на главную страницу

26 Октября 2011 года

Армия России: век XXI

Среда

Версия для печати

По гвардейским десантным канонам...

Андрей ГАВРИЛЕНКО, «Красная звезда».



Очередным гостем программы «Военный совет», которая выходит на радиостанции «Эхо Москвы» и телеканале «Звезда», стал командир 106-й гвардейской воздушно-десантной дивизии гвардии полковник Владимир КОЧЕТКОВ.


     - Владимир Анатольевич, давайте начнём нашу беседу с небольшого экскурса в историю вашей дивизии.
     -106-я воздушно-десантная дивизия - это соединение постоянной боевой готовности. Дивизия дислоцируется в трёх гарнизонах: Тульском, Рязанском и Наро-Фоминском. Она прошла славный боевой путь. Участвовала в завершающем этапе Великой Отечественной войны, действуя на территории Венгрии, Чехословакии, Австрии... Военнослужащие соединения решали боевые задачи в Афганистане, при наведении конституционного порядка в Чечне. В дивизии служили 23 Героя Советского Союза и 3 Героя России...
     - А сколько всего человек в дивизии?
     - Более 6 тысяч.
     - Недавно входящий в состав дивизии 137-й гвардейский парашютно-десантный полк участвовал в полковом тактическом учении. Расскажите об этом.
     - Согласно плану подготовки дивизии в период с 26 по 30 сентября проводилось тактическое учение с 137-м парашютно-десантным полком. Перед началом подобных учений мы всегда отрабатываем вопросы боевой готовности. Полк отработал эти вопросы в различной степени боевой готовности с практическим выходом в район формирования колонн. Полк уложился в заданное время, все поставленные на данном этапе задачи выполнил достойно, успешно. В ходе учения отрабатывалось десантирование на объект условного противника. В дальнейшем полк по нашему замыслу совершал манёвр в район захвата выгодного рубежа. В ходе этого манёвра полк форсировал водную преграду. При этом отрабатывалось взаимодействие с авиацией. Отмечу, что водная преграда была достаточно сложной: скорость течения - 4 метра в секунду. Расстояние от берега к берегу - более 100 метров. Но со всеми задачами военнослужащие справились.
     - Всё происходившее во время этого учения, видимо, можно сравнить с сюжетом известного фильма «В зоне особого внимания». Разве у вас не было таких разведгрупп, как в той киноленте?
     - В нашем учении участвовали, разумеется, и разведподразделения. Первыми ведь разведчики идут. Потом сапёры. Ну и затем уже начинается работа авиации, артиллерии... Всё в совокупности, в динамике, как и положено по тактике действий при форсировании. То есть первый батальон реку форсировал под воздействием противника, а остальные подразделения уже преодолевали водную преграду...
     - Сколько человек участвовало в десантировании в ходе учения?
     - В десантировании участвовали более 800 человек.
     - Вы сказали об участии в этом учении авиации. Это были самолёты ВДВ?
     - Это военно-транспортная авиация. При планировании учения мы подаём соответствующие заявки, и нам поставляют заказанные самолёты. Мы отрабатываем взаимодействие, элементы безопасности.
     Учения бывают разные. Задач на одних больше, на других меньше. У нас имеется программа по десантированию техники. Допустим, за год мне предписано десантировать 27 единиц техники. На каждом учении несколько единиц техники выбрасываем. Это планируется и на батальонных тактических учениях, и на полковых...
     - Один из слушателей спрашивает, каким образом комплектуется дивизия, если и количество призывников снижено, и сокращён срок их службы?
     - Прежде всего отмечу, что должности, определяющие боевую готовность, мы стараемся комплектовать военнослужащими по контракту. Это, например, командиры отделений, сержантские должности наводчиков-операторов, механиков-водителей. То есть те, которые, повторюсь, определяют боевую готовность. Все остальные должности, конечно, комплектуем призывниками. У нас принцип смешанный. Дивизия укомплектована полностью.
     - А хотят сегодня молодые ребята служить в ВДВ?
     - Хотят, конечно. Сейчас многие призывники стараются попасть именно в ВДВ. Этому способствует и агитационная, пропагандистская работа. И те же фильмы, среди которых упомянутая вами лента «В зоне особого внимания», и многое другое. Средства массовой информации активно рассказывают о проводимых учениях. Это ведь тоже своего рода реклама службы в ВДВ. Контингент военнослужащих срочной службы, по моим наблюдениям, становится лучше. Немало призывников имеют высшее, среднее специальное образование. Раньше ведь у нас были порой и такие, у которых за плечами только 9 классов. Сейчас призывников без среднего образования практически нет. При этом все военнослужащие интенсивно занимаются боевой подготовкой, не отвлекаются на посторонние дела, что также способствует укреплению престижа службы.
     - Каков портрет современного призывника? Каким вы хотели бы его видеть в будущем?
     - Прежде всего человек должен быть морально готов служить. И сейчас всё больше приходит именно таких. Тем более год - это ведь совсем не долгий срок службы. Потом, конечно, призывник должен быть физически крепким, у него должно быть надлежащее образование. Таковы основные критерии. Армии нужны морально готовые к трудностям, имеющие образование и физически здоровые солдаты. Во время службы их в любом случае ждут серьёзные нагрузки, хотим мы этого или нет. Необходимо совершать прыжки, марш-броски и многое другое. К этому человек обязан быть подготовленным.
     Конечно, ситуации разные бывают. Порой парень насмотрится фильмов, видит одну романтику, а когда приходит служить, его ждут физические нагрузки, трудные учения... Это часто предельное напряжение. Естественно, для некоторых это сложно. Но тем не менее за год службы они ко всему адаптируются...
     - И тут пора уходить на «гражданку»...
     - Но некоторые ведь остаются. Остаются на контрактную службу. Есть и такие. В любом случае, конечно, желательно оставить своих, тех, кого ты научил, чем, допустим, брать предлагаемого военкоматом. Хотя если из военкомата приходят на службу по контракту соответствующие всем нормам подготовки Воздушно-десантных войск, мы их тоже охотно берём.
     - Год службы позволяет подготовить из вчерашнего школьника, студента настоящего бойца?
     - Позволяет. Мы же готовим. Сейчас ведь рядом задач, например связанных с организацией питания, занимается гражданский персонал. Сторонние организации заняты сервисным обслуживанием техники. В ряде частей мы не отрываем личный состав на уборку территорий. За счёт всего этого больше времени отводится на боевую подготовку. Военнослужащие, в том числе и срочной службы, имеют возможность интенсивно заниматься только тем, чем и должны заниматься по воинской специальности.
     - У вас есть возможность влиять на отбор призывников в военкоматах?
     - В военкоматы я направляю своих представителей. Они изучают личные дела, беседуют с призывниками. Естественно, смотрят за тем, чтобы они соответствовали необходимым параметрам. Чтобы и здоровье у них, и профессиональные данные были подходящими. Но главное, конечно, желание служить в наших войсках. Тех, кто этого не желает, к этому не стремится, мы стараемся не брать.
     - Наши слушатели продолжают присылать вопросы, связанные со службой по призыву. Например, Татьяна из Хабаровска пишет о том, что её племяннику в начале ноября предстоит идти на службу. Переживает за него, волнуется, что с ним будет. Давайте представим, что этот парень попадёт к вам. Что его ждёт?
     - Когда юноши прибывают к нам в часть, естественно, мы сначала изучаем их, проводим психологическое тестирование каждого военнослужащего. Идёт постепенная адаптация к службе. То есть мы не сразу одеваем на него бронежилет и каску, и он начинает в них бегать. Естественно, человек должен освоиться. В обязательном порядке обязываем его сообщить домой, где находится, какая у него задача, чтобы родители не волновались. Ну а потом потихонечку, помаленечку начинаем учить его той специальности, которой он предназначен. В общем-то ничего сложного нет. Каждому, особенно тем, кто только начинает службу, уделяется пристальное внимание. Командир, офицер несёт полную ответственность за каждого своего подчинённого...
     - А с какого уровня начинается, скажем так, контроль командиров?
     - Есть командиры взводов в офицерской должности, есть командиры взводов и в сержантской должности, в зависимости от предназначения. Мы подбираем и учим тех же сержантов таким образом, чтобы они могли не просто командовать, а реально разбираться в людях, воспитывали их, отвечали за них. Конечно, в любом случае мы всё это контролируем, проверяем, заботимся, чтобы не было эксцессов, каких-то конфликтных ситуаций. Повторю, каждый командир несёт ответственность за своё подразделение, за каждого своего солдата.
     - Призывники в частях проходят медицинское обследование?
     - Да, обязательно. Хотя и в военкомате они его проходят, мы ведь их берём уже на основании медицинских заключений. А по прибытии в часть ещё раз проводим проверку состояния здоровья нового пополнения.
     - А отсев при этом бывает?
     - Бывает. Есть же боевые подразделения, а есть подразделения обеспечения. Задачи у них разные. И мы кого-то можем направить в подразделение обеспечения, где нагрузка меньше, чем, к примеру, в разведподразделениях, у сапёров или в боевых подразделениях...
     - А в каких условиях проживают ребята? Как сейчас выглядит казарма в Воздушно-десантных войсках?
     - По-разному. Есть казарма общая, а есть кубриковая система. Сейчас в основном кубриковая система.
     - Сколько человек в кубрике?
     - 4-5.
     - Каков распорядок дня?
     - Распорядок обычный. Подъём в 6 утра. Дальше - утренняя физическая зарядка. Затем личное время для подготовки, чтобы умыться, заправить кровать... После завтрака всё зависит от расписания занятий. Если, допустим, запланирована огневая подготовка, то военнослужащие могут выехать на полигон. Могут быть занятия по тактической подготовке или физической... После обеда уход за вооружением, спортивно-массовая работа, воспитательные мероприятия... Есть и личное время...
     - Кстати, сколько сейчас у военнослужащего личного времени?
     - С учётом интенсивности учёбы его, конечно, мало, но его хватает, чтобы заняться собой, соблюсти уставной внешний вид, почитать, написать письмо на родину. Мы специально время на это предоставляем, особенно тем, кто только прибыл в часть.
     - А как сейчас организовано питание? После перехода на аутсорсинговую систему питание улучшилось?
     - Качество приготовления пищи стало значительно лучше. Меню разнообразное. Даже пельмени бывают. Порции полновесные. По крайней мере по опросу военнослужащих, а мы ведь ежемесячно проводим такие опросы, жалоб ни у кого нет.
     - Если говорить о боевой подготовке, то как вы готовите молодого человека, который никогда в жизни не прыгал с парашютом, не знает, что это такое? Сколько прыжков он должен совершить, чтобы быть готовым к десантированию уже в составе подразделения?
     - Когда военнослужащий прибывает к нам, он осваивает программу воздушно-десантной подготовки...
     - У вас это отдельная дисциплина?
     - Да, отдельная дисциплина. Подготовка скрупулёзная, тщательная. Проходит наземную подготовку. Изучает парашют, приёмы его укладки. Когда он сдаст все зачёты и мы видим, что он готов к совершению прыжка, он укладывает парашют уже на боевой прыжок...
     - Что такое наземная подготовка?
     - Наземная подготовка - это занятия на снарядах воздушно-десантного комплекса, где имитируются прыжок, действия парашютиста в воздухе, порядок приземления. Десантник должен правильно действовать, поворачиваться, разворачиваться, вести наблюдение в воздухе, чтобы обеспечить для себя условия безопасности... Наши бойцы осваивают программу воздушно-десантной подготовки очень тщательно, без каких-либо упрощений. Ведь в воздухе тебе никто не поможет, ты там, по сути, один. Покинул самолёт и должен действовать абсолютно правильно, нигде ничего не упрощая до самого момента приземления, касания грунта.
     - А сильно отличается десантирование с Ил-76 от подготовительных прыжков с более лёгких самолётов?
     - Конечно, разница есть, но она не существенна. На Ан-2 отделение получается на скорости 140–160 км/ч. Мы там больше интервал даём между отделениями, между парашютистами. Что касается Ил-76, то там скорость отделения около 360–400 км/ч. Естественно, за столь короткое время должны больше десантников покинуть самолёт. Конечно, при этом больше вероятности схождения в воздухе. Но когда парашютисты подготовлены, они правильно на всё реагируют, умело расходятся, не мешают друг другу при приземлении.
     Когда проводим учения, ничего не упрощаем. Как должно быть на войне, так и готовим. Но и жизнью человека бессмысленно не рискуем. Когда идёт укладка парашюта, там целых шесть этапов контроля. И за каждый этап отвечает командир подразделения. Офицер несёт юридическую ответственность за каждый этап укладки. В этом году дивизия совершила уже более 20 тысяч прыжков. Из них только с самолёта Ил-76 6.000. То есть мы уже выполнили годовую программу на 90 с лишним процентов. Мы и сейчас совершаем прыжки с самолётов военно-транспортной авиации...
     - Слушатель из Саратова интересуется, а сколько прыжков лично у вас?
     - 285.
     - Сколько прыжков в год положено совершить обычному десантнику?
     - За год службы обычный десантник совершает 5-6 прыжков. В разведподразделениях до 8-12. У меня, полковника, программа - 2 прыжка в год. Обычно же я совершаю 3-4. В этом году совершил 3 прыжка.
     - Как в дивизии решаются вопросы обеспечения жильём военнослужащих?
     - Пока у меня есть бесквартирные, те, кто нуждается в постоянном жилье, в служебном. Но, как говорится, процесс пошёл. Думаю, что и этот непростой и весьма актуальный вопрос будет решён...



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex