на главную страницу

11 Ноября 2011 года

Армия и общество

Пятница

Версия для печати

Дай жару, «химия»!

Владимир СОСНИЦКИЙ, «Красная звезда».
Фото Юрия ШИПИЛОВА.



Бой в горной лощине достиг высшей точки своего напряжения. Казалось, ещё одно общее усилие - и парашютно-десантный батальон замкнёт кольцо окружения противника...

     13 ноября – День войск РХБ защиты

     Но именно в этот момент с горных склонов по десанту ударили долговременные огневые точки. Хорошо замаскированные и оборудованные так, что с нескольких направлений кинжальным огнём перекрывали практически всю лощину, они были малоуязвимы даже для пушек боевых машин десанта. Комбату ничего не оставалось, как дать команду наступающей роте залечь и окопаться. Посредник глянул на часы, сопоставляя скорость дальнейшего развития событий с торопливым бегом секундной стрелки.
     - Огнемётному взводу выдвинуться в боевые порядки! Целеуказание получить от командира роты, - командир наступающего батальона гвардии подполковник Александр Юдин понимал, что именно батальонный огнемётный резерв, приданный из состава роты радиационной, химической и бактериологической защиты дивизии, способен сейчас переломить ситуацию на поле боя. И эмоционально добавил в эфир: - Дай жару, «химия»!
     Огнемётчики гвардии старшего лейтенанта Артура Подгало заняли огневые позиции раньше, нежели стрелки на часах посредника успели отмерить нормативное время. А потом они в прямом смысле дали жару: каждый заряд реактивных огнемётов точно попадал в цель. И ещё не угасли языки пламени на местах, где только что располагались огневые точки условного противника, как десантники снова поднялись в атаку, мощным натиском замыкая «супостата» в кольцо.
     Рота радиационной, химической и бактериологической защиты 7-й гвардейской десантно-штурмовой дивизии - подразделение во всех отношениях боевое. И не только потому, что имеет на вооружении такое эффективное оружие, как огнемёты. Весь учебный процесс роты под командованием гвардии старшего лейтенанта Михаила Мудрого органично сочетается с требованиями современного боя и, в частности, с вполне реальной угрозой применения противником оружия массового поражения, возможных разрушений опасных объектов и использования отравляющих, радиоактивных веществ и биологических средств террористическими группировками. И слово «защита» в её названии, на мой взгляд, вполне конкретно выражает основное боевое предназначение подразделения.
     Контрольно-проверочные занятия по итогам учебного года, как и большинство всех остальных, проходили на полигоне. И здесь химики-десантники смогли в полной мере доказать, что насыщенный полевыми занятиями и учениями летний период обучения дал им прекрасную возможность подняться ещё на одну ступень воинской и специальной подготовки. Взвод радиационной, химической и бактериологической разведки под началом гвардии старшего лейтенанта Максима Горбунова в условиях применения имитационных средств оперативно и точно провёл разведку маршрутов выдвижения подразделений в район сосредоточения, выставил посты наблюдения в пунктах управления и пункты дозиметрического контроля на площадках специальной обработки вооружения и военной техники. Все младшие командиры и ведущие специалисты в подразделении - контрактники. Видимо, это тоже сказалось на слаженности и точности действий отделений, расчётов. Подчинённые гвардии сержанта Якова Хлызова и гвардии младшего сержанта Ивана Огнева сноровисто выполняли и групповые, и одиночные нормативы. А как нелегко это делать в облачении защитной одежды, пожалуй, знает каждый, кто хоть раз выполнял команду: «Газы! Защитный комплект надеть!» Химики-разведчики вполне грамотно использовали и новые образцы специальных приборов, недавно поступивших на их вооружение.
     Комментарий начальника химической службы дивизии гвардии подполковника Андрея Просвирякова:
     - Перемены в жизни войск заметны и в насыщенности боевой подготовки, и в поступлении новых образцов вооружения, специального оборудования, средств обучения личного состава. Взамен устаревших за много лет использования войсковых приборов химической разведки нам поступили компактные приборы ГСА, которые буквально сразу же после включения определяют наличие не только боевых отравляющих веществ, но и активных химических веществ, к примеру хлора, аммиака. На смену десятки лет прослужившему ДП-5«В» пришёл дозиметр нового поколения ИМД-2«НМ», обеспечивающий значительно более широкий диапазон замеров радиактивности и их высокую точность.
     Наши огнемётчики получили на вооружение лёгкий пехотный огнемёт, малогабаритный реактивный огнемёт и реактивный пехотный огнемёт повышенной дальности и мощности. В совокупности с основным огнемётом «Шмель» это весьма внушительный арсенал для поддержки десантно-штурмовых подразделений, действующих в горах и в условиях боя в городе.
     Как известно, у обычного огнемёта учебного снаряжения не бывает. Поэтому новый тренажёр «Янычар» позволяет нам готовить огнемётчиков с внушительной экономией средств. Применяя такое электронное устройство, можно задавать разные варианты боевой обстановки, наращивать её динамику и объективно контролировать огневые навыки стреляющего.
     В будущем в роту планируется поступление АРСов, применяемых для спецобработки вооружения и техники, на базе КамАЗов, что увеличит их проходимость и унифицирует подготовку к десантированию посадочным способом.
     На итоговых занятиях взводу специальной обработки вооружения и военной техники под командованием старшего сержанта контрактной службы Артёма Брюховских пришлось действовать в тесном взаимодействии с десантно-штурмовым подразделением, по условиям учебной обстановки попавшим в зону поражения отравляющими веществами. И здесь химики-дегазаторы гвардии старший сержант Александр Селиванов, гвардии рядовые Денис Гаас и Евгений Марков смогли не только сноровисто развернуть пункты спецобработки техники, но и полностью оправдать название своей должности - «водитель-инструктор». Они грамотно проводили расстановку экипажей боевых машин и доходчиво объясняли десантникам порядок проведения дегазации техники. Кстати, закреплённая за этими специалистами техника не дала ни единого сбоя в ходе контрольных занятий, как, впрочем, и на протяжении всего учебного периода.
     Мастерами дымовой завесы с некоторой долей иронии называют солдат из отделения аэрозольного противодействия, которым командует гвардии рядовой Константин Зализко. Заканчивая срочную службу, он решил продолжить её уже по контракту. Но ирония отступает на задний план, когда видишь, с какой энергией и точным расчётом маскируют манёвр десантников на учебном поле боя «дымовики».
     Применение по прямому предназначению требует от военных химиков быть готовыми к оперативной переброске в районы их востребованности не только в случае боевых действий, но и в условиях техногенной катастрофы или изощрённого террористического акта. А кто это способен сделать быстрее всех? Конечно же они - солдаты «крылатой пехоты» из роты радиационной, химической и бактериологической защиты десантно-штурмовой дивизии. «Никто, кроме нас!» - это и их профессиональное кредо.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex