на главную страницу

19 Ноября 2011 года

Имена. События. Комментарии.

Суббота

Версия для печати

Великое служение

Владимир МОХОВ, «Красная звезда».



В это воскресенье у Патриарха Московского и всея Руси Кирилла юбилей - ему исполняется 65 лет. А что мы знаем о 16-м Предстоятеле РПЦ? И понимаем ли до конца ту роль, которая принадлежит ему в процессе единения Армии и Церкви?

     В январе 2009 года Поместный собор Русской Православной Церкви избрал митрополита Кирилла Патриархом Московским и всея Руси. 1 февраля того же года состоялась его патриаршая интронизация. И практически одновременно, продолжая дела своего предшественника, Патриарх Кирилл возглавил наиболее значимые инициативы православной общественности.
     Одна из таких инициатив непосредственно связана с делами военными и духовными. По инициативе Патриарха Кирилла, поддержанной руководителями других традиционных религиозных объединений России, Президент РФ Дмитрий Медведев принял решение о введении в Вооружённых Силах института военного духовенства. Патриарх постоянно уделяет этому вопросу самое пристальное внимание и оказывает действенную поддержку.
     За выдающуюся общественную, просветительскую и миротворческую деятельность Патриарх Кирилл награждён многими государственными наградами - орденами Дружбы народов, Дружбы, «За заслуги перед Отечеством» II и III степени, а также удостоен многочисленных наград РПЦ, других российских и зарубежных религиозных объединений, вузов Минобороны России. Нашим читателям, думается, небезынтересно будет узнать, что с 1996 года Патриарх Кирилл - почётный профессор Военной академии (ныне университет) ПВО Сухопутных войск, с 2006-го - почётный профессор Балтийского военно-морского института имени адмирала Фёдора Ушакова. В 2006 году ему был вручён почётный знак «Подводник Военно-морского флота».
     Вообще, тема взаимодействия Патриарха с Вооружёнными Силами настолько многогранна, что посвятить ей можно не одну газетную статью. В преддверии юбилея этого замечательного человека мы вспомним лишь об отдельных этапах его великого служения стране и армии...
     ...В феврале 1992 года в Государственном Кремлёвском дворце состоялось первое собрание офицеров Российской армии и флота. Для участия в нём тогдашнее военное руководство пригласило Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Патриарх поручил принять участие в собрании и выступить от имени РПЦ (в то время) председателю Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС) Московского патриархата митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу. Это было одним из первых его публичных обращений к широкой военной общественности. В своём ярком слове он сумел затронуть самые острые, самые злободневные и животрепещущие проблемы, которые волновали тогда офицеров. Он сказал, что российское воинство может рассчитывать на моральную поддержку Церкви. Зал провожал его овациями стоя...
     В марте 1994-го при поддержке митрополита Кирилла на базе ОВЦС был сформирован Координационный комитет, в состав которого вошли представители Минобороны, МВД, других силовых ведомств, традиционных религиозных объединений и общественных организаций. Комитет собирался на свои заседания один раз в три-четыре месяца и прорабатывал практические вопросы взаимодействия Церкви и Армии.
     В октябре того же года митрополит Кирилл был сопредседателем первой научно-практической конференции «Армия и Церковь», в ходе которой прорабатывались вопросы всестороннего сотрудничества в интересах нравственного воспитания и духовного просвещения воинов.
     По инициативе митрополита Кирилла в 1995 году на заседании Священного синода РПЦ было принято решение о создании Отдела по взаимодействию с Вооружёнными Силами и правоохранительными учреждениями.
     На протяжении последних двух десятков лет митрополит, а позднее Патриарх Кирилл в своих публичных выступлениях (а оратор он, как вы знаете, непревзойдённый - это признают даже атеисты!), в общении с силовыми министрами и с руководством страны постоянно отстаивал идею возрождения института военного духовенства. Вот лишь несколько выдержек из его выступлений.
     
Июнь 2002 года

     «Православие настаивает на том, что защита Отечества является священным долгом. Более того, отдать жизнь за свой народ, за свою Родину - значит для православного верующего совершить некий духовных подвиг. В Евангелии от Иоанна мы читаем: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Основываясь на этом тексте Священного Писания, Церковь призывает любить Отечество и свой народ до готовности отдать свою жизнь. И, как известно, полковые священники русской армии всегда духовно укрепляли воинов, вдохновляя их на доблестную защиту родной земли. Тогда как пацифизм есть явление, которое возникло в XIX веке под влиянием общего либерального философского развития в Западной Европе, культурно и исторически не связанного с нашей национально-религиозной традицией».
     
Март 2006 года

     «Весь наш опыт, включая как опыт Советской, так и современной Российской армии, свидетельствует о том, что никакая форма организации воспитательной работы в войсках не способна изменить к лучшему ситуацию, если только не происходит обращения к исконным духовным и нравственным ценностям нашего народа. Страшный случай в Челябинском танковом училище и нечто подобное, имевшее место во многих других частях, рождает в обществе острую потребность знать о происходящем в армейских казармах. Не нужно этого замалчивать, но также не следует использовать эту драматичную тему для того, чтобы бичевать всю армию, и без того униженную, многие годы находящуюся в тяжёлом моральном и материальном положении. И открытость некоторых аспектов внутриармейской жизни для общественного контроля, и деятельное сопереживание общества проблемам армии - и та и другая потребности равно диктуются нам чувством патриотизма. Нельзя замалчивать отдельные правонарушения, но необходимо анализировать ситуацию в целом, доискиваясь до первопричин происходящего. И, в конце концов, определять средства, которые помогли бы изменить нынешнее положение вещей.
     Глубоко убеждён в том, что этому способствовал бы священник в армии, и не только православный священник, но и мулла, и, может быть, пастор для какой-то группы военнослужащих-протестантов. Появление православного священника в войсках вовсе не означает, что отныне батюшка будет наставлять последователей пророка Мухаммеда, как это, к сожалению, порой интерпретируют некоторые мусульманские соотечественники. Задача духовного окормления российского войска будет заключаться в том, чтобы человек, принадлежащий к той или иной религии, имел возможность получить духовно-нравственную поддержку со стороны общины своих единоверцев через священника, муллу, раввина, ламу, пастора...»
     Стоит ли говорить, с какой теплотой воспринимались подобные слова Патриарха в армии и на флоте. Постепенно они трансформировались в реальные дела. И вот уже в апреле 2008 года состоялась встреча митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла и министра обороны РФ Анатолия Сердюкова. В ней тогда принял участие и главнокомандующий Военно-морским флотом Владимир Высоцкий. В ходе беседы обсуждались вопросы взаимодействия Русской Православной Церкви и ВМФ.
     Возглавив спустя короткое время РПЦ, Патриарх Кирилл буквально сразу же обратил внимание на важность духовно-нравственной составляющей жизни военнослужащего. «Никакой зарплатой нельзя поднять человека в атаку, на море огня, но ведь встают и идут», - констатировал он. По его мнению, здесь действует иная мотивация, а потому духовное общение со священнослужителями будет только на пользу военнослужащим.
     И вот уже, выступая в феврале прошлого года на Архиерейском cовещании, посвящённом возрождению института военного духовенства, Патриарх Кирилл говорит об открытии новой страницы во взаимодействии Русской Православной Церкви и Армии.
     - Мы полагаем крайне важным в деле возрождения института военного духовенства опираться как на дореволюционный опыт Российской армии, так и на опыт деятельности капелланских структур зарубежных вооружённых сил, - заявляет он.
     Между прочим, эта колоссальная работа требует и соответствующих кадров. Патриарх понимал, что Русской Православной Церкви необходимо выделить для служения на штатной основе около 400 священнослужителей. Учитывая неравномерную численность духовенства в епархиях и их концентрированность в европейской части России, кому-то из священнослужителей потребуется переехать к новым местам служения. Как видите, в этом плане они мало чем отличаются от людей в погонах...
     По словам Патриарха, сказанным на Архиерейском cовещании, в частях и соединениях Министерства обороны построено более пятисот храмов, но многие из них не имеют постоянных священнослужителей. Священники бывают в воинских частях лишь эпизодически и в свободное от основных приходских обязанностей время.
     - Прошу вас, дорогие владыки, - говорил уже тогда Патриарх, - со всей серьёзностью отнестись к открывшейся для Церкви замечательной возможности и при подборе кандидатов к направлению в Синодальный отдел по взаимодействию с Вооружёнными Силами ориентироваться на соответствующих пастырей. Вероятно, значительную их долю могут составить миссионерски ориентированные монашествующие и священнослужители, отслужившие в Вооружённых Силах на профессиональной основе.
     Конечно, возрождение военного духовенства требует значительных усилий государства, органов военного управления, но прежде всего - усилий Церкви. Работа эта, можно сказать, только разворачивается. В ней не всё просто и однозначно. Но то, что Патриарх Кирилл держит её под личным контролем, вселяет уверенность, что это не какая-то кратковременная кампания. И уж совсем не «модная» тенденция, незнамо каким ветром занесённая в Вооружённые Силы. Это один из важнейших элементов построения новой Российской армии. Дискуссиям на эту тему, как заметил недавно Верховный Главнокомандующий Вооружёнными Силами РФ Дмитрий Медведев, положен конец.
     Так что, поздравляя Патриарха Кирилла с юбилеем, хотелось бы пожелать ему успехов и на этом поприще. В его великом служении России это одна из самых важных и непростых задач.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex