на главную страницу

12 Октября 2011 года

Без камуфляжа

Среда

Версия для печати

Народная артистка России Нина УСАТОВА: «Команду «Огонь!» подать непросто...»

Олег ПОЧИНЮК, «Красная звезда».
Фото автора.



В Петропавловской крепости друзья народной артистки России Нины Усатовой (на снимке) в разговоре с ней недоумевали: «Зачем тебе стрелять из орудия? Можно и без этого обойтись в юбилей»... На что она отвечала коротко: «Такое бывает раз в жизни - для всего Петербурга дать полуденный выстрел!» Первый вопрос после ритуала был, конечно же, о впечатлении.


     - Нина Николаевна, прежде не занимались огневой подготовкой? Или же опыт имелся?
     - Небольшой. Недавно в восьмисерийном российско-украинском фильме «Баллада о бомбере» (он о фронтовом лётчике командире авиаполка Николае Богданове) сыграла роль женщины - командира партизанского отряда. Его премьера прошла в этом году по Первому каналу перед Днём Победы. Так вот в финале фильма, когда партизаны атакуют немецкий аэродром, я должна была подать команду «Огонь!». Боялась не грохота, а только одного: поверят мне зрители или нет? Ведь эту команду произносит женщина, а дело-то мужское.
     А тут, когда мне самой скомандовали «Огонь!», рука не дрогнула... Хотя накануне так волновалась, что заснуть не могла! Могла ли я, простая девчонка-сибирячка, представить, что мне будет когда-нибудь оказана такая честь! Словом, этот выстрел отозвался счастливой дрожью в моём сердце.
     - Помните свой самый смелый поступок в жизни?
     - Даже не знаю, что ответить... Если задуматься серьёзно, то такие, конечно, были. Но все смелые поступки легко забываются. Обычно в них смелость сочетается с какой-то ответственностью: это было очень нужно сделать, требовалось преодолеть какие-то преграды. Были такие поступки и в моей личной жизни. У каждого человека они есть. Меня смелости учили мои «сильные» героини. Без них я вряд ли смогла бы преодолеть робость в каких-то критических ситуациях, когда надо было пойти напролом, совершить тот самый сильный поступок.
     - В вашей фильмографии столько ролей настоящих народных героинь, которым, как вы говорите, люди верят. Где корни такой веры?
     - Просто всегда очень хочу, чтобы мне поверили. А дальше всё решает зритель.
     До поступления прошла хорошую школу жизни. Пять лет поступала в Театральное училище имени Б.В. Щукина, знаменитую «Щуку» при Государственном академическом театре им. Е. Вахтангова. Каждый раз мне говорили: типаж не тот. А я на следующий год упрямо учила стихи, прозу, басню и снова шла. Мне говорили: отдай документы в Щепкинское училище или ГИТИС. Но так бредила Вахтанговcким театром, что для меня не существовало какой-то иной дороги. Ночевала на вокзале - у меня не было в Москве ни друзей, ни знакомых. Снимала у бабушек какие-то углы с одной койкой. Потом уехала в Подмосковье, работала на фабрике и ездила каждый выходной в Москву, чтобы посмотреть любимый театр...
     - Не секрет, что вы народная любимица и 1 октября - в день вашего юбилея - вас поздравили очень многие. Это как-то ощущаете в повседневной жизни?
     - Расскажу лишь об одном случае. Едем как-то в поезде из Владивостока в Благовещенск. В ресторане работает пожилая женщина Зина. Мы заказали у неё что-то поесть и попросили что-то нам на завтрак приготовить. Она говорит: всё будет. Утром сама приходит к нам, приносит бутылки с мёдом и так по-свойски их всем раздаривает. Мы отказывались, но она, что называется, дарила от любви. Даже становится неловко, но от таких встреч подпитываешься душевными силами...
     - Были предложения режиссёров, которые вызвали у вас удивление?
     - Не столько сама роль, сколько формулировка, с которой общались. От Павла Лунгина приехала помощник режиссёра Татьяна Максакова и сказала: «Нина, мы снимаем сериал по мотивам произведений Гоголя «Дело о мёртвых душах» и тут есть женские роли». Ну, думаю, кого же мне предложат? Наверное, какую-нибудь старуху-процентщицу. Но Татьяна говорит: «Лунгин, сказал, что тебе, Нина, готов предоставить любую женскую роль на выбор - их там больше десятка!» Это был единственный случай, когда такое предложение - любую на выбор. Сыграла там жену губернатора...
     А вообще мне везло с режиссёрами: Александр Прошкин («Холодное лето пятьдесят третьего»), Владимир Хотиненко («Мусульманин»), Юрий Мамин («Фонтан» и «Окно в Париж») - перечислять можно долго.
     - Что-то новое увидим на телеэкране?
     - Скоро выйдут два фильма с моим участием, окончательные названия которых ещё не определены. Один из них - «Горелково-ТВ» снимали в старинном русском посёлке Борисоглебске на Ярославщине. Моим партнёром был замечательный актёр Володя Ильин. Режиссёр - Евгений Серов.
     - Вы часто гастролируете по отдалённым уголкам России. В одном из интервью ваша коллега Татьяна Васильева сказала, что антреприза - это труд, умноженный ещё в десять раз...
     - Это действительно так. Где-то в глубинке выходишь из поезда и иногда сразу надо на площадку. И нужно быть на том же уровне, на каком ты обязан быть. Ведь никого не интересует твоё самочувствие: люди приобрели билеты, они хотят видеть тебя здоровой, красивой и в форме. Ты обязана быть такой!
     - Коль речь зашла о семье. Ваш сын не пошёл по стопам мамы?
     - Когда-то, посмотрев один из милицейских сериалов, Николай решил пойти учиться на юриста в Санкт-Петербургский государственный университет. Сейчас он работает в одной из лучших петербургских адвокатских фирм, занимается гражданскими делами. Ради того, чтобы увидеть, как мама стреляет из пушки в Петропавловке, Николай отпросился с работы и ещё пригласил к орудию нескольких своих близких друзей. Мне было так приятно, что такая дружная, весёлая и энергичная компания пришла ко мне с цветами и добрыми словами.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex