на главную страницу

11 Ноября 2011 года

Страна и мир

Пятница

Версия для печати

Еврозона: решающие времена

Виталий МАКАРЧЕВ, корреспондент ИТАР-ТАСС.
Лондон.



Системный финансовый кризис еврозоны, которого так опасались лидеры стран - членов Евросоюза и который упорно предсказывали в последние недели ведущие экономисты, наступил. Это стало ясно в минувшую среду, когда доходность по ключевым десятилетним облигациям Италии впервые в истории зоны евро превысила уровень в 7 процентов. Тем самым Италия, представляющая собой третью по размерам экономику еврозоны, оказалась сейчас в ситуации, когда она уже фактически не способна обслуживать без внешней помощи дефицит своего госбюджета.


     До неё три страны - Греция, Ирландия и Португалия - обратились за экстренными кредитами к Евросоюзу и Международному валютному фонду (МВФ), когда доходность по их десятилетним облигациям достигла 7-процентного рубежа. Этот уровень рассматривается аналитиками и рынками как предельно возможный для страны еврозоны, так как выше его она теряет возможность привлекать с частного рынка финансового капитала под приемлемые проценты необходимые кредиты для выполнения всех своих бюджетных обязательств, включая выплаты по долгам.
     Однако Италия, общий объём находящихся сейчас на рынке государственных облигаций которой достигает 1,9 трлн. евро (!), слишком велика, для того чтобы Евросоюз мог стабилизировать её. Более того, у ЕС нет сейчас и необходимых инструментов для решения нынешних финансово-экономических проблем Италии.
     В результате зародившийся в Греции осенью 2009 года кризис рынка гособлигаций превращается сейчас в системный кризис всей еврозоны. В условиях отсутствия у Евросоюза необходимых сил и средств для борьбы с ним кризис носит неуправляемый характер, быстро распространяется на различные области экономики, включая производство, а также имеет тенденцию к превращению в политический и социальный кризис стран еврозоны.
     Подтверждением этого является нынешний тяжёлый правительственный кризис в Греции и Италии, а также беспрецедентное падение рейтингов практически всех лидеров государств еврозоны.
     Более того, кризис зоны евро грозит распространиться и на всю мировую экономику, вызвав в ней новые и тяжёлые потрясения.
     «Мы находимся в опасной фазе, над мировой экономикой собираются грозовые тучи, - предупредила в минувшую среду находящаяся в Пекине глава МВФ Кристин Лагард. - Глобальная экономика вступила в опасную зону, полную неопределённостей». «Я опасаюсь, что мир ждёт потерянное десятилетие», - заявила она.
     «Кризис еврозоны достиг уровня, когда он угрожает дестабилизировать мировой финансовый рынок», - утверждает, в свою очередь, новый глава созданного финансовой «двадцаткой» совета по финансовой стабильности Марк Карни.
     «Кризисные тенденции, развивающиеся в зоне евро, создают опасность образования в мировой финансовой системе глобальной волны нестабильности, когда на рынке способна возникнуть нехватка ликвидности, - заметил Карни. - Потрясения еврозоны распространяются на другие части мировой экономики, мы все ощутим это в самое ближайшее время. С оттоком ликвидных средств с мирового финансового рынка на нём усилится нестабильность, что приведёт к падению активности. Это затронет и реальную экономику».
     От действий лидеров государств еврозоны сейчас зависит общее состояние мировой экономики в ближайшее десятилетие. Как пишет лондонская газета «Файнэншл таймс», «стало ясно, в том числе и лидерам ЕС, что зона евро в её нынешнем виде не сохранится и на её место должна прийти новая структура и новые институты».
     При этом Евросоюзу предстоит в самое ближайшее время принять ряд важнейших решений по борьбе с кризисом, которые откладывались в течение многих месяцев.
     Сейчас предметом широкого обсуждения в деловых кругах является опубликованная в минувшую пятницу аналитическая работа известного экономиста Нуриэля Рубини о путях выхода из нынешнего кризиса еврозоны. Их существует только четыре, считает автор. Это:
     • монетаризация государственного долга стран зоны евро за счёт высокой инфляции и эмиссии Европейским центральным банком необеспеченных активами евро;
     • дефляция за счёт значительного спада экономик еврозоны;
     • субсидирование на постоянной основе наиболее финансово слабых государств зоны евро (Португалия, Италия, Ирландия, Греция, Испания);
     • дефолт и распад еврозоны.
     «Реально у еврозоны существует лишь два пути: решение проблемы государственной задолженности за счёт монетаризации долга или развал зоны евро», - отметил Рубини. Однако оба они требуют, по его словам, «отважных и точных решений». При этом Рубини считает, что еврозона как валютный союз ряда стран ЕС ещё может быть спасена, однако из неё должны быть выведены слабейшие государства.
     О необходимости найти Евросоюзом новые пути своего развития заявил на текущей неделе и известный американский финансист Джордж Сорос. По его мнению, нынешняя интеграционная модель Евросоюза должна быть изменена, для того чтобы не допустить развала ЕС.
     Между тем только что стало известно, что Берлин и Париж разработали радикальную концепцию нового этапа интеграции еврозоны ЕС, который предусматривает создание в ней «федерального ядра» с единой экономической и налоговой политикой. Согласно ей насчитывающая сейчас 17 стран-членов зона евро сократится по численности, однако в ней повысятся управляемость и степень конвергенции национальных экономик.
     Как сообщил высокопоставленный немецкий представитель, задача новой фазы интеграции - создать на основе еврозоны более тесный единый валютно-экономический союз, пусть даже за счёт выхода из него ряда нынешних членов. «Это будет продолжать называться еврозоной, однако с меньшим количеством стран, - отметил он. - Сегодняшняя конфигурация еврозоны не даёт нам возможности говорить одним голосом и принимать трудные решения».
     Уже стало известно, что в обновлённой еврозоне предлагается ввести новую систему, когда количество голосов в её высших органах управления будет зависеть от экономической мощи каждого из входящих в неё государств. При этом предлагается создать и новую структуру - постоянный секретариат еврозоны. Он разместится в Брюсселе, однако не будет входить в состав Еврокомиссии.
     Одновременно лидеры новой еврозоны будут регулярно проводить свои саммиты, а также изберут президента этого нового формата ЕС.
     Согласно дипломатическим кругам данный проект готовился Парижем и Берлином в течение последних нескольких недель, однако произошедшее в минувшую среду обострение финансового кризиса в Италии вынудило ускорить его подготовку.
     Всё говорит о том, что для зоны евро и Евросоюза наступили решающие времена, когда европейские лидеры должны сделать исторический выбор. От него зависят судьба Западной Европы и её способность сохраниться в качестве мировой силы, с которой следует считаться политически и экономически.
     
* * *

     Во вторник в итальянском парламенте прошло голосование по вопросу о том, насколько эффективно расходовались бюджетные средства. Оно показало, что число сторонников премьер-министра Сильвио Берлускони сократилось. За закон в поддержку правительства проголосовали 308 депутатов. Для абсолютного большинства не хватило 8 голосов.
     В связи с этим Берлускони заявил, что покинет свой пост, после того как депутаты примут его антикризисный план. Произойти это может уже в начале декабря. Глава итальянского правительства несколько недель подряд подвергался жёсткой критике как со стороны оппозиции, так и со стороны своих союзников по правящей коалиции. Всё большее число местных политиков полагают, что кабинет министров не справляется с экономическими проблемами. Они опасаются, что Италия с Берлускони во главе попадёт в ту же ситуацию, что и оказавшаяся на грани дефолта Греция.
     В интервью газете «Ла Стампа» Берлускони сравнил себя с Бенито Муссолини. Он рассказал, что читал письма Муссолини к его любовнице Кларетте Петаччи. В них ему встретилась фраза итальянского диктатора: «Разве ты не понимаешь, что я больше ничего не решаю, я могу только предлагать?»
     «В данном случае я чувствую себя точно так же», - прокомментировал итальянский премьер эту фразу в контексте своей отставки. «Я вас спрашиваю: является ли главой правительства тот, кто не может заставить министра экономики проводить ту экономическую политику, в которую верит сам?» - заявил Берлускони в интервью. По словам премьера, он устал от того, что не может проводить политику, которую считает правильной.




Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex