на главную страницу

26 Октября 2011 года

Армия России: век XXI

Среда

Версия для печати

В формате разведбата

Дмитрий СЕМЁНОВ, «Красная звезда».
Фото автора и из архива батальона.



Разведывательный батальон отдельной мотострелковой бригады с переходом соединения в новый формат - от дивизии к бригаде - свой прежний статус отдельной воинской части утратил. Но корректировки, связанные с переходом к новой структуре, на смысле и содержании службы разведчиков, на их задачах не сказались. Тем более что эти задачи остались прежними - в любой обстановке добывать информацию, обеспечивать штаб всесторонними сведениями и всегда действовать на опережение.

     
Дорогами мужества


     В комнате информирования и досуга одной из рот разведбата бригады установлен бюст Героя России Петра Захарова - офицера 84-го отдельного орденов Александра Невского и Красной Звезды разведывательного батальона 3-й мотострелковой дивизии. Старший лейтенант Захаров геройски погиб при выполнении боевой задачи на Северном Кавказе. Разведбат мотострелковой бригады - преемницы 3-й дивизии - и поныне считает Героя своим сослуживцем.
     В марте 2000 года две разведгруппы, одной из которых командовал Захаров, вели разведку в горах на юге Чечни. Разведчики должны были обследовать одну из высот, захватить её и удерживать до подхода основных сил. При выдвижении в указанный район группа попала в засаду. Старший лейтенант Захаров - он командовал тогда другим подразделением - принял решение оказать помощь товарищам. Разведчикам удалось оттянуть на себя силы боевиков, которые пытались зайти в тыл атакованной разведгруппе. Пётр понимал, что в этой ситуации важно не упустить инициативу, и сам возглавил атаку. А когда на разведчиков обрушился огонь пулемётов, офицер сумел подобраться к пулемётной точке и забросать её гранатами. Расчёт был уничтожен, а путь вперёд - открыт. В решительном броске разведчики уничтожили остатки противника, выиграв сражение с минимальными потерями. Но в тяжёлом бою смертельное ранение получил старший лейтенант Пётр Захаров. За проявленное мужество и героизм офицер был удостоен Золотой Звезды Героя России (посмертно).
     Сегодня в разведбате бригады свято оберегают всё, что связано с подвигами предшественников. Тем более что в подразделении, ставшем преемником 84-го отдельного разведывательного батальона, по сию пору служат участники тех событий. Помнят в батальоне и чёрный для 84-го орб день - 31 декабря 1999 года. Выполняя задачу в интересах командования группировки «Запад», рота разведчиков попала в одном из чеченских селений в засаду многочисленной банды боевиков. Подразделение приняло неравный бой, но вырваться из огневого мешка разведчики смогли только после того, как на выручку им подоспела бронегруппа поддержки. Потери роты составили тогда 19 военнослужащих. Имена каждого из них навечно в памяти сослуживцев.
     
Прощай, дымящая
     «буржуйка»

     Командир разведбата бригады подполковник Тофик Закиев - сам ветеран боевых действий, прошедший Северный Кавказ в составе другой части. Командование 84-м батальоном Тофик Юрьевич принял в 2007-м, а два года спустя возглавил подразделение разведчиков уже в другом статусе - в качестве разведподразделения мотострелковой бригады нового облика.
     Естественно, что комбат, как никто другой, имеет право сравнивать то, что было, с тем, что есть. Перемены, считает Тофик Юрьевич, не просто разительные - они кардинальные.
     - Мы перестали заниматься муштрой, ушла в небытие показуха, - не скрывает удовлетворения офицер. - Пришла наконец пора заниматься делом, боевой подготовкой, учиться тому, что необходимо на войне.
     В подтверждение этих слов комбат приводит такие цифры - до 10 месяцев в году проводят сегодня его разведчики в поле. Лагерные сборы, полевые выходы, учения, тренировки, парашютные прыжки, состязания на лучшую разведгруппу. Сюда же надо добавить и участие в масштабных манёврах, таких как недавний «Щит Союза» или «Запад-2009», где разведчикам бригады довелось действовать на территории соседнего государства - Белоруссии. «В казарме мы себя даже чувствуем как-то неуютно, на занятиях, в поле привычнее», - говорит комбат.
     При этом активизация боевой учёбы - это ещё далеко не все позитивные приметы, связанные с обновлением. Просто новации здесь видны наиболее чётко. Взять, к примеру, материальное сопровождение боевой учёбы: сегодня командиру уже не нужно ломать голову, где взять топливо для техники, сколько сэкономить боеприпасов, чтобы упражнения учебных стрельб смогли выполнить все военнослужащие. Эти и целый ряд других проблем ушли в прошлое. Новый формат боевой подготовки принёс и радикальное обновление учебно-материальной базы. Кто бы мог подумать, что тот же разведбат когда-нибудь уйдёт от привычной схемы размещения в палатках с их непременным атрибутом - дровами и печкой-«буржуйкой». Сегодняшние реалии полевого выхода - лагерь на базе быстровозводимых тентомобильных конструкций, суперсовременная продукция импортного производства. Правда, пока это только экспериментальный образец. Но он реально используется личным составом в рамках плановой боевой учёбы.
     - Лагерь рассчитан как раз на батальон, - рассказывает подполковник Закиев. - Здесь и палатки для размещения личного состава, и помещения под штаб, столовую, склады. Оптимальные условия пребывания людей поддерживаются и зимой, и летом. Наше мнение одно - это совершенно иной уровень и иная система решения вопросов жизни, быта, питания, обслуживания. Всё необходимое для нормальной жизни здесь присутствует, несмотря на то что это полевые условия.
     Интересно, что таких лагерей в мире реально всего два: один сейчас развёрнут для батальона бундесвера в Афганистане, второй находится на испытании на российском военном полигоне. Как предполагается, итоги этого эксперимента покажут перспективность поставок такого оборудования для всех Вооружённых Сил.
     
Инновации – в строю

     К приметам обновления можно смело отнести и замену устаревшей техники разведбата на новые, современные образцы. К примеру, архаичные КШМ на базе ГАЗ-66 уже сменились новыми БТР с форсированными дизельными двигателями, с мощной компьютеризированной начинкой, с современными средствами связи, завязанными на единую систему управления тактического звена. Комбат имеет возможность как на месте, так и в движении уверенно управлять своим подразделением, принимать решения, оперативно передавать информацию в вышестоящий штаб. В разведке ведь главное - получить и обработать данные, проверить их и передать старшему начальнику. При этом машина, позволяющая работать с информацией, в подразделении не одна: гарантия того, что в боевой обстановке задача будет выполнена в любом случае, даже в условиях потерь.
     Для разведбата также закуплены и новейшие ГАЗ-23314 («Тигры»). От БРДМ здесь давно отказались. Хватит! «Раньше ведь как было - машина в парке стоит вроде новенькая, а на деле её даже завести нельзя, не то что вывести за ворота. Сейчас всё реально: подъём по тревоге, выход из парка - всё с секундомером», - отмечает подполковник Закиев.
     Неплохая у подразделения и техника тылового назначения: хлебопекарный прицеп с оборудованием, позволяющим выпекать хлеб в поле, новая система водоснабжения, изотермический фургон для хранения продуктов, ремонтные машины - для обслуживания техники в полевых условиях. То есть разведбат может действовать автономно, в том числе и достаточно длительное время.
     ...Топопривязчики, система ГЛОНАСС, беспилотные летательные аппараты. «Разве 20 лет назад мы могли представить, что беспилотники будут на вооружении в линейном батальоне? - задаёт вопрос командир разведбата. - А сегодня их у нас сразу два комплекта, и это не экспонаты - БПЛА реально применяются в учебно-боевой обстановке».
     Применение беспилотных аппаратов разведчики со стажем справедливо считают прорывом в организации боевого обеспечения, коим во все времена была и остаётся разведка. Именно с помощью этих аппаратов добывалась разведывательная информация во время учения «Запад-2009». Причём данные сразу же поступали на компьютер командующего армией.
     В целом, надо сказать, меняется и тактика действий войсковой разведки. Увеличиваются территория, охват, число определяемых целей, дальность разведвыходов. Да, нагрузки на людей возрастают. Но одновременно корректируется и само содержание боевой работы. Не просто прополз, увидел, передал в штаб. Такое тоже есть, но сегодня более широко применяются современные средства радиоэлектронной разведки. Именно современные, с серьёзным потенциалом и перспективными возможностями. Скажем, если раньше радиостанция противника пеленговалась тремя-четырьмя станциями, то теперь пеленг можно выполнять уже с одного места, одной машиной, начинённой более совершенной аппаратурой. Плюсы очевидны - меньше привлечение людей, техники, меньше риска в боевой обстановке. Хотя работать в плане оснащения разведподразделений ещё есть над чем. Как признаются сами разведчики, им остро необходимы носимые средства связи - небольшие по размеру, с повышенной ёмкостью батарей. И надёжные - чтобы работали в любых погодных условиях, не страшились воды, падений с высоты.
     
Они решают всё

     Другой вопрос - для работы на всей этой технике и люди нужны более подготовленные. И такие есть. Сегодня в разведывательном батальоне бригады уже 30 процентов военнослужащих по призыву имеют высшее образование. И не просто высшее, а инженерное, техническое. Несколько сержантов направлены на обучение в учебный центр на базе Рязанского ВДКУ. Современному разведчику уже мало быть просто физически крепким. Он должен сочетать в себе и силу, и ум. Хотя и физподготовке уделяется пристальное внимание. Буквально на днях военнослужащие батальона сдали очередную проверку. Оценки не ниже «хорошо». В целом в батальоне считают, что даже за год службы по призыву обучить солдата можно. Надо просто целенаправленно работать, не отвлекаться на выполнение посторонних задач, чётко следовать алгоритмам, установленным соответствующими приказами, директивами, нормативами.
     И особая роль здесь принадлежит командирам.
     - Считаю, что у нас, в разведке, сформировалась настоящая корпоративная офицерская этика, - уверен Тофик Закиев.
     Служить в разведбат всегда идут с охотой. Хватает претендентов и на контрактные должности. К слову, офицеров на сержантских местах в батальоне нет. Все назначены на соответствующие их уровню должности. А сожалеют в батальоне о нехватке штатных ячеек для узких специалистов. Скажем, в этом подразделении нет офицера по воздушно-десантной подготовке. Не предусмотрен штатом. Эти вопросы сейчас приходится выполнять комбату, выпускнику Рязанского воздушно-десантного училища. А ведь разведывательный батальон нынешней мотострелковой бригады совершает парашютные прыжки в полном составе. И в этом ещё одно отличие этого подразделения от его предшественника - разведбата дивизии, где прыгающей была только одна разведывательно-десантная рота.
     
Аргументы
     подполковника Закиева

     Не открою секрета, если скажу, что критику, которая сегодня раздаётся в адрес министра обороны и руководства государства со стороны тех, кто пытается комментировать преобразования в армии и на флоте, выискивая в них преимущественно негатив, сами люди в погонах воспринимают болезненно. Для тех, кто реально служит, реформа уже обрела зримые очертания, вышла на определённый рубеж и доказала свою эффективность. Вот и по мнению подполковника Закиева, пустые разговоры на этот счёт пора прекратить: реальные позитивные перемены уже видны невооружённым глазом.
     В числе этих перемен сам комбат и его офицеры отмечают хотя бы существенно возросший уровень материального обеспечения. Денежное содержание в большинстве случаев - более чем приличное. Что и говорить - на автомобильных стоянках перед КПП многих воинских частей сегодня паркуются преимущественно иномарки. Привычных сетований на нужду в офицерских коллективах практически не слышно. Кто достойно служит - тот достойно и получает.
     - Нам больше нет нужды где-то подрабатывать, урывать время от службы, от семьи, - признаётся подполковник Закиев. - Средств, которые платит государство, вполне хватает на нормальную жизнь, на то, чтобы не чувствовать себя человеком второго сорта. Чтобы тобой гордилась семья, близкие.
     Конечно, проблемы есть, признаётся офицер, куда ж без них. Но они решаются. Главное, что к людям в погонах наконец-то стали нормально относиться. Руководством Вооружённых Сил был выбран абсолютно правильный подход: сначала были созданы условия, а потом выдвинуты требования - высокие, соответствующие новому уровню. Этот порядок вещей оказался более логичным. А потому и правильно воспринят со стороны самих людей в военной форме.
     - Сегодня время такое, что хочется служить, - говорит подполковник Тофик Закиев. - Время интересное, неконсервативное, новаторское. От того, что делаешь, получаешь искреннее удовольствие. Отсюда и результат.
     

     

     На снимках: полевой лагерь нового облика; командир разведывательного батальона омсбр подполковник Т. ЗАКИЕВ.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex