на главную страницу

3 Ноября 2011 года

«Круглый стол» «Красной звезды»

Четверг

Версия для печати

Огневая подготовка: критерии успеха

Подготовили: Анна ПОТЕХИНА, Олег ПОЧИНЮК,
Константин ЛОБКОВ, Александр ХРОЛЕНКО, Кирилл БЛИНОВ.



В этом номере мы снова возвращаемся к теме огневой подготовки в войсках, так как оказалось, что тема эта сколь актуальна, столь и дискуссионна. Подтверждение этого - выступления новых участников «круглого стола».

     
Лейтенант Павел Новиков, командир подразделения, Западный военный округ:

     - Признаться, в период учёбы в военном вузе на огневую подготовку мы, курсанты, смотрели без должного уважения: ведь наше основное оружие - зенитные ракетные комплексы. Но, став офицером и придя служить в часть, понял, насколько я ошибался. В частности, недавнее выполнение задач на полигоне показало, что в любой момент подразделение может принять участие в общевойсковом бою, а потому владение стрелковым оружием и в целом твёрдые навыки в огневой подготовке - важнейшее слагаемое боеготовности. Словом, это отнюдь не второстепенный предмет.
     Но, на мой взгляд, научив сержантов и солдат выполнять базовые упражнения стрельб, которые вырабатывают первичные навыки, нужно идти дальше - требуется постоянное совершенствование. В частности, есть смысл учить подчинённых (да и учиться самому) вести огонь в условиях, реально возникающих на поле боя. К примеру, из инженерных укрытий, из боевых машин, при передвижении и т. д. Больше внимания нужно уделять не только одиночной огневой подготовке, но и оттачиванию действий всего подразделения - это зачастую остаётся на втором плане.
     Вполне допускаю, что необходим отдельный предмет - тактико-огневая подготовка. Причём он востребован не только в мотострелковых, но и в подразделениях других родов войск: у каждого своя специфика и владение стрелковым оружием имеют определённые нюансы. Требуется не просто усложнить обязательный к выполнению Курс стрельб, но и привязать отрабатываемые упражнения к тем задачам, которые мы обычно выполняем в боевой обстановке. Иными словами, к разработке тех или иных дополнений нужно привлечь опытных офицеров, проходящих службу в войсках ПВО, связи, инженерных и т. д.
     Конечно, в условиях полигона сложно воссоздать все возможные варианты действий. Но на реальной местности можно было бы отрабатывать наиболее сложные элементы: ведение огня на ходу, в ночных условиях, в условиях ограниченного времени и др. Остальные моменты в значительной степени позволила бы охватить тактическая составляющая: каждый сержант и солдат обязан уяснить, где он должен занять позицию и когда её менять, каков его сектор ведения огня, что конкретно делать при появлении той или иной цели. Причем ещё раз повторю: это весьма важно и для подразделений, находящихся не в первом эшелоне. Особенно в условиях нынешней мобильности сил и средств, использования противником десанта и диверсионных групп - нужно в любой момент быть готовыми к ведению боя.
     Недавняя итоговая проверка показала, что в течение учебного года огневой подготовке в нашей части уделялось должное внимание. Результаты и офицеров, и военнослужащих срочной службы довольно высокие. Но, конечно, работать есть над чем. В том числе в период зимнего выезда на полигон - там будет своя специфика выполнения задач, и к этому экзамену готовимся уже сегодня.
     

     
Старший лейтенант Виталий ВАНТЕЕВ, командир десантно-штурмовой роты бригады морской пехоты, Восточный военный округ:

     - После выпуска из Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища имени генерала армии В.Ф. Маргелова в 2008 году я с радостью принял распределение в морскую пехоту. Уже знал, что здесь такой же точно Курс стрельб, как и в ВДВ, только разные боевые уставы, потому что кроме подобных задач у воздушных десантников морпехи решают десантные задачи и в море.
     Действительно, служить на флоте интересно! К примеру, совсем недавно наша рота в составе батальонно-тактической группы морской пехоты участвовала в крупных учениях на Камчатке. С большого десантного корабля «Пересвет» метров за 500 до берега мы высадились на плав и потом с ходу штурмовали необорудованное побережье. Для молодых бойцов (а в роте 40 процентов весеннего призыва) это была хорошая школа закрепления тех знаний и навыков, которые они получили на тренировках в Приморье. Мы захватили плацдарм, а когда к берегу подошли другие корабли и высадили десант, на своих БТРах совершили многокилометровый марш к местному общевойсковому полигону. Там заняли оборону и перешли к этапу боевой стрельбы со всех видов стрелкового оружия.
     Обучаем же личный состав по методу, когда-то выработанному Суворовым, - от простого к сложному. Времени, в частности, на огневую подготовку имеем вполне достаточно. В учебный период каждую неделю выходим в поле, ездим или совершаем марш-броски на наш полигон. А на учениях сдаём своего рода экзамен в комплексе поставленных задач: это и тактическая подготовка подразделений, и огневая, и инженерная, и радиационно-химическая. Попутно достигается и цель физической тренированности матросов.
     Кстати, в Курсе стрельб есть упражнения, которые и мне, имеющему опыт, непросто выполнять. Так, приближено к реальным условиям боя упражнение контрольных стрельб, когда нужно поражать противника с ходу. Только в течение длительных упорных тренировок десантник способен целиться и метко стрелять на бегу. При этом ещё нужно и упредить в выстреле врага, а значит, всё сделать в считаные секунды (не более 10). У меня отлично стреляют, превышая нормативы скорости, не только контрактники, такие как старшие сержанты Александр Данилкин и Михаил Панфилов, но и матросы по призыву, как, к примеру, Андрей Андриуце. Благодаря лучшим военнослужащим, рота успешно выполнила все поставленные задачи во время тех же КШУ на Камчатке.
     Если говорить о целесообразности дополнения огневой подготовки тактико-огневой, то, думаю, делать этого не нужно. Потому что одиночная подготовка бойца проводится прежде всего для того, чтобы дать ему азы владения оружием: как изготовиться к бою, как преодолеть препятствие, как стрелять и т.п. А после этого - в период слаживания подразделений - и вводится тактическая обстановка, во время которой личный состав совершенствует свои навыки и умения, взаимодействуя друг с другом.
     В этом плане интересный опыт приобретают военнослужащие, которых готовим для борьбы с террористами или диверсантами в море, когда в дальний поход собирается очередной отряд кораблей ТОФ. А это действия на борту любого плавсредства, высадка с вертолёта, досмотр судна, схватка с противником. Вот и прошлой осенью один из взводов роты побывал у берегов Сомали, обеспечивая охрану гражданского судоходства в опасной морской зоне.
     Что касается технических новинок, новых образцов оружия, то, надеемся, они скоро будут поступать и в части морской пехоты. К примеру, в училище мы пользовались лазерными комплектами. Здесь их нет. Правда, не так давно получили лазерный командирский ящик, с помощью которого решаем задачи огневой подготовки как в казарме, так и на полигоне: учим правильно прицеливаться по мишени.
     Проблемы? Стало сложнее получать боеприпасы. И связано это с тем, что все накладные проходят через гражданскую бухгалтерию. Прежде-то, до реорганизации части, передачи вспомогательных функций сторонним организациям, это оперативно решалось через начальника службы ракетно-артиллерийского вооружения. А сейчас бухгалтерия закрывается на замок в 18 часов...
     
Командир 1-й роты 1-го батальона Учебного центра (подготовки специалистов) Военного авиационного инженерного университета (ВАИУ) капитан Вадим Згола, Западный военный округ:

     - Наш центр готовит младших авиационных специалистов. В моей роте 150 военнослужащих по призыву. Все - будущие механики планера и двигательных установок самолётов Су-27, МиГ-29. Поэтому в трёхмесячном цикле обучения времени на огневую подготовку выделено не так много. Стараемся эффективно совмещать огневую подготовку с тактикой, инженерной подготовкой.
     На тактическом полевом выходе бойцы ознакомились с устройством, предназначением и тактико-техническими характеристиками основных видов вооружения (АК-74, ПМ, РПК, РПГ). Научились правильно разбирать-собирать оружие, правильно прицеливаться, попрактиковались в стрельбе. Также практически освоили действия отделения, взвода в наступлении (с 16 холостыми патронами в магазине) и в обороне. С применением взрывпакетов, дымовой завесы и с рытьём окопов.
     На полигоне каждый выполнил пробные и зачётные упражнения из автомата и пулемёта. Не все до службы держали в руках оружие, однако многие показали хорошие результаты. На расстоянии 100 м поразили грудную мишень на «отлично» 15 процентов и на «хорошо» - 60 процентов личного состава. Это обнадёживающий задел для дальнейшей боевой подготовки наших выпускников в войсках.
     Хорошо бы занятий по огневой подготовке добавить. Она интересна сама по себе, закаляет психологически, повышает самооценку на поле боя. Для уверенного владения оружием стрелять надо больше, ежемесячно, а лучше - еженедельно. Используя при этом различный рельеф местности, полуразрушенные здания, светлое и тёмное время суток, на войне как на войне!..
     Для максимального приближения к динамике реального боя можно использовать популярное увлечение на грани спорта и тактики - пейнтбол. Так, некоторые офицеры Воронежского гарнизона на выходных уезжают за город не на рыбалку, а чтобы с пользой для дела в команде единомышленников «сразиться» с оружием в руках. Стрельба пузырьками с краской для военнослужащего, по сути, уже не игра, а боевая учёба в составе подразделения. В бою побеждает тот, кто быстрее думает, двигается и стреляет первым. Синтез пейнтбола и тактики настроит на точную и быструю стрельбу. Можно использовать и аналогичную лазерную систему, работающую по металлической сетке на одежде. А для экономии времени и патронов необходимо шире внедрять безопасные и эффективные электронные тренажёры типа «СКАТТ» (позволяет отрабатывать стрельбу из АК-74, ПМ и СВД). К примеру, курсанты ВАИУ такую возможность имеют. Войска отстают.
     Что касается дальнейшей службы младших авиационных специалистов во всех военных округах страны, многое зависит от желания. Кто-то подпишет контракт и поднимется к новым, профессиональным высотам тактической и огневой подготовки. А кому-то из наших выпускников, возможно, придётся встретиться лицом к лицу с противником на аэродроме. И надо быть готовым ко всему.
     

     
Старший лейтенант Александр ПОБОКОВ, командир мотострелковой роты, Восточный военный округ:

     - Огневая подготовка наряду с тактической и физической является одним из трёх системообразующих китов, на которых у нас в бригаде держится процесс обучения личного состава подразделений. Времени на этот предмет в общем объёме годичного учебного цикла, считаю, вполне достаточно для овладения военнослужащими базовыми навыками, необходимыми для обращения с оружием в условиях боевых действий.
     Я вспоминаю, как будучи курсантом училища, а затем и командиром взвода курсантов выезжал на полигон. Мы отчитывались, по сути, за каждую стреляную гильзу. Сами понимаете, при таком подходе, выполняя упражнения, больше думаешь не о поражении мишени, а о том, как бы чего не потерять. В бригаде мы в принципе боеприпасы не экономим. Сколько надо конкретному солдату для положительного результата, столько он и получит боеприпасов. Для нас, как для офицеров, главное - научить.
     В конце октября наш батальон вернулся в пункт постоянной дислокации после почти трёхмесячного пребывания на полигоне. В полевых условиях рота прошла достаточно серьёзный курс слаживания, апогеем которого стали батальонные тактические учения с боевой стрельбой, за которыми наблюдал губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт. По завершении БТУ подразделение ещё приняло участие в армейских командно-штабных учениях. Эти три месяца стали хорошей школой в плане повышения мастерства личного состава по многим показателям, в том числе и в области огневой подготовки. Мы не испытывали дефицита ни в топливе, ни в боеприпасах. Даже зрительно можно наблюдать: военнослужащие, которые пополнили подразделение весной-летом, стали обращаться с автоматом, как с игрушкой. Для них нет проблем его собрать или разобрать на время, выполнить огневую задачу.
     Конечно, начинать приходилось с азов. Но в полевых условиях, когда ты стреляешь по нескольку раз за день, очень быстро от простых упражнений переходишь к сложным.
     Конечно, курс стрельб не по всем параметрам отвечает современным требованиям ведения боя, по ряду позиций не учитывает развитие военной научно-технической мысли армий зарубежных стран. Ведь меняются техника, амуниция, способы ведения войны. Хотелось бы, чтобы курс стрельб модернизировался адекватно возникающим изменениям, не реже чем раз в три года. Что бы усовершенствовал лично я? Я добавил бы больше тактико-специальных элементов с параллельным моделированием на занятиях разных видов боя. Сократил бы нормативы по разведке целей и наблюдению.
     В этом плане серьёзным подспорьем думающему и смотрящему вперёд командиру было бы введение в программу обучения такого предмета, как тактико-огневая подготовка. Ведь выполнять огневые задачи в тепличных условиях, то есть на оборудованном рубеже, когда мишени хорошо просматриваются, - это одно. Но совсем другое - действовать, имитируя непосредственное соприкосновение с противником. Это заставит солдат думать, позволит им лучше ориентироваться в боевой обстановке.
     Конечно, на специальных тренажёрах, таких как лазерные имитаторы стрельбы и поражения, этот процесс стал бы более комплексным и безопасным. Но, к сожалению, в бригаде таких технических изысков пока нет. Низкий уровень автоматизации мы стараемся компенсировать насыщенным блоком практических занятий в полевых условиях. Правда, помимо профильных задач приходится решать и сугубо производственные проблемы. Недостаточные объёмы финансирования заставляют офицеров самостоятельно изыскивать возможности для пополнения запасов расходных материалов, таких как марля или фанера для мишеней. Подразделения, конечно, помогают друг другу. Но подобная взаимовыручка не панацея и не выход из ситуации. Организация качественных занятий, направленных прежде всего на результат, невозможна без определённых затрат. Пока система во всех звеньях не будет отлажена, говорить о каком-то качественном прорыве в области повышения результатов по огневой подготовке личного состава преждевременно.
     Редакция намерена продолжить этот актуальный разговор и приглашает к нему всех желающих.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex