на главную страницу

16 Ноября 2011 года

События. Комментарии

Среда

Версия для печати

Во имя будущего Отечества



Публикуем справочный материал для проведения в войсках и силах единого дня информирования по теме: «Выборы в законодательные (представительные) органы государственной власти. Порядок голосования»

     В Российской Федерации народовластие осуществляется через систему выборов и референдумов. Конституция Российской Федерации устанавливает, что «высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы». Государством гарантируется свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме.
     Конституцией Российской Федерации, конституциями, уставами субъектов Федерации предусмотрены: выборы Президента Российской Федерации; выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; выборы в органы государственной власти субъектов Российской Федерации; выборы в иные федеральные государственные органы и государственные органы субъектов Российской Федерации; выборы в органы местного самоуправления, проводимые на основе законов, соответствующих уровню выборов.
     В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 августа 2011 г. № 1124 датой выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва (далее - Государственная Дума) определено 4 декабря 2011 г. (воскресенье).
     Таким образом, 4 декабря 2011 г. шестой раз в истории современной России на демократических общенародных выборах прямым, свободным и тайным голосованием граждан будет избираться нижняя палата высшего законодательного органа нашего государства.
     Кроме того, в этот день пройдет голосование по выборам депутатов в представительные (законодательные) органы власти в ряде субъектов Российской Федерации, а также в органы местного самоуправления административных центров субъектов Российской Федерации, должностных лиц и депутатов представительных органов муниципальных образований. Определённые категории военнослужащих в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами муниципальных образований будут участвовать в голосовании и на названных выборах по месту дислокации воинских частей.
     Коротко напомним о полномочиях и порядке работы Государственной Думы. Тем более что у избирателей должно быть ясное представление о высшем законодательном органе государственной власти, который им предстоит избирать.
     Согласно ст. 103 Конституции к ведению Государственной Думы относятся:
     дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение председателя Правительства Российской Федерации;
     решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
     назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка Российской Федерации;
     назначение на должность и освобождение от должности председателя Счётной палаты и половины состава её аудиторов;
     назначение на должность и освобождение от должности уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
     объявление амнистии;
     выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.
     В соответствии со ст. 105 Конституции Российской Федерации Государственной Думой принимаются федеральные законы. Особо подчеркнём, что Государственная Дума - единственный законодательный орган в стране, которому предоставлены полномочия принимать федеральные законы. Но для вступления их в силу Совет Федерации одобряет, а Президент России подписывает федеральные законы.
     Деятельность Государственной Думы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, свободного обсуждения и коллективного решения вопросов. Заседания Государственной Думы проводятся открыто, хотя палата вправе проводить и закрытые заседания.
     Порядок деятельности Государственной Думы определяется Конституцией Российской Федерации и Регламентом Государственной Думы.
     Для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой, её депутаты образуют депутатские объединения - фракции и группы.
     Государственная Дума избирает из своего состава председателя, первого заместителя и заместителей председателя. Они избираются тайным голосованием с использованием бюллетеней. Государственная Дума может принять решение о проведении открытого голосования.
     Вопрос о числе заместителей председателя решается Государственной Думой.
     Для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты создается Совет Государственной Думы. В состав совета входят председатель Государственной Думы, руководители депутатских объединений с правом решающего голоса. В работе совета участвуют с правом совещательного голоса заместители председателя Государственной Думы и председатели её комитетов. На заседаниях совета вправе присутствовать депутаты Государственной Думы.
     Государственная Дума собирается на первое заседание на 30-й день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока.
     Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат. В дальнейшем, до избрания председателя Государственной Думы или заместителя председателя, поочерёдно на её заседаниях председательствуют представители всех депутатских объединений по согласованию между ними.
     Решением палаты на её заседания могут быть приглашены представители государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, эксперты и другие специалисты для предоставления необходимых сведений и заключений по рассматриваемым Государственной Думой законопроектам и другим вопросам. Представители средств массовой информации могут присутствовать на заседаниях палаты при условии их аккредитации в Государственной Думе.
     Государственная Дума может принять решение о проведении закрытого заседания. Оно принимается большинством голосов от числа депутатов Государственной Думы, принявших участие в голосовании.
     Президент Российской Федерации, его полномочный представитель в Государственной Думе, председатель Совета Федерации, члены Совета Федерации, председатель Правительства Российской Федерации, члены правительства, полномочный представитель правительства, члены Конституционного суда, Верховного суда, Высшего арбитражного суда Российской Федерации, председатель Счётной палаты и его заместители, аудиторы Счётной палаты, уполномоченный по правам человека, Генеральный прокурор и председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации вправе присутствовать на любом открытом или закрытом заседании палаты. Другие лица могут присутствовать на закрытых заседаниях палаты только по специальному приглашению.
     Государственная Дума собирается на сессии, как правило, на весеннюю - с 12 января по 20 июня и осеннюю - с 1 сентября по 25 декабря. Во время сессии проводятся заседания палаты, заседания Совета Государственной Думы, заседания комитетов и комиссий, парламентские слушания, депутаты работают в комитетах и комиссиях, фракциях и депутатских группах, а также с избирателями.
     Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных ст. 111 и 117 Конституции Российской Федерации.
     При роспуске Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.
     Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 31 августа 2011 г. № 29/261-6 утверждён календарь основных избирательных мероприятий по выборам депутатов Государственной Думы шестого созыва. Эта работа организована и в Вооружённых Силах Российской Федерации.
     Отметим, что за время, прошедшее после предыдущих выборов (2007 г.), в блок избирательных законов внесены существенные изменения и дополнения.
     По-первых, выборы депутатов Государственной Думы проводятся исключительно по пропорциональной системе. В борьбе за думские мандаты граждане участвуют только через партии. В Думу попадут кандидаты в депутаты от партий, которые преодолеют 7-процентный барьер. Так называемые утешительные мандаты получат партии, набравшие от 5 до 6% голосов избирателей - один мандат, от 6 до 7% - два мандата. Между ними и будут распределены все 450 депутатских мандатов.
     Во-вторых, каждая партия, допущенная к выборам, имеет право включить в списки до 600 кандидатов. Партийные списки требуется разделить на общефедеральную часть списка (с указанием в бюллетенях не более чем десяти фамилий кандидатов в депутаты) и региональные группы (с указанием такого же числа кандидатов в депутаты).
     В-третьих, выборное законодательство запрещает создавать партийные блоки, в том числе скрытые (когда члены одной партии участвуют в выборах по списку другой).
     В-четвертых, право быть избранными в Думу имеют и граждане Российской Федерации, не состоящие в партии. Законом партиям предписано на определенном этапе формирования списков кандидатов в депутаты рассматривать кандидатуру беспартийного самовыдвиженца для включения в федеральный список.
     Введены ограничения по составу партийных списков кандидатов. В списках не должно быть осуждённых за тяжкие и особо тяжкие преступления, преступления экстремистского характера, имеющих неснятую судимость, а также подвергшихся административному наказанию за пропаганду нацистской символики.
     На предстоящих выборах в бюллетенях не будет графы голосования «Против всех кандидатов».
     На федеральных выборах не устанавливается минимальный порог явки. Ранее выборы признавались несостоявшимися, если в них участвовало менее 20% избирателей.
     Установлены новые нормы поддержки партиями выдвинутых списков. Парламентские партии (а это политические партии «Единая Россия», КП РФ, ЛДПР, «Справедливая Россия») освобождены от сбора подписей избирателей. Остальные три политические партии («Патриоты России», Союз правых сил, «Яблоко») обязаны были собрать и представить в ЦИК России 150 тыс. подписей избирателей в свою поддержку. Причём недостоверных подписей не должно быть более 5%. Эти три партии необходимое количество подписей собрали и участвуют в избирательной кампании.
     Жёстко регламентируется размер расходов на избирательную кампанию из фонда партий - не более 700 млн. рублей. Финансирование партий через некоммерческие организации, что раньше использовалось, на предстоящих выборах запрещено.
     Центризбирком России завершил процедуру регистрации списков кандидатов от политических партий и выдачу удостоверений кандидатам в депутаты.
     В связи с этим следует отметить ещё одну особенность предстоящих выборов - впервые в истории России к выборам депутатов Государственной Думы допущены и участвую все (а их 7) официальные политические партии (т.е. политические партии, зарегистрированные в качестве таковых в Минюсте России).
     В течение 28 дней, с 5 ноября до 00.00 часов по местному времени 3 декабря 2011 года, политические партии проводят предвыборную агитацию в печатных и электронных СМИ, а кандидаты в депутаты от партий - встречи с избирателями и другие агитационные избирательные мероприятия.
     Таковы основные особенности предстоящих выборов, в которых будут участвовать военнослужащие и члены их семей.
     Обеспечение избирательного процесса в Вооружённых Силах предусматривает проведение широкого комплекса информационных и организационно-технических мероприятий в целях обеспечения конституционных прав военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала. И главное право каждого - участие в голосовании на выборах. Никто не имеет права лишать гражданина России его права проголосовать.
     В голосовании не участвуют лишь лица, не достигшие 18-летнего возраста, а также отбывающие уголовное наказание в виде лишения свободы по вступившему в силу приговору суда, а также граждане, признанные судом недееспособными.
     В целях подготовки к избирательным кампаниям 2011-2012 годов министр обороны Российской Федерации утвердил План-график проведения основных мероприятий Минобороны России по организационно-техническому обеспечению и оказанию содействия избирательным комиссиям с целью обеспечения участия военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала Вооружённых Сил в выборах депутатов Государственной Думы шестого созыва и депутатов представительных (законодательных) органов власти в ряде субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления административных центров субъектов Российской Федерации, должностных лиц и депутатов представительных органов муниципальных образований.
     Установлено рабочее взаимодействие с избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации, органами военной прокуратуры, военной контрразведки и МВД России по вопросам, связанным с соблюдением прав военнослужащих при проведении выборов и обеспечением безопасности избирателей в день голосования.
     Министр обороны Российской Федерации 7 ноября 2011 г. провёл совещание руководящего состава Вооружённых Сил Российской Федерации, на котором обсуждались меры по обеспечению избирательных прав военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации в период непосредственной подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва.
     10 ноября 2011 г. завершился процесс формирования участковых избирательных комиссий, в том числе на избирательных участках, образованных на территориях воинских частей, личный состав которых по условиям дислокации не имеет возможности (в связи с отдаленностью и других, указанных в законах, причин) проголосовать на общих избирательных участках.
     Всего в Вооружённых Силах на территориях воинских частей их командирами образовано свыше 200 избирательных участков (в том числе за границей - 31 избирательный участок).
     Но большинство военнослужащих, членов их семей и гражданский персонал Вооружённых Сил будут голосовать на общих с гражданскими лицами избирательных участках (по месту жительства или службы).
     В участковые избирательные комиссии представлены сведения об избирателях, составлены списки. Каждый избиратель имеет право вплоть до окончания голосования (до 20.00 4 декабря 2011 года) ознакомиться и уточнить о себе сведения в списках избирателей.
     Согласно Конституции Российской Федерации и избирательному законодательству военнослужащие имеют равные с другими гражданами избирательные права. Закреплённые в законодательстве особенности участия военнослужащих в выборах (запрет на участие в предвыборной агитации) обусловлены специфическим характером военной службы, но при этом не ущемляют их избирательных прав.
     Как полноправные граждане государства, военнослужащие пользуются всей полнотой избирательных прав, предоставляемых законодательством гражданам России. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления военнослужащие имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления.
     Порядок выборов во все органы определяется конституционно-правовыми нормами, которые в совокупности образуют избирательное право.
     Избирательное право в разных странах не совпадает. Но везде сохраняет свою основную черту, обеспечивает одно из важнейших прав человека - право волеизъявления, или право голоса.
     Следует отметить, что понятия «избирательные права граждан» и «избирательное право» несут различную смысловую нагрузку.
     Избирательные права - это конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации.
     Избирательное право в широком смысле слова - это система норм, регламентирующих весь избирательный процесс. Она имеет в Российской Федерации два уровня, поскольку находится в соответствии с Конституцией в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации.
     Необходимой предпосылкой права гражданина Российской Федерации быть избранным является обладание активным избирательным правом. Вместе с тем к пассивному избирательному праву предъявляются более жёсткие требования, чем к активному. Например, для него устанавливается более высокий возрастной ценз.
     Под возрастным цензом понимается наличие специальных условий, ограничивающих избирательное право. Так, правом быть избранными в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации обладают граждане, достигшие 21 года, правом быть избранными Президентом Российской Федерации - достигшие 35-летнего возраста, в то время как право на участие в голосовании гражданам России предоставляется с 18 лет.
     Гражданин РФ имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
     Выборы, проводимые в нашей стране, являются прямыми, то есть избиратель голосует непосредственно за кандидата или список кандидатов. Никто не вправе участвовать в выборах вместо конкретного избирателя.
     Голосование на выборах, как правило, тайное. При этом соблюдается принцип гласности, который заключается в следующем:
     все мероприятия, связанные с выборами, организуются и проводятся открыто;
     избирательные комиссии обязаны информировать граждан о своей работе;
     средства массовой информации освещают ход подготовки и проведения выборов, получая материалы от избирательных комиссий, государственных и общественных организаций.
     Таким образом, контроль со стороны общественности за законностью выборов осуществляется на всех стадиях избирательного процесса, который представляет собой урегулированную законом и другими социальными нормами деятельность граждан, органов, организаций и групп по подготовке и проведению выборов в государственные и самоуправленческие органы. Этот процесс состоит из определённых, расположенных в установленной последовательности этапов:
     1. Образование избирательных округов и участков.
     2. Формирование избирательных комиссий.
     3. Составление списков избирателей.
     4. Выдвижение и регистрация депутатов.
     5. Предвыборная агитация.
     6. Голосование.
     7. Подсчёт голосов и установление результатов выборов.
     Подчеркнём ещё раз, что военнослужащие, как и другие граждане Российской Федерации, принимают активное участие в выборах. При этом не допускаются ограничения их активного или пассивного избирательного права по мотивам, связанным с характером, условиями, продолжительностью, местом их службы или местом пребывания, а также местом жительства до призыва (поступления) на военную службу и другим мотивам, за исключением ограничений, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.
     Согласно федеральному законодательству военнослужащие имеют право быть избранными депутатами Государственной Думы, то есть могут быть включены в федеральный список кандидатов любой политической партии, не являясь членами данной политической партии. Такие кандидаты в нынешней избирательной кампании есть. Кандидат может быть включён только в один федеральный список кандидатов.
     Военнослужащий, включённый в федеральный список кандидатов, представляет в соответствующее региональное отделение политической партии заявление о согласии баллотироваться в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого данной политической партией, с обязательством в случае избрания приостановить военную службу со дня избрания на весь срок депутатских полномочий или уволиться со службы, а также сведения, предусмотренные законодательством.
     Избрание военнослужащего депутатом является основанием для приостановления его военной службы на весь срок полномочий. В течение срока полномочий депутат вправе уволиться с военной службы по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством.
     Законодательство предусматривает организацию голосования военнослужащих на общих избирательных участках. В порядке исключения допускается образование избирательных участков непосредственно на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удалённых местностях.
     Вопросы организации голосования военнослужащих и других избирателей воинских частей на общих избирательных участках решаются территориальными избирательными комиссиями по согласованию с командирами воинских частей, расположенных на территории соответствующих муниципальных образований. Военнослужащий может быть включён в список избирателей и голосовать только на одном избирательном участке.
     Военнослужащие, проживающие и зарегистрированные по месту жительства вне пределов расположения воинских частей, включаются в списки избирателей по месту жительства на общих основаниях. Основанием для включения военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей, проживающих в пределах расположения воинской части, в список избирателей является факт нахождения их места жительства в пределах расположения воинской части. Этот факт устанавливается соответствующей службой воинской части или органами регистрационного учёта граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации либо приказом командира воинской части о зачислении в списки личного состава воинской части граждан, проходящих военную службу по призыву.
     Для организации голосования военнослужащих на общем избирательном участке, обеспечения неразглашения сведений о дислокации и численности войск в составы участковой и соответствующей территориальной избирательных комиссий, как правило, включают в качестве членов комиссии с правом решающего голоса представителей воинской части.
     После окончания голосования и подсчёта голосов списки избирателей от воинской части по акту передаются на хранение командиру воинской части, где организуется их хранение в установленном законодательством порядке.
     Деятельностью участковых избирательных комиссий избирательных участков, образованных на территории воинских частей, руководят соответствующие территориальные избирательные комиссии. В данном случае может не применяться положение, согласно которому государственные и муниципальные служащие не могут составлять более половины от общего числа членов участковой избирательной комиссии.
     Территориальные избирательные комиссии обеспечивают избирательные участки и воинские части информационными материалами обо всех федеральных списках кандидатов, внесённых в избирательный бюллетень, и о выдвинувших их политических партиях и не содержащими признаков предвыборной агитации. Командиры воинских частей и подразделений обеспечивают военнослужащих информационными материалами, размещаемыми в средствах массовой информации. Такое распространение информации не должно носить агитационный характер и не должно нарушать равенство прав политических партий. Для этой цели в штабах, управлениях, воинских частях оборудуются уголки избирателя.
     Военнослужащий, который не будет иметь возможности прибыть в помещение для голосования того избирательного участка, где он включён в список избирателей, в день голосования, вправе получить в соответствующей территориальной (за 45-20 дней до голосования) либо участковой (за 19 и менее дней до голосования) избирательной комиссии данного избирательного участка открепительное удостоверение и принять участие в голосовании на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования.
     Голосование на общих избирательных участках проводится с 8.00 до 20.00 по местному времени. На избирательном участке, образованном в воинской части, участковая избирательная комиссия может объявить голосование законченным раньше 20 часов по местному времени, если проголосовали все избиратели, включённые в список.
     В целях обеспечения возможности участия в голосовании избирателям-военнослужащим, которые не могут по уважительным причинам самостоятельно прибыть в помещение для голосования, участковая избирательная комиссия обязана организовать голосование вне помещения для голосования.
     Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации вправе разрешить досрочное голосование, которое может проводиться не ранее чем за 15 дней до дня голосования избирателями одного или нескольких избирательных участков, образованных на находящихся в плавании кораблях и судах Военно-морского флота, а также в воинских частях, находящихся в труднодоступных или отдалённых местностях. Допускается досрочное голосование (но не ранее чем за 15 дней до начала голосования) отдельных групп избирателей воинской части, включённых в список избирателей на соответствующем избирательном участке, с разрешения избирательной комиссии субъекта Российской Федерации в случае, если эти группы избирателей в день голосования в связи с выполнением задач военной службы (в составе дежурных сил, в караулах и т.п.) будут находиться в значительно удалённых от помещения для голосования местах, транспортное сообщение с которыми отсутствует или затруднено.
     Доступ наблюдателей, в том числе иностранных, кандидатов в депутаты и их доверенных лиц на избирательные участки, образованные при воинских частях, в день голосования и при подсчёте голосов осуществляется при предъявлении последними удостоверений, выданных соответствующими избирательными комиссиями. Командиры воинских частей, выделяя помещения для избирательных участков, должны размещать их вне территорий режимных объектов.
     Если избирательный участок образован за пределами территории Российской Федерации и на нём будут голосовать военнослужащие воинской части, расположенной на данной территории, то участковая избирательная комиссия формируется руководителем соответствующего дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации с участием командира воинской части, расположенной за пределами территории Российской Федерации.
     Учитывая особый статус военнослужащих и характер выполняемых задач, в реализации ими указанных прав имеется ряд особенностей, обусловленных спецификой военной службы. В чём они состоят?
     Во-первых, военнослужащим запрещено членство в политических партиях. Они могут состоять и участвовать, не находясь при исполнении обязанностей военной службы, в деятельности лишь тех общественных, в том числе религиозных, объединений, которые не преследуют политические цели.
     Во-вторых, при выборах в органы местного самоуправления на местном референдуме в списки избирателей не включаются и не учитываются при определении числа избирателей военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, а также курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, если место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу не было расположено на территории муниципального образования.
     В-третьих, военнослужащие, находящиеся вне места дислокации воинской части и не имевшие возможности получить открепительное удостоверение, могут быть решением участковой избирательной комиссии включены в список избирателей на избирательном участке по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в участковую избирательную комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования.
     В-четвертых, лица, замещающие командные должности в воинских частях, военных организациях и учреждениях, не могут быть назначены членами избирательных комиссий с правом совещательного голоса.
     В-пятых, военнослужащим при исполнении ими своих служебных обязанностей и (или) с использованием преимуществ своего должностного или служебного положения запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы.
     Необходимо подчеркнуть: военного человека всегда отличала и отличает особая ответственность за своё Отечество, за будущее государства. Стало уже традиционным активное, взвешенное и исключительно ответственное отношение военнослужащих к участию в выборах. Они, как никто другой, осознают, что успешное развитие России во многом зависит от качества избирательных кампаний, выборов и референдумов, являющихся эффективным инструментом правового обновления государственной власти и местного самоуправления, продолжения политического и социально-экономического курса развития страны.
     

     По любым вопросам, связанным с предстоящими выборами, можно обращаться за разъяснениями по телефону «горячей линии» Минобороны России: 8 (495) 693-03-13.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex