на главную страницу

19 Октября 2011 года

ВВС России: век XXI

Среда

Версия для печати

Гвардейцы Померанской

Александр ХРОЛЕНКО, «Красная звезда».
  Фото автора.



     Гвардейская Борисовская, Померанская, дважды Краснознамённая, ордена Суворова авиабаза создана в октябре 2009 года. В соединение нового облика вошли авиационные части Западного военного округа, дислоцированные практически на всей европейской части России - от Карелии, Мурманской и Архангельской областей на севере до Воронежской и Курской областей на юге. Авиабаза располагает истребительной, бомбардировочной, разведывательной, транспортной, армейской, морской штурмовой авиацией и авиацией специального назначения.
     Перспективный облик базы определён, и преобразования продолжаются. В течение нескольких лет обновятся инфраструктура и боевая техника, база станет компактнее, управление ею - эффективнее. На аэродроме Балтимор планируется строительство большого жилого городка.
     Хотя возле наших северных рубежей в настоящее время спокойно, тем не менее авиация дружественной Финляндии ежедневно непосредственно вблизи наших границ выполняет разведывательные и учебно-боевые полёты. А ещё на Севере методично работают разведывательные самолеты НАТО. И дежурным силам ВВС России приходится реагировать на это, находясь в постоянной готовности. Сегодня все соседи на Западе считаются нашими партнёрами, тем не менее они для чего-то держат в приграничной с Россией зоне свыше двух тысяч боевых самолётов...
     СТРУКТУРНО объединённые на огромной территории части базы дистанционно управляемы и достаточно автономны. Боевая подготовка каждой авиационной группы (прежде это были авиаполки) организована, исходя из возможностей и перспектив.
     Лётная подготовка поставлена во главу угла, благо проблема нехватки топлива осталась в прошлом. В результате в среднем получается четыре лётные смены в неделю. Вроде бы немало, но и диапазон задач авиации очень широк. Так что для эффективного владения всеми элементами боевого применения необходимы годы учёбы в небе с использованием проверенного временем метода - от простого к сложному.
     К примеру, каждую весну лётчики сдают на допуск к несению боевого дежурства в форме тактического учения с боевой стрельбой на Ладоге, сбивая воздушные мишени управляемыми ракетами.
     Для того чтобы система боевой подготовки лётчиков была достаточно эффективной, она, по мнению командира авиабазы генерал-майора Канамата Боташева, должна базироваться на трёх приоритетах.
     Индивидуальный уровень обученности военнослужащего гарантирует уверенное исполнение должностных обязанностей и решение поставленных перед ним задач - повседневно, на учениях и в реальной боевой обстановке.
     Успех также обеспечивает сочетание индивидуальной подготовки с общей слаженностью подразделений, даже если они находятся в отрыве от главных сил.
     И ещё летчики должны находиться в постоянной готовности к нанесению удара, уничтожению противника и возвращению на базу с возможностью восстановления боеспособности.
     В последнее время отчётливо обозначилась тенденция интенсификации, усложнения элементов боевой подготовки экипажей по всем направлениям. Кроме нанесения ударов, лётчики успешно осваивают преодоление ПВО противника. В любое время суток, в простых и сложных метеоусловиях учатся уверенно ориентироваться в тактической обстановке, действовать в одиночку и в составе пары, звена, эскадрильи. Для каждого разработано индивидуальное полётное задание. Как правило, для поддержания лётной формы используются большой спектр упражнений в обычных и сложных метеоусловиях, боевое применение бомбардировочного вооружения, неуправляемых и управляемых ракет различного класса с отработкой по месту и времени, во взаимодействии с другими родами и видами Вооружённых Сил. Недавно, например, состоялось совместное с Северным флотом тактическое учение...
     Насколько позволяет география дислокации частей, в дни полётов авиации задачи по предназначению отрабатывают и радиотехнические, и зенитные ракетные войска (в имитационном режиме), которые вместе с авиабазой входят в 1-е командование ВВС и ПВО Западного военного округа.
     Боевая подготовка авиабазы проходит под руководством и контролем командующего войсками Западного военного округа. В составе округа осуществлять совместную подготовку и взаимодействие проще. Прежде много времени и сил отнимали межвидовые согласования.
     Планы основных мероприятий боевой подготовки и её составляющей - лётной подготовки выполняются стабильно: по общему налёту часов, по количеству боевых применений, по подготовке лётного состава. Качественный рост - приоритет, поддерживающий на должном уровне «тонус» соединения, позволяющий выполнить сложные задачи в любых условиях обстановки.
     Так, с учётом предназначения лётчиков-истребителей по несению боевого дежурства авиагруппа полковника Евгения Олейника по итогам прошлого учебного года признана лучшей в ВВС России. И это не единственный пример.
     Растущий уровень подготовки лётного состава позволяет эффективно выполнять задачи плановых учений второго полугодия.
     Хорошей проверкой боеспособности стало прошедшее летом (под руководством заместителя командира авиабазы полковника Сергея Курилова) лётно-тактическое учение на полигоне Алакуртти под Мончегорском (Мурманская область). Лётно-тактическое учение - высшая форма обучения лётного состава. Подобное мероприятие с авиационной группой аэродрома Мончегорск в новом облике проводилось впервые. Трое суток, в три этапа. Лётчики самолётов-разведчиков Су-24МР, МиГ-25РБ, истребителей МиГ-31 успешно выполнили учебно-боевые задачи по воздушной разведке, прикрытию войск с воздуха и уничтожению наземных целей.
     Подтверждением растущего профессионализма стало участие в учении «Центр-2011», совместных учениях с Республикой Казахстан и Республикой Беларусь.
     Так, в ходе российско-казахстанского учения «Шыгыз-2011» пять экипажей Су-24М авиабазы на своих самолётах перебазировались на аэродром Талды-Курган, где в общем замысле участвовали в отражении нападения на Республику Казахстан с нанесением бомбовых ударов по условному противнику.
     Более ранний, однако не менее яркий пример - участие 12 экипажей Су-24М в учении «Восток-2010». Задачи выполняли с перебазированием в течение суток на дальневосточный театр военных действий. Туда и обратно летели с двумя-тремя дозаправками топливом в воздухе...
     СЕГОДНЯ в строю соединения в основном молодые лётчики. Средний возраст - 30 лет, основная категория - капитан. Интенсивные полёты позволяют систематически наращивать классность (в 2010 году средний налёт в соединении достиг 100 часов).
     Прибывающие на авиабазу лейтенанты-выпускники, которые не летали на Су-24М, направляются в Липецкий учебный центр для теоретического переучивания. После сдачи всех зачётов по эксплуатации они допускаются к полётам с инструктором, а по мере роста лётного мастерства - к самостоятельным полётам с последующим освоением всего объёма боевого применения и воздушной навигации. Итогом сложной и многоступенчатой подготовки молодого лётчика становится получение классности.
     Заметных успехов в службе достигли авиационная группа, которой командует полковник Евгений Олейник (Бесовец), и отдельная эскадрилья полковника Андрея Нелаева (Плесецк). Лётчики этих частей имеют средний налёт за полугодие более 45 часов, а лучшие из них проводят в небе до 200 часов в год.
     В соединении служат много образцовых офицеров. Старший штурман авиабазы полковник Юрий Ераховец - генератор нестандартных методов подготовки лётного состава по штурманской службе. Начальник инженерной авиационной службы полковник Юрий Космынин в короткий срок значительно укрепил основы лётной подготовки - исправность и надёжность авиационной техники. Майор Роман Островерхов одним из первых получил допуск на дозаправку топливом в воздухе и прошёл практическое переучивание на Су-34, поступившем на вооружение соединения.
     Четыре лётчика под непосредственным руководством подполковника Эдмона Несговорова впервые подготовлены на дозаправку топливом в воздухе (в Мончегорской авиационной группе).
     Впервые приступили к групповым полётам на самолётах Су-24МР, освоили, получили допуск на дозаправку топливом в воздухе и уже выполнили специальные задачи с применением этого вида подготовки подполковник Максим Юрченков, майор Александр Колебанов, капитан Илья Дыбин.
     Можно отметить и выпускника 2010 года лейтенанта Александра Курганского, который в короткий срок прошёл доподготовку, приступил к полётам на Су-24М, отработал боевое применение на полигоне и практически готов к боевым действиям в дневное время.
     Приходит новое поколение офицеров с хорошим уровнем подготовки, с большим желанием служить. Несмотря на трудности, идёт развитие. Более всего обнадёживает отношение людей к воинскому долгу, несмотря на внушительный перечень трудностей (в связи с недавней передислокацией во многом приходится обустраиваться с нуля). И всё же офицеры служат на совесть.
     Тем временем на базе начинается перевооружение. В 2011 году в составе соединения появятся самолёты Су-34. Перед личным составом авиабазы стоят новые ответственные задачи. Впрочем, военная служба, а в авиации особенно, иной и не мыслится.
     
На снимках: командир авиабазы генерал-майор Канамат БОТАШЕВ; боевая подготовка.




Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex