на главную страницу

1 Ноября 2011 года

Сирия

Вторник

Версия для печати

«Ливийский сценарий» не пройдёт

Александр ФРОЛОВ.



Североатлантический альянс в понедельник формально прекратил проведение операции «Объединённый защитник» в Ливии. Основные силы, задействованные в ней, возвращаются к местам постоянной дислокации, хотя, очевидно, присутствие НАТО в Ливии сохранится в течение значительного времени. Во всяком случае уже объявлено, что небольшая группа военных советников альянса останется в этой стране, чтобы помочь Национальному переходному совету. Одновременно на Западе появились заявления, что теперь НАТО может приступить к более решительным действиям в отношении Сирии. Так, американский сенатор Джон Маккейн прямо призвал рассмотреть возможность начала военной операции против Дамаска.

     Западные страны в случае вторжения в Сирию «рискуют разжечь пожар, который охватит весь Ближний Восток». Об этом заявил президент Сирии Башар Асад в интервью, опубликованном в воскресенье британской газетой «Санди телеграф». По его словам, попытки иностранных государств вмешаться во внутренние дела страны негативно скажутся на ситуации во всём регионе. «Сегодня Сирия - это центр Ближнего Востока, место, где сталкиваются тектонические плиты, - сказал Асад. - Если с этим играть, то можно вызвать землетрясение. Любая проблема в Сирии разожжёт огонь во всём регионе».
     Сирийский президент также отметил, что Сирия во всех отношениях отличается от Египта, Туниса, Йемена и других арабских стран, которые с начала этого года были охвачены антиправительственными волнениями. «У нас другая история, другая политика», - уверен он. По его мнению, повторение «ливийского сценария» в Сирии исключено.
     Эту же мысль президент Сирии высказал и в интервью программе «Воскресное время» Первого канала. «Сирия является страной, где сочетаются все или большинство отличительных для стран Ближнего Востока черт. Это касается культуры, религии, конфессии и народов, - сказал в нём Башар Асад. - Эта страна, где сосуществуют, образно говоря, два пласта землетрясений, и попытка нарушить стабильность одного из пластов приведёт к сильному землетрясению, которое причинит ущерб всему региону и странам, расположенным далеко от Сирии. А если это случится на Ближнем Востоке, это отразится на всём мире».
     «Сегодня у нас сотни погибших среди военных, полицейских, сил безопасности. Как они были убиты? Что, они были убиты во время мирных демонстраций? Что, они были убиты из-за выкриков? Нет, они были убиты оружием, - подчеркнул Башар Асад, говоря о демонстрациях сторонников оппозиции. - Итак, мы имеем дело с вооружёнными людьми».
     В подтверждение этому можно привести пример, когда на прошлой неделе в засаду попала автоколонна с сирийскими военнослужащими. В результате боестолкновения 20 из них погибли, 53 получили ранения. Говорить в таких условиях о мирном характере выступлений оппозиции не приходится. Да и какая страна разрешит, чтобы на её территории нападали и убивали военнослужащих. К сожалению, принимаемые Дамаском меры по наведению порядка в стране, и прежде всего готовность Башара Асада вести конструктивный диалог с оппозицией, не находят у её лидеров поддержки.
     Они не приемлют никакого иного решения, кроме как немедленного отстранения Башара Асада от власти и предания его суду. Эти требования поддерживаются Вашингтоном и Брюсселем. Там заявляют, что у сирийских властей был шанс провести демократические преобразования, которым они не воспользовались, и посему должны уйти. При этом на Западе не хотят обращать внимания на то, что нынешний сирийский руководитель достаточно много уже сделал в этом направлении. Он пошёл на ряд уступок оппозиции, в частности отменил чрезвычайное положение, которое действовало в стране с 1963 года, и объявил о широкой амнистии. Также Асад предоставил право гражданам создавать политические партии и участвовать в них. В начале августа был издан указ о всеобщих выборах.
     Следует также отметить, что Башар Асад имеет и достаточно сильную социальную опору в стране. Стоит только вспомнить состоявшуюся на прошлой неделе в центре Дамаска акцию в поддержку президента Асада и заявленного им курса политических реформ. Сотни тысяч принявших в ней участие людей скандировали: «Народ хочет Башара Асада!» - и требовали не допустить иностранного вмешательства во внутрисирийский конфликт.
     В нынешней ситуации Башару Асаду не остаётся иного выхода, как сопротивляться. Он видел, что произошло с Каддафи и, скорее всего, будет стоять до конца, оставляя для себя лазейку в виде переговоров с представителями Лиги арабских государств (ЛАГ). Хотя и здесь отношения складываются весьма непросто.
     Премьер-министр Катара шейх Хамад бен Джасем Аль Тани, выступая после состоявшейся в воскресенье в Дохе встречи с сирийской делегацией, сообщил, что в среду в Каире пройдёт повторное заседание Совета на уровне министров иностранных дел, которое подведёт итоги посредническим усилиям организации. Совещание будет созвано «вне зависимости от сирийского ответа на межарабскую инициативу», подчеркнул шейх Аль Тани. По его словам, она предельно ясна и нацелена на немедленную остановку всех насильственных акций и убийств в Сирии. Глава катарского правительства призвал руководство Сирии к выполнению требований межарабского сообщества. «Мы ждём от Дамаска быстрых и существенных мер по прекращению кровопролития», - заявил он. Эти шаги, по словам шейха Аль Тани, необходимо предпринять, чтобы избежать «большой бури» на Ближнем Востоке. Катарский премьер предупредил Дамаск от «виляния и увёрток».
     Тем временем телестанция «Аль-Мустакбаль» сообщила, что Сирия уже дала отрицательный ответ по поводу предложения ЛАГ провести конференцию по национальному диалогу под эгидой ЛАГ в Каире и продолжает настаивать на том, что такая встреча должна состояться в Дамаске. Сирийцы указали также «на невозможность прекращения военных операций против террористических групп, ибо такой шаг поставит под угрозу государственную безопасность».
     Бескомпромиссность сторон очевидна. Где, в какой плоскости лежат возможности урегулирования ситуации в Сирии? Ясно, что без глубинных структурных изменений в политической жизни Сирии проблему не решишь. Но она нерешаема и без достижения компромиссов. Основой для них может быть только прекращение насилия с обеих сторон, введение своего рода моратория на насильственные действия, организация процесса всеобщих и прямых выборов органов как исполнительной, так и законодательной власти. При этом оппозиции, если она не желает нового кровопролития, а желает переговоров, скорее всего, нужно снять лозунг о непременном предании суду нынешнего руководителя Сирии, а последнему важно признать право всех оппозиционных сил участвовать в выборном процессе и формировании нового общества в Сирии.
     Такой позиции придерживается российская сторона, явно небезучастная к тому, что происходит в дружественной ей Сирии. Кстати, в интервью программе «Воскресное время» Первого канала Башар Асад заявил, что рассчитывает на поддержку России. «Мы рассчитываем на Россию как на страну, с которой нас связывают прочные отношения. Роль России чрезвычайно важна. Начиная с первых дней кризиса, мы находились в постоянном контакте с российским правительством. Мы подробно рассказывали нашим российским друзьям о развитии событий», - сказал президент Сирии.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex