на главную страницу

9 Ноября 2011 года

Реалии XXI века

Среда

Версия для печати

Германия обретает голос

Денис ДУБРОВИН, Виталий МАКАРЧЕВ, корреспонденты ИТАР-ТАСС.



В конце октября в Брюсселе в экстренной обстановке прошла серия встреч руководителей Евросоюза. Ими приняты решения, способные уже в этом десятилетии изменить облик Старого Света. На эту тему материал специальных корреспондентов ИТАР-ТАСС Дениса Дубровина и Виталия Макарчева из Брюсселя.

     Система управления Евросоюзом качественно измененилась после официального утверждения состоявшимся в октябре в Брюсселе саммитом ЕС нового института сообщества - саммитов зоны евро, который будет выполнять функции экономического правительства еврозоны. Согласно итоговому документу встречи, председателем саммита зоны евро стал президент ЕС Херман Ван Ромпёй. «Председатель саммита зоны евро будет назначаться главами государств ЕС одновременно с назначением президента ЕС на тот же срок (2,5 года). До ближайших выборов на саммитах зоны евро (май 2012 года) будет председательствовать действующий президент ЕС» - подчёркивается в документе.
     «Сейчас Евросоюзу нужно больше интеграции, больше тесного сотрудничества», - заявил после встречи лидеров стран еврозоны глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу.
     Таким образом, теперь в Евросоюзе сосуществуют две руководящие структуры: Европейский совет, он же саммит ЕС, который объединяет глав государств и правительств 27 стран сообщества, и саммит зоны евро, в который входят лидеры только экономического ядра ЕС - 17 стран зоны евро. Эта ситуация может привести к острым трениям между 17 государствами зоны евро и 10 остальными странами ЕС, среди которых Великобритания, Швеция и Польша.
     Отныне их возможности влиять на экономические решения ЕС внезапно оказались ограничены. Чтобы снизить напряжение между государствами зоны евро и остальными странами ЕС, в положении об экономическом правительстве Евросоюза подчёркивается, что его президент обязан «плотно информировать все 27 стран ЕС о подготовке и результатах саммитов зоны евро».
     По словам президента ЕС Хермана Ван Ромпёя, «лидеры Евросоюза договорились поддерживать баланс между существующими отныне двумя формами принятия решений в Европе - саммитами ЕС и зоны евро».
     Параллельно с процессом обособления зоны евро в отдельное экономическое ядро ЕС нынешний саммит продемонстрировал быстрый рост влияния Германии на общеевропейские решения. Германия - это первая экономика ЕС, без которой антикризисные меры утрачивают смысл.
     Идею создания экономического правительства ЕС в виде регулярных официально оформленных саммитов зоны евро ещё на первой стадии мирового финансового кризиса в 2008 году высказывал президент Франции Николя Саркози. Он же предложил назвать эту будущую структуру «экономическим правительством».
     Финансовый кризис быстро подтвердил, что Еврогруппа просто не имела достаточных полномочий, чтобы оперативно решать возникающие перед государствами зоны евро финансовые проблемы. Тогда европейские лидеры оказались не готовы учреждать саммит зоны евро, опасаясь появления в Европе новой границы между её экономическим ядром и финансовой периферией.
     В 2008–2010 годах саммиты зоны евро проводились раз в несколько месяцев, однако все они носили неофициальный характер. Но именно на них принимались все ключевые решения, в частности о массированной господдержке европейских банков в 2008 году, о формировании антикризисной программы помощи Греции и о создании стабилизационного фонда ЕС в 2010 году.
     Отсутствие чёткого решения об этом новом институте и о разграничении его полномочий с Европейским советом (саммитом Евросоюза) вызвало нарастающее напряжение между государствами зоны евро и не входящими в неё странами ЕС. Его следствием стал казус на саммите зоны евро в начале 2010 года, на который не пустили Гордона Брауна, бывшего в то время премьер-министром Великобритании.
     Говоря о доминирующей роли Германии в современной интеграции, невозможно не вспомнить слова Уинстона Черчилля, которые, правда, относились к созданию в послевоенной Европе НАТО, однако с тем же успехом могли быть применены ко всему процессу европейской интеграции: «Альянс придуман, чтобы прижать немцев, сохранить американцев в Европе, а русских - вне её».
     Конечно, упоминание американцев к Евросоюзу отношения не имеет, американская компонента - это исключительно элемент структуры НАТО, но вот германская часть цитаты - не в бровь, а в глаз.
     Мировой финансовый кризис 2008 года продемонстрировал, что Германия незаметно для остальных стран оправилась от этого потрясения. Нынешнее поколение немецких политиков более не считает свою страну «должной» всей Европе за преступления нацизма. Самое интересное, что немецкий политический настрой сменился буквально на глазах.
     Ещё недавно Германия лишь вяло отбивалась от упрёков в своём прошлом, пытаясь доказать, что между преступлениями фашизма и сегодняшним Евросоюзом слишком большая дистанция.
     Каково же было изумление европейских наблюдателей, когда в 2009 году Греции не удалось разыграть карту «немецкой вины». После волны инсинуаций в греческой прессе и заявлений отдельных политиков, что Германия «должна» предоставить Греции финансовую помощь, поскольку не искупила до конца свою вину за войну, из Берлина вместо обычных слабых оправданий последовало предельно спокойное и жёсткое заявление: «Германия в полном объёме выплатила свои послевоенные контрибуции и более никому ничего не должна. А если греческие власти не имеют средств, они могут продать один из своих островов».
     Таким образом, одним заявлением Германия нарушила сразу два правила: отказалась от привычного всем образа виноватой побеждённой страны и одновременно напомнила, что принцип нерушимости границ в Европе - это всего лишь принцип, пусть и освящённый международными конвенциями.
     Сегодня эта тенденция продолжает развиваться. Все антикризисные проекты ЕС без Германии невозможны - в действующем сегодня европейском антикризисном стабилизационном фонде 21 процент активных средств принадлежит Германии.
     Подобная ситуация является для Берлина естественным условием, чтобы оформить своё новое место в Европе. И оформлять это место будет уже не Ангела Меркель. Придерживающаяся проевропейских взглядов канцлер ФРГ в этом процессе сегодня выполняет, скорее, роль посредника между европейскими институтами и немецкими политиками, которые осознали возможность перечертить векторы власти современной Европы.
     Германия не будет выходить из зоны евро или Евросоюза. Эти идеи не имели смысла два года назад и полностью утратили его сегодня, когда перед Берлином раскрываются принципиально новые возможности в Европе, но только при условии сохранения целостности валютного и экономического союза, за которым неизбежно последует новое усиление европейской политической интеграции.
     В связи с этим обращает на себя внимание заявление председателя Европарламента Ежи Бузека, сделанное им после его традиционного выступления на открытии саммита ЕС 23 октября. «ЕС находится на пороге третьего исторического этапа своей интеграции», - сказал он по итогам своей дискуссии с лидерами 27 стран ЕС. «Третий этап европейской интеграции должен заключаться в создании истинно европейского гражданского общества», - подчеркнул глава Европарламента.
     Он озвучил следующее видение процесса европейской интеграции: «После войны мы осуществили первый этап политического сближения европейских стран. Это было очень непростое решение. В 1980-е годы был подготовлен второй этап европейской интеграции - создание экономического и монетарного союза, шенгенского безвизового пространства. Сегодня нам необходимо сделать третий шаг - создать европейское гражданское общество, единое информационное пространство, обеспечивающее взаимопонимание европейских институтов и граждан», - подчеркнул Бузек.
     Что читается между строк в пророчествах этого политика? Читается намерение формировать новую культурную идентичность «европейца», которая должна с годами потеснить в умах жителей европейских стран представления о национальной самоидентификации. А из этого неизбежно следует, что роль правительств европейских стран, которые находятся как раз посередине, должна плавно уходить в прошлое.
     
* * *

     
Кто управляет мировой экономикой?

     Этот вопрос сегодня задают себе многие европейцы, не утратившие под влиянием массовой культуры способности самостоятельно мыслить. Своё видение этой проблемы предложил Олег Гладунов в интернет-издании «Свободная пресса» (http://svpressa.ru).
     
«Тёмное общество»

     «Тёмное общество» центробанков западных стран тайно манипулирует мировыми рынками через процентные ставки и цены на золото, пишет британская «Файнэншл таймс». Они искусственно удерживают цены на золотые слитки низкими, чтобы укрепить систему бумажных денег, которые сами же и печатают.
     В минувшем месяце в США прошло очередное заседание комитета по антитрастовым действиям на рынке золота (Gata), который учредил Крис Пауэлл, журналист из Коннектикута, вместе с бывшими трейдерами сырьевых рынков. На заседании Пауэлл заявил, что американское правительство уже давно манипулирует ценами на золото, считая их частью национальной монетарной политики. «Золото - это валюта, которая составляет серьёзную конкуренцию бумажным деньгам, оно сильно влияет на процентные ставки и стоимость государственных облигаций, именно поэтому центробанки пытаются контролировать - сдерживать цены на него», - приводит «Файнэншл таймс» слова из выступления Пауэлла.
     Сторонник республиканцев Рон Пол, который долгие годы критикует мировые центробанки за попустительскую монетарную политику, тоже говорит о заговоре. А на днях популярный республиканец Герман Кейн заявил в сенате США, что Америке нужно вернуть те времена, «когда доллар был долларом», добавив, что «без золотого стандарта не обойтись».
     В комитете по антитрастовым действиям на рынке золота убеждены, что стоимость золота сегодня намного ниже его справедливой цены. Пауэлл публично обвинил мировые центробанки в падении цен на золото в сентябре, заявив, что «они специально обвалили золото в критический момент».
     Однако центробанки отрицают наличие какого-то заговора. «Неужели мы могли бы столько лет проводить тайные операции, и при этом не поползли бы слухи?» - вопрошают европейские банкиры, а представители ФРС США говорят, что у них сейчас фактически нет золота.
     Так или иначе, но сейчас большинство западных и американских граждан всерьёз напуганы состоянием экономики, её непредсказуемостью, поэтому теория заговора кажется им весьма привлекательной - она даёт хоть какие-то объяснения. Разговоры о том, что глобальной финансовой системой руководит некое правительство из 13 миллиардеров, принадлежащих к мировой финансовой элите (представители семей Рокфеллеров, Дюпонов, Морганов и Ротшильдов), появились ещё в прошлом веке. Говорили, что они собираются раз в год в средневековом замке, затерянном где-то в Европе, и решают судьбы мира. Сказка? Но, как всегда, в каждой сказке есть доля правды...
     
Правительство, которого нет

     В 1921 году в США был основан совет по международным отношениям (Council of Foreign Relations - CFO), который существует по сей день. Он призван урегулировать проблемы в глобальной финансовой системе. Среди его создателей были мировые финансисты, такие как Дэвид Ротшильд и Пол Варбург. Совет построен по образцу корпорации, его штаб-квартира расположена в Нью-Йорке, прямо напротив российского консульства.
     До Второй мировой войны совет работал не слишком активно: олигархи разных стран притирались друг к другу, постепенно избавляясь от подозрительности, особенно европейские по отношению к американским. Однако Вторая мировая война и Бреттон-Вудское соглашение, которым было решено привязать все мировые валюты к доллару как эталону стоимости, привели к тому, что совет стал реальной организацией.
     В 1946 году его возглавил Аллен Даллес, который был членом его совета директоров с 1927 года, а в 1933-м занял пост секретаря. Там он хорошо себя зарекомендовал, после чего ему было поручено создать и возглавить Центральное разведывательное управление США.
     Пост директора ЦРУ не мешал Даллесу работать президентом СFO до 1950 года. В 1944 году Даллес, будучи вице-президентом совета, проводил тайные переговоры с представителями Гиммлера, которые показаны в фильме «Семнадцать мгновений весны».
     После отставки Даллеса с поста руководителя совета власть в нём взял один из его основателей - Дэвид Рокфеллер. Хотя формально он числился лишь вице-президентом, это не мешало ему осуществлять реальный контроль над организацией. Затем, в 1970-х годах, управление в СFO перешло в руки Генри Киссинджера.
     Между тем после Второй мировой была создана ещё одна структура мирового правительства - Бильдербергский клуб (Bilderberg club - BC) на основе американского комитета объединённой Европы, образованного руководителями спецслужб США Уильямом Донованом и Алленом Даллесом. После привлечения европейских интеллектуалов была образована новая организация, первое заседание которой состоялось в мае 1954 года в отеле «Бильдерберг» в голландском городе Остербек.
     Реальный контроль над клубом оказался в руках того же Дэвида Рокфеллера, руководителей фондов Рокфеллера и Карнеги и британского разведчика Джона Коулмана. Его штаб-квартира располагается в Нью-Йорке в помещении фонда Карнеги.
     Бильдербергский клуб - гораздо более закрытая организация, все её заседания проходят в обстановке строгой секретности. Тематика заседаний, как правило, посвящена интересам мировых финансовых кругов.
     Третьей организацией в структуре мирового правительства является Трёхсторонняя комиссия (Trilateral Commission - TC). Если СFO по большей части представляет интересы американского, а ВС - европейского бизнеса, то комиссия была создана в 1973 году в связи с усилением роли в мировой экономике азиатских стран, и особенно Японии. Причём инициатором её создания был тот же Дэвид Рокфеллер, по поручению которого идеологию и структуру организации разработал известный политолог Збигнев Бжезинский.
     Комиссия показала свою силу, когда сразу после своего создания выдвинула Джеймса Картера кандидатом на пост президента США - он выиграл выборы в 1976 году, а его помощником по национальной безопасности стал Бжезинский. Штаб-квартира ТС размещена тоже в здании фонда Карнеги в Нью-Йорке.
     Однако эти три организации составляют лишь «законодательную ветвь» мирового финансового правительства, а структуры его исполнительной власти были созданы на Бреттон-Вудской конференции в 1944 году.
     
Тайны швейцарского Базеля

     Всемирным казначейством стали Международный валютный фонд (International Monetary Fund - IMF) и Всемирный банк (World Bank - WB), которые призваны выдавать кредиты странам, в них входящим, на определённых условиях. Но есть и разделение полномочий: фонд выдаёт деньги на покрытие дефицитов платёжных балансов стран в случае недостатка бюджетных доходов, обвала внешнеторгового баланса или высоких расходов по обслуживанию госдолга, а Всемирный банк финансирует проекты развития инфраструктуры и социальные проекты. Штаб-квартиры обеих организаций находятся в Вашингтоне.
     В качестве мирового центробанка выступает Банк по международным расчётам (Bank for International Settlements - BIS), расположенный в швейцарском Базеле. В 1930 году он занимался репарациями, наложенными на Германию после Первой мировой войны на Версальской конференции. Однако потом банк стал не нужен, и тут его и подобрали мировые олигархи.
     BIS координирует работу национальных центробанков, устанавливая для них единые правила по основным параметрам деятельности. Например, в конце 1980-х годов он заставил все входящие в него центробанки установить норму резервирования для коммерческих банков на уровне не ниже 8 процентов, от чего сильно пострадала Япония, но из BIS она всё-таки не вышла.
     Мировое правительство имеет интеллектуальную поддержку в лице профессоров Колумбийского, Калифорнийского, Гарвардского, Йельского, Стэнфордского университетов и Массачусетского технологического института. Информационно его поддерживают все главные телекомпании, газеты и журналы. Среди них - заокеанские Си-эн-эн, «Уолл-стрит джорнэл», «Нью-Йорк таймс», «Тайм», «Ньюсуик», «Вашингтон пост» плюс ведущие европейские телеканалы, компании, газеты и агентства, а также крупнейшие издательства...



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex