19 Октября 2011 года |
Национальное достояние |
Среда |
|
||
У нас в стране есть национальные святыни, к которым хотя бы раз в жизни мечтает прикоснуться каждый. Хорошо помню, как в советские времена каждый армейский отпускник или командированный, оказавшись в Москве, мечтал побывать в Большом театре. Говоря сегодняшним языком, это было «круто». При этом мало кто подозревал, что сам театр уже с трудом несёт на себе «груз времён», давно нуждаясь в капитальном ремонте. Начался этот ремонт только в начале нынешнего столетия. Но, как это порой случается, за дело поначалу взялись «не те люди». Вопрос пришлось решать на самом высоком уровне. И вот многолетний процесс, как говорится, завершён. Недавно обновлённый Государственный академический Большой театр (ГАБТ) России показали Президенту РФ Дмитрию Медведеву, который был впечатлён увиденным. А на днях в нём побывали и корреспонденты «Красной звезды»... Нас встречает представитель генподрядчика проекта реконструкции и реставрации Большого театра, советник президента Группы «Сумма» Михаил Сидоров. Без гида здесь сегодня не обойтись. Запросто можно заблудиться! После реконструкции театр представляет собой целый комплекс зданий - историческая часть, новая сцена, вспомогательный корпус, подземный репетиционный зал, Дом Хомякова... Всё это соединено между собой сложной системой переходов и лифтов. Как говорит Сидоров, ГАБТ сегодня, по сути, самый большой театральный комплекс в мире. Площадь только исторической части здания увеличилась вдвое - с 40 до 80 с лишним тысяч квадратных метров. А с учётом Малого театра и других окружающих ГАБТ культурных объектов, большего театрального квартала, нежели квартал, образовавшийся здесь, в самом центре Москвы, пожалуй, тоже нигде нет. Если же вести речь о самом Большом, стоит упомянуть и о том, что на улице Плеханова, в районе шоссе Энтузиастов, у него появилось и два внушительных шестиэтажных здания, где будет храниться театральный реквизит. Такие вот теперь размахи у главного театра страны... Перемещаясь по лестницам и на лифтах (они, кстати, приспособлены и для инвалидов) из одной части театрального комплекса в другую, исследуя всевозможные закоулки, мы недоумевали, как же будут ориентироваться здесь на первых порах сами артисты. Ведь у них никогда не было таких пространств! - Ничего страшного, освоятся, - успокоил Михаил Сидоров. - Я в этих лабиринтах уже ориентируюсь с закрытыми глазами. Но пока, чтобы люди не плутали, на стенах временно прикрепили небольшие указатели, изготовленные прямо на стандартных листочках... По одному из таких указателей мы пришли в святая святых - отреставрированный и сверкающий позолотой зрительный зал с императорской ложей. Пустили нас сюда только потому, что в этот ранний час ещё не шли репетиции. И всей этой завораживающей красотой можно было любоваться совершенно спокойно. Единственное, что мы не увидели, это уникальный золотой занавес, который в период между репетициями скрывает специальное противопожарное полотно. Заглянув в оркестровую яму, мы тоже поразились её размерам. По словам Михаила Сидорова, после реконструкции она стала гораздо больше и вмещает 135 оркестрантов - двойной состав. Но главное, конечно же, акустика зала! По отзывам специалистов, она вернулась к эталонам XIX века. К сожалению, в прошлом столетии звук в этом зале был практически уничтожен. - Посмотрите, мы находимся как бы в центре огромной «скрипки», - комментирует Михаил Сидоров. - Если учитывать ещё и пространство сцены, то Альберт Кавос создал в зале «скрипку», которая по размерам сюда ровнёхонько вкладывается. Вот таких искривлённых лож нет в других исторических театрах. Там всегда применяется форма колокола. Здесь же знаменитый архитектор намеренно сделал искривление и таким вот образом создал «скрипичное» пространство. Гриф «скрипки» был бы при этом в районе царской ложи - там самое лучшее звучание! Пол в зрительном зале получил свой исторический наклон в сторону сцены. Под ним появилось пустое пространство, как это было при Кавосе. Не может ведь «скрипка» играть на... полу. Поэтому она стояла на своеобразной воздушной подушке, от которой в советские времена отказались, залив её бетоном и просто постелив на полу паркет. В результате в оркестровой яме исчезло пространство для барабана, которое тоже давало дополнительный звук. Сейчас «скрипку» снова приподняли, и зал принял свою изначальную форму. А оркестровая яма при этом стала ещё и мобильной. Её с помощью специального подъёмника можно опустить вниз на минус пять этажей или установить вровень со зрительным залом, в результате чего увеличится количество мест. То есть, с одной стороны, в ходе реконструкции было возвращено лучшее, исторически доказавшее свои преимущества, а с другой - применено самое новое, технически совершенное. Причём дело не только в форме зрительного зала, но и в его отделке. Для того чтобы «скрипка» заиграла, все внутренние поверхности, перегородки в зале выполнены из специальной резонансной ели (из неё-то и делают музыкальные инструменты!), которая в прежние годы тоже была наполовину утрачена. - Нам было важно под наблюдением лучших акустиков мира восстановить звук! - говорит Михаил Сидоров. - Для этого брались старые сохранившиеся деревянные панели, ставились на специальные аппараты, и таким образом при установке новых панелей исследовалось качество звука, изучался спектр его отражения. Важно было, чтобы старая и новая резонансная ель отражали звук одинаково. Занимались этим целых три российских НИИ... Кстати, то, что в зале стало меньше стульев, тоже связано с акустикой. Стулья стали не только более удобными, как при Кавосе, но даже их обивка, специально изготовленная за рубежом, прошла специальную акустическую экспертизу. В зале были полностью восстановлены и украшения из папье-маше. Опять-таки ради акустики. Когда Кавос воссоздавал Большой театр после пожара 1853 года, он понимал, что ни один материал, кроме папье-маше, так звук не отражает. От гипса, который его съедает, сразу же отказались, даже на потолке не было никаких гипсовых украшений. Но в советские времена, когда отбивались какие-то куски папье-маше, их с пролетарской простотой замазывали либо гипсом, либо обычным раствором с цементом. Исторически же из гипса были выполнены только гербы на царской ложе. Такими они и остались. Не стоит, однако, думать, что все строительные проблемы Большого появились в советский период. Специалисты-историки говорят, что после пожара 1853 года с открытием театра спешили, желая приурочить его к коронации Александра II. Здание театра было построено всего за... 16 месяцев. Эта спешка и недостаток отпущенных средств дали о себе знать с первых же дней функционирования Большого театра многочисленными ремонтами и переделками... В середине 1880-х тогдашними московскими властями были проведены работы, в результате которых река Неглинка, протекавшая рядом с Большим, была заключена в трубу. Это понизило уровень грунтовых вод в районе театра сразу на 10—15 метров. К сожалению, это привело к тому, что, оставшись без соответствующей влажности, сгнили верхние части дубовых свай, на которые опиралось здание театра. Уже в 1893 году были обнаружены значительные трещины в наружных и внутренних стенах здания. По заключению специалистов ещё дореволюционной (!) России зданию срочно требовалась реконструкция. Забегая вперёд, скажем, что Большому театру пришлось ждать её... 115 лет. В 1906 году прямо во время дневного спектакля сцена зрительного зала дала значительную осадку. Двери, части лож заклинило, а зрителям пришлось перелезать через перегородки, отделявшие их друг от друга, к ложам, расположенным у стены. С первых дней становления советской власти здание Большого театра стало местом проведения важнейших политических мероприятий. Здесь проходили Всероссийские съезды Советов, заседания ВЦИК, конгрессы Коминтерна, заседания Московского Совета депутатов трудящихся. Со сцены Большого был озвучен переход к НЭПу, утверждён план ГОЭЛРО, провозглашено образование СССР и приняты Декларация и Договор об образовании СССР. В начале 1920-х годов начинают возникать споры о целесообразности сохранения Большого театра. Аргументы о необходимости его закрытия подкреплялись ссылками на крайне тяжёлое экономическое положение страны и значительные затраты на содержание как здания, так и художественных коллективов. Однако благодаря стараниям Луначарского Большой был сохранён. Здание театра значительно пострадало во время Великой Отечественной войны. В октябре 1941-го в главный портик здания попала бомба, были нанесены значительные повреждения главному фасаду, вестибюлю, фойе зрительного зала, квадриге Аполлона. Ремонтные работы растянулись на 15 лет и были завершены только в конце 1950-х. Последние масштабные реставрационные работы в ХХ веке были проведены в 1970-х годах к 200-летию Большого театра. Но даже тогда, в благополучные «застойно-застольные» времена, пересаживать здание театра на новый фундамент никто не решился. Активная фаза работ в ГАБТ началась 2 июля 2005 года, когда здание было закрыто для творческо-постановочной деятельности. Исследования здания показали, что степень аварийности сооружения составила более 50 процентов! После того как строители сняли штукатурный слой и получили доступ ко всем несущим историческим элементам, было обнаружено большое количество неизвестных до этого момента дефектов, в том числе силовые трещины шириной 3—5 см. Из-за этого несущие стены здания «развалились» на отдельные куски, и несущая способность конструкций была утрачена. Но ключевую проблему представлял собой фундамент, который, как оказалось, был слеплен... из десятков фрагментов разного времени. Местами эти «заплатки» не совпадали с контурами стен, и зданию в этих местах буквально грозило обрушение... С целью оптимизации процесса распоряжением Президента РФ Дмитрия Медведева 20 мая 2009 года была создана межведомственная рабочая группа по вопросам осуществления второй очереди реконструкции, реставрации и технического оснащения комплекса зданий ГАБТ. Она стала коллегиальным органом, осуществляющим координацию деятельности органов госвласти, органов местного самоуправления и организаций - участниц проекта реконструкции и реставрации Большого театра. С июня 2009 года в проект реконструкции Большого театра вошла Группа «Сумма», одной из главных задач которой стала активизация процесса реконструкции за счёт увеличения количества строителей, привлечения квалифицированных кадров и опытных подрядчиков. Эффективное взаимодействие Группы «Сумма», ФГУ «Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации» и членов межведомственной рабочей группы помогло разработать и утвердить весь пакет проектной документации, сократить сроки сдачи объекта. Упорядочить и систематизировать работу строителей помогли сетевые посуточные, понедельные, помесячные графики выполнения работ. В сентябре 2009 года наступил ключевой момент проекта. Здание театра было поставлено на новый фундамент. Это означало, что Большой театр спасён и в его стены смогут войти сотни реставраторов, которым предстояла кропотливая работа по восстановлению имперского убранства главного театра страны. Как признался основной куратор процесса реконструкции и реставрации ГАБТ, первый заместитель мэра Москвы Владимир Ресин, в ту ночь, когда Большой сажали на новый фундамент, он глаз не сомкнул... Но всё завершилось успешно. И комиссия ЮНЕСКО, и знаменитый Пласидо Доминго недавно отозвались об акустике обновлённого Большого театра очень хорошо. Оркестранты тоже в один голос говорят, что звук в зал вернулся. А кому ещё верить, как не им? Кстати, во время генеральной репетиции гала-концерта, который состоится в день официального открытия ГАБТ, 28 октября, когда в зале находились строители, принимавшие участие в реконструкции, акустику тоже замеряли специальными приборами. Потому что впервые в обновлённом зале было 1.700 человек. Но акустические показатели снова оказались на высоте. Ну а мы, журналисты, смогли убедиться в этом на... работе бытовой техники. Когда в одной части зрительного зала шла уборка, в другой Михаил Сидоров чуть голос не сорвал из-за заглушавшего всё пылесоса... Словом, чудовищная ситуация, когда зрительный зал Большого театра по своим акустическим характеристикам с первого места в мире в конце века XIX скатился на 55-е в конце века XX, в наступившем столетии явно не повторится. А в новых рейтингах он наверняка займёт топовые места. Для этого в театре сделано всё. Возвращены все элементы декора. Возвращено исконное количество зрительских мест - 1.740. И всё это, как говорят специалисты, начнёт работать на звук! У Кавоса, правда, мест было на полсотни больше. Но в партере тогда не сидели, а стояли. Потому что шикарная люстра в зрительном зале появилась лишь с открытием в Москве газовых электростанций. Тогда же люстра была масляной, и масло вместе с воском с канделябров периодически капало вниз. На бедный люд, который не мог позволить себе сидячие места. При залетавших сюда порывах ветра, использовавшегося тогда в качестве естественной вентиляции, вниз могло упасть и стекло. Теперь что в партере, что в императорской ложе одинаково безопасно. И для этого строителями тоже было сделано всё. Не все знают, что в советский период в театре появилась так называемая спецзона, о которой раньше не принято было говорить, но о ней нам «по секрету» поведал, подведя поближе, Михаил Сидоров. Для неё, по его словам, переделались помещения, прилегавшие к ложе царской семьи. Если в 1924 году из интерьеров театра убирается вся императорская символика, в том числе из Красной гостиной, позднее включённой в помещения спецзоны, то в 1936 году по проекту архитекторов Щуко и Гельфрейха полностью реконструируется Серая гостиная. В помещениях спецзоны из сотрудников театра могли находиться только директор и уборщица. Остальные не допускались. В 1930-х годах ложа спецзоны была укреплена и приобрела вид бетонного стакана, который невозможно прострелить. Его также называют «сталинский стакан». Вся зона, в которой находился вождь, была защищена от взрывной волны. Позднее для генсека Константина Черненко, который почти не мог самостоятельно передвигаться, в спецзоне устроили лифт. А в подвалах спецзоны, кстати, было устроено бомбоубежище. В Красной гостиной установлен уникальный гардероб, изготовленный в XVIII веке по эскизам Карла Росси. В 1939 году гарнитур попал в Большой театр. Сейчас он полностью отреставрирован. Для него была соткана ткань (штоф с рисунком) по ручным технологиям XIX века. Ткань воссоздавалась из натурального шёлка по подлинному образцу на жаккардовом ткацком станке. Цвет подбирался в соответствии с цветом исторической ткани, которой обивались стены. Для декорирования помещений также использовалась ткань ручной работы. Она воссоздавалась по историческим фрагментам, найденным на стенах центральной аванложи во время проведения исследований в 2005 году. Лепной декор Красной гостиной выполнен из гипса. Здесь мы видим бликовку золотом на «полимент». Это единственное помещение с таким золочением. А в Серой гостиной можно увидеть кабинет Сталина. В этой небольшой комнатке есть всего два предмета мебели - стол и стул. ...В одном материале конечно же не расскажешь обо всём, с чем возвращается к нам сегодня обновлённый Большой театр. Но сейчас у каждого есть возможность прикоснуться к нему самостоятельно. Теперь военнослужащие и члены их семей, оказавшись в столице, снова будут спрашивать «лишний билетик» в Большой. Уже в ноябре здесь ожидают две премьеры - опера «Руслан и Людмила» и балет «Спящая красавица». Национальная святыня вернулась к нам. И теперь воочию можно увидеть результаты совместного труда тысяч специалистов: проектировщиков, реставраторов, строителей, инженеров, акустиков, представителей театра, международных экспертов, благодаря которым главная сцена страны вернула своё имперское величие... |
Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства |
|