на главную страницу

2 Ноября 2011 года

Армия России: век XXI

Среда

Версия для печати

От аналога к цифре

Андрей ГАВРИЛЕНКО, «Красная звезда».



Гостем очередного выпуска программы «Военный совет», выходящей на радиостанции «Эхо Москвы» и телеканале «Звезда», стал начальник Военно-топографического управления Генерального штаба и Топографической службы Вооружённых Сил РФ контр-адмирал Сергей КОЗЛОВ.

     – Сергей Викторович, какие основные задачи решает сегодня Топографическая служба Вооружённых Сил?
     – В следующем году нашей службе исполняется 200 лет. Это достаточно большой срок, в течение которого служба решала и продолжает решать задачи в интересах армии и флота. Безусловно, изменялись формы и методы вооружённой борьбы, но вопросы топогеодезического обеспечения всегда были востребованы для всех видов и способов этой борьбы. Сегодня в основном преобладает тенденция перехода на цифровые способы формирования геоинформационного обеспечения. Безусловно, служба соответствует современным требованиям и решает задачи топогеодезического, навигационного обеспечения Вооружённых Сил. Если говорить простым языком, она формирует те необходимые данные о пространстве, в котором действуют войска, силы, оружие, предоставляет в органы военного управления модели пространства, в которых действуют Вооружённые Силы. Эти модели могут быть традиционными, в виде аналоговых бумажных карт, современными, в виде цифровых моделей местности, трёхмерных моделей. Предоставляется также другая информация, которая сегодня востребована для применения войск и современного вооружения. Сегодня способы решения задач навигации выходят на первый план, поскольку навигация определяет во многом эффективность применения Вооружённых Сил. А это как раз то, чем и занимается Топографическая служба Вооружённых Сил. Она представлена органом военного управления, непосредственно Военно-топографическим управлением Генерального штаба Вооружённых Сил РФ. И соответственно в военных округах также имеются топографические службы, которые решают задачи обеспечения применения войск в военных округах.
     – Проще говоря, главный результат вашей деятельности – современная, качественная военная карта...
     – Карта – это конечный результат деятельности. Прежде чем создать карту, необходимо выполнить очень большой объём работ, который связан с фундаментальными исследованиями. Необходимо определить параметр земли, создать соответствующие системы координат, которые затем уже позволяют делать соответствующие карты. Карта – это очень объёмный труд.
     Раньше исходными данными были в основном полевые работы. То есть топографы, наши топогеодезические части, выполняя полевые, геодезические работы, топографические съёмки, получали исходный материал, который затем обрабатывался и представлялся войскам в виде топографической карты. Способы получения исходных данных изменились. Сегодня в мире, в том числе и в нашей топографической службе, исходными являются в основном данные дистанционного зондирования земли из космоса. Космические картографические комплексы с высоким разрешением позволяют детально снимать поверхность земли. И затем, обрабатывая эти данные специальными способами, методами, технологиями, которые имеются в том числе и на вооружении топографической службы, мы получаем конечный продукт – топографические карты. Сейчас, как правило, они уже в электронном виде. Но должен отметить, что, несмотря на развитие современных технологий, полевые работы остаются дополнением к современным способам получения данных о земной поверхности. Ведь ничто пока не может заменить полевые исследования, для того чтобы определить такие данные, как проходимость местности, грунт, лес, материалы, из которых сделаны те или иные сооружения. А всё это очень важно для применения Вооружённых Сил. Карта, безусловно, является итоговым результатом нашей деятельности. Но для того чтобы создать карту, нужен огромный объём научных, прикладных исследований и практической деятельности.
     – Интересно, а как на подводных лодках осуществляется навигация?
     – По первому своему образованию я штурман. Карта – это основной инструмент штурмана. Придя лейтенантом на атомную подводную лодку, я считал морские карты тем основным средством, с помощью которого мне как штурману предстояло решать задачи и кораблевождения, и применения оружия.
     Подводная навигация – это, пожалуй, самый высокий уровень навигационного штурманского дела. В подводном плавании мы не имеем возможности наблюдать за звёздами, как это делали древние мореплаватели, не можем использовать современные системы в виде Глонасс, GPS. Подводная навигация основывается главным образом на инерциальной навигации. Нашей промышленностью сегодня создаются сложнейшие навигационные комплексы специально для подводного плавания. Задача штурмана грамотно их эксплуатировать. Безусловно, роль человека не уменьшается с развитием техники. Очень важно, чтобы офицеры, которые эксплуатируют эти комплексы, были высокопрофессионально подготовлены, ориентировались буквально во всех вопросах, связанных с применением инерциальной навигации.
     – Сегодня любой школьник может, достав смартфон, выбрать Google map и с достаточной точностью определить своё местонахождение. Спутники, которые работают на обеспечение таких программ, ваши помощники?
     – Любая сложная, дорогостоящая система должна иметь как минимум двойное применение. А может быть, не только двойное, использоваться в том числе и в интересах экономики государства, в интересах граждан. Только тогда она экономически оправданна. Только тогда получает широкое распространение. И мы имеем такие опыты на примере системы Глонасс, которая очень широко внедрена не только в военной сфере, но и в гражданской составляющей практически во всём мире. Задача Топографической службы – прежде всего топогеодезическое обеспечение Вооружённых Сил. Безусловно, тот объём информации, который у нас имеется, если законодательно он разрешён для использования в гражданских целях, то используется гражданскими потребителями. Но то, что заложено в коммуникаторы, телефоны, в другие бытовые средства, необходимо только для таких целей, как вождение автомобиля, ориентирование на местности, для каких-то познавательных целей. Мы же работаем на несколько иных принципах. Для нас прежде всего важна точность, достоверность данных.
     Применение оружия и навигация на личном автомобиле – это несколько иные уровни ответственности. При применении оружия требуется иной уровень достоверности карт, их полноты, нагрузки. Мы обязаны создавать такие карты, которые позволяли бы в полном объёме информировать войска и обеспечивать применение оружия на огромных территориях, независимо от того, есть ли рядом населённый пункт, есть ли там дорога или ещё какая-то инфраструктура. Бытовые карты создаются применительно к городской инфраструктуре или там, где могут населением решаться какие-то задачи. У нас же несколько иной уровень достоверности, точности, полноты этих данных. Безусловно, мы взаимодействуем со всеми организациями, которые используют передовые технологии для создания таких карт для населения. И, безусловно, мы их привлекаем, если это возможно и если это необходимо, на договорной основе, в виде гособоронзаказа, для выполнения работ, в том числе и в интересах Министерства обороны. Это мировая тенденция, это нормальная ситуация. И мы её используем, если видим действительно какие-то передовые технологии, которые можно задействовать в интересах Вооружённых Сил.
     – А гражданские организации в свою очередь могут выступать заказчиками той интеллектуальной продукции, которую вы производите?
     – Было бы более правильно говорить, что они выступают не заказчиками, а потребителями той информации, которая у нас есть. В Российской Федерации в соответствии с законодательством имеются две ветви картографической деятельности. Одна из них – гражданская составляющая. Задача же Топографической службы, ещё раз повторюсь, это прежде всего обеспечение Вооружённых Сил, в том числе специальными видами информации, картами, которые имеют закрытый характер. А задача «Росреестра» – это обеспечение экономического развития государства, интересов гражданского населения картографическим материалом на территории РФ.
     Граждане, которые потребляют эту информацию, прежде всего обращаются в «Росреестр». Он в соответствии с законодательством обязан предоставлять на определённых условиях эту информацию и физическим, и юридическим лицам. Безусловно, часть информации есть и в картографо-геодезическом фонде Министерства обороны. Есть также законодательные нормы, которые позволяют нам и обязывают нас снабжать в том числе и других физических и юридических лиц соответствующей информацией, если её распространение не ограничено законодательством РФ. То есть если у нас на хранении есть какая-то открытая информация, то мы можем передать её и гражданину, и организации, как коммерческой, так и государственной, на определённых условиях. Естественно, на договорных условиях, потому что эта информация создавалась за счёт бюджета РФ. Но ещё раз повторю, что в основном для граждан и организаций РФ, как правило, интересна информация, которая хранится в «Росреестре». Они и являются основными потребителями этой информации. С «Росреестром» у нас достаточно тесное взаимодействие, очень чётко определены наши зоны ответственности. Такая комплексная работа позволяет решать задачи картографического обеспечения и населения, и государственных структур.
     – Какой сегодня смысл, какова целесообразность засекречивать карты, если всю территорию можно увидеть из космоса и при помощи спутников получить о ней всю нужную информацию?
     – Это достаточно распространённое мнение, что сегодня из космоса якобы можно решить все задачи картографирования территории других государств. Да, действительно, сегодня космические картографические комплексы достигли совершенства, позволяющего фиксировать на местности из космоса детали размером, скажем так, в несколько десятков сантиметров. Использование только данных дистанционного зондирования земли позволяет делать не только карты, но даже планы городов и любой территории. Специалисты, получая такой снимок, могут нанести на карту дом, улицу, дорогу, мост, реку... Но в то же время определить отдельные элементы местности, такие, например, как глубина реки, скорость течения, почва, порода деревьев и многие другие характеристики из космоса практически невозможно. Как и характеристики важных промышленных и военных объектов, степень их защищённости, материалы, из которых они сделаны, ряд других параметров. Совокупность этих параметров определяют так называемые оперативно-тактические свойства местности, которые используются при применении войск. Методом космической съёмки эти параметры определить невозможно.
     Поэтому сегодня мы с учётом потребности экономического развития нашего государства очень чётко разграничили, что можно наносить на открытую карту, чтобы действительно не затруднять деятельность и граждан РФ, и предприятий промышленности, которым нужны эти карты. Параметры, которые интересуют прежде всего военных, военные структуры, в том числе и наших зарубежных коллег, безусловно, являются защищёнными, с тем, чтобы они не раскрывали всю совокупность инфраструктуры РФ. Сегодня мы уже не привязываемся к масштабу карт и автоматически, в зависимости от масштаба, не делаем карты секретными. Мы сделали всё для того, чтобы вопросы градостроения, планирования развития промышленных структур ни в коем случае не сдерживались излишней закрытостью информации. Но в то же время часть информации, которая нужна для обороны страны, которая непосредственно влияет на вопросы применения Вооружённых Сил, в том числе высокоточного оружия, мы оставили закрытыми. И карты, на которые нанесена информация во всей этой полноте, до сих пор содержат сведения, относящиеся к государственной тайне. Такой подход, на мой взгляд, наиболее рационален и обеспечивает интересы абсолютно всех, в том числе и граждан.
     Как я уже сказал, основными исходными данными для составления карт в настоящее время являются данные дистанционного зондирования земли из космоса. Эти средства сейчас действительно получили очень широкое распространение и технологически способны осуществлять детальную съёмку земной поверхности. Безусловно, и технологии обработки этих данных должны быть современными, цифровыми, соответствовать уровню развития космических средств картографирования. Топографическая служба такими технологиями обладает. Это как отечественные, так и лучшие иностранные разработки. Мы пользовались до недавнего времени технологиями, которые позволяли работать с аналоговыми данными дистанционного зондирования. Они были ориентированы на наши космические, картографические комплексы, которые предоставляли информацию в аналоговой форме...
     – А что значит: предоставлять информацию в аналоговой форме?
     – Это, грубо говоря, фотографические снимки, фотографическая плёнка, которая потом обрабатывалась. Были технологии, которые позволяли обрабатывать именно фотоснимки на специальной фотоплёнке земной поверхности. Но даже эти технологии не позволяли делать карты достаточно точными, достаточно подробными. Данные картографических комплексов предыдущего поколения до сих пор востребованы и позволяют уточнять те или иные положения, когда нам нужно разобраться более подробно с отдельными участками суши. Но сегодня, повторю, мы больше ориентированы на цифровые технологии. Способы обработки этих данных в цифровой форме с космических, картографических систем во многом изменились. Наши российские разработки востребованы и за рубежом. Они нами приобретаются, и мы этими технологиями оснащаем наши топогеодезические части, которые создают карты на основе данных дистанционного зондирования земли.
     Конечно, будущее за электронными картами. Они используются практически повсеместно, начиная с бытовых телефонов, планшетных компьютеров и других бытовых электронных приборов. Но войска – это особенная специфика, это экстремальные условия эксплуатации карт и приспособлений, которые отражают эти электронные карты. Это и потребность в длительной автономной работе источников, когда нет возможности их подзарядить, что называется, сменить батарейки. И, безусловно, это накладывает определённый отпечаток на эксплуатацию таких систем...



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex