на главную страницу

16 Ноября 2011 года

Взгляд из-за океана

Среда

Версия для печати

«Россия и национальные интересы США»



В интернет-издании «Фонд стратегической культуры» (http://www.fondsk.ru) на днях появился материал Леонида Савина «Будущее России с точки зрения американских стратегов», который, как представляется, дополняет анализ выступлений Збигнева Бжезинского (публикуется с небольшими сокращениями).

     В условиях бурно меняющейся международной обстановки США постоянно корректируют свои стратегии в отношении других держав. Россия не исключение. Даже на фоне финансового кризиса, роста политического самосознания в странах Латинской Америки, восхождения Китая, а также под бременем двух войн (в Афганистане и Ираке) к России у американских стратегов остаётся особый интерес. Об этом говорит активность всевозможных «фабрик мысли» за океаном.
     Два аналитических центра консервативного направления - Белферский центр по науке и международным отношениям Гарвардского университета и базирующийся в Вашингтоне Центр за национальный интерес выпустили на днях совместный доклад «Россия и национальные интересы США», где рассмотрели основные тенденции политики США на российском направлении и сформулировали свои рекомендации.
     Среди известных авторов доклада - бывший посол США в России Джеймс Коллинз, с 2007 года возглавляющий программу по России и Евразии Фонда Карнеги, а также видный американский дипломат Залман Халилзад, перу которого принадлежит книга с интригующим названием «Боевые операции ВВС США на российской территории в ближайшие 15 лет».
     В предисловии к докладу авторы выражают уверенность, что Россия должна остаться в списке высших приоритетов внешней политики США, так как «дирижирование ею может иметь чрезвычайные последствия для жизненно важных интересов США, к числу каковых относятся: 1) ядерное оружие; 2) программа нераспространения; 3) контртерроризм; 4) геополитика, включая управление новой ролью Китая в качестве глобальной силы; 5) Афганистан; 6) энергия; 7) международные финансы в формате «большой восьмёрки» и «большой двадцатки»; 8) стратегическая география».
     Авторы рекомендуют правительству США предпринять в отношении России ряд действий. Среди них:
     - вовлечение в процесс создания «дорожной карты» для выработки стандартов безопасности всех видов оружия, оружейного плутония и обогащённого урана, а также подписание нового соглашения, согласно которому стратегические ядерные боеголовки должны быть сокращены до 1.000 единиц;
     - оказание давления на РФ по вопросам условий для инвестиций в энергетическом секторе;
     - вовлечение РФ в процесс нажима на Пакистан с целью прекращения поддержки им исламистских боевиков;
     - совместная работа с Евросоюзом для давления на РФ по переговорному процессу с Грузией, в том числе в вопросах членства в ВТО;
     - выработка конгрессом США нового законодательства по коррупции в РФ и нарушениям прав человека;
     - поддержка демократических и рыночных реформ в РФ, которые не обязательно должны быть выдержаны в американском стиле.
     Авторы доклада предостерегают от иллюзий: Москва, пишут они, может не только идти путём демократии, но и испытывать неоимперские амбиции. Отмечены в докладе и интересы РФ по воссозданию её влияния на территории бывшего Советского Союза.
     Несмотря на мягкий тон документа, рекомендующего не очень сильно давить на Москву по одним вопросам, по другим вырабатывать консенсус, а по третьим привлекать РФ к совместным проектам (например, в создании новой архитектуры европейской безопасности), суть его остаётся жёсткой. Продажа Россией вооружений и технологий Китаю авторами доклада названа «дестабилизирующей».
     В энергетической политике одним из пунктов значится «укрепление безопасности» в Центральной Азии и Каспийском регионе. Это подразумевает реализацию проекта «Набукко». Просматривается стремление США установить контроль за нефте- и газопотоком в Китай, который жизненно заинтересован в бесперебойных поставках энергоресурсов в больших объёмах.
     В свете глобальной стратегии администрации Обамы «дипломатия - развитие - оборона» (три столпа национальной безопасности США) и курса на использование «умной силы» (smart power) нетрудно догадаться, как именно будет воплощаться в жизнь политика США по отношению к России. Если дипломатия - то превентивная, если развитие - то в интересах финансовых кланов США, Всемирного банка и Международного валютного фонда, а если оборона - то с ориентацией на достижение «полного спектра доминирования».
     Из поля зрения американских стратегов и аналитиков не ускользнул и проект создания евразийского союза. Большинство из них отреагировало вполне традиционно, ограничившись обвинением Кремля в попытках воссоздания СССР, но были и более трезвые оценки. Интересно мнение, высказанное 31 октября экспертом разведывательно-аналитического центра «Стратфор» Лореном Гудричем.
     Насчёт искренности США в отношении так называемой «перезагрузки» отношений с Россией, пишет Гудрич, есть сомнения. По его мнению, Вашингтон лишь хотел создать условия для управления ситуациями, связанными с Афганистаном и Ираном, что вполне удалось, так как Россия стала оказывать помощь в транспортировке грузов в Афганистан и отказалась от поставки С-300 Ирану. Автор не скрывает, что русское могущество на всей территории Евразии является прямой угрозой способности США сохранить своё влияние в мире. Однако для нынешней РФ распространение влияния за пределы своих границ - единственная возможность обезопасить свою территорию.
     После распада СССР, пишет Гудрич, Соединённые Штаты начали посягать на российскую территорию. Это проявилось во многом: «Вашингтон помог большинству государств Центральной Европы и бывших советских стран Балтии вступить в НАТО и Европейский союз; поддерживал прозападные «цветные революции» на Украине, в Грузии и Киргизии; создавал военные базы в Центральной Азии, а также объявил о планах размещения баллистических установок ПРО в Центральной Европе». Так что переход России к политике новых отношений со своими соседями с созданием в перспективе евразийского союза является для Москвы единственной правильной стратегией.
     Гудрич считает, что создание новой версии русской империи в сочетании с консолидацией влияния США на её периферии, скорее всего, вызовет новые конфликты между Москвой и Вашингтоном.«Ближайшие несколько лет, - утверждает аналитик «Стратфор», - вероятно, станут последним великим моментом в истории России, который будет отмечен возвращением страны к статусу региональной империи и новой конфронтацией с её старым противником - Соединёнными Штатами Америки».



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex