на главную страницу

26 Октября 2011 года

Тайны земли русской

Среда

Версия для печати

Странствия римской Юноны,
или богиня Макошь против Торира-Собаки




     Уже многие десятилетия археологи и историки ищут следы древних цивилизаций в Южной Америке, Месопотамии и даже на дне Атлантики. Но мало кто устремляет свои взоры на сибирскую тайгу, хребты приполярного Урала, на плато Путорана. Между тем там сохранилось немало свидетельств существования в глубокой древности каких-то народов, достигших, возможно, высоких вершин в своём развитии.
     Российский исследователь Г.А. Сидоров в одной из своих книг пишет, что в верховьях реки Виви в предгорьях Путорана он «своими глазами видел остатки гигантской каменной стены. Стена подпирала собой щебнистую, заросшую сверху мелкой лиственницей платформу. С двух сторон каменная стена, средние гранитные кирпичи которой достигали в длину трёх метров, была пересыпана мелким щебнем. Но её длина удивляла – целых семьдесят метров! При высоте в пять! Кто её строил? И зачем?.. Местные жители эвенки или северные таймырские ненцы? Как бы не так! По утверждению эвенков, подобных каменных построек можно встретить на плато Путорана сколько угодно. Местные жители считают, что это следы жизни загадочных белых бородатых гигантов – иго-мэндри, которые обитали в этих горах задолго до прихода сюда ненцев или эвенков. На эту тему бытует у эвенков масса легенд».
     По сведениям Г.А. Сидорова, несмотря на официальное равнодушие представителей академической науки к плато Путорана, в этом районе после распада СССР какие-то изыскательские работы шли. Там в 1990-е годы инкогнито появились хорошо финансируемые экспедиции, участники которых ранее занимались поиском Атлантиды. Видимо, знали, что искать в безлюдных полярных районах.
     В Сибири, повторимся, скрыто немало ценнейших археологических свидетельств существования на территории России в древности канувших в небытие цивилизаций. В августе 2000 года, по свидетельству Георгия Сидорова, ему повезло натолкнуться на одной из таёжных рек в Томской области на древний город. «Город, – указывает он, – не маленький. В диаметре около двух километров. Он стоит в старом сосновом бору, в восьми километрах от реки. Значит, построен он был во времена, когда в Сибири тайги ещё не было и реки магистралями не служили. Была холодная северная степь. Внутри города сохранились два храма. Один – точная копия Аркаима, только диаметр его меньше – 120 метров. Фундаменты храма хорошо видны: три вала, в центре платформа для храма. Второе культовое строение поскромнее: диаметр его 100 метров и вокруг его два вала...»
     Исследователь с горечью отмечает по этому поводу: «Если о своей находке сообщить в академию наук, то значит, этим её погубить. Наверняка сразу кому-то понадобится сосновый бор, в котором стоит древний город. Понагонят в него технику. Снесут до основания бульдозерами всё что только можно, а потом, возможно, придут учёные. А может, и не придут вовсе. Короче, автор о древнем арийском городе сообщать не стал. Ничего о нём не сказал даже в Томске. Не сообщил никому о найденных им в тайге поросших лесом громадных курганах, о гигантской плоской – 300 метров на 150 метров – песчаной прямоугольной платформе, найденной им на берегу реки Тым. Не сообщил, чтобы все эти находки не постигла грустная участь разрушения».
     К сожалению, в недавнем прошлом так бывало не раз. Историческая информация, которая не вписывается в рамки устоявшихся концепций и научных школ, отбрасывается, а археологические находки исчезают в запасниках. Невольно порой закрадывается мысль, насколько иные «учёные круги», привыкшие к интеллектуальному комфорту, заинтересованы в восстановлении подлинной картины нашего прошлого.
     Один из ставших известных общественности случаев связан с обнаружением группой американских исследователей в 1994 году на дне Атлантического океана трёх пирамид. В ходе погружений удалось определить их высоту. Одна оказалась примерно в два раза больше пирамиды Хеопса (Хуфу) в Египте, другие – пониже. Вероятно, рядом с загадочными пирамидами могут покоиться остатки древнего города неизвестной науке цивилизации. Однако он явно не вписывается в библейское представление о прошлом человечества, а потому исследования быстро свернули, и их организаторы исчезли с научного горизонта. Как выяснили известные американские исследователи древних цивилизаций Грэм Хэнкок и Роберт Бьювел, с учёными за молчание кто-то весьма щедро расплатился.
     Ещё более загадочный случай произошёл в советское время, во времена Леонида Брежнева, в Тисульском районе Кемеровской области. На эту тему сохранилось несколько свидетельств, согласно которым в 1969 году в селе Ржавчик вблизи райцентра на глубине 70 метров под угольным пластом разреза рабочий Карнаухов сделал якобы удивительную находку. Он обнаружил мраморный саркофаг. Предоставим слово уже упомянутому Г. Сидорову: «Рабочие его тут же подняли и принялись вскрывать. А когда вскрыли, то остолбенели: перед ними в лёгких прозрачных одеждах и в какой-то жидкости лежала необыкновенно красивая высокая (около 180 см) девушка. Девушка имела белую кожу и длинные тёмно-русые волосы. Её голубые глаза были открыты, и она казалась живой. Со слов тех, кто её видел, в мраморном саркофаге лежала «русская девушка». О находке тут же было сообщено в Москву...»
     И что было далее? В Москве отреагировали своеобразно: «Прилетели вертолёты, место находки было оцеплено. Начались работы. За одним саркофагом стали поднимать другие. Всеми работами руководили люди в форме. Местных рабочих с разреза убрали. Неизвестные молчаливые граждане в спецодежде аккуратно поднимали из разреза саркофаги и ставили их в вертолёты. Вертолёты куда-то улетали. Таким образом было вывезено всё странное «кладбище». Где оно сейчас – неизвестно».
     Далее в селе началась череда смертей. «Карнаухов погиб под колёсами КамАЗа. Начальник участка Александр Александрович Моссалыгин умер якобы от язвы желудка. И так все до последнего человека, кто видел и стал причастен к находке. Жителям же посёлка Ржавчик было строго-настрого наказано держать язык за зубами. И люди этот наказ выполняли много лет. Некоторые ещё сейчас боятся вспоминать о находке...»
     Судя по глубине угольно пласта, этому захоронению было примерно 600 миллионов лет – середина палеозоя. Конечно, можно предположить, что эта история – вымысел автора, стремившегося протолкнуть свой текст на газетную полосу. Такое часто бывает в наше время, когда большинство журналистов и писателей думают о гонорарах, а не о выяснении истины. Вместе с тем известно и то, что «под шумок» распада СССР многие документы были похищены или уничтожены, поэтому всё больше событий даже недавнего прошлого перемещается в сферу мифологии.
     ...Перенесёмся всё же из палеозоя в Новое время и расскажем ещё об одной загадке Древней Руси – о Золотой бабе, спрятанной, возможно, где-то в укромном месте на плато Путорана или в Белогорье (Югре). У древних славян её называли Золотой Богородицей. Наиболее обстоятельное исследование на эту тему, как представляется, провела Наталья Чистякова-Ярославова, разместившая на своём сайте http://www.yaroslavova.ru материал «Золотая баба и золотой Будда» (приведём его с небольшими сокращениями).
     
Сокровище страны
     Обдорской

     Золотая баба – одно из «Ста великих сокровищ» в истории человечества (серия «100 Великих»). Другие её имена: Золотая владычица (Сорни Най), хантыйская богиня Калтась, Юмала, Гуаньинь, Злата Майя, Речная богиня. В сердцах древних славян она находит отклик как Золотая Богородица.
     Наиболее поздние упоминания о Золотой бабе относятся, по преданиям, к стране Обдорской – Белогорью. Согласно одним источникам, последний раз святыню видели в 1930-х годах в тайном святилище кызымских ханов – в бассейне реки Обь. По другой информации, также в Югории, но 30 лет спустя, то есть в 1961 году.
     «Первые упоминания о загадочной Золотой бабе, которую позже историки будут отождествлять с угро-финской богиней Юмалой, можно обнаружить в исландских и скандинавских странах. По крайней мере, полученная викингами информация о ней заставляла их на протяжении трёхсот лет – с 800-х по 1100-е – каждое столетие совершать набеги на Биармию, так они называли территорию нынешней северо-восточной части Европейской России. Однако им каждый раз приходилось возвращаться без добычи – местные жители успевали спрятать своё сокровище и, наученные горьким опытом, переправлять его всё дальше на восток. Так с берегов Северной Двины за несколько столетий Золотая баба перекочевала за Урал». Такие данные о «миграции» Золотой бабы на восток приводит Татьяна Самойлова в одноимённой статье «Золотая баба».
     Ещё в Х веке о золотом идоле ведал знаменитый скандинавский викинг-разбойник с характерным прозвищем Торир-Собака, ходивший в эти годы в поход на Белое море и Северную Двину. По его словам, богиня сидела в глухом лесу на кургане, держа на коленях большую чашу. Вокруг громоздились сокровища, а земля кургана была смешана с монетами. Вот именно эти дары Богине не давали покоя алчным разбойникам, не говоря уже о том, что сама Богиня была, по легендам, сделанным из золота изваянием в человеческий рост, что в не меньшей мере волновало умы охотников за удачей.
     
Златовласая пророчица

     Подобные же описания Златовласой богини относятся и к более поздним датам. «Подле Золотой бабы, – читаем на сайте «Русские народные сказки и предания» (www.folk.clow.ru), – всегда лежало множество гуслей и других музыкальных орудий, которые непрерывно наигрывали сами собой – то тихонько, то чуть громче. По их звуку жрецы предсказывали будущее, ибо Золотая баба почиталась доброй пророчицей. Почтение к ней было так велико, что никто не осмеливался пройти мимо статуи, не принеся хоть малой жертвы, ну а если вовсе ничего не имел, то вырывал из платья своего нить или волос с головы, подносил это Золотой бабе, кланялся в землю и тем надеялся её умилостивить. Вообще же в жертву ей приносили соболей да куниц, одевали её в их шкуры. Даже чужестранцы, верившие в иных богов, не скупились для неё на золото, серебро и меха, ибо не принесший жертвы Золотой бабе непременно должен был заблудиться в пути». А ведь путь, замечу, можно воспринимать не только как конкретную дорогу, но и как жизненный путь.
     В Сибирской летописи, повествующей о приключениях Богдана Брязгина, ближайшего друга и соратника Ермака, Золотая баба описывается так: «нага с сыном на стуле сидящая; приемлюще дары от своих, и дающе ей остатки во всяком промысле, а еже кто по обету не даст, мучит и томит; а хто принесёт жалеючи к ней, тот пред ней пад умрёт...»
     Как видим, почти тысячу лет насчитывает история Золотой богини и все эти десять веков её золото и мистика будоражили умы современников. За ней гонялись разбойники и казаки, её прятали в лесах и болотах, её выкупали после краж, её увозили на Восток и на Север в годы гонений на языческих идолов.
     
XVI век: SLATA ВАВА

     Надо сказать, что сами народы ханты и манси, которые сегодня якобы не знают о Золотой бабе, получили первую мировую известность благодаря именно этой Золотой женщине. В 1549 году барон Зигмунд фон Герберштейн (в качестве посла австрийского эрцгерцога, императора Священной Римской империи он дважды – в 1517 и 1526 годах – побывал в Москве. – Ред.) издал книгу «Записки о московитских делах». К книге прилагалась и составленная им карта Московии, или иначе – Великой Татарии. Одной из достопримечательностей карты, тотчас привлекавшей внимание, было изображение женщины, сопровождаемое надписью латинскими буквами: SLATA ВАВА. Располагалось оно на карте неподалёку от того места, где река Обь впадала в Ледовитый океан.
     Австрийский посол не один год посвятил изучению истории Золотой женщины. Он долго добивался встречи с Семёном Курбским – одним из предводителей московской рати, посланной на завоевание Югорской земли, и многие часы беседовал с ним, изучая легенды народов ханты и манси. После этих бесед на иностранной карте в районе современных Югры и Ямала появился первый объект – Золотая баба.
     
Что помнят ханты?

     В семьях хантов и манси до сих пор сохраняется культ почитания Казымской богини, или Золотой бабы. Фигурки божества принято укрывать от посторонних глаз в потаённых местах. Доподлинный облик богини неизвестен.
     Как пишет в своей статье Татьяна Самойлова, «по одним сведениям, это стоящая женская статуя, а то и вовсе изображение Минервы с копьём в руке, по другим – сидящая одетая или обнажённая женщина с ребёнком на руках. И размеры у неё в разных свидетельствах разные: от среднестатистической женщины в натуральную величину до «на аршин выше самого здорового мужика». Нетрудно подсчитать, что в таком случае, если статуя цельнолитая, её вес будет достигать трёх тонн со всеми вытекающими отсюда последствиями для транспортировки по бездорожью, болотам и тайге».
     Герберштейн, нанесший знак Золотой бабы на составленную им карту, записал, что по слухам за Уралом стоит большой идол Золотая баба в виде женщины, которая носит в утробе сына. Упоминает он и о каких-то трубах, окружающих святилище идола и звучащих сами по себе.
     В других описаниях, она не только носит в утробе сына, но вообще создана по типу матрёшки: то есть мать, сын, внук. Таким образом, эта Богиня Рожанница символизирует в целом род (семью). В иных свидетельствах богиня устроена как колокол и способна улавливать малейшие вибрации и звуки.
     Один из современных энтузиастов-исследователей легенд о Золотой бабе Лев Теплов высказал любопытное предположение, что Золотую бабу унесли из горящего разграбленного Рима и это была золотая античная статуя». Итальянцы также считали, что Золотую бабу вывезли из Рима угры, которые в союзе с готами разрушили Римскую империю, а Золотая баба – это будто бы статуя Юноны. Об этом говорится в исследованиях Н. Ионовой, описанных в статье «Странствия Золотой бабы».
     У вогуличей Золотая баба называлась Калтась. В представлениях манси Калтась – жена или сестра верховного бога Нуми-торума. У Калтась есть две сестры: Хотал-Эква – Богиня солнца и Най-Эква – Богиня огня. Отождествление данной мансийской богини («Куальтыссан-торум» в старых источниках) с легендарным идолом Золотая баба стало возможным благодаря прямому переводу её эпитета «сорни» («золотая»), прилагаемого к её имени.
     В фольклоре манси Калтась сближается с утренней зарёй. Одна из ипостасей Калтась – красивая молодая женщина. Когда золотая Калтась распускает свои волосы, «они развеваются, как семикратная Обь вместе с устьем, из кос расходится дневной свет, и в них возникает лунный свет». В мифологии манси коса божества (как женская, так и мужская) – олицетворение устойчивой связи между разными сферами жизни.
     

     (Окончание следует.)


     

     Фрагмент карты Герберштейна (1549 г.)



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex