![]() |
![]() |
![]() |
1 Ноября 2011 года |
Армия и общество |
Вторник |
|
||
На вопросы читателей отвечает начальник 2-го управления Главной военной прокуратуры генерал-майор юстиции Александр НИКИТИН ![]() Полковник в отставке В. ШУНЕВИЧ. school37smlinf@mail.ru Право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом на стационарное лечение в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии (ВВК) или в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно (один раз в год) предусмотрено пунктом 5 статьи 20 Федерального закона «О статусе военнослужащих» для офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более – вне зависимости от основания увольнения. Таким образом, представляется, что для объективной правовой оценки наличия или отсутствия вышеуказанного права или права на компенсацию стоимости проезда к указанным учреждениям юридически значимым является факт увольнения с военной службы в офицерском звании (в том числе продолжительность военной службы и основания увольнения), а также факт нахождения на стационарном лечении в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортных и оздоровительных учреждениях. При этом если с первой составляющей вопросов не возникает, то они могут появиться при выборе лечебных, санаторно-курортных и оздоровительных учреждений. Исходя из вышеуказанной нормы закона, право на безвозмездный проезд к месту стационарного лечения и обратно возникает лишь в том случае, когда оно производилось в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии. Решение о выборе конкретного медицинского учреждения и характере оказываемого медицинского обеспечения в этом случае принимается по согласованию с пенсионером уполномоченными сотрудниками, а не самим гражданином, уволенным с военной службы. Заключение ВВК в таких случаях является одним из обязательно предъявляемых для решения вопроса о выплате компенсаций документов. Если речь идёт не о лечении, то выбор санаторно-курортного или оздоровительного учреждения законодательно не привязан к решениям ВВК или каких-либо должностных лиц медицинских учреждений, на учёте в которых находится уволенный с военной службы офицер. По этой причине представляется, что пенсионер вправе самостоятельно определить, какое именно учреждение, относящееся к указанным категориям, ему подходит больше. Однако для положительного решения вопроса о компенсации стоимости проезда необходимо будет предоставить документы, свидетельствующие о том, что посещённая организация относится к числу санаторно-курортных или оздоровительных учреждений. При этом нужно учитывать, что к санаторно-курортным организациям (учреждениям) в соответствии с положениями статьи 15 Федерального закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» относятся лишь организации, осуществляющие лечебный процесс и имеющие статус лечебно-профилактических организаций, функционирующих на основании предоставленной в соответствии с законодательством лицензии на осуществление медицинской деятельности. Определение оздоровительных учреждений законодателем не дано. В этой связи представляется, что для реализации права на получение компенсации за проезд к оздоровительному учреждению и обратно необходимо в военный комиссариат предоставить документы, свидетельствующие о том, что к числу основных видов деятельности учреждения относится оздоровление граждан или какие-либо его отдельные виды, в том числе не требующие обязательного наличия лицензий (например, оказание услуг массажа и т.д.). Законодателем не определены ограничения по местонахождению санаторно-курортных и оздоровительных учреждений, право на проезд в которые и обратно на безвозмездной основе имеют вышеуказанные категории военных пенсионеров. Кроме того, Украина, куда выезжал для оздоровления автор вопроса, входит в число стран, подписавших соглашение о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14.02.1992 г., предусматривающее законодательное установление и обеспечение всей полноты политических, социально-экономических и личных прав и свобод военнослужащим, лицам, уволенным с военной службы, и членам их семей в соответствии с нормами международного права и положениями соглашения, в том числе на медицинское и другие виды социального обеспечения. От редакции Уважаемые читатели, свои вопросы, связанные с реализацией прав в сфере прохождения военной службы, трудовых отношений и социальной защиты, присылайте в редакцию «Красной звезды» или по электронной почте: VladimirMok@redstar.ru Формат рубрики «Военный прокурор разъясняет» предусматривает ответы на вопросы, связанные с применением законодательства, разъяснением его положений, регулируемых им сфер жизнедеятельности, возможностей применения норм закона в типичной или конкретной ситуации. Обращения, содержащие сведения о готовя щихся либо совершённых правонарушениях, требующие проведения прокурорской проверки и принятия мер реагирования, следует направлять в органы военной прокуратуры по месту события либо на официальный сайт Главной военной прокуратуры http://gvp.gov.ru в раздел «Интернет-приёмная». ![]() ![]() |
Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства |
|