на главную страницу

29 Октября 2011 года

Ливия

Суббота

Версия для печати

Альянс проложил путь исламистам

Виктор РУЧКИН.



«Объединённый защитник» должен покинуть Ливию. Такое решение принял в четверг Совет Безопасности ООН, который своей резолюцией, разработанной Россией и Великобританией, отменил закрытую для полётов зону в Ливии. «Поскольку бесполётная зона над Ливией была введена решением Совета Безопасности, решение о её отмене должен принимать именно он, - заявил накануне, как сообщает ИТАР-ТАСС, постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин. - В Ливии произошли кардинальные изменения. Наступило время сворачивать это, включая зону, закрытую для полётов». А вместе с этим и прекратить операцию НАТО, которую под названием «Объединённый защитник» альянс в течение семи месяцев проводил, ссылаясь на ооновскую резолюцию, в Ливии.

     Совет Безопасности ООН выразил также надежду на скорейшее создание открытого для всех представительного переходного правительства Ливии и подтвердил необходимость того, чтобы в основе переходного периода лежала приверженность демократии, благому управлению, верховенству права, национальному примирению и соблюдению прав человека и основных свобод всех ливийцев. Одновременно Совбез настоятельно призвал власти Ливии воздерживаться от репрессий, незаконного лишения свободы и внесудебных казней. Он подчеркнул ответственность властей Ливии по защите своего населения, в том числе граждан иностранных государств и африканских мигрантов.
     Резолюция, которая была одобрена всеми 15 членами Совбеза, вступит в силу 31 октября в 23.59 по ливийскому времени. С того момента НАТО будет лишена мандата на проведение военной операции на территории североафриканской страны. В этой связи на пятницу было назначено заседание Совета НАТО, который должен был принять соответствующее решение. Предваряя его, генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен заявил, что семимесячная военная операция сил НАТО в Ливии «увенчалась большим успехом». «Пожалуй, это была одна из наиболее успешных операций в истории НАТО», - сказал он. После падения режима Каддафи «ливийцы теперь могут в условиях безопасности взять будущее страны в свои руки».
     Однако в этих словах явно просматривается стремление выдать желаемое за действительное. Об этом свидетельствуют и оценки западных аналитиков. Например, американский журнал The Week, приводя мнение одного из них, в статье «Война в Ливии - это всё же провал» пишет, что «хотя смерть Каддафи и положит конец участию Запада в военных действиях в Ливии, не следует думать, что кровопролитие в стране не затянется ещё на месяцы, а то и на годы. Мы не должны забывать, что в Ираке худшее насилие после вторжения началось уже после поимки и казни Саддама Хусейна. Как в Ираке основная тяжесть восьми лет войны легла на плечи мирного населения, так и в результате затянувшегося конфликта в Ливии страдали и будут страдать в первую очередь мирные жители».
     Это мнение разделяет и английская The Financial Times, которая отмечает, что политическая толкотня между фракциями исламистов и либералов, деревенскими и городскими, которые объединились для свержения Каддафи при помощи НАТО, может привести к новому периоду насилия, особенно принимая во внимание тот факт, что тысячи единиц оружия попали в руки молодых людей.
     В НАТО, да и на Западе в целом, нет уверенности, что к власти в Ливии не придут исламские фундаменталисты. В последних сообщениях из этой страны всё чаще мелькают имена Шейха Халеда Шарифа и Абдель Хакима Бельхаджа - исламистов с большим стажем, воевавших в Афганистане и лично знакомых с лидерами «Аль-Каиды». Ещё не так давно оба решительно отвергали демократические принципы и настаивали на том, что джихад - единственное средство в борьбе за торжество идей ислама. А сейчас они заявляют о своём желании стать частью новой политической системы. «Мы, ливийцы, - говорит Шейх Халед, - придём к согласию, если на то будет воля Аллаха. Ливийскому народу нужно время, чтобы выбрать правительство, какое он пожелает, и никто не должен его к этому принуждать».
     Абдель Хаким Бельхадж ещё более ясно дал понять, что исламисты намерены потребовать львиную долю мест в будущем исполнительном органе власти. При этом он высказался в пользу отставки главы исполнительного бюро Переходного национального совета (ПНС) Махмуда Джибриля и его команды, которая состоит из технократов, тесно взаимодействующих с Лондоном и Парижем.
     В Бенгази Саллаби, духовное лицо, принадлежащее к командованию повстанцев, призвал к отставке ПНС, заявляя, что его усилия по размораживанию активов, размещённых в западных странах, мало что дают в плане конечного субсидирования участников боевых действий. Саллаби провёл несколько лет в тюрьме Абу-Салим в Триполи, где, по его словам, пытали только потому, что он и члены его семьи являются исламистами. Он сказал, что больше никогда не хотел бы попасть под прицел за свою бороду и свои убеждения. Его брат, Али Саллаби, являющийся крупной фигурой у «Братьев-мусульман», принимал участие в создании конституционной хартии и считается духовным лидером некоторой части бойцов. Али Саллаби также выступает с резкой критикой Махмуда Джибриля.
     По мнению лидеров исламистов, их сторонники составляют от 50 до 70 процентов боевиков. И это также даёт им возможность получить заметную роль в будущем правительстве. Тем более что, по их словам, боевики поклялись поддержать исламистов, если они действительно займут должности в правительстве.
     Вдохновляет ливийских исламистов на такие требования и победа их собратьев в Тунисе. Там по итогам состоявшихся в воскресенье первых после свержения президента Зин аль-Абидина бен Али свободных выборов в Национальную учредительную ассамблею 41,47 процента голосов набрало умеренное исламистское движение «Ан-Нахда» («Возрождение»). Это даёт ему право занять 90 кресел в 217-местной ассамблее. Лидер тунисских исламистов Рашид Ганнуши сразу начал выступать со знаковыми программными заявлениями, пытаясь в том числе успокоить сторонников светского Туниса. В выступлении перед своими сторонниками он пообещал, что обеспечит свободу вероисповедания, защитит права религиозных меньшинств, а также сохранит за тунисскими женщинами, имеющими здесь наибольшие в арабо-мусульманском мире свободы, достигнутые ими завоевания. По его словам, «Ан-Нахда» будет продолжать революцию с целью построения страны, в которой «гарантированы права Бога, пророка, женщин, мужчин, верующих и неверующих».
     В Египте тем временем накануне завершилась регистрация кандидатов на парламентских выборах, которые начнутся 28 ноября. По данным центризбиркома, на 498 мест в Народном собрании претендуют более 10 тысяч человек. Причём по аналогии с Тунисом наиболее активно рвётся во власть запрещённая много лет назад ассоциация «Братья-мусульмане», чья партия уже успела переругаться почти со всеми умеренными и не очень фракциями, включая салафитов (последователей одного из наиболее радикальных течений ислама, придерживающихся чистоты религии), которые тоже хотят решать судьбу страны.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex