на главную страницу

24 Ноября 2011 года

Страна и мир

Четверг

Версия для печати

Вторая серия «революций»

Марат ИОРДАНОВ.



Массовые акции протеста, которые уже целую неделю сотрясают Египет, вновь привлекли внимание в этой стране, заставив наблюдателей говорить об очередной «арабской революции». Насколько это соответствует действительности? Каковы истинные движущие силы выступлений в Египте? К чему может привести новая волна беспорядков на Ближнем Востоке? На эти и другие вопросы нашему внештатному корреспонденту отвечает только что завершивший свою работу в Египте в качестве вице-консула, первого секретаря консульского департамента МИД России Юсуп АБАКАРОВ.

     - Юсуп Мурадбекович, мы действительно имеем дело с новой «арабской революцией», или в Египте происходит нечто иное?
     - Отвечая на ваш вопрос, хотел бы напомнить, как развивались события в Египте в начале этого года, чему я был свидетелем. Итак, 4 января в Египте широко отмечался День полиции, и в связи с этим проводились массовые мероприятия. Радикально настроенные каирские студенты, как у нас выражаются в молодёжной среде, решили «прикольнуться» и провели антиполицейский митинг в центре Каира. Полиция среагировала на это неадекватно жёстко. В результате операции по разгону студентов были арестованные, раненые и даже погибшие. Это происходило на моих глазах. Надо отметить, что египетская полиция и спецслужбы нередко проводили «чистки» в студенческой среде. Иностранного студента могли выслать, а местного арестовать даже за критическое высказывание в адрес президента Мубарака. Из-за подобной политики молодёжь, мягко говоря, не любит стражей порядка.
     Жестокость полиции в отношении студентов при разгоне их митинга вызвала массовое возмущение людей, которые стали громить полицейские участки. Начались масштабные демонстрации и митинги, во время которых активисты различных политических сил открыто критиковали власть и требовали смену режима Хосни Мубарака, который бессменно правил Египтом после убийства прежнего президента Анвара Садата в 1981 году. Дальше события приобрели лавинообразный характер. Волнения охватили Александрию, Суэц и другие города.
     В конце концов Мубарак был вынужден оставить свой пост, и власть перешла к Высшему военному совету во главе с маршалом Тантави, который в правительстве Мубарака занимал высокие должности, включая пост министра обороны.
     Такого исхода, по-моему, никто не ожидал, даже американцы, которые имеют сильные позиции в Египте, посредством которых они пытались всячески контролировать ситуацию.
     - А где же тут «арабская революция», что предполагает масштабные изменения во всех сферах, и кардинальная смена власти на всех уровнях?
     - Революции как таковой и не было. Произошла смена даже не правящих элит, а всего лишь некоторых ключевых фигур в этих элитах, что никак не назовёшь «революцией», которая, как правило, ломает всю систему и создает новую, состоящую в основном из свежих кадров. В данном же случае в руководящем эшелоне особых изменений не произошло, а страну вместо престарелого Мубарака возглавил его многолетний соратник Тантави, которому уже за восемьдесят. Многие оппозиционеры, активно выступавшие против Мубарака, буквально сразу же стали проявлять недовольство этим обстоятельством. И прежде всего это относится к запрещённой еще в 50-х годах прошлого века и некогда мощной общественно-политической организации «Братья-мусульмане» (БМ). С тех пор запрет на её деятельность не снят, тем не менее с 1984 года «братья» участвуют в выборах как независимые кандидаты или в союзе с легально действующими партиями.
     - Что собой представляет эта организация спустя более чем полвека после запрещения и какова её идеологическая платформа в настоящее время?
     - «Братьев» реально можно назвать второй партией по своему влиянию и потенциалу после Национально-демократической партии (НДП), в которой состоят основные фигуры правящих элит, обладающие по своему положению значительным политическим и административным ресурсом. Однако «братья» стремятся официально себя не проявлять как политическая сила, в идеологическом плане придерживаются панисламизма. Если, например, салафиты-фундаменталисты, которых ещё называют ваххабитами, жёстко выступают практически против всех исламских структур, кроме самих себя, то «братья-мусульмане» более толерантны не только по отношению к правоверным, имеющим иные религиозные взгляды, но и по отношению к представителям других конфессий. Их, к примеру, поддерживают шиитские организации в Ливане и Йемене, которых не признают и предают анафеме салафиты, считая их «заблудшими и неверными» еретическими сектантами. Можно сказать, что в основе идеологии «братьев» лежат относительно умеренно толкуемые исламские ценности. И это вполне естественно, поскольку вне мусульманской религии ни одна политическая сила в арабском мире не имеет перспективы.
     В ходе выступлений в январе - феврале «братья» приобрели значительный потенциал и, по оценкам аналитиков, в назначенных на 28 ноября парламентских выборах могут получить порядка 40% депутатских мест. А там, глядишь, найдётся ещё 10 с лишним процентов тех, с кем «братья» могли бы составить коалицию. Это значит, что данная организация, официально вроде и не функционирующая как политическая партия, вполне реально может прийти к власти в Египте.
     Нынешние же выступления, которые, кстати, «братья» публично не поддержали, вызваны тем, что оппозиция сомневается в истинных намерениях высшего военного совета. И, в частности, в том, что он готов передать власть в стране гражданскому правлению. Хотя развитие событий уже показало, что военные держат свое слово. Они согласились на ряд шагов, которые должны гарантировать передачу власти гражданскому руководству. Договоренности, в частности, предусматривают формирование правительства национального спасения и проведение президентских выборов в первой половине 2012 года.
     - Вы сказали, что исход событий в Египте в начале года был неожиданным для американцев. В то же время некоторые наблюдатели увидели в них «руку Вашингтона». Вы не разделяете эту точку зрения?
     - Я бы не стал так упрощать постановку вопроса. Конечно, как мировая сверхдержава, США имеют свои интересы на всех континентах. Но это вовсе не значит, что они способны оказывать влияние на все процессы, происходящие во всех странах. Примеров, подтверждающих это, великое множество. Скажем, Америке совсем не была выгодна смена лояльных ей режимов в Тунисе и Египте. Тем не менее американцы со своим хвалебным ЦРУ ничего не смогли сделать для сохранения статус-кво в этих государствах. Особенно от египетских событий проигрывает Израиль. Ещё неизвестно, кто сменит сговорчивого Мубарака и временного Тантави. Если Египет возглавит «жёсткий исламист», то можно ожидать нового витка напряжённости с непредсказуемыми последствиями в арабо-израильских отношениях.
     Надо отметить ещё такую особенность американской политики в отношении мусульманских стран. США, как правило, без особого разбора заигрывают со многими общественно-политическими силами в этих странах, проводя многоходовые операции, на которые выделяются огромные деньги. И нередко сами запутываются настолько, что вчерашний выкормыш ЦРУ завтра минирует американский объект. А «блестящие результаты» деятельности заокеанских политиканов и генералов в Ираке и Афганистане видит весь мир. Вот тут точно можно говорить о «руке Вашингтона».
     - Юсуп Мурадбекович, в нашей беседе никак нельзя обойти ливийскую трагедию. При этом хочу предварить свой вопрос следующим анекдотическим присказом: «Американские нефтедобывающие кампании вдруг обнаружили, что над нефтяными залежами, принадлежащими им, расположены какие-то арабские страны». Не в этом ли разгадка того, что произошло в Ираке и Ливии?
     - Не секрет, что многие чиновники администрации Буша, в частности вице-президент Дик Чейни, в свое время были владельцами или главами нефтяных компаний, а перейдя на работу в правительство, продолжали держать крупные пакеты акций этих же хозяйствующих субъектов. То же самое можно говорить и о тогдашнем президенте Буше-младшем, семейство которого также владеет подобными акциями. На этот счёт СМИ публиковали объективную информацию, которая не была опровергнута.
     Что же касается свержения режима полковника Каддафи в Ливии, то и тут не исключается знакомая «нефтяная причина». Поначалу в Совбезе ООН приняли резолюцию по обеспечению бесполётного режима в небе над Ливией, чтобы полковник не мог бомбить своей авиацией силы восставших провинций, за что проголосовала и российская делегация, движимая гуманистическими соображениями. Однако западные противники Каддафи, которые ещё вчера обнимались с ним, пошли по пути расширительного толкования резолюции Совбеза и развернули настоящие военные действия в этой североафриканской стране.
     Получается, что американский нефтяной бизнес «обнаружил над принадлежащей ему нефтью Ирак и Ливию» и решил силой, с помощью армии отобрать «своё «черное золото».
     Однако есть один объединяющий Ирак и Тунис, Египет и Ливию фактор. Это одиозность и изжитость их диктаторских режимов, являвшихся анахронизмом в современном цивилизованном мире. Они объективно были обречены, из чего вытекает закономерность их трагического падения.
     - А как складывается обстановка в других арабских странах, например в Сирии и Йемене, где вроде тоже назревают «революционные события»?
     - Ситуация в Сирии или Йемене существенно отличается от обстановки, сложившейся в Египте или Ливии накануне свержения их режимов. В Сирии более разнородное в социальном, национальном и даже религиозном плане общество. Да и относительно молодой Башар Асад, имеющий шиитские корни, мало похож на престарелого суннита Хосни Мубарака.
     Что касается Йемена, то там правит «политический патриарх» президент Али Абдалла Салех, функционирует дееспособный парламент, в котором большинство депутатских мест принадлежит правящей политической партии «Всенародный конгресс». Оппозиционная партия «Ихлас» требует смены власти и проведения кардинальных реформ в сфере политики и экономики.
     Все эти и многие другие обстоятельства учитываются российской дипломатией при планировании и строительстве отношений со странами арабского мира, где некогда утраченные позиции нашей страны постепенно восстанавливаются.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex