на главную страницу

19 Октября 2011 года

Офицеры России

Среда

Версия для печати

Командир «Летающего дельфина»

Владимир СОСНИЦКИЙ, «Красная звезда.
  Фото автора.



     Заканчивались вторые сутки специального задания экипажа майора Павла Синёва. За крылом Ан-26 оставалось шесть аэродромов, разбросанных по всей европейской части России, и в гуле усталых двигателей слышалось долгожданное «до-о-м-м-м-о-о-ой!» Но уже на самом подлёте к Каче с крымских степей задул ураганный ветер. «Земля» предложила уйти на запасный аэродром. Командир воздушного корабля и без опроса знал о настроениях в экипаже, но всё же спросил по бортовой связи: «На базу или на запасный?» Единогласное «домой!» совпадало и с его решением. Многотонный Ан заходил на взлётно-посадочную полосу практически боком. С земли могло показаться, что при таком заходе всякое могло случиться. Но командир знал самолёт как свои пять пальцев и в экипаже был уверен как в самом себе. И они посадили крылатую машину на разбушевавшихся семи ветрах безукоризненно. Наблюдавший посадку начальник штаба авиации Черноморского флота только развёл руками: «Ну, асы, ну, трюкачи!» И объявил экипажу благодарность за мастерское владение авиационной техникой, готовность к полётам в сложных погодных условиях. Капитан Виктор Зыбенков в том памятном полёте был помощником командира корабля. Это всего лишь один эпизод из командирской школы, которую довелось ему пройти. А сколько было других не менее сложных испытаний. Ведь капитан Зыбенков шёл к должности командира корабля шестнадцать лет. Тринадцать из них летал «правым» пилотом, был лучшим на этом месте в подразделении, а потом и в части, но оставался кандидатом в командиры корабля. Так уж складывалась судьба: как только начинало светить назначение, случались очередные оргштаты.
     Говорят, только один из двадцати тысяч мальчишек, мечтающих стать лётчиком, реализует свою мечту. Мечта-то заманчива, да только профессия слишком сложна. Виктор Зыбенков стал избранным из тех самых двадцати тысяч, сев за штурвал в пятнадцать лет. И пусть то был штурвал всего лишь спортивного планёра, но небо и полёт были настоящими. И когда в одном из полётов погиб ставивший Виктора «на крыло» тренер Николай Иванович Яковенко, курсант аэроклуба Зыбенков не надломился, лишь ещё твёрже осознал, что небо и есть его судьба. В семнадцать он уже пилотировал спортивный Як и исполнял на нём первые фигуры высшего пилотажа. Мечта становилась явью. И куда она могла привести сына и внука военных авиаторов, выросшего в авиагородках под гул самолётных двигателей? Конечно же в военное авиационное училище. Отец - Владимир Иванович - подсказал Оренбургское, готовившее лётчиков ВМФ, ведь сам он летал командиром на морском бомбардировщике Ту-16.
     Очень точно подмечено: настоящим лидером чаще всего становится тот, кому самому повезло с первым командиром. Лейтенант Виктор Зыбенков получил диплом и офицерский кортик в 1992 году. А назначение у него было на Черноморский флот, который в ту пору оказался в водовороте перемен. И кто знает, как сложилась бы судьба молодого лётчика, не окажись с самого начала в левом кресле его самолёта таких офицеров и командиров с большой буквы, как майор Григорий Красов, подполковник Валерий Цитович, майор Павел Синёв. Совершенно непохожие друг на друга, они каждый по-своему растили в Викторе Зыбенкове истинного пилота, а потом и командира корабля. И надо сказать, учеником он был прилежным. Даже при незначительном налёте умудрился в первые же свои офицерские годы освоить все типы самолётов, стоявших на вооружении транспортной эскадрильи. Сегодня уже в качестве командира корабля Виктор Зыбенков реализует заимствованный у первых наставников принцип, который заключается в том, что научить подчинённого хорошо летать - это полдела. Важно, чтобы он мог самостоятельно принимать верные решения в экстремальных условиях. Ну и, конечно, был человеком ответственным. Особенно важно это для «правого» лётчика. Ведь ответственность за принятое решение - основа основ командирского профессионализма. И этот принцип капитана Зыбенкова выверен более чем двумя тысячами его полётных часов, сотнями образцово выполненных заданий. А задания бывали самыми разными. Неделями транспортники могут работать вдали от аэродрома базирования, ведя кочевую жизнь. И тогда командир экипажа играет роль «батьки»: он и о ночлеге, и о питании подчинённых обязан заботиться, и об их постоянной собранности, готовности к вылету не забывать. Экипаж Зыбенкова отличный. Помощник командира корабля капитан Павел Нисмачный сам успел посидеть в левом кресле, но всё те же оргштатные коррективы заставили его вернуться в правое. Но Павел не унывает, считая, что профессионалы флоту нужны в любом качестве и всегда. Штурман майор Роман Корнеев - один из лучших специалистов части. Борттехник старший лейтенант Эдуард Шеманчук вполне успешно постигает традиции экипажа и старается видавший виды Ан содержать в образцовом состоянии. Под стать ему и бортрадист прапорщик Анатолий Ревута, ответственный за «электроживучесть» корабля.
     - Слаженность и взаимопонимание - результат не только слётанности, но и нашего соседства по офицерскому общежитию, - считает капитан Виктор Зыбенков. - Будни и праздники стали общими даже для наших семей.
     А слаженность очень нужна экипажу черноморского трудяги-транспортника Ан-26. Очень уж часто приходится работать в экстренном режиме переброски людей и грузов, как здесь принято говорить, с «большой земли» и обратно. Причём зачастую под крылом самолёта - море, а полёты над безориентирной местностью особо сложны. Авиаторы, уходя в морской полёт, чётко представляют, что если вдруг придётся катапультироваться, то они окажутся во власти водной стихии, их ждёт борьба за жизнь.
     На борту самолёта капитана Виктора Зыбенкова изображён дельфин - геральдический символ авиации Черноморского флота. И есть у командира корабля что-то неуловимо общее с этим морским обитателем: мудрость во взгляде, родство со стихией. Ведь к трудностям своей профессии Зыбенков относит наличие бесполётных дней. А к радостям - это когда взлетаешь в пасмурную погоду, пробиваешь слой плотной облачности и вырываешься в яркую синеву. В свои сорок он остаётся романтиком. И пусть из наград у капитана есть лишь медали за военную выслугу лет, он считает для себя самой высокой наградой возможность как можно дольше летать. И это замечательно, что у «летающего дельфина» командир с такими духовными установками, с таким отношением к жизни и долгу. И это замечательно, что все в экипаже ему под стать.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex