![]() |
![]() |
![]() |
23 Ноября 2011 года |
Тайны земли русской |
Среда |
|
||
![]() Писатель Валерий Никитич Дёмин, не раз публиковавшийся в «Красной звезде», указывал, что на Руси уже давно существует предание о походе македонского царя в наши земли. Согласно этому преданию, после покорения Индии Александр, получивший образование у самого Аристотеля, встречался с мудрейшими старцами Индостана, и они поведали ему о северной стране великой мудрости - Гиперборее. После этого полководец во главе небольшого отряда верных воинов направился на север, мечтая найти легендарный Белый остров, населённый гиперборейцами. Именно там он надеялся обрести некое универсальное знание и постичь тайну бессмертия. Семён Ремезов, выдающийся географ и историк, составил в XVIII веке «Чертёжную книгу Сибири». Возле низовьев Амура им были начертаны слова о том, что Македонский побывал здесь, складировал оружие и установил колокол. Видимо, эта отметка имела под собой какие-то основания. В свою очередь Плутарх писал, что македонский царь Александр всегда интересовался тайными знаниями. Но полученную в ходе походов информацию он не доверял даже своим ближайшим соратникам. Поэтому немало ценных знаний ушло вместе с ним после его преждевременной кончины. Известно и то, что Александр критиковал своего учителя Аристотеля за то, что тот слишком щедро делился своими сакральными знаниями со всеми учениками подряд. Будучи полководцем, Александру, естественно, хотелось найти «абсолютное оружие», о котором он знал из легенд и сказаний различных народов. Оно позволило бы ему добиться мирового господства. Уже при жизни льстивые современники величали Александра «Царём Вселенной». Некое сверхмощное оружие упоминалось во многих древних преданиях (и греческих, и индийских), повествующих о героях и богах: «Титаномахия», «Гигантомахия», «Рамаяна», «Махабхарата»... В Древней Индии помнили о существовавшем некогда страшном оружии, способном уничтожать абсолютно всё. Его называли Астравидья. В «Махабхарате» также упоминается всё поражающее оружие - «Оружие Брахмы». Описание его применения напоминает взрыв ядерной бомбы: в небо поднимаются столбы пыли, тысячи людей и колесниц испепеляются жаром страшного взрыва, всё погружается во тьму. А для доставки «Оружия Брахмы» используется огромная «железная стрела». Римский писатель и астроном Юлий Гигин (64 года до н. э. - 17 год н. э.), рассказывая о победе богов-олимпийцев, поведал, что после войны они спрятали свое оружие в Гиперборее. Среди этого оружия были «огненная стрела» и «молния». И у бурят, уйгур и тувинцев также есть рассказы о страшной «железной птице», которая могла уничтожить их народ, но он был спасён благодаря «огненной стреле», которая сбила большую «железную птицу». Одним из исследователей, придерживающихся гипотезы о походе Александра Македонского на Русь, является томский учёный Николай Сергеевич Новгородов, о книге которого «Сибирское Лукоморье» (издательство «Вече», 2007) «Красная звезда» в своё время рассказывала. А сегодня мы публикуем его материал на тему загадочного северного похода ученика Аристотеля. ![]() Взять, к примеру, «Церковную историю» Иоанна Эфесского (VI век). В ней отсутствует глава 48 «О завоевании и опустошении страны славян». Все главы есть, а эта исчезла, кому-то чем-то помешала. Историки считают эту утрату невознаградимой. Я бы назвал изъятие этой главы преступлением против человечности. Загадка, однако, состоит ещё и в том, что сведения о завоевании славян отсутствуют и у других современных Иоанну историков VI-VII веков. Иордан, Прокопий Кесарийский, Агафий, Менандр Византийский (Протиктор), Евагрий, Маврикий, Исидор Севильский, Феофилакт Симмоката и Феофан широко и подробно описывают нашествие варваров, включавших славян, на Восточно-Римскую империю, ни словом не обмолвившись о победоносном походе Византии на славян. Это странно, потому что человек слаб, больше любит вспоминать о победах, чем о поражениях, и византийские историки в этом плане не твердокаменнее всех прочих. Почему же они не описали столь выгодную для себя историю - победоносный поход и богатую добычу? Ответ напрашивается один - по-видимому, такого похода в VI-VII веках попросту не было, а Иоанн Эфесский писал о делах давно минувших дней. Можно предположить, что речь у Иоанна в главе 48-й шла о походе на славян... Александра Македонского. В 334-324 годах до н.э. Александр Македонский совершил свой знаменитый азиатский поход. О нём писали Плутарх, Диодор, Страбон, Арриан и многие другие историки. Наиболее полной считается работа Арриана «Поход Александра». Согласно Арриану, Александр прошёл на восток южнее Каспия, покорил Персию, посетил Среднюю Азию в междуречье Сыр-Дарьи и Аму-Дарьи и после этого отправился в Индию, откуда вернулся в Вавилон и там скончался. Но у Арриана ничего не сказано о походе Александра в страну Мрака и о строительстве им стены против зловредного народишки Гога и Магога (Яджуджей и Маджуджей на восточный манер). Равным образом Арриан никак не упомянул о войне Александра со славянами и русами. Это отсутствие объясняется тем, что Арриан, живший на полтысячелетия позже Александра, очень избирательно пользовался историческими источниками, отсекая всё недостоверное с его точки зрения. «Есть и у других писателей сведения, которые показались мне достойными упоминания, - писал Арриан, - и не вовсе невероятными». Благодаря такой фильтрации Арриан даже не упомянул посещение Александром «страны вечных снегов» в 328-м году до нашей эры. Вот как писал об этом Диодор: «В этом году Александр выступил против парапамисадов. Страна их лежит на крайнем севере, вся завалена снегом и недоступна для других народов по причине чрезвычайных холодов. Большая часть её представляет собой безлесную равнину, покрытую деревнями... Страна не имеет вида обработанной и засаженной: она лежит в сверкающей белизне снегов и застывшего льда, всё неприветливо и неприступно в этой стране... Много солдат, впрочем, и людей, сопровождавших войско, выбилось из сил и отстало. Некоторые ослепли от сверкающих снегов и резкого отражённого света. Ничего нельзя было разглядеть на расстоянии, только по дыму македонцы могли определить, где находятся деревни». Согласно общепризнанной исторической версии, опирающейся на Арриана, в 328 году Александр находился в Согдиане, между Аму-Дарьёй и Сыр-Дарьёй. Но разве на равнине в этом междуречье существуют физико-географические условия, описанные Диодором? Там ведь снег выпадает не каждый год и тут же тает. Следовательно, Арриан, посчитав библейских Гогов и Магогов чистейшей фантастикой, не включил в свою книгу ту часть описания похода Александра, где он выступает дальше на север против Яджуджей и Маджуджей. После постройки Александром стены против Яджуджей и Маджуджей, на Востоке распространилось суеверие, что, когда необузданные Яджуджи и Маджуджи разрушат стену и ворвутся в цивилизованный мир, наступит конец света. ![]() Перегораживающие ущелье Железные ворота имели две створки шириной 50 локтей каждая и высотой 75 локтей. Створки были сделаны из железных плит, покрытых медью толщиной четыре пальца, и были установлены на двух опорах, заглублённых в грунт на 30 локтей. Это описание сохранилось в труде Ибн-Хордадбеха «Книга путей и стран», записавшего рассказ Салама вскоре после его возвращения. В XI веке Ярослав Мудрый также снаряжал экспедицию на Север, и она достигла Железных ворот. В 1277 году князь Ростовский Глеб, согласно летописи, также побывал «близ врат железных у болвана медного...»; правда, есть сомнение, что Глеб посетил те самые ворота. ОБРАТИМСЯ ещё к одному источнику, описавшему поход Александра. Азербайджанский поэт Низами Гянджеви в самом начале XIII века написал роман в стихах «Искандер-наме». В своей работе Низами пользовался трудами персидских и арабских историков, свободными от цензуры Ватикана. В своей поэме Низами описывал пребывание Александра в Китае, его войну с русами, основание Булгара, поиски родников живой воды и посещение «страны Мрака». По количеству глав и страниц войне Александра с русами посвящено ничуть не меньше внимания, чем войне с Дарием. Долго кипела кровавая битва, и счастье улыбалось то одной, то другой стороне... Долго в схватке никто стать счастливым не мог, Долго счастье ничьё сбито не было с ног... Кто бесстрашен, коль с ним ратоборствует рус? Низами далее рассказывает, что даже Александр дрогнул: Молвил мудрому тот, кто был горд и велик: «От меня моё счастье отводит свой лик. Лишь невзгоды пошлёт мне рука небосвода. Для чего я тяжёлого жаждал похода! Если беды на мир свой направят набег, Даже баловни мира отпрянут от нег. Мой окончен поход. Был он начат задаром! Ведь в году только раз лев становится ярым. Мне походы невмочь, мне постылы они! И в походе на Рус мои кончатся дни!» Затем, пишет Низами, благодаря личному вступлению в битву божественного Александра чаша победы как-то неубедительно склонилась в пользу македонцев. В поэме Низами идёт речь и о Китае, хотя общеизвестно, что там Александр Македонский не был. В чём дело? А в том, что в Седневековье Китаем, или Катаем, называлась страна на юге Западной Сибири, в чём можно убедиться, посмотрев на средневековые карты Меркатора, Гондиуса, Сансона, Герберштейна и других авторов. Эта страна («Китай») располагалась в Верхнем Приобье, и не случайно Телецкое озеро на всех картах называлось Китайским. Если допустить, что Александр посещал именно этот «Китай», то нетрудно поверить, что именно отсюда он сделал бросок в «страну Мрака», потратив на это месяц пути. При этом, правда, ему пришлось бы делать по два дневных перехода в сутки. Одолев затрудненья подобного рода, По два в день государь совершал перехода. С месяц был он в пути. Солнце вечная сила Направленье своё в небесах изменила. Свет от крайнего севера слал небосвод. В тот же миг наблюдали закат и восход. К окоему склонялись широты. Меж ними Крайний север широтами реял своими. А затем оказались войска в стороне, Где являлось им солнце лишь только во сне, Похищала земля свет небесный окрест, Только мрак был царём этих сумрачных мест. Столь образное описание Заполярья принуждает думать, что Низами знал, о чём писал: Искандер был в Арктике и построил Железные ворота против Яджуджей и Маджуджей. Александр, чтобы обрести возможность двигаться столь быстро, чтобы 1.100 километров от широты 56 градусов до широты 66 градусов преодолеть за месяц, оставил большую часть поклажи и всех немощных в подземельях - неизвестно только, естественных или искусственных. Вот как сообщает об этом Низами: Изобильем смущён войсковым своих сил, В область Мрака идущий помедлить решил. Не одна оказалась большая пещера Возле мест, где стоял стан царя Искандера. Соизволил тогда государь пожелать, Чтоб в пещеры вместили всю лишнюю кладь. И от тех, что с поклажей остались, в пустыне Стало людно. Сей край обитаем доныне. «Буни гар» - «глубь пещер» означает, и вот Вся земля эту область Булгаром зовёт. Шахи этой страны (так решившие - правы) Есть потомки воителей Румской державы. ИСТОРИКИ считают, что булгары пришли в Европу в IV-V веках нашей эры вместе с гуннами. А во времена Александра Македонского они, по данным палеотопонимики, переселялись из Прибайкалья в Западную Сибирь. Наряду с булгарами мигрировали и другие тюрки - хазары и предки чувашей. На стеле возле села Тосьна у правого притока Енисея (река Туб) хазары оставили руническую надпись: «О страна моя Идиль, вечно существуй!» При дальнейшем движении на запад хазары и булгары не могли миновать Томское Приобье. В.М. Флоринский считал, что булгары в Европу пришли с Иртыша. Незадолго до смерти (около 920-921 годов) персидский учёный ал-Балхи написал географический трактат «Книга климатов». Сочинение это в подлиннике не сохранилось, но было переработано ал-Истархи около 930-933 годов, и сведения из него содержатся в книге ал-Истархи «Китаб ал-масалик вал-мамалик». Важнейший для нашей темы пассаж содержится у ал-Истархи: «Что касается хазар, то это имя племени людей, а не название столицы, имя их столицы Итиль: она названа так по реке, которая протекает по ней в Хазарское, по нашему словопроизводству Кайсерское море. Хазары находятся между Хазарским морем, Русом, Руззией и Сериром иначе Сербаром... Что же касается до реки Итиль, то она вытекает вблизи Кархиза, течёт между Каймакией и Руззией, так, что образует границу между ними. А затем Итиль течёт к западу по верхнему Булгару и обращается опять к востоку, пока не проходит по Руси, потом по Булгару, затем по Буртасу, пока не впадает в Хазарское море». Традиционно в Итили видели реку Волгу, при этом никого не смущали ни Кархиз, ни Каймакия, ни Кайсерское море. Между тем в Кархизе совершенно уверенно узнаётся Киргиз, коего в Восточной Европе не просматривается. Коли так, то Итилем должен считаться Иртыш, берущий своё начало неподалёку от современной Киргизии, или Томь, начинающаяся в Горной Шории в совершенной близи от Минусинской котловины, населявшейся в те времена енисейскими киргизами. Не случайно, видимо, две речки, впадающие в Томь справа возле Томска, называются Малой и Большой Киргизками: по ним степняки-киргизы до конца XVII века беспокоили томичей внезапными набегами. РЕКА ОБЬ после впадения в неё Томи течёт на северо-запад, потом на запад, потом на север, потом поворачивает на восток и впадает в Карское (Кайсерское?) море. Если ал-Балхи в своём описании хазар имел в виду обский бассейн, то становится объяснимым появление в этом тексте Каймакии. Известно, что кимаки в первом тысячелетии нашей эры проживали по Иртышу. Становится также понятным, что описание ал-Балхи относится ко времени древнее IV века н.э., когда булгары и хазары в составе гунского нашествия появились в Восточной Европе. Отсюда следует, что Русь и Сербия в те догунские времена располагались также в Сибири. Делается понятным упоминание сербов в составе сарматского войска. Находится, наконец, объяснение тому, что описанная Низами война Македонского с русами не была известна на Руси, ведь воевал он с той Русью, которую арабские и персидские авторы называли Третьей Русью - Артанией. И располагалась Артания в Западной Сибири. ТАКОВА точка зрения Н.С. Новгородова. Изучением обстоятельств походов Александра Македонского занимались и другие исследователи, в том числе член Русского географического общества Иван Евсеевич Кольцов, использующий методы биолокации. По собранным им сведениям, Александр Македонский (356-323 гг. до н.э.) получил образование в школе Аристотеля, а военно-физическую подготовку - в особом центре. Дополнительное обучение он проходил у известного в то время жреца-мага. Военно-физическая подготовка включала в себя обретение навыков индивидуальной и коллективной «настройки» к битве, вхождение в состояние, при котором воин может сражаться без устали в течение многих часов, не обращая внимания на ранения. Подобно скифам и амазонкам, македонцы практиковали и методики коллективного психического воздействия на противника. Александр с детства находился в атмосфере завоевательных войн, которые вёл его отец Филипп II. Этому устремлению следовал и Александр, посвятив всю свою короткую и неординарную жизнь подчинению Македонии народов Персии, Египта, Индии. Благодаря высокой выучке и слаженности действий воинов, а также личной храбрости он одерживал одну победу за другой, уничтожая воинов противника и, порой, мирных жителей, безжалостно разрушая города и селения. Только к востоку от Арала, у реки Тургай, Александр получил достойный отпор от скифов, о чём упоминается в поэме Низами «Искандер-наме» и других источниках. После этого Александр пошёл в Индию. Победы возбуждали в нём фантастическое стремление к новым завоеваниям и тщеславие, которое привело к казням друзей, единомышленников. В поход в восточные страны Александр взял учёных, писателей, дипломатов. Он использовал уже имеющиеся карты и сведения о тех землях, куда шёл. К этому походу велась тщательная подготовка ещё при его отце. Александр знал об Аркаиме, священных местах Скифии в Сибири, Индии, Египте... У реки Инд он нашёл подтверждение того, что в древности в эти земли с войсками приходили греческий Геракл и Дионис. Ярко выраженное практическое мышление Александра позволяло вместе с друзьями и воинами находить удивительные по сообразительности решения и тут же их осуществлять, например использование альпинистов для взятия крепостей на отвесных скалах. ЖЕСТОКОСТЬ многолетних и бессмысленных битв, гибель и страдания воинов наложили моральный отпечаток на македонскую армию. Участились случаи дезертирства из армии, а в завоёванных областях происходили восстания, которые жестоко подавлялись. Империя Александра Македонского держалась на военной силе. Отказ воинов участвовать в бессмысленном походе «на край Земли» вынудил Александра возвратиться в район Междуречья (Тигра и Евфрата). На подходе к Вавилону его встречали жрецы-прорицатели (халдеи), которые уговаривали полководца не входить в их город, а обойти его стороной, чтобы избежать непредсказуемых событий. Но Александр отмёл их советы и, не найдя путей обхода города с восточной стороны, вошёл с войсками в Вавилон. Уже на подступах к городу он начал ощущать тревогу, видеть плохие приметы, но упрямство привело его к гибели. В Вавилоне он внезапно заболел и умер, не достигнув 33 лет. ...В империи шли приготовления к похоронам Александра Македонского. По старому обычаю македонских царей полагалось хоронить в их древней столице - городе Эги. Там покоились дядя и отец Александра. Но его боевые сподвижники вместе с египетскими жрецами, имевшими вес при принятии решений, решили иначе. Для перевозки тела царя из Вавилона была создана уникальная по своему изяществу погребальная колесница, являющаяся чудом механики того времени. На неё в золотом гробу положили набальзамированное тело Александра. Первоначально траурная процессия из Вавилона направилась в египетский храм бога Амона, где предполагалось захоронение, но у границы с Сирией она повернула в город Мемфис. Здесь саркофаг с останками находился до окончания строительства роскошного мавзолея в городе Александрия. Мавзолей располагался в зоне царских дворцов новой столицы Египта. Позднее рядом была построена гробница Птолемеев (представителей династии правителей Египта в IV-I веках до н. э., основанной военачальником Александра Македонского Птолемеем I). ГОРОДУ, названному в честь основателя - Александра Македонского, суждено было стать местом его погребения. Царская усыпальница была выполнена с великолепием, подобающим обожествлённому царю. В ней на центральном месте возвышался золотой саркофаг с телом Александра. День смерти Македонского, которого почитали как Бога, стал считаться священным днём. Он отмечался праздниками. В этот день во главе торжественного шествия, направлявшегося к мавзолею, находилась колесница с золотой статуей царя, которую везли слоны. Изображение этой колесницы можно видеть на золотой монете Птолемеевской эпохи, хранящейся в Египетском музее Берлина. ![]() Последнее сообщение о посещении Семы относится к 215 году н.э., когда память Александра почтил император Каракалла, который возложил у саркофага пурпурный плащ, кольца с драгоценными камнями и другие подношения. После этого известия об усыпальнице великого царя обрываются. Древние предания сообщают, что после поджога Александрийской библиотеки и осквернения древних святынь сторонниками новоявленных религиозных течений золотой саркофаг с телом Александра был увезён в новую усыпальницу культового комплекса, находившегося в западной части страны (в направлении современного Чада). Вместо увезённого золотого саркофага в мавзолее Александрии был установлен саркофаг из прозрачного камня (хрусталя) с «двойником». В III - IV веках н.э. по Европе, Ближнему Востоку, Африке прокатились разрушительные волны наступления воинственных фанатиков, боровшихся с языческим многобожием и иными верованиями. В этот период уничтожались древние храмы, памятники, культурные центры, книги, люди - носители знаний. В связи с этим хрустальный саркофаг с мумией и другими ценностями был вывезен из мавзолея в подземное хранилище на берегу Нила. Тогда же в глубь страны и в Грецию переместили наиболее ценные книги Александрийской библиотеки. В новых, безопасных местах оказались и саркофаги Птолемея I и его наследников. ИССЛЕДОВАНИЯМИ И.Е. Кольцова было определено местоположение бывшего мавзолея Александра Македонского, дворца Клеопатры и Александрийской библиотеки, связанных между собой подземными ходами с хранилищами. Эту тайну пытались до него разгадать многие исследователи. Вот одна из историй. В 1859 году переводчик русского консульства в Александрии сообщил, что под мечетью пророка Даниила есть помещение, которое легенды связывали с могилой Александра. Посреди подземного помещения стоял якобы большой стеклянный ящик с сидящем внутри на троне человеком, увенчанным золотой диадемой. Вокруг трона находились книги и папирусы. Предполагалось, что там же находятся великолепные подношения, книги, дворцовые дневники его царствования, атрибуты царской власти, с которыми он похоронен, скульптурные изображения полководца, подобные той золотой статуе, которую на колеснице возили по Александрии в торжественные дни. Но результаты поиска загадочного подземелья неизвестны. В конце XIX века в районе македонской столицы Эги у села Вергины была найдена гробница Филиппа II, отца Александра. В центре громадного зала, расписанного фресками, возвышался мраморный саркофаг с массивной золотой урной, украшенной драгоценными камнями. Рядом были серебряные и медные сосуды, красивая посуда, золотой колчан и жезл царя, а также его боевой шлем. Пять статуэток из слоновой кости представляли членов царской семьи: самого Филиппа, его жену Олимпиаду, их сына Александра, а также отца и мать Филиппа II. Эти находки дали неоценимые сведения о родных Александра и том времени. Предания сообщают, что верховные жрецы Египта, считая Александра Македонского сыном бога Амона, многие столетия старались сохранять его саркофаг. На западе Египта они располагали своими древними культовыми центрами и городами в оазисах. С ними была связана известная история об исчезновении в V веке до н.э. 50-тысячной армии персидского царя Камбиза II, в Персии - точнее, войске скифов, - союзников Камбиза (правил в 529-522 гг. до н.э.). Скифские военачальники, когда у них возникли разногласия с персами, двинулись на запад по египетской пустыне. Их следы скрылись в песках; предполагается, что шли вдоль побережья Средиземного моря и далее через Испанию, Этрурию прибыли на Балканы и в Причерноморскую Скифию. Об этих скифах Камбиза хорошо знал Александр. Знал он и о том, что на юго-западе Египта, к северо-востоку от озера Чад, жил народ, родственный македонцам. Находясь в Египте, он установил с ними связь, которая поддерживалась и при Птолемеях. Несколько больших городов существовало тогда в районе современного суданского города Эль-Генейна и к северу от него вплоть до подножья горы Кисса. Из города Фивы и сейчас ведут караванные тропы в эти места. Рельеф этих мест поражает необычностью обрывов, как бы самой природой созданных для защиты городов-крепостей. В этих местах находились столица Верхнего Египта, его главные культовые центры. Именно в этих местах, если верить преданиям, находится усыпальница египетской царицы Клеопатры. Не исключено, что последняя усыпальница Александра тоже была создана в одном из скальных культовых комплексов горного массива к северу от Эль-Генейна. Для археологов этот район пока остаётся нераскрытой книгой, где в подземных лабиринтах, возможно, по-прежнему хранятся сведения о древней цивилизации. Сохранившееся скульптурное изображение Филиппа II, отца Александра Македонского. 1 - местоположение бывшего мавзолея (Семы) Александра Македонского; 2 - местоположение бывшего храма; 3 - местоположение Александрийской библиотеки; 4 - местоположение дворца царицы Клеопатры с системой подземных ходов, расходящихся в нескольких направлениях. Единственное сохранившееся изображение Александра Македонского, сделанное с натуры. Римская копия с работы Лисиппа хранится в музее Лувра. ![]() ![]() |
Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства |
|