтовки будущего

     В отличие от прошлых лет в этот раз на соревнованиях практически не было оружейников. Руководство российских предприятий, занимающихся изготовлением огнестрельного оружия, проигнорировало это мероприятие. А ведь была возможность не только показать свой товар лицом, в том числе и специалистам из других стран, но и выслушать их пожелания и комментарии по поводу их изделий. Исключение – группа компаний ООО «Промтехнология», представившая свою винтовку Т-5000 калибра 338 Lapua Magnum.
     СПРАВКА
     Несколько выдержек из ТТХ: дистанция стрельбы до 1.500 м, трёхсоставная алюминиевая ложа, складной приклад на магнитном фиксаторе, регулируемые ход и усилие спускового механизма, продольно-скользящий затвор поворотного типа, регулируемые щека и тыльник приклада.

     Участники соревнований с интересом осматривали представленный образец и пробовали его в деле. Похвалы звучали часто. Решил протестировать винтовку и я. Несмотря на то что у меня не очень хорошее зрение и отсутствуют навыки стрельбы с помощью оптического прицела, мишень была поражена всеми 10 пулями очень кучно. Кроме того, я почти не чувствовал отдачи при стрельбе. Понравилось и «поведение» затвора и спускового механизма. Как знать, может когда-нибудь эти оружейные системы ORSIS будут использоваться и нашими подразделениями специального назначения, в том числе и армейскими. Ведь традиционная СВД не способна решать все встающие перед снайперами спецназа задачи, особенно на дальних дистанциях. В ходе этого соревнования лишь одна команда – представители Черноморского флота – использовала это оружие. Многие их коллеги подходили к ним, для того чтобы вблизи посмотреть на этот снайперский раритет. СВД периодически капризничала: были проблемы с затвором. Неудивительно, что один из её владельцев признался корреспонденту «Красной звезды», что планирует оформить кредит и купить более надёжное оружие, чтобы через два года не нервничать и не краснеть за не слишком высокие результаты стрельбы.
     
Расстаёмся для будущих встреч

     Соревнование подошло к концу. Затихли выстрелы над полигоном, винтовки уютно улеглись в свои кофры, снайперы сняли с себя пропитанное пылью и потом обмундирование. В этот день они стояли в едином строю. И уже договаривались, что через два года вновь приедут на Кубань. Скорее всего, вновь в Абинск. Федерация практической стрельбы Краснодарского края намеревается создать здесь стрелковый центр, аналогов которому в Европе не будет.
     Участников соревнования с успешным его завершением поздравляли многие официальные лица. В том числе легендарные спецназовцы, такие как Герой Советского Союза генерал-майор Виталий Бубенин – первый командир спецподразделения «Альфа» КГБ СССР, полковник Геннадий Кузнецов – первый командир группы «А» в Краснодаре, ветеран спецподразделения капитан Сергей Боглов, получивший при штурме высотного здания в Грозном тяжелейшее ранение в голову, но вопреки всему выживший. А ещё – вдова Виктора Лисовского Лейла и их сын Никита, которому наряду с победителями состязания было доверено спустить флаг. Выступавшие в поздравлениях подчёркивали: нет преступления без наказания. В отношении террористов приводить его в исполнение часто выпадает именно снайперам. И то, что они отлично знают своё дело, надёжно стоят на рубеже добра и зла, позволяет всем нам спокойно жить и трудиться.
     Звучали поздравления и от спонсоров этого соревнования – компаний «Горячий ключ – Аква» и ООО «Промтехнология». Руководитель последней Дмитрий Семизоров (тоже в прошлом сотрудник спецподразделения ФСБ России) вручил победителям денежные призы и сертификаты на приобретение и ремонт их оружия и снаряжения. А члены военно-патриотического клуба (руководитель воин-афганец Сергей Боровик) продемонстрировали гостям реконструкцию – эпизод боестолкновения между советскими воинами и немцами в годы Великой Отечественной войны в этих местах.
     К сожалению, у террористов нет выходных, их надо держать под присмотром. Поэтому на церемонии награждения отсутствовали команды из Управления «А» ЦСН ФСБ России и УФСБ России по Краснодарскому краю. Они оперативно выехали на выполнение боевых задач. Впрочем, и многим другим их коллегам уже вскоре предстоит противостоять злу. Дай Бог, чтобы из любых поединков они всегда выходили победителями.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex