на главную страницу

28 Октября 2011 года

Армия и общество

Пятница

Версия для печати

Огневая подготовка – предмет культовый

Подготовили: Анна ПОТЕХИНА, Андрей БОНДАРЕНКО,
  Юрий БЕЛОУСОВ, Ольга ВОРОБЬЁВА,
  Владимир СОСНИЦКИЙ, Юрий БОРОДИН.
  Фото Юрия ШИПИЛОВА.



Во все времена основное бремя боевых действий ложилось на плечи пехотинцев. Именно пехота решала исход большинства кампаний на сухопутных театрах военных действий. Конечно, военные технологии развивались, а с ними и способы ведения боевых действий. Каждая эпоха диктует свои требования к тактике вооружённой борьбы. Но, как и прежде, пока нога пехотинца не ступала на позиции неприятеля, он не считался поверженным.
  Поэтому к очередному разговору за «круглым столом» мы пригласили командиров рот: стрелковых, парашютно-десантных, морской пехоты - словом, тех, кто должен быть готов в «контактном бою» добывать победу. Речь пойдёт об огневой подготовке. Насколько оптимально она сегодня организована? Позволяет ли за год превратить юношу в воина, готового сойтись в схватке с противником? Что можно сделать для её улучшения? Сколько должен стрелять солдат, чтобы уметь поражать врага днём и ночью, вести бой в городских условиях? Как оценивается польза от нынешней методики проведения ротных учений с боевой стрельбой? Помогают ли огневой подготовке тренажёры, поступающие в войска? Как добиться сопряжения огневой подготовки и формирования физической выносливости, ведь реальный бой - это не спортивные единоборства в тепличных условиях спортзала и не комфортная стрельба на тренажёрах?..

     
В очередь за лазерным имитатором...

     Гвардии капитан Сергей Загородников, командир мотострелковой роты, отдельная мотострелковая бригада, ЮВО:
     - Достаточно ли учебного времени отводится сегодня на огневую подготовку? Более чем. В последние годы выросла интенсивность не только огневой, но и в целом боевой подготовки. Мы заметно больше стали водить, стрелять, проводить различные практические тренировки и учения. Сегодня подразделения нашей бригады на полигон убывают только в полном составе - казарма опечатывается и сдаётся под охрану. Основная задача наших офицеров - максимально полно использовать эти дни для обучения своих подчинённых. Что и делается.
     Кстати, о технике. И автомобили, и боевые машины у нас новые. Если говорить о БМП-3, то это очень мощная и современная бронемашина. С одной стороны, управлять ею проще, причём при повышении боевой эффективности, с другой - есть и сложности в этом. Командиру и наводчику-оператору боевой машины многое нужно знать и уметь. А ведь почти половина назначаемых на эти должности военнослужащих осваивают свои воинские профессии непосредственно в бригаде - после прохождения КМБ они зачисляются в создаваемые для этого учебные подразделения. Очень выручает то, что поблизости находится крупный общевойсковой полигон Прудбой, позволяющий отрабатывать все без исключения нормативы и упражнения. Да ещё оборудованные в военных городках тренажёрные классы, в которых экипажам БМП-3 без расхода моторесурсов можно оттачивать навыки вождения, прицеливания, действия при различных штатных и нештатных ситуациях. Совсем недавно в бригаде установлен новый тренажёр - башня БМП-3. Для командира и наводчика-оператора БМ очень полезен. Было бы хорошо, если бы в нашей бригаде тренажёры и лазерные имитаторы стрельбы и поражения (ЛИСП) имелись для всех без исключения воинских специальностей. Вот, скажем, огневая или тактическая подготовка в мотострелковых подразделениях. Использование ЛИСП позволило бы приблизить действия военнослужащих на учебном поле боя к реальной обстановке. Даже окапываясь, солдат прижимался бы к земле, боясь быть «подстреленным». Причём, «воевать» подразделениям было бы удобно даже рядом с военными городками. В училище на тактической и огневой подготовке мы активно применяли ЛИСП. В нашей же бригаде они есть только в разведподразделении. Нам же остаётся только ожидать, когда очередь дойдёт и до матушки-пехоты...
     Считаю, что успешному овладению военной специальности помогает то, что мы стали привносить в процесс учебно-боевой деятельности некие новшества. Перешли, например, от оборонительной тематики к наступательной. Если раньше УКС выполнялись, как правило, с места, то теперь в основном в движении. Даже на войсковом стрельбище мы стараемся отрабатывать целый комплекс упражнений. Военнослужащим нужно не только поразить мишени, но и правильно передвигаться на «поле боя»: используя рельеф местности, от укрытия к укрытию, прикрывая своих товарищей и действуя под их прикрытием. Мишени при этом тоже «усложнены»: они не просто поднимаются-опускаются, но и движутся, а ночью ещё и подсвечиваются, имитируя ведение огня противником.
     Командиры во время занятий демонстрируют тактическое творчество, используя огневые засады, бронегруппы и прочие «сюрпризы» на пути «неприятеля». Обычно в ходе РТУ и БТУ с одним подразделением проводится учение с этапом боевой стрельбы, два других «сходятся» в двустороннем учении. При этом каждый командир подразделения вместе со своими офицерами старается действовать нестандартно. А значит, и непредсказуемо. В ход идут отвлекающие манёвры, удары с флангов и другие нестандартные варианты ведения боя. Порой даже вышестоящее командование удивляется - насколько мастерски «воюют» подразделения. Уже не единожды замечено - так «сражаться» полезно не только командирам, но и всему личному составу подразделений. У военнослужащих появляются азарт, желание совершить невозможное. В итоге рождаются по-настоящему боеспособные подразделения.
     Ещё по поводу нововведений. В любой войне приходится вести бой в городе. В программе боевой подготовке эта тематика присутствует. И мы, конечно же, обучаем своих подчинённых нюансам ведения боевых действий в городских условиях. Но вот для практического закрепления изученного почти нет условий. На полигоне лишь на «Тропе разведчика» есть элементы зданий. Но эта мизер. Взвод - это большее, что можно там задействовать. А вот в составе роты или батальона порядок совместных действий уже не отработать. Несколько раз на стрельбище из ящиков сооружались макеты зданий и подразделения, причём, на технике, учились уничтожать засевших в городе боевиков. Считаю, такие регулярные практикумы были бы совсем не лишними для всех мотострелковых подразделений нашей части.
     
Плюс компьютерные технологии

     Гвардии подполковник Александр ЮДИН, командир парашютно-десантного батальона ЮВО:
     Стрелять в «белый свет» - всё равно что подписать собственный смертный приговор. Поэтому наука меткого выстрела ставится в наших подразделениях как основа боевой выучки солдата. И начинается она с первых дней службы. Отношение к своему оружию - закладной камень солдатской стрелковой науки. Доскональное знание его устройства, всех возможностей становится обязательным уже в первые месяцы службы десантника. А бережное отношение к своему оружию попросту должно стать привычкой. Отказ автомата или пулемёта в бою не поправит никакая меткость его владельца.
     Система боевой подготовки нашего полка построена так, что большую часть времени подразделения проводят на полевых занятиях. А их планирование позволяет иметь некий командирский дисконт и мне, как командиру батальона, и командирам рот. Мне это даёт возможность корректировать уровень выучки подразделений в соответствии с требованием дня, а ротным больше сосредотачиваться на индивидуальной подготовке подчинённых и более конструктивно работать по огневому слаживанию отделений и взводов.
     Полигон - это вообще замечательная возможность погружаться в условия максимального приближения к боевым. Мне довелось выполнять реальные боевые задачи в Чечне. Там под смертоносным огнём противника адаптация солдат и сержантов проходила в самые короткие сроки, и сама окопно-кочевая жизнь очень быстро закаляла характеры бойцов. Нынешний год срочной службы заставляет командиров строить динамику обучения так, чтобы уже через 2-3 месяца солдат был готов успешно вести бой. Ротные тактические учения с боевой стрельбой начинаются уже чуть ли не через месяц после курса молодого бойца и принятия присяги. А особенность нашей боевой учёбы заключается ещё и в том, что она проходит в условиях горной местности. Соответственно, для этого оборудовано несколько стрельбищ: для ведения огня снизу вверх, сверху вниз и равнинное. Каждое из них даёт специфические навыки ведения огня и позволяет комплексно отрабатывать задачи огневой и тактической подготовки. Попутные тренировки по программе физической подготовки присутствуют на каждом из таких занятий. Конечно, после ускоренного передвижения по горному склону труднее держать ровное дыхание при прицеливании из стрелкового оружия, но кто сказал, что в реальном бою будет легче?
     На стрельбище методически мы рассматриваем курс стрельб не как догму, а как исходный регламент. Усложнения вносятся вводными по сокращению нормативного времени на подготовку к выстрелу и на открытие огня, ускоренному перемещению по рубежам, сокращению количества используемых боеприпасов, применением имитационных средств. Подобная же комплексность вносится и в занятия по тактике. Одиночные действия десантников на поле боя оцениваются с точки зрения правильности выбора позиции для эффективного ведения огня. А в обучение отделения, взвода обязательно вводятся элементы построения огневого взаимодействия. Особое внимание в командирской подготовке уделяется вопросам управления огнём подразделений.
     Наш батальон первым в соединении получил на вооружение модернизированные БМД-2, которые интегрированы в единую автоматизированную систему управления тактического звена (ЕСУ ТЗ). Каждый наш десантник снабжён специальным унифицированным носимым комплектом, в состав которого входят портативная радиостанция и цифровой коммуникатор, что позволяет каждому бойцу определять своё местоположение, поддерживать устойчивую связь на поле боя. А командирам такая автоматизированная система позволяет чётко организовать манёвр солдат, боевых машин и огневых средств. Чтобы быстрее освоить новинку, мы использовали этот комплекс оборудования АСУ на всех занятиях по огневой и тактической подготовке. Её эффективность в разведке целей, подготовке данных для ведения огня, организации взаимодействия и управления подразделениями была в очередной раз подтверждена на недавнем батальонном тактическом учении с боевой стрельбой. Думаю, дальнейшее более детальное освоение компьютерных технологий организации и ведения боя положительно скажется и на огневой выучке батальона.
     
От простого к сложному

     Старший лейтенант Роман КУЧАЕВ, командир десантно-штурмовой роты десантно-штурмового батальона Киркенесского Краснознамённого полка морской пехоты Северного флота:
     - Интенсивная боевая подготовка с практической стрельбой у нас проводится каждую неделю на полигоне полка. Благодаря этому удаётся за 4-5 месяцев, следуя от простого к сложному, научить матросов действовать быстро и грамотно. Сложнее всего даётся отработка первого упражнения контрольных стрельб, когда стрельба ведётся на ходу, как в пешем порядке, так и с машины. Есть и другие упражнения, позволяющие матросам ощутить атмосферу реального боя. Например, стрельба с места со сменой огневой позиции. Считаю, что достаточно упражнений, составляющих курс огневой подготовки в поле, так как предусмотрены основные виды боя - наступление и оборона.
     А вот обучить личный состав ведению практической стрельбы в городских условиях мы не можем. Для этого нужно построить большой полигон, имитирующий город. Думаю, что в наше время в этом уже назрела необходимость, потому что на данный момент в разных странах мира боевые действия по выдворению незаконных вооружённых формирований ведутся именно в населённых пунктах, а не в безлюдных местах. Но такой полигон целесообразно создавать один в Мурманской области на все подразделения разных ведомств. Там смогли бы получать практические навыки по огневой подготовке представители всех силовых структур, которые дислоцируются в Заполярье.
     В нашем полку уже на протяжении многих лет применяется смешанная тактика на занятиях по боевой подготовке. Это боевая стрельба отделений, взводов, ротные и батальонные тактические учения. За годовой курс обучения, когда с каждым этапом задачи усложняются, увеличивается количество участвующих в них военнослужащих, матросы успевают усвоить полный курс огневой подготовки.
     А вот лазерных имитаторов стрельбы и поражения у нас, к сожалению, нет. Хотя это очень полезная вещь, которая позволяет оказаться в условиях, максимально имитирующих боевые действия, но при этом избежать реального поражения. Мне самому довелось позаниматься на ЛИСП только раз, незадолго до окончания военного училища.
     У нас в классах учебного комплекса имеются различные тренажёры огневой подготовки, на которых матросы тренируются, пока не достигнут положительного результата. Здесь новобранцы учатся вести стрельбу из различных видов оружия. Специальный тренажёр имитирует стрельбу из боевой машины. Только при регулярных тренировках в учебных классах можно успешно подготовиться к полевым выходам. Занятия на тренажёре интересны тем, что матрос сразу видит свои ошибки, а командир имеет возможность подсказать, научить и добиться понимания требуемого результата.
     
Выстрел - дело последнее. Основа - в подготовке

     Старший лейтенант Виталий ХУГАЕВ, командир стрелковой роты снайперов отдельной мотострелковой бригады ЦВО:
     - Снайпер - под стать сапёру. Если последний в буквальном смысле расчищает от взрывных устройств путь перед наступающими подразделениями, то в обязанности снайпера входит подавление на поле боя наиболее важных и опасных для атакующих точек огневого сопротивления. Более того, успешная работа профессионально подготовленного снайпера в ряде ситуаций может даже изменить ход текущего боя. И тому есть примеры. Однако, кроме специалистов, вряд ли кто задумывается о том, каково подготовить настоящего «мастера выверенного огня» и что для этого, собственно, необходимо. На мой взгляд, не так уж и много. Во-первых, достойное вооружение и соответствующая учебно-материальная база. Во-вторых, выстроенная, в том числе и на обобщённом опыте участников вооружённых конфликтов, программа практического обучения.
     Относительно первого могу сказать, что с вооружением в моём подразделении проблем нет. Находящиеся в распоряжении армии типы и модификации снайперских винтовок отечественного производства в умелых руках - это по-прежнему грозный аргумент для противника. Возможное поступление современных, «продвинутых» образцов войсковыми снайперами только приветствуется. Но есть иной проблемный момент. Речь идёт о «навесном» оборудовании - имеющихся прицельных приспособлениях. Они, что называется, желают быть лучше. К минусам имеющихся приборов можно отнести уже не отвечающую сегодняшнему дню дальность прицельной «видимости» и механику прицелов. В частности, нередко при приведении оружия к нормальному бою мои снайперы сетуют на случающееся смещение по отношению к прежней выверке оружия. Довелось опробовать механику крепления прицелов иностранного производства - с подобной погрешностью не столкнулись: всё каждый раз крепилось в точности, сколько раз прибор ни переустанавливай.
     В настоящий момент специалисты роты оснащены биноклями и трубами разведчика (оптический прибор для наблюдения из укрытия). Это - основные технические изделия, необходимые снайперу. Но хотелось бы иметь в распоряжении, к примеру, дальномеры, которыми оснащаются подразделения войск специального назначения. Для нас подобные приборы - не блажь. С их помощью ускоряется и гораздо качественнее корректируется момент выполнения огневой задачи в первую очередь за счёт моментального определения параметров цели и точности вносимых поправок в процесс прицеливания.
     На мой взгляд, в интересах огневой выучки снайперов также важно располагать на полигоне своей, обустроенной по профилю огневой директрисой. Сегодня рота снайперов бригады отрабатывает огневые задачи на директрисе мотострелков. Но там - совсем иная мишенная обстановка, другие расстояния до целей. Наконец, отличная от необходимой профильной фортификационная база на рубеже открытия огня. Ведь снайпер - это тот же охотник, часами выслеживающий свою цель. Конечно, он может и за стандартной каменной стенкой типичного огневого городка залечь, найти цель и нажать на спусковой крючок. Но ведь дело не только в выстреле. Будущего снайпера необходимо с первых практических шагов приучать и к оборудованной, замаскированной по всем правилам «лёжке», как говорится, к тому, «что необходимо на войне».
     И этот же полигонный момент огневой выучки снайперов требует адаптации на альтернативной учебно-боевой территории. Я имею в виду процесс обучения огневиков применительно к условиям так называемого городского боя, когда обучаемый снайпер ведёт выявление и поражение целей в оконных проёмах, располагающихся на углах зданий, появляющихся из подвальных помещений, среди руин строений и так далее. Пока же подобного рода учебная база нам, к сожалению, недоступна.
     Делясь вкратце методами практического обучения снайперов огневому делу, могу сказать, что в ходе тренировок я никогда не отправляю на огневой рубеж стрелка с полными магазинами боеприпасов: в каждом магазине - по одному патрону. Почему? Снайпер - не автоматчик, тем более не пулеметчик. Его профессионализм рассчитывается по простейшей формуле: один патрон - одна цель. Подобный подход вырабатывает у обучаемого жёсткий настрой на достижение поставленной цели, как и положено, с первого выстрела.
     Другой момент, заимствованный из опыта подготовки бывалых снайперов: в ходе изготовки к выстрелу устанавливаю на мушке оружия обучаемого гильзу, на стволе размещаю монету. Если в процессе спуска курка что-то из предметов не удержится на стволе, значит, изготовка военнослужащего к бою была неверной. Процесс удержания пойманной в прицел цели снайперы роты отрабатывают... закрывая на время глаза. Если цель после очередного взгляда осталась на мушке, значит, изготовка к стрельбе оказалась правильной.
     
Поставить подготовку снайперов

     Капитан Виталий БОГАЧУК, командир стрелковой роты снайперов гвардейской мотострелковой бригады ЦВО:
     - В ходе проводимых в Вооружённых Силах организационно-штатных мероприятий с 1 июля в штаты общевойсковых тактических соединений введены новые подразделения - стрелковые роты снайперов. 29 июля я был назначен на должность командира одной из них в нашей мотострелковой бригаде, где с 2008 года служил командиром разведроты. Хочу сказать о проблемах, с которыми мы столкнулись за прошедшие три месяца в организации подготовки снайперов.
     Одна из них - недостаток имеющегося жилищно-казарменного фонда для размещения личного состава роты. Как предусмотрено уставом, чтобы люди могли нормально заниматься своими задачами. Мы делим этаж с ротой связи. Поэтому, например, оружие двух рот храним в одной ружейной комнате. Пирамиды для хранения оружия стоят так тесно, что дверцы одной можно открыть лишь после того, как закроют соседнюю пирамиду...
     Рощинский полигон пока не позволяет нормально организовывать огневую подготовку рот снайперов нашей и самарской мотострелковых бригад. Мы не можем выполнять огневые задачи на больших дистанциях стрельбы. Стреляли лишь до 300 метров, и то только ночью, поскольку днём полигон был загружен уничтожением боеприпасов с истёкшими сроками хранения. Днём же только в тире - на дальность до 100 метров. А снайперам хотя бы раз в месяц необходимо тренироваться в поражении целей на больших расстояниях.
     Наш полигон пока не позволяет в полном объёме выполнять некоторые начальные, учебные, контрольные и квалификационные упражнения из снайперской винтовки СВД на установленных Курсом стрельб дальностях. Конкретно, 4-е УНС, 2-е, 3-е, 8-е УУС, 1-е и 2-е УКС, 1-е УКВС. Например, согласно 1-му УКС, максимальные дальности до мишеней для 7,62-мм снайперской винтовки определены: группы пехоты - 350, РПГ - 700, атакующей или отходящей группы пехоты - 500 метров.
     Имеющаяся учебно-материальная база не даёт возможности полноценно выполнять задачи Курса стрельб даже из снайперских винтовок калибра 7,62 мм. А нам уже надо обучать наших снайперов ведению меткого огня из дальнобойного крупнокалиберного снайперского оружия. Например, тульская 12,7-мм снайперская винтовка ОСВ-96 «Взломщик» позволяет поражать легкобронированные цели на расстояниях до 1,5 километра, а личный состав противника за укрытиями и в средствах индивидуальной защиты уверенно уничтожать на расстояниях до километра. С помощью таких дальнобойных винтовок крупного калибра можно вести эффективную борьбу против снайперов противника. Для обучения стрельбе из крупнокалиберных дальнобойных снайперских винтовок на Рощинском полигоне требуется дооборудовать соответствующие рубежи с подъёмниками различных мишеней и обратной информацией или организовывать такие стрельбы на Тоцком окружном полигоне.
     Ещё одна проблема - почти полное отсутствие необходимой методической литературы. Я и мои товарищи - командиры стрелковых рот снайперов были бы очень благодарны командованию Центрального военного округа, главному командованию Сухопутных войск, если бы с нами были проведены хорошо подготовленные учебно-методические сборы. В их рамках можно было бы провести встречи с заказчиками, создателями и производителями новых снайперских систем, боеприпасов, экипировки и снаряжения.
     

     Редакция намерена продолжить этот актуальный разговор и приглашает к нему всех желающих.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex