на главную страницу

20 Октября 2011 года

Страна и мир

Четверг

Версия для печати

Один на тысячу

Александр ФРОЛОВ.



Итак, военнослужащий армии обороны Израиля Гилад Шалит, захваченный боевиками ХАМАС 25 июня 2006 года, наконец-то оказался дома. Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху сказал родителям юноши: «Я вернул вашего мальчика домой». Освобождённого бурно приветствовали тысячи израильтян. Теперь Шалиту предстоит адаптироваться к новой для него обстановке. Одновременно около половины из обозначенного числа заключённых в израильские тюрьмы палестинцев (477 человек) вышли на свободу, где их также встречали как героев. Первый этап обмена состоялся, и на очереди оставшиеся палестинцы.

     Переговоры об обмене шли давно и с переменным успехом. Следует напомнить, что на начальном этапе в поиске похитителей и заложников участвовали и российские спецслужбы совместно со своими немецкими коллегами. Сообщалось, что БНД ФРГ и СВР России пытались установить контакт с группировками, похитившими капрала Шалита, а позднее ещё двух израильских военнослужащих.
     В 2006 году операция по спасению израильских военных грозила перерасти в войну с Ливаном. Затем переговоры велись между Израилем и палестинскими группировками посредством египтян и прервались более года тому назад, после того как Тель-Авив отказался продлить 10-месячное эмбарго на строительство поселений на оккупированных палестинских территориях.
     Многие государства мира с одобрением восприняли этот шаг со стороны руководства Израиля и движения ХАМАС. Если не произойдёт ничего сверхординарного, то спустя два месяца оставшиеся в тюрьмах палестинцы выйдут на свободу. Кстати, все освобождающиеся люди дали подписку о том, что они не будут далее заниматься терроризмом. Причём эти подписки - не пустая бумажка. Ведь обвинённые по наиболее тяжким статьям лица переданы в руки третьих стран, в частности Турции. В случае их новой вовлечённости в террористическую деятельность эти подписки станут сильным политическим аргументом в руках Израиля против ХАМАСа и всех тех, кому этих лиц передали.
     Израильтяне, чьи родственники и близкие погибли в результате террористических актов, с самого начала выступали категорически против сделки, ставя под сомнение всю логику обмена. Тем не менее она есть. Осуществив её, израильское руководство сделало мощный посыл своему народу, что ни один из попавших в беду израильтян не останется без внимания его правительства, и оно в этом плане будет всеми возможными и невозможными средствами бороться за его освобождение.
     Однако противники обмена выражают сомнения: а не послужит ли эта сделка только поощрению террористов? Не отошёл ли Израиль от своей практики не вести никаких переговоров с террористами, а только уничтожать их? Если группировка ХАМАС добилась такого успеха, то не постараются ли в следующий раз палестинские радикалы повторить удачный опыт: захватить ещё одного или нескольких израильских военнослужащих, чтобы обменять их на тысячи своих боевиков? Тем более что встречавшие бывших узников жители сектора Газа выкрикивали: «Нам нужен новый Гилад!» Ответ на такого рода вопросы частично прозвучал из уст Нетаньяху, который заявил, что в случае продолжения атак вернутся к прежней практике наказания террористов.
     Теперь о том, насколько данное событие повлияет на развитие ситуации на Ближнем Востоке и процесс арабо-израильского урегулирования. Сейчас как со стороны Израиля, так и палестинцев преобладают эмоции. Они уйдут уже через несколько дней, и тогда неизбежно встанет вопрос, что делать дальше. А дальше - или продолжение жёсткого противодействия, или переговорный процесс. Тем не менее несколько моментов представляются аксиоматичными. Прежде всего, в связи с реализацией сделки - это возможная новая посредническая роль Египта. Тем более что Каиру теперь необходимо как-то определиться со своей позицией в отношении Израиля, мира с ним, поддержки палестинцев и самого урегулирования. В свете данной ситуации у Египта есть неплохие шансы выйти на ведущие роли в этом важнейшем для него процессе, доказать, что он намного более влиятелен в ближневосточных делах нежели пытающаяся внедриться в регион Турция.
     В то же время израильская политика продолжающейся блокады сектора Газа, начавшаяся после захвата капрала Шалита, и инвестирования в Западный берег Иордана в принципе ведёт к углублению разногласий среди палестинцев, которые не могут выработать единой переговорной позиции. Сделка может усилить и позиции «добившегося результата» ХАМАСа в палестинском движении в отличие от более умеренной и прагматичной позиции палестинского руководства во главе с президентом Палестины Махмудом Аббасом.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex