на главную страницу

21 Октября 2011 года

Армия и церковь

Пятница

Версия для печати

Путь к истине

Подполковник Роман Илющенко, ветеран боевых действий, бакалавр религиоведения.




     В течение девяти веков русский народ формировался под влиянием христианских заповедей, которые стали для него жизненными приоритетами, вошли в «кровь» народа. Подтверждений тому великое множество в нашей истории, культуре. Христианское мировоззрение определяет нравственный дух творчества Гоголя, Тютчева, Достоевского, Бунина, Шмелёва и других русских писателей и поэтов, наших великих художников, композиторов, драматургов, нравственный облик наших бабушек и дедушек, родившихся в годы Гражданской войны, переживших разруху и голод, Великую Отечественную войну, но оставшихся удивительно добрыми и светлыми людьми.
     Именно они, наши дедушки и бабушки, воспитали патриотов, жертвовавших во время Великой Отечественной войны своими жизнями и здоровьем на фронте и в тылу, безропотно закрывавших своими телами многокилометровые бреши в обороне или по 12—16 часов простаивавших у станков и строивших оборонительные сооружения. И большинство из них были верующими. По данным переписи 1937 года, верующих в СССР, среди лиц в возрасте 16 лет и старше, оказалось больше, чем неверующих: 55,3 млн. человек против 42,2 млн. А многие наверняка скрыли свою веру из-за страха репрессий.
     Именно духовно-нравственный потенциал и позволил народу выжить в тех тяжелейших условиях. Выстоять тогда помогло терпение (это ещё одно христианское качество, подвергающееся особым нападкам и насмешкам богоборцев). Этот духовный запас, конечно, постепенно оскудевал и таким духовно оскудевшим вошёл наш народ в перестройку, закончившуюся крахом Советского Союза. Вошёл уже больным, ослабленным, потерявшим веру. Растлить, ограбить и обмануть такой народ пронырам и жуликам - бывшим завлабам и секретарям райкомов комсомола без стыда и совести - не составляло уже труда.
     Эту ситуацию можно сравнить с паровозом, топка которого когда-то полыхала жаром, а со временем остыла. Горючим материалом этой «топки» был огонь Божественной любви и веры. Пока он горел, «наш паровоз летел вперёд». Ведь молодые коммунары (учившиеся в церковно-приходских школах) готовы были жертвовать собой ради любви к будущим поколениям. Теперь «огни в топках совсем не горят». «Коммунары» времён перестройки больше любили себя, поэтому предали и партию, и Родину, пожертвовав своими прежними идеалами для достижения корыстных целей. (Кто их, интересно, воспитал такими? Неужели Церковь?)
     Полемисты, выступающие против возрождения института военного духовенства, будучи атеистами, тем не менее часто употребляют такие выражения, как «вакуум духовности», «духовность и культура» и др. Но если они отрицают бессмертную душу, то значит должны отрицать и производные от неё понятия и сущности - дух, духовность, совесть, грех. Что может означать «духовность» в устах человека, отрицающего дух?
     Но что же мы будем иметь в остатке, если представим себе, что действительно никогда не было и нет ни Бога, ни совести, ни души и духа? Лишь разум - холодный расчёт, который (с чего бы только?) начал понуждать человека творить добро, заботиться о ближних, проявлять любовь, милосердие, сострадание - ведь именно эти качества делают человека человеком и позволяют продлить жизнь на захлёбывающейся от эгоизма и злобы планете. Попавшему в беду или экстремальную ситуацию, мозг обязательно выдаёт команды на собственное спасение, выживание на уровне защитной реакции, рефлекса. Но откуда тогда берутся люди, действующие вопреки этой реакции, вопреки «здравому смыслу», которые кидаются в огонь спасать погибающих, ложатся на амбразуру, закрывают собой товарища от пули, ножа?
     Что же касается непосредственного присутствия представителей Церкви в армии, то, как свидетельствует история, их пастырское служение не только способствовало духовному воспитанию воинов, не только поднимало боевой дух нашего воинства, но и часто являлось вдохновляющим примером личной храбрости и беззаветного служения Отчизне.
     Здесь нет возможности привести многочисленные примеры таких подвигов военного духовенства, совершённых им за 200-летний период служения Отечеству в армии и на флоте. Назову лишь некоторые цифры. По итогам севастопольской кампании Крымской войны 1853—1855 годов два священника были награждены офицерскими Георгиевскими крестами 4-й степени, 58 батюшек наградили Золотыми наперстными крестами на Георгиевской ленте (таких священников приравнивали по статусу к георгиевским кавалерам), пятерых наградили Золотыми крестами от имени императора, 29 - Золотым наперсным крестом Священного Синода, восьмерых наградили орденами Святого Владимира 3-й и 4-й степени, 17 священнослужителей - орденом Святой Анны 2-й степени и 38-3-й степени; 74 духовных лица были награждены серебряными и бронзовыми медалями.
     В период Первой мировой войны 227 священников получили Золотые кресты на Георгиевской ленте, 85 удостоились ордена Святого Владимира 3-й степени с мечами, 203 - того же ордена 4-й степени с мечами, 304 награждены орденами Святой Анны 2-й степени с мечами, 239 - орденом Святой Анны 3-й степени с мечами. Кавалерами солдатского ордена Святого Георгия 4-й степени стали 14 человек. Погибло и умерло от ран 30 священников, ранено около 400. Более 100 попали в плен, но и там продолжали проводить пастырскую работу.
     В наши дни востребованность священнослужителей в войсках у тех, кто реально находился в зоне боевых действия, не вызывает сомнений. Неоднократно выезжая в длительные командировки, сам проходя в течение пяти лет службу в подразделении специального назначения, могу свидетельствовать о крайне благожелательном отношении командиров к пребыванию с ними в пунктах временной дислокации священнослужителей.
     Постоянно находились с военнослужащими по просьбе командования священники в 21-й бригаде оперативного назначения, нескольких отрядах специального назначения внутренних войск, других боевых подразделениях. Привычными выглядели в командировках палатки, увенчанные крестом, которые редко пустовали.
     В настоящее время храмы и часовни возведены практически во всех кавказских гарнизонах, базах и на заставах. Нелишним будет здесь упомянуть о мечетях, построенных по просьбе командования в военных городках 141-го специального моторизованного полка ВВ и батальоне «Юг», укомплектованных этническими чеченцами. В них регулярно совершаются намазы и читаются антиваххабитские проповеди, утверждённые муфтиятом Чеченской Республики.
     Во время своей последней командировки на Кавказ я был свидетелем реабилитационных мероприятий в одном из самых боевых отрядов спецназа ВВ. В состав группы медиков и психологов, по просьбе командования объединённой группировкой войск, были включены и два священнослужителя. Их проповеди и индивидуальные беседы с солдатами и офицерами были высоко оценены командованием отряда, в том числе заместителем по работе с личным составом подполковником Сергеем Зятьковым, а несколько человек изъявили желание принять Таинство Крещения. Какого-либо давления со стороны батюшек на принятие ими такого решения не было. Священники вручили лучшим военнослужащим отряда специально изготовленные наградные нательные золотые крестики с барельефом Святого Владимира - небесного покровителя внутренних войск.
     Хочется надеется, что работа по возрождению института военного духовенства будет успешно продолжена, и, несомненно, будет способствовать тому, что так необходимо нашим воинам, - укреплению веры в Бога и себя, воспитанию терпеливого отношения к перенесению тягот и лишений, необходимого при этом смирения и любви к своим командирам, товарищам и Родине.
     Честь имею!



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex