на главную страницу

28 Октября 2011 года

Тема номера

Пятница

Версия для печати

Учить вертолёты воевать

Сегодня - День армейской авиации

Александр ПИНЧУК, «Красная звезда».
  Торжок - Москва.
  Фото из архива Торжокского центра.



Значение армейской авиации в современных условиях переоценить трудно. Она решает задачи в интересах войсковых группировок как на учениях, так и в реальной боевой обстановке. Лётчики, пилотирующие винтокрылые машины, подчас вершат судьбы людей. Есть немало примеров, когда вовремя подоспевшая армейская авиация спасала целые сухопутные подразделения, уничтожала объекты и живую силу противника, с воздуха поддерживала действия наземных сил.
  Чтобы понять, чем живёт армейская авиация сегодня, в преддверии профессионального праздника наш корреспондент побывал в прославленном Центре боевого применения и переучивания лётного состава (армейской авиации) в Торжке.

     В этом году общий налёт в Торжокском центре составляет 7.100 часов. По словам начальника отдела боевой подготовки ЦБП и ПЛС (армейской авиации) полковника Андрея Попова, это превышает весь налёт в центре за прошлый год и находится примерно на уровне 95 процентов от планируемого. При этом на каждого лётчика приходится в настоящее время 60 часов. К концу года показатель этот только вырастет.
     Лётная работа в Торжке на самом деле очень интенсивная. 4–5 лет назад, приезжая сюда, не всегда можно было попасть на лётную смену. Сегодня полёты идут один за другим, по четыре, а то и по пять смен в неделю. Как говорят сами лётчики, проблема дефицита авиационного керосина забыта, как страшный сон.
     Вот и я приехал в центр в самый разгар полётов. «Выловить» для беседы главного «начбоя» ЦБП и ПЛС оказалось не так просто. Удалось это сделать только в промежутке между полётами, на которых полковник Попов принимал очередной зачёт «на класс» у одного из своих подопечных, и полётом «на восстановление» лётчика после длительного лечения в госпитале.
     Полковник Андрей Попов владеет обстановкой досконально. Он на память приводил справочную информацию, помня каждую цифру, характеризующую жизнедеятельность центра. В конце разговора «начбой» заметил, что высоких результатов в боевой подготовке просто так не добиться. Для этого нужно жить службой, а порой и на службе. В буквальном смысле. Ситуация, когда офицеры командного звена остаются ночевать в служебном кабинете, так как 24 часов в сутках для решения всех поставленных задач не хватает, Андрею Фридриховичу хорошо знакома на собственном опыте...
     Полковник Попов прошёл все лётные должности. После окончания в 1990 году Сызранского ВВАУЛ проходил службу в Прикарпатском военном округе. Отказавшись принимать присягу на Украине, был направлен в Туркестанский военный округ, затем перевёлся на Дальний Восток, где прослужил 11 лет. После окончания ВВА им. Гагарина был распределён сюда, в центр. За его плечами командировки в Чеченскую Республику и в составе российской авиационной группы в рамках миссии ООН - в Африку. Награждён орденом Мужества, медалью Нестерова.
     За последнее время изменилась и структура центра, замечает мой собеседник. ЦБП и ПЛС стал филиалом 4-го Государственного центра переучивания авиационного персонала и войсковых испытаний Минобороны РФ в Липецке. В ходе переформирования ликвидировано управление полка, входившего в состав центра, а инструкторско-исследовательские вертолётные эскадрильи напрямую подчинены начальнику ЦБП и ПЛС. Тем самым нагрузка на командиров эскадрилий, которая ранее была равномерно распределена, возросла. Теперь за лётную, научно-исследовательскую работу, организацию полётов в эскадрилье отвечает только её командир.
     Кроме того, в состав центра входит смешанная инструкторско-исследовательская эскадрилья на вертолётах Ми-24 и Ми-8, базирующаяся в подмосковном Клину. Техника там вооружена приборами круглосуточного обзора. Ей предписано помимо тех же задач, что решают другие эскадрильи, более тесно взаимодействовать с группами специального назначения.
     В то же время за минувший учебный год в центре прошли подготовку две группы иностранных военных специалистов. Они обучались на вертолётах Ми-35 и Ми-17.
     Увы, но, как и везде, не обходится без проблем. Интенсивность полётов, большая нагрузка на технику, прежде всего стареющую (Ми-8, Ми-24), не могут не сказываться на её исправности. К сожалению, пока она оставляет желать лучшего. Полковник Попов считает, что ситуацию нужно менять. Причём в ближайшем будущем. А пока вышедшие из строя вертолёты загоняют в ТЭЧ или перегоняют на АРЗ и там уже занимаются восстановлением авиационной техники.
     Завершающийся год выдался достаточно напряжённым в отношении подготовки экипажей. Лётный и инженерно-технический состав части принял участие в учениях «Центр-2011» и «Щит Союза». В этих манёврах была задействована новая авиационная техника - вертолёты Ка-52 и Ка-50, полученные центром в декабре прошлого года. По итогам учений экипажи получили хорошие и отличные оценки. Высокие результаты лётчики показали во многом благодаря грамотному применению средств вооружения, как имитационных, так и штатных.
     Полковник Попов отмечает надёжность новой техники, которая в ответственный момент не подвела, что в принципе не так часто бывает. Вертолёты, прежде чем массово пойти в войска, должны быть досконально изучены в Центре боевого применения и переучивания лётного состава (армейской авиации). Они проходят опытно-исследовательскую эксплуатацию, которая позволит выявить все изъяны и недоработки техники и дать возможность специалистам их устранить.
     Семь месяцев полётов на «Аллигаторах» и «Чёрной акуле» не прошли зря. Более 700 часов - это уже хороший опыт. Это 10 процентов от общего налёта центра за нынешний год. На сегодняшний день итогом работы на новых вертолётах стало лётно-тактическое учение. Ка-52 и Ка-50 отлично проявили себя на полигоне в ходе стратегического учения, показав свою ударную мощь. Лётчики успешно справились с поражением наземных целей в общей группе с помощью неуправляемого ракетного вооружения и стрелково-пушечного оружия.
     Учатся военные лётчики летать и ночью. А именно - в горной местности и со специальными очками ночного видения. Это обучение коснулось экипажей, летающих на боевых и транспортно-боевых вертолётах. Для инструкторов центра это стало новой задачей. В первую очередь, новшество оказалось в том, что надо было летать не просто ночью, а совершать полёты с огибанием рельефа, «хождением по ущельям», поиском и уничтожением целей, а также с высадкой и эвакуацией специальных групп.
     Не сбавляет центр темпы по подготовке экипажей на вертолёт Ми-28. С момента переучивания на «Ночной охотник» прошло уже более двух лет. В настоящее время в армейской авиации на этом типе вертолёта подготовлены две полноценные эскадрильи, находящиеся в составе авиационных баз армейской авиации в Южном военном округе. Кроме них первыми прошли обучение лётчики в составе центра.
     Одной из главных задач здесь всегда считалась подготовка постоянного лётного состава на классную квалификацию. Более 90 процентов лётчиков успешно освоили все необходимые упражнения.
     Говоря о нынешних молодых инструкторах центра, полковник Андрей Попов заметил, что люди остались прежними и от смены поколений в общем-то ничего не зависит. Есть лейтенанты, которые с упоением смотрят в небо, с удовольствием изучают вертолётную технику. А есть те, кто выполняет норму, и не более того. Время диктует свои правила игры. Сейчас в войсках, в том числе в армейской авиации, требуются офицеры с хорошими знаниями ПК, электронной начинки вертолёта, так как на современных типах стоят две бортовые цифровые вычислительные машины. В отношении техников можно смело утверждать, что знания «железа» недостаточно, необходимо изучать информатику и программирование. Так, в Торжокском центре нынче есть молодые лётчики-инструкторы в возрасте 27-28 лет, которые успешно «возили» иностранных слушателей, обучавшихся там.
     Что касается переменного состава, то лётчики и техники на базе центра проходят теоретическое переучивание на новые образцы техники. Осваивают они также и практику. Среди них - представители Будённовской, Кореновской и Черниговской авиабаз армейской авиации. В свою очередь, инструкторы центра нередко выезжают в расположение этих баз для более углублённого обучения экипажей.
     В этом году в центре прошли сборы лётного и инженерно-технического состава экипажей армейской авиации по работе с винтокрылыми машинами, оборудованными водосливными устройствами, на вертолётах Ми-26 и Ми-8. Обучение проводилось в рамках подготовки к пожароопасному сезону. На сборы привлекались лётчики и техники из самого центра, а также из частей, дислоцирующихся во всех военных округах.
     Серьёзно в центре подходят и к вопросу обеспечения безопасности полётов. Полковник Попов считает, что к ней можно отнести всё: начиная от ботинок, в которых летает лётчик, и заканчивая стоянкой, на которой размещается вертолёт. Тщательная подготовка к полётам - основа безопасности. Другой момент - состояние авиационной техники. Одна отлетала всё, что ей положено, и продолжает подниматься в небо благодаря продлению ресурса, притом что её надёжность не подвергается сомнению, хотя и усталость металла имеет место. А другая - новая, малоосвоенная и не до конца изученная техника. И дело здесь не в том, что новые типы вертолётов прошли госиспытания. В войсках всё происходит иначе. Здесь техника подвергается совсем другим испытаниям. Если до попадания вертолётов в центр на заводе и в ГЛИЦе машины учат летать и стрелять, то в Торжокском центре их учат воевать...
     
* * *

     В этом году пять экипажей центра на вертолётах Ми-8 пролетели над Красной площадью во время парада Победы 9 Мая с флагами видов и родов войск Вооружённых Сил РФ. В следующем году задачи не менее ответственные. В первую очередь - это подготовка к 100-летию Военно-воздушных сил и празднованию 20-летия со дня образования пилотажной группы «Беркуты» на вертолётах Ми-24, состоящей из высококлассных лётчиков центра. В перспективе, надеется полковник Попов, к пилотажникам подключатся вертолёты Ми-28 и Ка-52.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex