на главную страницу

18 Ноября 2011 года

Тема номера

Пятница

Версия для печати

С заботой об армии

Александр ТИХОНОВ, Геннадий МИРАНОВИЧ,
  «Красная звезда».
  Фото Юрия ШИПИЛОВА.



Вчера в Общественной палате РФ прошли слушания «Новый облик Российской армии: результаты, проблемы, перспективы». Организатором мероприятия выступила комиссия по вопросам развития гражданского общества Общественной палаты и Национальная ассоциация объединений офицеров запаса Вооружённых Сил «Мегапир». С докладом выступил начальник Генерального штаба Вооружённых Сил - первый заместитель министра обороны Российской Федерации генерал армии Николай Макаров. В слушаниях также приняли участие статс-секретарь - заместитель министра обороны Николай Панков, заместитель министра обороны генерал армии Дмитрий Булгаков, заместитель министра обороны Татьяна Шевцова, начальник Главного управления по работе с личным составом Вооружённых Сил генерал-майор Сергей Чварков, президент Академии военных наук генерал армии Махмут Гареев, член Общественного совета при Министерстве обороны РФ, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооружёнными Силами и правоохранительными учреждениями Московского патриархата Русской православной церкви протоиерей Дмитрий Смирнов, член Общественного совета при Министерстве обороны РФ, председатель Общероссийской общественной организации «Союз семей военнослужащих России» Мария Большакова, учёные, ведущие военные обозреватели российских СМИ.

     Начальник Генерального штаба Вооружённых Сил - первый заместитель министра обороны Российской Федерации генерал армии Николай Макаров в своём докладе напомнил присутствующим о тех причинах, которые вызвали необходимость проведения военной реформы, рассказал о задачах, которые ставило перед собой руководство военным ведомством, о том, как они решались и какие трудности приходилось преодолевать при этом. В завершение доклада он кратко сообщил о ближайших планах Министерства обороны по развитию наших Вооружённых Сил.
     В середине 2000 годов перечень угроз безопасности Российской Федерации оставался весьма внушительным. В их числе - стремление Запада обеспечить энергетическую безопасность в ущерб экономическим и политическим интересам России, если вспомнить о подписании «Энергетической хартии ЕС» и создании т.н. энергетического НАТО; нарушение стратегического баланса сил (развёртывание элементов глобальной системы противоракетной обороны, разработка межконтинентальных баллистических ракет в обычном снаряжении); сохранение мирового лидерства США, расширение военного присутствия и зон ответственности США и НАТО (расширение НАТО на Восток, реконфигурация базирования Объединённых вооружённых сил НАТО, создание Объединенного командования ВС США в Африканской зоне); наличие территориальных притязаний к нашей стране и её союзникам; проведение военно-силовых акций в обход принципов и норм международного права; возможность возникновения и эскалации вооружённых конфликтов на Юго-Западном и Центрально-Азиатском стратегических направлениях; начало «соревнования» за освоение недр и коммуникаций в Арктике (наращивание ледокольного флота, базирование подразделений ВС); вывод оружия в космос и разработка противоспутникового оружия (уничтожение ракетами китайского и американского спутников). Парировать эти и ряд других угроз нашей стране с такими Вооружёнными Силами, какие были у нас до 2008 года, становилось всё более проблематичным. Начальник Генерального штаба привёл на этот счёт ряд показательных примеров, сообщив, что в Сухопутных войсках до 2008 г. было только 17% соединений и частей постоянной готовности, ещё меньше таких частей было в авиации и ЗРВ. Остальные части смогли бы пойти в бой только после проведения мероприятий угрожаемого периода, продолжительность которого устанавливалась до года.
     Однако характер угроз стал таким, что боевые действия регионального масштаба могут начаться внезапно. Это лишний раз подтвердил грузино-осетинский конфликт в августе 2008 года. Так что требовалось резкое увеличение доли частей постоянной готовности, способных пойти в бой через час после получения боевого приказа.
     Были и другие проблемы. Во-первых, громоздкая и малоэффективная схема управления войсками, которая потребовала перехода на трёхзвенную структуру управления, создания четырёх военных округов с подчинением командующим войсками округов базирующихся на их территории флотов и объединений ВВС, а впоследствии - создания нового рода Воздушно-космической обороны. Во-вторых, имела место непозволительно большая доля старшего офицерского состава в общей численности Вооружённых Сил, устаревшая техника и вооружение, почти вхолостую работающая система военного образования, когда масса выпускников военных вузов либо сразу, либо через год-два после выпуска увольнялись в запас и т.д.
     Необходимость реформы была очевидной, и 21 сентября 2008 года она началась. Её целью было создать мобильные, оснащённые современной техникой и вооружением, хорошо подготовленные Вооружённые Силы. Для этого руководство Министерства обороны сформулировало приоритетные задачи, о ходе выполнения которых подробно рассказал генерал армии Николай Макаров.
     Первая задача - перевод всех соединений и воинских частей в категорию постоянной готовности, укомплектованных на 100% по штату военного времени, - к настоящему времени выполнена. Эти части готовы приступить к выполнению боевого приказа практически сразу же после его получения, у них для этого есть и личный состав, и техника, и необходимые запасы материальных средств. Новая организационно-штатная структура наших Вооружённых Сил уже практически создана, полностью её создание завершится сформированием войск Воздушно-космической обороны.
     Выполнение второй задачи, а речь идёт о переоснащении Вооружённых Сил современными образцами вооружения, военной и специальной техники, отвечающими требованиям времени, продолжается.
     Началось оно с большим скрипом. Во-первых, многие предприятия оборонной промышленности по различным, в том числе объективным, причинам были не в состоянии предложить Министерству обороны изделия, которые превосходят западные аналоги и отвечают требованиям времени. Причём и с точки зрения возможностей поражения целей (дальность стрельбы, дальность обнаружения цели и т.д.), и по способности защитить экипаж от огневого воздействия противника. Во-вторых, на большинство предлагаемых изделий промышленники сильно завышали цену.
     Как сообщил начальник Генштаба, работа по переоснащению Вооружённых Сил тем не менее ведётся. И она будет доведена до конца. В нашу армию поступят только те ВВТ, которые как минимум не уступают лучшим аналогичным зарубежным образцам. И по приемлемой цене. Кстати, по словам генерала армии Макарова, контракт с Объединённой судостроительной корпорацией, о чём довольно много говорилось в СМИ, недавно был подписан на условиях Министерства обороны. Показательно, что на один из образцов ВВТ в результате работы специалистов военного ведомства удалось снизить цену практически на треть, более чем на 21 млн. рублей.
     «Куда шли эти деньги раньше?» - задал риторический вопрос начальник Генштаба.
     Третья задача - переработка программно-уставных документов для обучения, подготовки и ведения военных действий Вооружёнными Силами, а также планирующих и руководящих документов обеспечения повседневной жизнедеятельности войск и сил - по словам генерала армии Макарова, практически выполнена. По новым программно-уставным документам Вооружённые Силы начнут обучение уже с 1 декабря с.г.
     Выполнение четвёртой задачи, которая заключается в формировании нового офицера и сержанта, разработке новых программ их обучения, создании современной сети военно-учебных заведений - продолжается.
     Первый опыт перехода к комплектованию сержантских и солдатских должностей контрактниками оказался в Российской армии неудачным. Низкое денежное довольствие, несущественный соцпакет и крайняя непрестижность военной службы привели к тому, что в контрактники пошли несостоявшиеся на «гражданке» люди, разного рода неудачники и т.д. Этот контингент командиров устроить не мог, и с ним приходилось расставаться. Вопрос «кем заменить уволенных?» оставался открытым, пока не приняли решение в переходный период вернуться к комплектованию военнослужащими по призыву. Призыв сохранится, но, по словам генерала армии Макарова, до 2016 года запланировано ежегодное увеличение численности солдат и сержантов по контракту на 50 тыс. человек.
     Что касается формирования офицерского контингента, то к 2013 году, напомнил начальник Генштаба, у нас будет 10 системообразующих военных вузов, где и будет проводиться подготовка офицерского состава. При этом, что касается подготовки в академиях, в том числе в Военной академии Генерального штаба, то главный упор здесь будет сделан на качество.
     Военнослужащие, по словам генерала армии Макарова, и в дальнейшем будут избавлены от выполнения несвойственных задач. Организация питания личного состава, ремонт и обслуживание техники (за исключением режимных частей), - всё это будут делать гражданские специалисты. Дело военных - боевая учёба.
     Наконец, пятая задача, сформулированная руководством Минобороны в рамках реформирования Вооружённых Сил, заключается в обеспечении военнослужащих достойным денежным содержанием, удовлетворение потребностей в постоянном и служебном жилье, решение всего комплекса проблем социальной защищённости.
     По увеличению денежного довольствия с 1 января решения приняты. При этом, как сообщил генерал армии Макаров, хотя суммы, которые ранее выплачивались по 400-му приказу министра обороны, теперь будут включены в денежное довольствие, возможности материального поощрения останутся.
     Приобретение жилья для военнослужащих продолжится, схема его предоставления значительно упрощена. В 2009-2011 гг. было приобретено 112,5 тыс. квартир. Количество очередников существенно сократилось и на 1 октября с.г. составило 63 тыс. 800 человек. До конца года будет получено ещё 22,2 тыс. квартир. Так что не за горами то время, когда все очередники Минобороны получат жильё.
     Будут решаться и другие вопросы социального характера, в частности военнослужащие и члены их семей смогут и в дальнейшем отдыхать в военных санаториях.
     В дискуссиях по проблемам, поднятым в докладе, приняли участие заместитель директора Института США и Канады Павел Золотарёв, президент Академии военных наук генерал армии Махмут Гареев, руководитель Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Алексей Арбатов, председатель Синодального отдела Московского патриархата по взаимодействию Русской Православной церкви с Вооружёнными Силами и правоохранительными органами протоиерей Дмитрий Смирнов, член Общественной палаты РФ, заместитель председателя Общественного совета при Министерстве обороны Александр Каньшин и другие участники слушаний. В их выступлениях был поднят ряд вопросов, связанных с совершенствованием законодательства, регламентирующего военную службу, дальнейшим укреплением взаимодействия институтов гражданского общества с Министерством обороны и другими силовыми ведомствами страны. Шла речь также о необходимости создания в недрах Общественной палаты Российской Федерации профильной структуры, которая занималась бы вопросами, касающимися военного строительства.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex