на главную страницу

9 Ноября 2011 года

Новое кино

Среда

Версия для печати

Снайперы с берегов Алдана

Андрей ГАВРИЛЕНКО, «Красная звезда».



     Совсем недавно кинокомпанией «Сахафильм» по заказу президента и правительства Республики Саха (Якутия) был снят фильм «Снайпер Саха», рассказывающий о якутском снайпере Семёне Ардахове, прообразом которого стали прославившиеся в годы войны якутские снайперы.
     «Снайпер», как известно, слово английское, образованное сокращением словосочетания «snipe shooter», то есть «стрелок по бекасам». Бекас – птица мелкая и летающая по непредсказуемой траектории, так что попасть в неё способен далеко не каждый охотник. Само слово появилось ещё в XVIII веке – например, в письмах британских солдат из Индии. Потом, в начале Первой мировой войны, «снайпер» переходит из газетных публикаций в официальный лексикон военных и получает своё нынешнее, узкое и смертоносное значение. В те времена ни одна из стран не предусматривала массового использования снайперов в боевых действиях и тем более не организовывала специального обучения: снайперская стрельба оставалась уделом одарённых одиночек. По-настоящему массовым явлением снайперское движение стало только во время Второй мировой войны. Практически все участвовавшие в ней страны имели в армии военнослужащих, обученных использованию винтовки с оптическим прицелом и маскировке. Даже на общем фоне огромных потерь в ту войну боевой счёт снайперов выглядел впечатляюще. Ведь количество солдат противника, убитых одним снайпером, может исчисляться сотнями. Интересно, что в среднем на одного убитого во Вторую мировую тратились сотни, а то и тысячи пуль. Для снайперов же этот показатель был равен 1,3-1,8 пуль...
     Слава о якутских снайперах Фёдоре Охлопкове, Степане Коброве, Дмитрии Гуляеве, Алексее Миронове, Иване Кульбертинове, Прокопии Габышеве и многих других разносилась по всем фронтам. Якуты – потомственные зверобои. Навыки меткой стрельбы, маскировки приобретались с детских лет на охоте. На фронте терпеливые, выносливые, упорные якутяне удивляли своей способностью подолгу мужественно переносить холод, голод, боль, неподвижность, чтобы в итоге одним выстрелом поразить цель. За годы войны якутские снайперы поразили более 1.170 солдат и офицеров противника. После разгрома фашистской Германии многие якутяне принимали участие в войне с Японией в составе 94-й, 210-й стрелковых дивизий 36-й армии и 278-й стрелковой дивизии 17-й армии. Многие были отмечены боевыми наградами.
     В картине режиссёра Никиты Аржакова «Снайпер Саха» показаны любовь и дружба героя во время войны, послевоенная жизнь старика-охотника, процесс воспитания внука, встреча с бывшим членом гитлерюгенда. Примечательно, что часть фильма была снята на территории кирпичного завода, который построили ссыльные немцы в якутском городе Покровске. Монтаж картины происходил в сотрудничестве со столичными коллегами из ведущего российского киноконцерна «Мосфильм».
     Никита Аржаков известен по фильму «Журавли над Ильменем», демонстрировавшегося некоторое время назад на телеканале «Культура» в программе «Магия кино», а также по картине детективного жанра «Чёрная маска». На прошедшем недавно в Рязани 9-м международном фестивале военного кино его кинолента «Снайпер Саха» получила приз «Золотой меч» за лучший дебют.
     По словам Аржакова, на самом деле его новый фильм, скорее, не о войне. Это рассказанная простым языком история о человеке. История, которой так не хватает нынешнему, насыщенному компьютерными спецэффектами кинематографу. В каждый кадр режиссёр вкладывал душу. Как и все те, кто работал над этим фильмом. В их числе актёры Джулустан Семёнов, Спартак Федотов, талантливый художник-постановщик Пётр Бояркин. Композитор Константин Шевелёв привнёс в фильм тему баллады, ставшей своего рода снайперским стопроцентным попаданием в сюжет картины.
     В фильме тесно переплетаются события прошлого и настоящего. Много эпизодов картины непосредственно связаны с современной Россией и Германией. Йоханн Райс, бывший член гитлерюгенда, – одна из ключевых фигур в фильме. Всю свою «послевоенную» жизнь Райс проходит через осознание событий войны, вновь и вновь возвращаясь к моменту спасения. Советский снайпер не выстрелил в него. Хотя был обязан сделать это. Что он при этом чувствовал, что им руководило? Сила это или слабость? Смог ли бы он сам так поступить? Он должен, обязан получить ответ на свой вопрос. Райс вылетает в поисках его в Россию, в далёкую Якутию...
     Такая картина без преувеличения послужит делу воспитания у молодёжи чувства патриотизма, духовной зрелости посредством знакомства с историей России, Республики Саха-Якутия. Прообраз прославленных снайперов послужит ориентиром в становлении личности, будет средствами способствовать духовному развитию и патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
     
На снимке: кадр из фильма.




Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex