2 Ноября 2011 года |
Тайны Земли Русской |
Среда |
|
||
Однако директор Берёзовского научного фольклорного фонда Любовь Кошлатова предостерегает относительно отождествления Золотой бабы и Калтась (Калтащ). Она обращает внимание на то, что Калтащ, по легенде, – это сестра Золотой бабы. «Святым местом богини Калтащ является село Калтысинские Юрты в Берёзовском районе Ханты-Мансийского автономного округа, но это другая богиня», указывает музейный работник. Существуют и иные представления о внешнем виде Золотой бабы. Например, те исследователи, которые придерживались мнения, что Золотая баба – это тибетская богиня бессмертия Гуаньинь, предпочитали изображение, на котором она выражает извечную суть бодхисатвы (существа, стремящегося к просветлению) Авалокитешвары – одного из высших существ, достойных со временем достичь степени Будды. Судя по гуслям и «функциям» (Рожанница, Богиня Макошь), северная Золотая баба действительно имеет много общего с Сарасвати – женской ипостасью Бога Брахмы и с Богиней мудрости. Считается, что Сва дарует своё покровительство тем, кто стремится постигнуть Творца Вселенной. В иконографии Сарасвати двумя руками играет на древнейшем музыкальном инструменте Вине – индийской лютне. Этим показывается, что истинно знающие учителя настраивают ум и интеллект ищущего ученика и извлекают из него музыку жизни. Если ум не «настроен», то доминирует умственное возбуждение и дисгармония с миром... Ханты и манси верят, что Казымская богиня – иногда её называют Золотой женщиной или Золотой бабой – определяет судьбу человека. По преданию, «постоянным местом жительства» Золотой бабы являются окрестности посёлка Юильск в верховье реки Казым, что примерно в 270 километрах к северу от Ханты-Мансийска. Легенда гласит, что где-то среди болотистых топей спрятана статуя Казымской богини, изготовленная из чистого золота. Золотую бабу искали давно, и всегда эти поиски сопровождались событиями мистического характера. Так, во второй половине XVIII века в нижнее Приобье на поиски золотого изваяния отправилась экспедиция казаков. Около двух десятков вооружённых всадников со сменными лошадьми и оленями пропали бесследно. Вопрос о Золотой бабе очень интересовал чекистов. В частности, в 1933 году компетентные органы получили информацию, что её якобы скрывают ханты, проживающие по правому притоку Нижней Оби – реки Казым. К тайному капищу была отправлена оперативная группа, но взбунтовавшиеся охотники убили прибывших... Прибывшее подкрепление святилище разорило, однако идол Золотой бабы так и не был обнаружен. В 1961 году статуя, напоминающая по описаниям Золотую бабу, была найдена в одном из лабазов (амбар на сваях из просмоленной древесины) близ поселка Юильск. Тогда это были земли колхоза имени 1 Мая. Председатель колхоза Семён Молданов распорядился передать находку в Ханты-Мансийский краеведческий музей. Из города прибыла бригада из семи человек. Они вошли в лабаз, но обнаружили там не золотого идола, а деревянного, отделанного серебром. Именно с того времени начинаются события, которые сами местные жители объясняют гневом потревоженной богини. Вот что рассказывал руководитель Ханты-Мансийского фольклорного фонда при НИИ обско-угорских народов Тимофей Молданов, дальний родственник Семёна Молданова: «Приезжие решили забрать с собой деревянного идола и укрывавшие его одежды. Всё это было благополучно доставлено в город, но затем начало происходить следующее. Все семеро приезжавших скончались друг за другом в течение трёх месяцев. Та же участь постигла их детей и внуков. Их роды вообще перестали существовать». Но этим гнев Казымской богини не ограничился. У председателя колхоза было восемь детей. Все они также умерли в очень короткие сроки. Сам же он три года страдал разными болезнями. Обращался к разным врачам, в том числе и московским, но никто не смог определить причину его недугов. Ярый атеист, он в конце концов обратился за помощью к знахарке, и та сказала, что на нём лежит мощное проклятие. Спустя какое-то время председателя парализовало... Между тем история Золотой бабы продолжала обрастать всё новыми легендами. Говорят, что в юильском лабазе в 1961 году действительно хранилось золотое изваяние Казымской богини, но перед приездом музейщиков его заменили на деревянное. Золотую же статую перепрятали в надёжном месте. Кое-кто из местных утверждает, что среди болот в окрестностях Юильска был маленький незаметный островок, на который чужому не попасть. Там, мол, и покоилась Золотая баба. А потом якобы, после постройки на Оби мощной гидростанции, уровень воды поднялся, и островок скрылся под водой. По крайней мере, всем пришлым людям рассказывают именно такую версию событий, чтобы поменьше интересовались судьбой Золотой бабы. Когда спросили Тимофея Молданова, что он думает обо всём этом, тот ответил: «Мы как без Бога остались, но не чувствуем этого. Для нас Казымская богиня всё равно существует». Надо сказать, что многие века прятали Золотую женщину не только от разбойников и алчущих её богатств. Ряд исследователей считает, что её перемещение на Восток было связано с христианизацией и сопутствующим ему движением так называемых идолоборцев (борцов с идолами). Ведь богиня по описаниям была «лесным идолом», то есть внехрамовым. Хотя имеются и другие источники, в которых это её уединенное и «лесное» существование рассматривается временным. Как пишет в своей статье Н. Ионина, «с тех пор как известия о Золотой бабе стали широко распространяться, её помещали на картах Московии англичане А. Дженкинсон и А. Вид. Дженкинсон, например, на своей карте сделал такую надпись: «... Жрец спрашивает этого идола о том, что им следует делать и куда перекочёвывать, и идол (удивительное дело!) даёт вопрошающим ответы, и предсказания точно сбываются». Сообщал о Золотой бабе и поляк Матвей Меховский (придворный врач короля Сигизмунда I. – Ред.) в своём «Трактате о двух Сарматиях»: «За областью, называемой Вяткой, по дороге в Скифию, стоит большой идол Золотая баба...» Особенностью всех упомянутых выше карт было следующее обстоятельство: чем позднее карта, тем дальше на восток отодвигалась Золотая баба. Может быть, первоначально ей поклонялись только в новгородских и пермских краях, а потом в связи с христианизацией этих мест её перенесли за Урал». Одним из первых упоминаний на Руси о Золотой бабе содержит русская летопись от 1398 года, сообщающая о кончине Стефана Пермского. Летописец отмечает, что святитель жил среди язычников: «Сей научи Пермьскую землю вере Христове, а прежде кланялися зверем и деревом, воде, огню и Золотой бабе». Вслед за Стефаном шли стрельцы и разрушали языческие святилища пермяков, а на их месте ставили христианские церкви. Тем не менее «злостное поклонение» местных племён Золотому идолу продолжалось, что признавалось в послании митрополита Симона пермякам в 1510 году. Легенда о Золотой бабе, очевидно, не давала покоя и дружинникам Ермака во время знаменитого похода за Урал. Вот что сообщает Сибирская (Кунгурская) летопись С. Ремезова. 5 марта 1582 года Ермак послал отряд под началом атамана Ивана Брязги вниз по Иртышу. Дойдя до села Белогорье на реке Оби ниже устья Иртыша, отряд штурмом взял городище Нимъян, в котором казацкий лазутчик видел моленье Золотой бабе. После захвата городка, несмотря на упорные поиски, казаки её не нашли.
|
Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства |
|