на главную страницу

26 Октября 2011 года

Автоклуб «Красной звезды»

Среда

Версия для печати

Автомобиль к осмотру!

Беседовал Александр ТИХОНОВ, «Красная звезда».



У российских автомобилистов с 1 января 2012 года, несомненно, начнётся новая жизнь: вступает в силу федеральный закон № 170-ФЗ от 01.07.2011 «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». О новых правилах и особенностях будущей процедуры техосмотра корреспондент «Красной звезды» беседует с руководителем правового департамента Российского автомобильного товарищества Сергеем ВОЛГИНЫМ.


     – Сергей Игоревич, каковы причины изменения порядка прохождения техосмотра?
     – Вопрос об изменении порядка прохождения техосмотра поднимался довольно давно. Очевидно, что это излишняя для ГИБДД функция. Зачем военизированному подразделению проводить техосмотр транспортных средств, когда там майоры и подполковники должны командовать патрульно-постовыми подразделениями? Им ли, будучи при оружии, выписывать талоны техосмотра?
     Сравнительно недавно я принимал участие в разработке проекта закона о техосмотре. Мы уже тогда – это было три года назад – подготовили законопроект, который передавал техосмотр автодилерским центрам. Это представлялось логичным, потому что сотрудники дилерских центров (по крайней мере в рамках своей марки автомобиля) являются, наверное, самыми лучшими специалистами.
     Да, есть страны, где сохраняется примерно такая же, как и у нас сегодня, система прохождения техосмотра. Техосмотр при этом – просто контроль. Но я глубоко убеждён, что техосмотр призван быть такой процедурой, в результате которой человеку ответственно скажут, нуждается ли его автомобиль в ремонте. А после он должен иметь возможность выбора: либо отремонтировать его тут же, либо, воспользовавшись эвакуатором, произвести ремонт в другом месте.
     Действующая система этого не позволяла, поскольку у подразделений ГАИ – ГИБДД, проводивших техосмотр, были только контрольные функции. В связи с этим давно начались разговоры о передаче этой процедуры в сервисы. И вот появился закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В соответствии с ним аккредитовывать операторов технического осмотра будет объединение профессиональных страховщиков.
     – И кто же войдёт в число операторов техосмотра?
     – Пока, к сожалению, до конца непонятно. Видимо, дилерские центры, но не только они. Вообще, тут есть всего один принципиальный момент, причём очень существенный. Сейчас у нас между водителем и тем, кто проводит техосмотр, существуют публичные правоотношения с подчинением власти, то есть той структуре, которая уполномочена проводить техосмотр. И сейчас, если вдруг появились основания и мы подадим жалобу на работника ГАИ, нам скорее всего ответят, что в результате проверки факт нарушения не подтвердился. И всё.
     А когда вступит в силу закон о техосмотре, эти правоотношения будут строиться на основании договора. И здесь включается в полной мере Закон «О защите прав потребителей». Если вдруг при прохождении техосмотра мне в одном сервисном центре скажут, что у моей машины всё плохо, а в другом центре выяснится, что на самом деле всё хорошо, то сервисный центр, где меня обманули, я вправе наказать, потому что Закон «О защите прав потребителей» в этом случае устанавливает очень серьёзную ответственность (пеня в размере 3 процентов в день от стоимости услуги и т. д.).
     Поскольку с нового года при прохождении техосмотра у операторов мы с ними будем в договорных правоотношениях, никто не сможет запретить записывать на диктофон или снимать на видеокамеру процедуру техосмотра, присутствовать при его проведении, потому что право потребителя.
     До 2014 года по новому закону техосмотр можно будет проходить и в ГАИ, и у аккредитованных автостраховщиками операторов. Хотя пока не очень понятно, как всё это будет работать. Простейший пример: у нас в России немало отдалённых мест, куда летом можно добраться только на вертолёте. В такие районы прилетает раз в год инспектор ГАИ и занимается техосмотром. Понятно, что дилерский центр в такие места привезти невозможно. Равно как забирать оттуда автомобиль и вести его в дилерский центр на «большую землю». Конечно, закон обязал местные власти определиться с минимальным числом пунктов технического осмотра. Но как это реализовать в отдалённых уголках, пока мне непонятно. Так что в таких местах, я думаю, техосмотром ещё долго будут заниматься сотрудники ГАИ.
     – Изменится ли, на ваш взгляд, стоимость техосмотра при его новом порядке?
     – В законе написано, что Правительство РФ должно разработать методику определения стоимости государственного технического осмотра. Отсюда и появляются разговоры о вариантах. Предполагалось, что будет ограничение максимальной стоимости этой услуги, но закон, повторюсь, обязывает правительство разработать лишь методику расчёта. Зато у нас уже появился проект постановления Правительства РФ «Об утверждении правил проведения технического осмотра транспортных средств».
     – И что в этих правилах нового?
     – Никаких принципиальных новшеств для владельцев транспортных средств там не появилось. Как заезжали мы на стенд, так и будем заезжать. Но делать это будем не в убогих строениях размером с гараж, а всё-таки в более приличных местах, где можно будет, пока машина проверяется, попросить чашечку кофе и т. д.
     Единственный плюс, повторюсь, в том, что, если нам что-то не понравилось, мы можем реально защищаться. Как минимум отправиться к другому оператору и пройти техосмотр у него. Хотя можем и наказать нерадивых техосмотрщиков рублём, если те найдут в машине неисправности, которых на самом деле нет, чтобы затем предложить всё отремонтировать за ту или иную цену.
     – Каким автомобилям техосмотр проходить не нужно?
     – Техосмотр проходить не должны новые автомобили, им это предстоит в трёхлетнем возрасте. Затем техосмотр нужно будет пройти в 5 и в 7 лет, а после семи лет – ежегодно на всё время эксплуатации автомобилей. Причём срок эксплуатации в законе не имеет ограничений.
     В случае покупки подержанного автомобиля тоже нужно проходить техосмотр.
     Кстати, сейчас произошло смещение срока прохождения техосмотра для тех автовладельцев, у которых талон заканчивался в этом году. Постановлением правительства России срок действия талонов продлили на 12 месяцев. Дело в том, что позднее вышел Закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», подписанный Президентом РФ, который вступает в силу с 1 января. И он ограничил срок действия талонов техосмотра сроком действия договора страхования.
     – Закон выше постановления...
     – Естественно. Например, у меня талон техосмотра автомобиля действителен до декабря 2011 года. По постановлению правительства он должен был бы продлиться до декабря 2012-го. Но поскольку срок моей страховки заканчивается в июле следующего года, техосмотр придётся проходить в июне.
     Вообще, не очень понятно, как с 1 января будут регистрироваться подержанные автомобили. Если я куплю старую машину, то не смогу её зарегистрировать, не получив страховки. Получить страховку я не смогу, не пройдя техосмотр. А техосмотр не смогу пройти, потому что у автомобиля нет номеров.
     – И что делать, где выход из замкнутого круга?
     – Как будет с 1 января, пока непонятно: ни в законе, ни в проекте постановления правительства об этом не говорится.
     Хотя, возможно, я сгущаю краски. Скорее всего, будет изменён регламент ГАИ. Либо техосмотр пройти можно будет без номеров, либо эти две процедуры объединят в одну. Сейчас при прохождении техосмотра проводятся и такие проверки, которые к техсостоянию автомобиля не относятся. Например, проверяется состояние здоровья водителя, наличие у него судимости, уточняется, не находится ли проходящее техосмотр транспортное средство в розыске и т. д. С 1 января 2012 года техосмотр будет проверкой только технического состояния автомобиля. Поэтому, скорее всего, при техосмотре никого не будет интересовать наличие номеров на автомобиле. Ведь номера на машине и техосмотр – вещи невзаимосвязанные.
     – Разумно ли, что именно Союзу автостраховщиков и только ему дано право выдавать аккредитацию операторам техосмотра? Ведь автостраховщики – это специалисты страхового дела, а не «технари»...
     – У нас в России существует обязательное страхование, то есть каждый автомобилист свою ответственность застраховал. Соответственно в случае ДТП за него платит страховая компания. По официальной статистике, из-за плохого технического состояния автомобилей происходит порядка 4 процентов ДТП. Это не так много в процентах, но это довольно много в человеческом измерении. К тому же это лишь официальная статистика. Сколько на самом деле происходит ДТП из-за плохого технического состояния, сказать сложно. Ведь для того чтобы определить причину ДТП, необходима экспертиза. Это довольно дорогостоящее исследование, и в большинстве случаев никто им не занимается. К примеру, если колесо отвалилось, напишут, что водитель его просто плохо прикрутил, и к техническому состоянию эта причина формально отношения не имеет. Хотя на самом деле оно отвалилось как раз по причине технической неисправности, а не выявили её потому, что машина не проверялась и талон техосмотра был просто куплен.
     Страховые компании заинтересованы в уменьшении своих убытков, то есть в реальном прохождении нормального техосмотра автовладельцами. Предполагается, что Российский союз автостраховщиков будет аккредитовывать в качестве операторов техосмотра только такие техцентры, которые действительно смогут его полностью и грамотно провести.
     Хочу подчеркнуть, что аккредитовывать центры для проведения техосмотра будет именно Российский союз авостраховщиков. Так что каждая конкретная страховая компания к этой процедуре будет иметь весьма опосредованное отношение. Сервис будет заинтересован пройти аккредитацию, так как там понимают, что техосмотр должны проходить все и у него просто появится больше клиентов.
     Если я прохожу все плановые ТО в конкретном сервисе, то его специалисты знают мою машину. И если он получит аккредитацию на проведение техосмотра, у меня там не будет проблем с этим, мне талон дадут сразу, если, к примеру, недели две назад я проходил у них техобслуживание. То есть в этом смысле процедура должна упроститься.
     – А не может ли Российский союз автостраховщиков к каким-то дилерам отнестись предвзято и отказать в аккредитации их центрам по надуманным причинам?
     – Это вопрос исполнения закона. И в принципе, если так случится, то это будет квалифицироваться по меньшей мере как мошенничество либо превышение полномочий. Союз автостраховщиков при выдаче аккредитации обязан будет ко всем отнестись объективно.
     Можно ожидать, что таким образом произойдёт вытеснение с рынка малых гаражных сервисов. Ведь из них отремонтировать автомобиль могут немногие.
     – Возникнут ли сложности при прохождении техосмотра автомобилей с правым рулём?
     – Надо иметь в виду, что праворульные автомобили, как и все остальные, которые эксплуатируются в России, должны соответствовать российским требованиям по безопасности. Изначально праворульные автомобили этим требованиям не соответствуют. Прежде всего по направленности светового потока фар. Кроме того, имется ГОСТ по обзорности с места водителя, праворульные машины не соответствуют этому ГОСТу. Да, японские праворульные автомобили замечательные. Но ездить на них у нас небезопасно.
     – Можно ли будет после вступления в силу нового закона пройти техосмотр на японской праворульной машине со специальными наклейками на фары, меняющими направленность светового потока?
     – Проект постановления Правительства РФ, о котором я говорил выше, не говорит о том, что при проведении техосмотра надо проверять обзорность с места водителя. Поэтому есть надежда, что на это не будут обращать внимания. Остаются только фары. Закон не запрещает проведение технического осмотра праворульного автомобиля. По закону всё равно, какой автомобиль – главное, чтобы он соответствовал российским требованиям по безопасности. Следовательно, наклейки на фары могут выручить, но только если они приведут световой поток в соответствие с российскими требованиями безопасности транспортных средств.
     – Сергей Игоревич, а в каких странах вообще нет техосмотра для обычных легковых автомобилей – спецтранспорт я не имею в виду?
     – Например, в некоторых штатах США.
     – И как это влияет на аварийность? Она там выше, чем у нас?
     – Думаю, что нет. На аварийность влияет множество факторов: культура вождения, состояние дорог, транспортных средств и т. д.
     В США страховые компании очень жёстко следят за теми автомобилями, ответственность владельцев которых ими застрахована. И, насколько мне известно, если в Штатах ДТП происходит из-за неисправного автомобиля, его владельцу отказывают в выплате страховки, поскольку водитель обязан сам нести бремя содержания своего автомобиля.
     – А почему нельзя разрешить каждому гражданину России самостоятельно следить за состоянием своего авто? Ведь если он вменяемый, если ему дороги жизнь и здоровье близких и своя собственная, то он будет своевременно обслуживать и ремонтировать свой автомобиль. А у психически ненормальных людей просто не может быть прав на управление транспортным средством.
     – На мой взгляд, техосмотр отменять нельзя. Во-первых, человек может добросовестно заблуждаться, самостоятельно оценивая состояние узлов и агрегатов своей машины. Во-вторых, необязательность техосмотра приведёт к тому, что многие люди, понимая всё-таки необходимость этой процедуры, зачастую будут её откладывать. Сегодня не нашлось времени, завтра – денег и т. д. Именно в их числе окажется тот, у которого, например, на ходу вдруг отлетит колесо и он врежется в толпу людей на остановке общественного транспорта... Нет уж, пусть обязательный техосмотр останется.
     Конечно, можно довести ситуацию до абсурда и сказать, что сразу после прохождения техосмотра в фару попал камень и машина становится неисправной. Но это форс-мажор, от которого защититься невозможно и который весьма редок. А в комплексе проблема будет решена, когда за техническим состоянием автомобилей будет полный контроль и техническое состояние автомобилей будет обеспечено центрами, аккредитованными для его проведения.
     – В проекте постановления Правительства «Об утверждении правил проведения технического осмотра транспортных средств» будет прописано, что именно следует проверять при техосмотре?
     – Да.
     – То есть дилерский центр, получивший аккредитацию на проведение техосмотра, не сможет навязывать дополнительные работы при его проведении?
     – В любом случае автовладелец сможет сверить эти предложения дилера с тем, что указано в постановлении правительства, и сделать вывод, обоснованы они или нет. Список в проекте постановления большой, но чего-то принципиально нового там нет – та же проверка тормозной системы, приборов освещения и т. д.
     – С 1 января техосмотр можно будет пройти у любого оператора техосмотра в любом населённом пункте, не только по месту регистрации автомобиля?
     – Да, в любом. Это, кстати, во-первых, позволит рациональнее использовать время и проходить техосмотр, даже находясь в туристической поездке или в командировке на своём автомобиле. Во-вторых, появится возможность выбора между операторами с точки зрения качества и цены предоставляемых ими услуг по техосмотру.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex