на главную страницу

2 Ноября 2011 года

Тайны Земли Русской

Среда

Версия для печати

Странствия римской Юноны...

Материал подготовил Сергей БАЛАКЛЕЕВ,
  «Красная звезда».



     
(Окончание. Начало в № 199.)

     Однако директор Берёзовского научного фольклорного фонда Любовь Кошлатова предостерегает относительно отождествления Золотой бабы и Калтась (Калтащ). Она обращает внимание на то, что Калтащ, по легенде, – это сестра Золотой бабы. «Святым местом богини Калтащ является село Калтысинские Юрты в Берёзовском районе Ханты-Мансийского автономного округа, но это другая богиня», указывает музейный работник.
     Существуют и иные представления о внешнем виде Золотой бабы. Например, те исследователи, которые придерживались мнения, что Золотая баба – это тибетская богиня бессмертия Гуаньинь, предпочитали изображение, на котором она выражает извечную суть бодхисатвы (существа, стремящегося к просветлению) Авалокитешвары – одного из высших существ, достойных со временем достичь степени Будды.
     Судя по гуслям и «функциям» (Рожанница, Богиня Макошь), северная Золотая баба действительно имеет много общего с Сарасвати – женской ипостасью Бога Брахмы и с Богиней мудрости. Считается, что Сва дарует своё покровительство тем, кто стремится постигнуть Творца Вселенной. В иконографии Сарасвати двумя руками играет на древнейшем музыкальном инструменте Вине – индийской лютне. Этим показывается, что истинно знающие учителя настраивают ум и интеллект ищущего ученика и извлекают из него музыку жизни. Если ум не «настроен», то доминирует умственное возбуждение и дисгармония с миром...
     
Гнев потревоженной богини

     Ханты и манси верят, что Казымская богиня – иногда её называют Золотой женщиной или Золотой бабой – определяет судьбу человека. По преданию, «постоянным местом жительства» Золотой бабы являются окрестности посёлка Юильск в верховье реки Казым, что примерно в 270 километрах к северу от Ханты-Мансийска.
     Легенда гласит, что где-то среди болотистых топей спрятана статуя Казымской богини, изготовленная из чистого золота. Золотую бабу искали давно, и всегда эти поиски сопровождались событиями мистического характера. Так, во второй половине XVIII века в нижнее Приобье на поиски золотого изваяния отправилась экспедиция казаков. Около двух десятков вооружённых всадников со сменными лошадьми и оленями пропали бесследно.
     Вопрос о Золотой бабе очень интересовал чекистов. В частности, в 1933 году компетентные органы получили информацию, что её якобы скрывают ханты, проживающие по правому притоку Нижней Оби – реки Казым. К тайному капищу была отправлена оперативная группа, но взбунтовавшиеся охотники убили прибывших... Прибывшее подкрепление святилище разорило, однако идол Золотой бабы так и не был обнаружен.
     В 1961 году статуя, напоминающая по описаниям Золотую бабу, была найдена в одном из лабазов (амбар на сваях из просмоленной древесины) близ поселка Юильск. Тогда это были земли колхоза имени 1 Мая. Председатель колхоза Семён Молданов распорядился передать находку в Ханты-Мансийский краеведческий музей. Из города прибыла бригада из семи человек. Они вошли в лабаз, но обнаружили там не золотого идола, а деревянного, отделанного серебром.
     Именно с того времени начинаются события, которые сами местные жители объясняют гневом потревоженной богини. Вот что рассказывал руководитель Ханты-Мансийского фольклорного фонда при НИИ обско-угорских народов Тимофей Молданов, дальний родственник Семёна Молданова: «Приезжие решили забрать с собой деревянного идола и укрывавшие его одежды. Всё это было благополучно доставлено в город, но затем начало происходить следующее. Все семеро приезжавших скончались друг за другом в течение трёх месяцев. Та же участь постигла их детей и внуков. Их роды вообще перестали существовать».
     Но этим гнев Казымской богини не ограничился. У председателя колхоза было восемь детей. Все они также умерли в очень короткие сроки. Сам же он три года страдал разными болезнями. Обращался к разным врачам, в том числе и московским, но никто не смог определить причину его недугов. Ярый атеист, он в конце концов обратился за помощью к знахарке, и та сказала, что на нём лежит мощное проклятие. Спустя какое-то время председателя парализовало...
     Между тем история Золотой бабы продолжала обрастать всё новыми легендами. Говорят, что в юильском лабазе в 1961 году действительно хранилось золотое изваяние Казымской богини, но перед приездом музейщиков его заменили на деревянное. Золотую же статую перепрятали в надёжном месте. Кое-кто из местных утверждает, что среди болот в окрестностях Юильска был маленький незаметный островок, на который чужому не попасть. Там, мол, и покоилась Золотая баба. А потом якобы, после постройки на Оби мощной гидростанции, уровень воды поднялся, и островок скрылся под водой.
     По крайней мере, всем пришлым людям рассказывают именно такую версию событий, чтобы поменьше интересовались судьбой Золотой бабы. Когда спросили Тимофея Молданова, что он думает обо всём этом, тот ответил: «Мы как без Бога остались, но не чувствуем этого. Для нас Казымская богиня всё равно существует».
     Надо сказать, что многие века прятали Золотую женщину не только от разбойников и алчущих её богатств. Ряд исследователей считает, что её перемещение на Восток было связано с христианизацией и сопутствующим ему движением так называемых идолоборцев (борцов с идолами). Ведь богиня по описаниям была «лесным идолом», то есть внехрамовым. Хотя имеются и другие источники, в которых это её уединенное и «лесное» существование рассматривается временным.
     Как пишет в своей статье Н. Ионина, «с тех пор как известия о Золотой бабе стали широко распространяться, её помещали на картах Московии англичане А. Дженкинсон и А. Вид. Дженкинсон, например, на своей карте сделал такую надпись: «... Жрец спрашивает этого идола о том, что им следует делать и куда перекочёвывать, и идол (удивительное дело!) даёт вопрошающим ответы, и предсказания точно сбываются».
     Сообщал о Золотой бабе и поляк Матвей Меховский (придворный врач короля Сигизмунда I. – Ред.) в своём «Трактате о двух Сарматиях»: «За областью, называемой Вяткой, по дороге в Скифию, стоит большой идол Золотая баба...»
     Особенностью всех упомянутых выше карт было следующее обстоятельство: чем позднее карта, тем дальше на восток отодвигалась Золотая баба. Может быть, первоначально ей поклонялись только в новгородских и пермских краях, а потом в связи с христианизацией этих мест её перенесли за Урал».
     
Скитания Золотой бабы

     Одним из первых упоминаний на Руси о Золотой бабе содержит русская летопись от 1398 года, сообщающая о кончине Стефана Пермского. Летописец отмечает, что святитель жил среди язычников: «Сей научи Пермьскую землю вере Христове, а прежде кланялися зверем и деревом, воде, огню и Золотой бабе». Вслед за Стефаном шли стрельцы и разрушали языческие святилища пермяков, а на их месте ставили христианские церкви. Тем не менее «злостное поклонение» местных племён Золотому идолу продолжалось, что признавалось в послании митрополита Симона пермякам в 1510 году.
     Легенда о Золотой бабе, очевидно, не давала покоя и дружинникам Ермака во время знаменитого похода за Урал. Вот что сообщает Сибирская (Кунгурская) летопись С. Ремезова. 5 марта 1582 года Ермак послал отряд под началом атамана Ивана Брязги вниз по Иртышу. Дойдя до села Белогорье на реке Оби ниже устья Иртыша, отряд штурмом взял городище Нимъян, в котором казацкий лазутчик видел моленье Золотой бабе. После захвата городка, несмотря на упорные поиски, казаки её не нашли.
     

     


     Золотая баба издревле была у славянских народов Богиней тишины и покоя, домашнего благополучия. Чехи называли её Альжбетой, и она была у них богиней материнского чрева. Храм Золотой бабы находился, по преданиям, в стране Обдорской около устья реки Обиго (Обеге), ныне Обь. Поклонялись ей во всех славянских землях. Она держала на руках одного ребёнка, а другого вела за руку. Младенец на руках - Световид (Святовит, Свентовит). Золотая баба почиталась в дохристианской Руси как добрая пророчица. Около неё всегда лежало множество гуслей и других музыкальных инструментов, которые непрерывно издавали звук - то тихонько, то погромче. По нему-то волхвы и пытались предсказать будущее. Интересно, что в якутском эпосе тоже есть повествование о статуе - правда, медной. Она якобы стоит посреди непроходимых болот и при приближении врагов начинает издавать звук, похожий «на стрекот множества сверчков», излучая в небо голубое сияние.
     


     

     От редакции. Атаман Ермак, пересёкший в конце XVI века Каменный пояс (Уральский хребет), пытался найти знаменитую Золотую бабу. Историк XVII века Ю. Крижанич, сосланный в Сибирь, в своей «Рукописи о Сибири и её народах» утверждал, что, доплыв до Иртыша, Ермак Тимофеевич снарядил отряд из двадцати казаков, которым велел двигаться на северо-восток за «златым истуканом». Этот отряд так и не вернулся к своему атаману, который через три месяца, по рассказам местного населения, узнал, что его посланцы бесследно сгинули в Шаимских болотах.
     Шли века, христианство всё глубже проникало в Сибирь. В 1657 году на Конде был основан Кондинский монастырь как центр борьбы с язычеством. Всюду разыскивали и безжалостно сжигали «шайтанов» – деревянных кукол, божков в мехах. Но снова и снова шли в Тобольскую консисторию жалобы священников, что их прихожане, выйдя из церкви, несут подарки своим «шайтанам». «Инструкция Кондинской миссии», составленная незадолго до революции 1917 года, также требовала от священников найти наконец Золотую бабу, которой поклоняются местные жители.
     Григорий Новицкий, проповедовавший в начале XVIII века христианское учение остякам, пытался найти спрятанную статую и уничтожить её, но он смог собрать лишь ценные сведения как о самом кумире, так и тайном святилище, в котором хранилась Золотая баба. Трудно сказать, откуда узнал разжалованный полковник, а потом миссионер Новицкий, что Золотая баба находится в районе реки Конды. В 1712 году он начал энергично её разыскивать. Девять лет скитался по Конде. И, вероятно, не подозревал, что за ним из-за дремучих елей следят зоркие глаза. Скорее всего, он оказался близко от божества, так как его убили. И осталась в ризнице митрополита недописанной книга Новицкого «Описание о народе остяцком»...
     Среди тайной переписки Тобольской консистории также хранится донос, датированный 1757 годом, на крещёных хантов – Сергея Шергу, Ивана Колываева и Алексея Пангля из Шаплинских юрт. В доносе говорилось, что они приносили жертвы тщательно скрываемому идолу – «шайтану» и были ответственными за сбор дани для Золотой бабы.
     Поиски Золотой бабы продолжились до наших дней. Летом 1990 года этнографическая экспедиция Института мировой литературы РАН побывала в Ханты-Мансийском автономном округе, где, по преданию, до сих пор живут тайные жрецы богини, обеспечивающие сохранность статуи. Интерес к поискам Золотой бабы проявлял и «Космопоиск» во главе с Вадимом Чернобровым.
     ...Современные хранители статуи стойко оберегают свою тайну. «В 1981 году, – пишет Н. Ионина, – в местах, близких к истокам Северной Сосьвы, побывал пермский кинооператор М.А. Заплаткин, рассказавший впоследствии о встречах с местными старожилами. Один старый манси говорил ему, что в горы ходить нельзя, ибо там находится Сар-ни-Эква («Золотая женщина»): «Вам её не найти. Её куда-то утащили наши старики, а потом убили сами себя».
     
* * *

     
Родом из космоса?

     Не прошли мимо судьбы Золотой бабы и уфологи, выдвинувшие версию её космического происхождения. Станислав Ермаков считает, что Золотая баба – это робот-инопланетянин, по какой-то причине, например из-за частичной неисправности, оставленный на Земле его хозяевами. В течение некоторого времени он мог передвигаться, и именно с этим его свойством связаны легенды манси о «живом» золотом идоле. Потом робот начал постепенно выходить из строя. Сначала он ещё мог издавать звуки, а затем окончательно превратился в «золотую» статую.
     Любопытные сведения, касающиеся Золотой бабы, привёл в одной из публикаций кандидат геолого-минералогических наук Михаил Бурлешин. В самой сердцевине гор Северного Урала есть таинственное место – хребет Мань-Пупу-нёр. Так на языке манси называется «Малая гора идолов». Это название, отмечает он, не случайно. На ровной поверхности хребта возвышаются семь причудливых каменных фигур. Одна напоминает окаменевшую женщину, другая – льва, третья – умудрённого старца с поднятой рукой.
     Неподалёку одиноко стоящая коническая вершина горы Койп. Конической выглядит она со стороны каменных болванов. Но если посмотреть на неё с небольшого хребта, расположенного к западу, то видно лежащую на спине женщину с резкими чертами лица. Это якобы окаменевшая шаманша, наказанная за попытку оскорбить Золотую бабу. Некогда легендарный идол перебирался через каменный пояс Уральских гор, и шаманша, считая себя властительницей здешних мест, захотела задержать его. Однако, по преданию, страшным голосом закричала Золотая баба, и умерло от страха всё живое на много вёрст кругом, а шаманша обратилась в камень.
     В том районе на Северном Урале стоит покрытая густым лесом куполообразная гора Манья-Тумп. Оленеводы, перегоняющие летом свои стада по Уральскому хребту, и сегодня близко не подходят к горе, рассказывая: «Баба шибко кричал. Люди говори страшный голос».
     Между горами Манья-Тумп и Койп стоит гора Отортен, самая высокая точка Северного Урала. Зимой 1959 года здесь произошла трагедия, причины которой так и не удалось выяснить. Погибла группа опытных лыжников Уральского политехнического института. Спасатели, отправившиеся на поиски туристов, обнаружили палатку с изрезанной задней стенкой и тела девяти участников похода, лежащие в глубоком снегу. На лицах всех погибших застыло выражение смертельного ужаса. По мнению комиссии, проводившей расследование этой трагедии, одной из её причин могло быть воздействие инфразвука большой интенсивности...
     Где же сейчас может находиться загадочный артефакт? В качестве пристанища Золотой бабы обычно называют три отдалённых, труднодоступных уголка России: низовье Оби, верховья Иртыша в районе Калбинского хребта и ущелья плато Путоран на полуострове Таймыр. Но, возможно, идол с голосом, несущим смерть, скрыт в треугольнике между горами Койп, Отортен и Манья-Тумп.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex