на главную страницу

21 Октября 2011 года

Страна и мир

Пятница

Версия для печати

Есть ли будущее у Джамахирии?

Александр ФРОЛОВ.



По утверждению представителей Переходного национального совета (ПНС), в четверг захвачен в плен бывший лидер Джамахирии Муаммар Каддафи, который тут же скончался от ранений, а также освобождён от его сторонников город Сирт, и теперь Ливия становится на рельсы мирного демократического переустройства. Насколько оно будет мирным, надо ещё посмотреть. Да и вообще будущее Ливии пока трудно предсказать. Во всяком случае наблюдатели задаются вопросами: сохранится ли эта страна как единое государство или же она распадётся на самоуправляющиеся и зависимые от внешнего мира территории? Что будет с природными богатствами этой страны?


     Если во главу угла ставить создание в Ливии демократии, ради чего, по утверждению Запада, и были задуманы «арабские революции», то одним из главных её столпов является, как известно, многопартийная система. Ливия - это не Египет, где такая система, несмотря на всю её однобокость в пользу президентской партии, существовала и имелся опыт деятельности многих иных партий, включая братьев-мусульман. Это даже не Ирак, где практически полностью доминировали баасисты, но тем не менее в рамках идейно-партийного руководства. В Ливии не было партий и не имелось практически никакого опыта партийной деятельности.
     Нынешняя ливийская оппозиция не представляет единое целое, она разношерстна, между отдельными её группировками существуют подчас значительные противоречия. О несогласованности повстанческих групп говорит и тот факт, что они часто не просто обстреливали друг друга, но и наносили этим значительные потери соседям. Да, они оказались едины в стремлении довести дело падения режима полковника Каддафи до логического конца. Но они очень невразумительны относительно задач, касающихся будущего устройства страны. До сих пор никто из лидеров повстанцев более-менее чётко его не обозначил, если не считать ссылки на то, что в центре политики посткаддафистской Ливии будет умеренный ислам, что в принципе ни о чем ещё не говорит. Да и не могли они ничего иного обещать своим европейским покровителям.
     Среди группировок оппозиции наиболее организованными выглядят исламские фундаменталисты. Пока они идут с Западом на параллельных курсах, но точка, когда их интересы разойдутся, очевидно, не за горами. Настоящую опасность они начнут представлять, когда будет достигнуто согласие между их главарями на создание полурелигиозной армии по образцу Талибана, которая будет опираться не только и не столько на НАТО, сколько на рекрутинг ливийской молодёжи и профессиональных наёмников. Она реально будет иметь серьёзный вес в Ливии, и что самое главное - у исламистов есть то, чего нет у ПНС, у них есть реальный идеологический стержень радикального ислама, которому одинаково чужды как принципы ливийской Джамахирии, так и показной либерализм ПНС. Кстати, на днях лидер «Аль-Каиды» Айман аз-Завахири похвалил ливийских повстанцев за свержение режима полковника Муаммара Каддафи и призвал их установить в стране законы шариата. «Во-первых, НАТО попросит вас отказаться от ислама... Будьте осторожны с планами Запада и его приспешников. Не позволяйте им обмануть вас», - подчеркнул аз-Завахири.
     На противоречия политических группировок накладывается и племенное устройство Ливии. Старейшины племён имеют свои взгляды на порядки в стране. Пока не хочется думать о дезинтеграции страны, так как это обернётся ещё более кровопролитной войной, серьёзным осложнением ситуации во всём регионе. Хотя уже появились сообщения, что туареги вынашивают планы создания собственного государства. Будем надеяться, что такое не произойдёт, но несомненно, что уже сейчас начинается перетягивание одеяла на себя, всплеск борьбы за влияние и ресурсы.
     Можно с уверенностью также говорить о том, что над Ливией ещё долго будет стоять «тень полковника». Каддафи - по своей сути идеолог, который по-своему интерпретировал принципы социальной справедливости, заявляя о том, что на Западе капиталисты угнетают народ, а в социалистических странах народ угнетает уже государство. Идеология Каддафи довольно удачно вписывалась в религиозные догматы, и ливийский лидер считал её оказывающей огромное влияние на систему ценностей суннитского ливийского общества. Его идеи народоуправления (джамахирийя - это, по сути, «массовость») не только находили понимание среди большинства ливийцев, но и вызывали заинтересованность в других странах, созданная им система льгот и дотаций для населения имела также социальную базу. Словом, нельзя сбросить со счетов 40 лет каддафизма, оказавшего сильное влияние практически на два поколения ливийцев. Им есть что сравнивать и с чем.
     Боевые действия показали, что повстанцам придётся ещё долго учиться боевому искусству, воссоздавать армию. В жизни Ливии военные всегда играли большую роль. До недавнего времени они представляли собой один из привилегированных слоёв ливийского общества. Что будет с ливийскими военными и какова будет их роль в будущем устройстве страны, пока не до конца ясно.
     Ко всему этому следует прибавить ещё нефтяные богатства Ливии, ради которых, несомненно, и потребовалась ликвидация режима Каддафи и за обладание которыми вся борьба ещё впереди. Так, в конце сентября итальянская нефтяная компания Eni начала добычу нефти на 15 ливийских скважинах месторождения Абу-Аттифель, расположенного в 300 км к югу от Бенгази. Она стала первой компанией, возобновившей нефтедобычу в Ливии, и тем самым вызвала недовольство у своих конкурентов. Правда, лидеры ПНС попытались успокоить своих благодетелей, пообещав всем лакомые куски пирога.
     В этой связи напрашивается один вывод: никакой стабильности в Ливии ожидать не приходится. Скорее всего, её будущее - это Ирак. То есть вялотекущая гражданская война, когда различные группировки и племена будут убивать друг друга, а с нефтяных полей, ограждённых колючей проволокой и охраняемых армией иностранных частных агентств, спокойно качается нефть.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex