на главную страницу

23 Ноября 2011 года

Тайны земли русской

Среда

Версия для печати

Фаланга идёт на Север...




     ВО ВЛАДИМИРЕ на южном фасаде Дмитриевского собора имеется барельеф, на котором, как считается, изображён Александр Македонский, возносящийся в небо. Собор был построен ещё в 1191 году. Отсюда можно сделать вывод, что этот великий полководец пользовался на Руси немалой популярностью. Чем это вызвано? По мнению некоторых современных исследователей, это связано с его походом на север, о чём современная академическая наука предпочитает не распространяться.
     Писатель Валерий Никитич Дёмин, не раз публиковавшийся в «Красной звезде», указывал, что на Руси уже давно существует предание о походе македонского царя в наши земли. Согласно этому преданию, после покорения Индии Александр, получивший образование у самого Аристотеля, встречался с мудрейшими старцами Индостана, и они поведали ему о северной стране великой мудрости - Гиперборее. После этого полководец во главе небольшого отряда верных воинов направился на север, мечтая найти легендарный Белый остров, населённый гиперборейцами. Именно там он надеялся обрести некое универсальное знание и постичь тайну бессмертия.
     Семён Ремезов, выдающийся географ и историк, составил в XVIII веке «Чертёжную книгу Сибири». Возле низовьев Амура им были начертаны слова о том, что Македонский побывал здесь, складировал оружие и установил колокол. Видимо, эта отметка имела под собой какие-то основания.
     В свою очередь Плутарх писал, что македонский царь Александр всегда интересовался тайными знаниями. Но полученную в ходе походов информацию он не доверял даже своим ближайшим соратникам. Поэтому немало ценных знаний ушло вместе с ним после его преждевременной кончины. Известно и то, что Александр критиковал своего учителя Аристотеля за то, что тот слишком щедро делился своими сакральными знаниями со всеми учениками подряд.
     Будучи полководцем, Александру, естественно, хотелось найти «абсолютное оружие», о котором он знал из легенд и сказаний различных народов. Оно позволило бы ему добиться мирового господства. Уже при жизни льстивые современники величали Александра «Царём Вселенной». Некое сверхмощное оружие упоминалось во многих древних преданиях (и греческих, и индийских), повествующих о героях и богах: «Титаномахия», «Гигантомахия», «Рамаяна», «Махабхарата»... В Древней Индии помнили о существовавшем некогда страшном оружии, способном уничтожать абсолютно всё. Его называли Астравидья. В «Махабхарате» также упоминается всё поражающее оружие - «Оружие Брахмы». Описание его применения напоминает взрыв ядерной бомбы: в небо поднимаются столбы пыли, тысячи людей и колесниц испепеляются жаром страшного взрыва, всё погружается во тьму. А для доставки «Оружия Брахмы» используется огромная «железная стрела».
     Римский писатель и астроном Юлий Гигин (64 года до н. э. - 17 год н. э.), рассказывая о победе богов-олимпийцев, поведал, что после войны они спрятали свое оружие в Гиперборее. Среди этого оружия были «огненная стрела» и «молния». И у бурят, уйгур и тувинцев также есть рассказы о страшной «железной птице», которая могла уничтожить их народ, но он был спасён благодаря «огненной стреле», которая сбила большую «железную птицу».
     Одним из исследователей, придерживающихся гипотезы о походе Александра Македонского на Русь, является томский учёный Николай Сергеевич Новгородов, о книге которого «Сибирское Лукоморье» (издательство «Вече», 2007) «Красная звезда» в своё время рассказывала. А сегодня мы публикуем его материал на тему загадочного северного похода ученика Аристотеля.
     
* * *

     НА ВСЁМ протяжении развития человеческого общества власти предержащие подправляли историю в свою пользу. На протяжении полутора тысячелетий европейская историческая наука писалась в христианских монастырях и в спорных вопросах трактовалась в пользу этого учения. Сколько книг было запрещено и уничтожено, сколько сведений хранится в секрете от народов в секретных архивах Ватикана? Сколько духовных ценностей было уничтожено потому, что ценности эти были языческие?
     Взять, к примеру, «Церковную историю» Иоанна Эфесского (VI век). В ней отсутствует глава 48 «О завоевании и опустошении страны славян». Все главы есть, а эта исчезла, кому-то чем-то помешала. Историки считают эту утрату невознаградимой. Я бы назвал изъятие этой главы преступлением против человечности.
     Загадка, однако, состоит ещё и в том, что сведения о завоевании славян отсутствуют и у других современных Иоанну историков VI-VII веков. Иордан, Прокопий Кесарийский, Агафий, Менандр Византийский (Протиктор), Евагрий, Маврикий, Исидор Севильский, Феофилакт Симмоката и Феофан широко и подробно описывают нашествие варваров, включавших славян, на Восточно-Римскую империю, ни словом не обмолвившись о победоносном походе Византии на славян.
     Это странно, потому что человек слаб, больше любит вспоминать о победах, чем о поражениях, и византийские историки в этом плане не твердокаменнее всех прочих. Почему же они не описали столь выгодную для себя историю - победоносный поход и богатую добычу? Ответ напрашивается один - по-видимому, такого похода в VI-VII веках попросту не было, а Иоанн Эфесский писал о делах давно минувших дней. Можно предположить, что речь у Иоанна в главе 48-й шла о походе на славян... Александра Македонского.
     В 334-324 годах до н.э. Александр Македонский совершил свой знаменитый азиатский поход. О нём писали Плутарх, Диодор, Страбон, Арриан и многие другие историки. Наиболее полной считается работа Арриана «Поход Александра». Согласно Арриану, Александр прошёл на восток южнее Каспия, покорил Персию, посетил Среднюю Азию в междуречье Сыр-Дарьи и Аму-Дарьи и после этого отправился в Индию, откуда вернулся в Вавилон и там скончался.
     Но у Арриана ничего не сказано о походе Александра в страну Мрака и о строительстве им стены против зловредного народишки Гога и Магога (Яджуджей и Маджуджей на восточный манер). Равным образом Арриан никак не упомянул о войне Александра со славянами и русами.
     Это отсутствие объясняется тем, что Арриан, живший на полтысячелетия позже Александра, очень избирательно пользовался историческими источниками, отсекая всё недостоверное с его точки зрения. «Есть и у других писателей сведения, которые показались мне достойными упоминания, - писал Арриан, - и не вовсе невероятными». Благодаря такой фильтрации Арриан даже не упомянул посещение Александром «страны вечных снегов» в 328-м году до нашей эры.
     Вот как писал об этом Диодор: «В этом году Александр выступил против парапамисадов. Страна их лежит на крайнем севере, вся завалена снегом и недоступна для других народов по причине чрезвычайных холодов. Большая часть её представляет собой безлесную равнину, покрытую деревнями... Страна не имеет вида обработанной и засаженной: она лежит в сверкающей белизне снегов и застывшего льда, всё неприветливо и неприступно в этой стране... Много солдат, впрочем, и людей, сопровождавших войско, выбилось из сил и отстало. Некоторые ослепли от сверкающих снегов и резкого отражённого света. Ничего нельзя было разглядеть на расстоянии, только по дыму македонцы могли определить, где находятся деревни».
     Согласно общепризнанной исторической версии, опирающейся на Арриана, в 328 году Александр находился в Согдиане, между Аму-Дарьёй и Сыр-Дарьёй. Но разве на равнине в этом междуречье существуют физико-географические условия, описанные Диодором? Там ведь снег выпадает не каждый год и тут же тает. Следовательно, Арриан, посчитав библейских Гогов и Магогов чистейшей фантастикой, не включил в свою книгу ту часть описания похода Александра, где он выступает дальше на север против Яджуджей и Маджуджей.
     После постройки Александром стены против Яджуджей и Маджуджей, на Востоке распространилось суеверие, что, когда необузданные Яджуджи и Маджуджи разрушат стену и ворвутся в цивилизованный мир, наступит конец света.
     Однажды арабскому халифу ол-Васику (842-847 гг.) привиделось во сне, будто стена рухнула. Обеспокоенный, он снарядил экспедицию для выяснения ситуации. Её возглавил Салам ат-Тарджуман, переводчик-энциклопедист, знавший 30 языков. Салам достиг стены и Железных ворот в ущелье, через которое ранее проникали Джуджи и Маджуджи, и нашёл их целыми. Его путешествие длилось 28 месяцев и, как считают, проходило туда через Тифлис - Аланию - Хазарию - Башкирию - Западную Сибирь - Алтай - Туву и обратно через Восточный Туркестан - Самарканд - Бухару - Термез - Нисабур - Рей.
     Перегораживающие ущелье Железные ворота имели две створки шириной 50 локтей каждая и высотой 75 локтей. Створки были сделаны из железных плит, покрытых медью толщиной четыре пальца, и были установлены на двух опорах, заглублённых в грунт на 30 локтей. Это описание сохранилось в труде Ибн-Хордадбеха «Книга путей и стран», записавшего рассказ Салама вскоре после его возвращения.
     В XI веке Ярослав Мудрый также снаряжал экспедицию на Север, и она достигла Железных ворот. В 1277 году князь Ростовский Глеб, согласно летописи, также побывал «близ врат железных у болвана медного...»; правда, есть сомнение, что Глеб посетил те самые ворота.
     ОБРАТИМСЯ ещё к одному источнику, описавшему поход Александра. Азербайджанский поэт Низами Гянджеви в самом начале XIII века написал роман в стихах «Искандер-наме». В своей работе Низами пользовался трудами персидских и арабских историков, свободными от цензуры Ватикана.
     В своей поэме Низами описывал пребывание Александра в Китае, его войну с русами, основание Булгара, поиски родников живой воды и посещение «страны Мрака». По количеству глав и страниц войне Александра с русами посвящено ничуть не меньше внимания, чем войне с Дарием.
     Долго кипела кровавая битва,
     и счастье улыбалось то одной,
     то другой стороне...
     Долго в схватке никто стать
     счастливым не мог,
     Долго счастье ничьё сбито
     не было с ног...
     Кто бесстрашен, коль с ним
     ратоборствует рус?
     Низами далее рассказывает, что даже Александр дрогнул:
     Молвил мудрому тот, кто был
     горд и велик:
     «От меня моё счастье отводит
     свой лик.
     Лишь невзгоды пошлёт мне рука
     небосвода.
     Для чего я тяжёлого жаждал
     похода!
     Если беды на мир свой направят
     набег,
     Даже баловни мира отпрянут
     от нег.
     Мой окончен поход. Был он
     начат задаром!
     Ведь в году только раз лев
     становится ярым.
     Мне походы невмочь, мне
     постылы они!
     И в походе на Рус мои кончатся
     дни!»

     Затем, пишет Низами, благодаря личному вступлению в битву божественного Александра чаша победы как-то неубедительно склонилась в пользу македонцев.
     В поэме Низами идёт речь и о Китае, хотя общеизвестно, что там Александр Македонский не был. В чём дело? А в том, что в Седневековье Китаем, или Катаем, называлась страна на юге Западной Сибири, в чём можно убедиться, посмотрев на средневековые карты Меркатора, Гондиуса, Сансона, Герберштейна и других авторов. Эта страна («Китай») располагалась в Верхнем Приобье, и не случайно Телецкое озеро на всех картах называлось Китайским.
     Если допустить, что Александр посещал именно этот «Китай», то нетрудно поверить, что именно отсюда он сделал бросок в «страну Мрака», потратив на это месяц пути. При этом, правда, ему пришлось бы делать по два дневных перехода в сутки.
     Одолев затрудненья подобного
     рода,
     По два в день государь совершал
     перехода.
     С месяц был он в пути. Солнце
     вечная сила
     Направленье своё в небесах
     изменила.
     Свет от крайнего севера слал
     небосвод.
     В тот же миг наблюдали закат
     и восход.
     К окоему склонялись широты.
     Меж ними
     Крайний север широтами реял
     своими.
     А затем оказались войска в
     стороне,
     Где являлось им солнце лишь
     только во сне,
     Похищала земля свет небесный
     окрест,
     Только мрак был царём этих
     сумрачных мест.

     Столь образное описание Заполярья принуждает думать, что Низами знал, о чём писал: Искандер был в Арктике и построил Железные ворота против Яджуджей и Маджуджей.
     Александр, чтобы обрести возможность двигаться столь быстро, чтобы 1.100 километров от широты 56 градусов до широты 66 градусов преодолеть за месяц, оставил большую часть поклажи и всех немощных в подземельях - неизвестно только, естественных или искусственных. Вот как сообщает об этом Низами:
     Изобильем смущён войсковым
     своих сил,
     В область Мрака идущий
     помедлить решил.
     Не одна оказалась большая
     пещера
     Возле мест, где стоял стан царя
     Искандера.
     Соизволил тогда государь
     пожелать,
     Чтоб в пещеры вместили всю
     лишнюю кладь.
     И от тех, что с поклажей
     остались, в пустыне
     Стало людно. Сей край обитаем
     доныне.
     «Буни гар» - «глубь пещер»
     означает,
     и вот Вся земля эту область
     Булгаром зовёт.
     Шахи этой страны (так
     решившие - правы)
     Есть потомки воителей
     Румской державы.

     ИСТОРИКИ считают, что булгары пришли в Европу в IV-V веках нашей эры вместе с гуннами. А во времена Александра Македонского они, по данным палеотопонимики, переселялись из Прибайкалья в Западную Сибирь. Наряду с булгарами мигрировали и другие тюрки - хазары и предки чувашей.
     На стеле возле села Тосьна у правого притока Енисея (река Туб) хазары оставили руническую надпись: «О страна моя Идиль, вечно существуй!» При дальнейшем движении на запад хазары и булгары не могли миновать Томское Приобье. В.М. Флоринский считал, что булгары в Европу пришли с Иртыша.
     Незадолго до смерти (около 920-921 годов) персидский учёный ал-Балхи написал географический трактат «Книга климатов». Сочинение это в подлиннике не сохранилось, но было переработано ал-Истархи около 930-933 годов, и сведения из него содержатся в книге ал-Истархи «Китаб ал-масалик вал-мамалик». Важнейший для нашей темы пассаж содержится у ал-Истархи:
     «Что касается хазар, то это имя племени людей, а не название столицы, имя их столицы Итиль: она названа так по реке, которая протекает по ней в Хазарское, по нашему словопроизводству Кайсерское море. Хазары находятся между Хазарским морем, Русом, Руззией и Сериром иначе Сербаром... Что же касается до реки Итиль, то она вытекает вблизи Кархиза, течёт между Каймакией и Руззией, так, что образует границу между ними. А затем Итиль течёт к западу по верхнему Булгару и обращается опять к востоку, пока не проходит по Руси, потом по Булгару, затем по Буртасу, пока не впадает в Хазарское море».
     Традиционно в Итили видели реку Волгу, при этом никого не смущали ни Кархиз, ни Каймакия, ни Кайсерское море. Между тем в Кархизе совершенно уверенно узнаётся Киргиз, коего в Восточной Европе не просматривается. Коли так, то Итилем должен считаться Иртыш, берущий своё начало неподалёку от современной Киргизии, или Томь, начинающаяся в Горной Шории в совершенной близи от Минусинской котловины, населявшейся в те времена енисейскими киргизами. Не случайно, видимо, две речки, впадающие в Томь справа возле Томска, называются Малой и Большой Киргизками: по ним степняки-киргизы до конца XVII века беспокоили томичей внезапными набегами.
     РЕКА ОБЬ после впадения в неё Томи течёт на северо-запад, потом на запад, потом на север, потом поворачивает на восток и впадает в Карское (Кайсерское?) море. Если ал-Балхи в своём описании хазар имел в виду обский бассейн, то становится объяснимым появление в этом тексте Каймакии. Известно, что кимаки в первом тысячелетии нашей эры проживали по Иртышу. Становится также понятным, что описание ал-Балхи относится ко времени древнее IV века н.э., когда булгары и хазары в составе гунского нашествия появились в Восточной Европе.
     Отсюда следует, что Русь и Сербия в те догунские времена располагались также в Сибири. Делается понятным упоминание сербов в составе сарматского войска.
     Находится, наконец, объяснение тому, что описанная Низами война Македонского с русами не была известна на Руси, ведь воевал он с той Русью, которую арабские и персидские авторы называли Третьей Русью - Артанией. И располагалась Артания в Западной Сибири.
     
* * *

     ТАКОВА точка зрения Н.С. Новгородова. Изучением обстоятельств походов Александра Македонского занимались и другие исследователи, в том числе член Русского географического общества Иван Евсеевич Кольцов, использующий методы биолокации. По собранным им сведениям, Александр Македонский (356-323 гг. до н.э.) получил образование в школе Аристотеля, а военно-физическую подготовку - в особом центре. Дополнительное обучение он проходил у известного в то время жреца-мага. Военно-физическая подготовка включала в себя обретение навыков индивидуальной и коллективной «настройки» к битве, вхождение в состояние, при котором воин может сражаться без устали в течение многих часов, не обращая внимания на ранения. Подобно скифам и амазонкам, македонцы практиковали и методики коллективного психического воздействия на противника.
     Александр с детства находился в атмосфере завоевательных войн, которые вёл его отец Филипп II. Этому устремлению следовал и Александр, посвятив всю свою короткую и неординарную жизнь подчинению Македонии народов Персии, Египта, Индии. Благодаря высокой выучке и слаженности действий воинов, а также личной храбрости он одерживал одну победу за другой, уничтожая воинов противника и, порой, мирных жителей, безжалостно разрушая города и селения.
     Только к востоку от Арала, у реки Тургай, Александр получил достойный отпор от скифов, о чём упоминается в поэме Низами «Искандер-наме» и других источниках.
     После этого Александр пошёл в Индию. Победы возбуждали в нём фантастическое стремление к новым завоеваниям и тщеславие, которое привело к казням друзей, единомышленников.
     В поход в восточные страны Александр взял учёных, писателей, дипломатов. Он использовал уже имеющиеся карты и сведения о тех землях, куда шёл. К этому походу велась тщательная подготовка ещё при его отце. Александр знал об Аркаиме, священных местах Скифии в Сибири, Индии, Египте... У реки Инд он нашёл подтверждение того, что в древности в эти земли с войсками приходили греческий Геракл и Дионис.
     Ярко выраженное практическое мышление Александра позволяло вместе с друзьями и воинами находить удивительные по сообразительности решения и тут же их осуществлять, например использование альпинистов для взятия крепостей на отвесных скалах.
     ЖЕСТОКОСТЬ многолетних и бессмысленных битв, гибель и страдания воинов наложили моральный отпечаток на македонскую армию. Участились случаи дезертирства из армии, а в завоёванных областях происходили восстания, которые жестоко подавлялись. Империя Александра Македонского держалась на военной силе.
     Отказ воинов участвовать в бессмысленном походе «на край Земли» вынудил Александра возвратиться в район Междуречья (Тигра и Евфрата). На подходе к Вавилону его встречали жрецы-прорицатели (халдеи), которые уговаривали полководца не входить в их город, а обойти его стороной, чтобы избежать непредсказуемых событий.
     Но Александр отмёл их советы и, не найдя путей обхода города с восточной стороны, вошёл с войсками в Вавилон. Уже на подступах к городу он начал ощущать тревогу, видеть плохие приметы, но упрямство привело его к гибели. В Вавилоне он внезапно заболел и умер, не достигнув 33 лет.
     ...В империи шли приготовления к похоронам Александра Македонского. По старому обычаю македонских царей полагалось хоронить в их древней столице - городе Эги. Там покоились дядя и отец Александра. Но его боевые сподвижники вместе с египетскими жрецами, имевшими вес при принятии решений, решили иначе. Для перевозки тела царя из Вавилона была создана уникальная по своему изяществу погребальная колесница, являющаяся чудом механики того времени. На неё в золотом гробу положили набальзамированное тело Александра.
     Первоначально траурная процессия из Вавилона направилась в египетский храм бога Амона, где предполагалось захоронение, но у границы с Сирией она повернула в город Мемфис. Здесь саркофаг с останками находился до окончания строительства роскошного мавзолея в городе Александрия. Мавзолей располагался в зоне царских дворцов новой столицы Египта. Позднее рядом была построена гробница Птолемеев (представителей династии правителей Египта в IV-I веках до н. э., основанной военачальником Александра Македонского Птолемеем I).
     ГОРОДУ, названному в честь основателя - Александра Македонского, суждено было стать местом его погребения. Царская усыпальница была выполнена с великолепием, подобающим обожествлённому царю. В ней на центральном месте возвышался золотой саркофаг с телом Александра. День смерти Македонского, которого почитали как Бога, стал считаться священным днём. Он отмечался праздниками. В этот день во главе торжественного шествия, направлявшегося к мавзолею, находилась колесница с золотой статуей царя, которую везли слоны. Изображение этой колесницы можно видеть на золотой монете Птолемеевской эпохи, хранящейся в Египетском музее Берлина.
     На протяжении нескольких столетий мавзолей Александра, называвшийся по-гречески «Сема», оставался местом паломничества и поклонения. Ему продолжали воздавать почести и после завоевания Александрии римлянами. Римские императоры считали своим долгом посетить гробницу Александра. Известно, что её посещал Юлий Цезарь, возложивший богатые дары. Император Август водрузил на голову Александра золотой венок, а саркофаг и тело покрыл цветами.
     Последнее сообщение о посещении Семы относится к 215 году н.э., когда память Александра почтил император Каракалла, который возложил у саркофага пурпурный плащ, кольца с драгоценными камнями и другие подношения. После этого известия об усыпальнице великого царя обрываются. Древние предания сообщают, что после поджога Александрийской библиотеки и осквернения древних святынь сторонниками новоявленных религиозных течений золотой саркофаг с телом Александра был увезён в новую усыпальницу культового комплекса, находившегося в западной части страны (в направлении современного Чада).
     Вместо увезённого золотого саркофага в мавзолее Александрии был установлен саркофаг из прозрачного камня (хрусталя) с «двойником». В III - IV веках н.э. по Европе, Ближнему Востоку, Африке прокатились разрушительные волны наступления воинственных фанатиков, боровшихся с языческим многобожием и иными верованиями. В этот период уничтожались древние храмы, памятники, культурные центры, книги, люди - носители знаний.
     В связи с этим хрустальный саркофаг с мумией и другими ценностями был вывезен из мавзолея в подземное хранилище на берегу Нила. Тогда же в глубь страны и в Грецию переместили наиболее ценные книги Александрийской библиотеки. В новых, безопасных местах оказались и саркофаги Птолемея I и его наследников.
     ИССЛЕДОВАНИЯМИ И.Е. Кольцова было определено местоположение бывшего мавзолея Александра Македонского, дворца Клеопатры и Александрийской библиотеки, связанных между собой подземными ходами с хранилищами. Эту тайну пытались до него разгадать многие исследователи.
     Вот одна из историй. В 1859 году переводчик русского консульства в Александрии сообщил, что под мечетью пророка Даниила есть помещение, которое легенды связывали с могилой Александра. Посреди подземного помещения стоял якобы большой стеклянный ящик с сидящем внутри на троне человеком, увенчанным золотой диадемой. Вокруг трона находились книги и папирусы. Предполагалось, что там же находятся великолепные подношения, книги, дворцовые дневники его царствования, атрибуты царской власти, с которыми он похоронен, скульптурные изображения полководца, подобные той золотой статуе, которую на колеснице возили по Александрии в торжественные дни. Но результаты поиска загадочного подземелья неизвестны.
     В конце XIX века в районе македонской столицы Эги у села Вергины была найдена гробница Филиппа II, отца Александра. В центре громадного зала, расписанного фресками, возвышался мраморный саркофаг с массивной золотой урной, украшенной драгоценными камнями. Рядом были серебряные и медные сосуды, красивая посуда, золотой колчан и жезл царя, а также его боевой шлем. Пять статуэток из слоновой кости представляли членов царской семьи: самого Филиппа, его жену Олимпиаду, их сына Александра, а также отца и мать Филиппа II. Эти находки дали неоценимые сведения о родных Александра и том времени.
     Предания сообщают, что верховные жрецы Египта, считая Александра Македонского сыном бога Амона, многие столетия старались сохранять его саркофаг. На западе Египта они располагали своими древними культовыми центрами и городами в оазисах. С ними была связана известная история об исчезновении в V веке до н.э. 50-тысячной армии персидского царя Камбиза II, в Персии - точнее, войске скифов, - союзников Камбиза (правил в 529-522 гг. до н.э.). Скифские военачальники, когда у них возникли разногласия с персами, двинулись на запад по египетской пустыне. Их следы скрылись в песках; предполагается, что шли вдоль побережья Средиземного моря и далее через Испанию, Этрурию прибыли на Балканы и в Причерноморскую Скифию. Об этих скифах Камбиза хорошо знал Александр.
     Знал он и о том, что на юго-западе Египта, к северо-востоку от озера Чад, жил народ, родственный македонцам. Находясь в Египте, он установил с ними связь, которая поддерживалась и при Птолемеях.
     Несколько больших городов существовало тогда в районе современного суданского города Эль-Генейна и к северу от него вплоть до подножья горы Кисса. Из города Фивы и сейчас ведут караванные тропы в эти места. Рельеф этих мест поражает необычностью обрывов, как бы самой природой созданных для защиты городов-крепостей. В этих местах находились столица Верхнего Египта, его главные культовые центры. Именно в этих местах, если верить преданиям, находится усыпальница египетской царицы Клеопатры.
     Не исключено, что последняя усыпальница Александра тоже была создана в одном из скальных культовых комплексов горного массива к северу от Эль-Генейна. Для археологов этот район пока остаётся нераскрытой книгой, где в подземных лабиринтах, возможно, по-прежнему хранятся сведения о древней цивилизации.
     

     

     Сохранившееся скульптурное изображение Филиппа II, отца Александра Македонского.
     

     1 - местоположение бывшего мавзолея (Семы) Александра Македонского;
     2 - местоположение бывшего храма;
     3 - местоположение Александрийской библиотеки;
     4 - местоположение дворца царицы Клеопатры с системой подземных ходов, расходящихся в нескольких направлениях.
     

     Единственное сохранившееся изображение Александра Македонского, сделанное с натуры. Римская копия с работы Лисиппа хранится в музее Лувра.




Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex