на главную страницу

8 Ноября 2011 года

Военная медицина

Вторник

Версия для печати

Травматолог милостью божьей...

Пётр АЛТУНИН, «Красная звезда».



     Мы несколько раз встречались с Владимиром Кузьмичом Николенко – в Главном военном клиническом госпитале имени Н.Н. Бурденко в период первой и второй чеченских кампаний. Тогда в госпиталь чуть ли не каждый день из аэропорта прибывали машины «скорой помощи» с ранеными, и наибольшая их часть поступала в травматологическое отделение, которое возглавлял полковник медицинской службы Николенко. В то время оно из 35-коечного превратилось в Центр травматологии и ортопедии на 130 койко-мест. «Страда» по лечению раненых длилась дни и ночи, и Владимиру Кузьмичу было не до сна. Но его всегда видели спокойным и выдержанным, а раненым на операциях он не уставал говорить: «Потерпи, сынок, всё будет хорошо»...
     Таким человеком, уравновешенным и благожелательным, он был по природе. «Я весь в отца», – вспоминает он. А отец изначально был воином – прошёл финскую войну и Отечественную и закончил службу командиром полка. И сын, Владимир, стал носить погоны с 11 лет – в Ленинградском суворовском училище, а потом в Военно-медицинской академии и, конечно, на службе в войсках. А боевой школой длиной в два с половиной года считает Афганистан.
     Ещё в академии, будучи слушателем, Владимир увлёкся специальностью травматологии и ортопедии, занимался научной работой. Приобретённые практические навыки получили своё развитие в ординатуре. Всё это сыграло важную роль при оказании помощи раненым в Афганистане, где Владимир Кузьмич в течение двух с половиной лет выполнил сотни операций, в том числе при повреждении сосудов, нервов, суставов, огнестрельных переломах костей, дефектах тканей. В этот период он убедился в величии Николая Ивановича Пирогова, который впервые эффективно внедрил в практику использование гипсовой повязки, эфирного наркоза, методов остановки кровотечения и многое другое. Поэтому, разумно сочетая классические и современные технологии хирургического, а также консервативного лечения, добивался хороших результатов при столь тяжёлых огнестрельных повреждениях.
     Но и имея в руках современные средства и пользуясь ими, чтобы «удалять, сшивать и наращивать», освобождать от нестерпимой боли человека, ему всё равно при соприкосновении с ним как хирургу постоянно нужно было напрягать физические силы и умственные способности для его оздоровления, а то и спасения. И человек оживал – к пущей радости хирурга! – а многие потом ещё продолжали службу.
     В Афганистане Владимира Николенко нередко, как говорится, с места в карьер поднимали на вертолёте и доставляли в район боевых действий, где оказывалась хирургическая, в том числе и специализированная, помощь раненым.
     В госпитале Бурденко, где после Афганистана Николенко стал начальником Центра травматологии, проходило интенсивное лечение раненых солдат и офицеров, и его регулярно посещали ветераны войны, военачальники, поздравляли с праздниками, приносили подарки. И, как правило, всех влекло в «травму». Посещал госпиталь и Владимир Путин, в то время Президент России. При одном из таких посещений присутствовал и автор этих строк. Владимир Владимирович тогда первым делом прошёлся по палатам травматологического центра, побеседовал с ранеными, после чего поинтересовался у начальника госпиталя Вячеслава Клюжева и Владимира Николенко, какие есть проблемы в процессе лечебной деятельности и что необходимо для улучшения этого процесса предпринять, поблагодарил за службу. Надо сказать, была оказана и обещанная помощь по оснащению центра современным медоборудованием.
     В госпитале Бурденко Николенко занимался не только практической, но и научной деятельностью. Его перу принадлежат две книги, посвящённые развитию травматологии, более 300 научных работ, включающих методические указания. Находил он время и для изобретательской работы, за что был удостоен грамоты Минздрава как один из лучших рационализаторов за 1999 год.
     Деятельность Николенко была по заслугам оценена – он награждён двумя орденами Красной Звезды и орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени. А чем особенно удовлетворён – в госпитале он вырастил плеяду врачей-травматологов, которые в настоящее время успешно продолжают оказывать эффективную помощь больным и раненым.
     После увольнения в запас заслуженный врач Российской Федерации, доктор медицинских наук, профессор Николенко, известный в стране врач-травматолог-ортопед был востребован. В Центральном военном клиническом госпитале имени П.В. Мандрыки было решено открыть травматологическое отделение. Начальник госпиталя член-корреспондент РАМН профессор Владимир Симоненко пригласил Николенко сначала помочь в размещении в нём медоборудования, а потом и возглавить его.
     – Знаю о ваших трудах и заслугах, – сказал он. – Но и у нас вас ждёт интересная и благодарная работа. А начинать её надо, как видите, с чистого листа... Поддержим вас всячески.
     В приготовленном помещении для травматологии был сделан, как теперь принято говорить, «евроремонт»: блестели «космической» чистотой двухместные палаты с кондиционером, душем и телевизором, ждала загрузки гипсовая палата (сейчас в ней – металлоконструкции, спецфартуки, соответствующие аппараты и приборы), в порядке размещены коляски, передвижные носилки. Определено место и для будущей операционной...
     Владимир Кузьмич с присущей ему деловитостью взялся за работу. Вместе с начальником и начмедом госпиталя скрупулёзно подбирали медперсонал с основным требованием – профессионализм. Были приглашены молодые врачи Вячеслав Супрун, Борис Колодкин, Сергей Сметанин, Борис Красников. Оказалась вполне на своём месте старшая медицинская сестра Ольга Головкова, поработавшая медсестрой операционного блока в госпитале, побывавшая в Чечне, награждённая медалью «За трудовую доблесть». Вписались в новое отделение и остальные медсёстры.
     Прошло полтора года, и люди без каких-либо особых усилий – просто каждый добросовестно трудится на своём месте – объединились в дружный коллектив.
     Молодые врачи отделения, желая повысить свой профессиональный уровень, внимательно следят за новинками в медицинских изданиях, в Интернете, приобщаются к опыту Николенко и по определению считают себя его учениками. А он относится к ним с доверием – и в предварительном обследовании, и в лечении пациентов, учит их самостоятельности в проведении операций.
     Дело пошло. В операционный день (а дни здесь почти все операционные) под ярким светом «юпитера» у операционного стола начинается кропотливая, требующая внимательности, зоркого взгляда, перепроверки и совета работа.
     У травматологов сегменты врачевания – кости, суставы, сосуды, сухожилия, а поэтому и инструменты в руках – скальпель, молоток, долото, фреза, ну и, конечно, пинцеты, ножницы, зажимы. Всё сочетается: и отторжение, и соединение, нередко с помощью аппарата Илизарова, и сшивание сосудов...
     А случаи в их повседневной практике бывают разные. Недавно поступила 60-летняя пациентка – жена полковника. Ещё двадцать лет назад у неё обнаружили раковую опухоль околоушной железы. На фоне проводимого лечения заболевание не прогрессировало. Но зимой 2008 года были обнаружены метастазы в лёгких, и стали отмечаться боли в левом тазобедренном суставе – следствие метастазов. В январе 2010 года она уже была в травматологическом отделение с диагнозом «патологический перелом верхней трети правого бедра» – следствие метастазов. Ей была выполнена большая реконструктивная операция с резекцией верхней трети кости и мягких тканей. С последующим протезированием операция была результативной.
     А вот другой, тоже недавний факт. 45-летний полковник в автодорожной аварии получил тяжёлую травму, причём сочетанную: черепно-мозговую травму – переломы костей лица, левой голени, вывих правого плеча с повреждением нервных сплетений. Пациент перенёс в госпитале несколько реконструктивных операций, после чего постепенно стал ходить и восстановилось движение в правой руке.
     Так проходит день за днём. У Владимира Кузьмича, знать, добрая генетика, боевая закалка и, что не менее важно, абсолютная приверженность своей профессии – врача, целителя, ставящего на ноги раненых и больных, людей, попавших в беду.
     И, можно добавить, с помощью командования госпиталя Мандрыки, поставившего на ноги новое травматолого-ортопедическое отделение.
     Добавим и ещё одно – таланту Владимира Николенко, видно, и сам Бог помогает: недаром он любит начинать операцию словами: «С Божьей помощью», а в рабочем кабинете на видном месте висит с золочёной оправой икона Божьей матери...



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex