на главную страницу

29 Ноября 2011 года

Выборы-2012

Вторник

Версия для печати

Право избирать и быть избранным

Подготовил Наиль ГАФУТУЛИН.



Совет Федерации назначил дату очередных выборов Президента России, они пройдут 4 марта 2012 года. О том, как будут реализовываться в связи с этим избирательные права военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов рассказывает секретарь Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Николай КОНКИН.

     - Николай Евгеньевич, какими законами регулируются вопросы обеспечения и реализации избирательных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации?
     - Законодательная база здесь не сильно отличается от той, которая регулирует вопросы реализации избирательных прав для гражданских лиц.
     Вопросы обеспечения и реализации избирательных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации регулируются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон об основных гарантиях), от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (далее - Федеральный закон), Указом Президента Российской Федерации от 30 мая 1997 года № 535 «Об обеспечении избирательных прав военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и работников органов прокуратуры Российской Федерации».
     Права и свободы военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов определяются также федеральными законами «О статусе военнослужащих», «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О прокуратуре Российской Федерации», «О Следственном комитете Российской Федерации», «О полиции», «О службе в таможенных органах Российской Федерации», «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», «О пожарной безопасности»; законами Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и Положением о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утверждённым Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 года № 613.
     - А могут ли военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов быть избранными Президентом Российской Федерации?
     - Да, они имеют такое право - избирать и быть избранным Президентом РФ на общих основаниях.
     - По каким-либо причинам может ли быть ограничено избирательное право военнослужащего? Из-за места службы или её характера?..
     - Нет таких ограничений. Ограничение активного или пассивного избирательного права военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов по мотивам, связанным с характером, условиями, продолжительностью, местом их службы или местом пребывания, а также местом жительства до призыва (поступления) на военную службу (службу), и другим мотивам недопустимо, за исключением ограничений, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
     - Как избирательные комиссии обеспечивают реализацию избирательных прав военнослужащих и работников правоохранительных органов?
     - Они обеспечивают реализацию избирательных прав военнослужащих во взаимодействии с органами военного управления, соединениями, воинскими частями и иными воинскими формированиями федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, а сотрудников правоохранительных органов - с руководителями соответствующих подразделений правоохранительных органов. Руководители правоохранительных органов, федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, органов военного управления, иных воинских формирований, командование воинских частей оказывают содействие избирательным комиссиям в реализации их полномочий.
     - Есть ли возможность проголосовать у военнослужащих и членов их семей, проживающих на территориях воинских частей, расположенных в обособленных и удалённых от населённых пунктов местностях?
     - Да, конечно. Избирательные участки на территориях таких воинских частей могут быть образованы по решению избирательной комиссии субъекта РФ командирами этих воинских частей, но не позднее, чем за 50 дней до дня голосования, а в исключительных случаях не позднее, чем за 5 дней до дня голосования.
     - Смогут ли проголосовать те военнослужащие, которые зарегистрированы по месту жительства, расположенному за пределами воинской части, в том случае если они не получали открепительное удостоверение, а в день выборов находятся на службе?
     - Военнослужащие, зарегистрированные по месту жительства, расположенному за пределами территории муниципального образования, в котором располагается воинская часть, при отсутствии у них открепительного удостоверения включаются в список избирателей на избирательном участке по месту расположения воинской части по личному письменному заявлению, поданному в участковую избирательную комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования.
     - В этом случае велик риск двойного учёта избирателей...
     - Да, верно. Чтобы этого избежать, мы рекомендуем командиру воинской части заблаговременно передать в соответствующую территориальную избирательную комиссию обобщённые сведения о заявлениях указанной категории военнослужащих.
     - А как быть, если военнослужащий, например, находится в длительной командировке и у него нет возможности получить открепительное удостоверение?
     - В соответствии с пунктом 6 статьи 27 Федерального закона военнослужащие, находящиеся вне места расположения воинской части, находящиеся в длительной командировке, не имевшие возможности получить открепительное удостоверение, также могут быть решением участковой избирательной комиссии включены в список избирателей на избирательном участке по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в участковую избирательную комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования.
     - Как голосуют курсанты, слушатели военных образовательных учреждений системы МВД России, МЧС России?
     - Согласно пункту 5 статьи 27 Федерального закона, курсанты и слушатели военных образовательных учреждений профессионального образования, обучающиеся по очной форме обучения и зарегистрированные по месту пребывания в общежитии, включаются в список избирателей по месту нахождения общежития или образовательного учреждения.
     - А наши военнослужащие за границей?..
     - Согласно тому же федеральному закону военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов, командированные в состав миротворческих миссий за пределы территории Российской Федерации и проживающие за пределами территории России или находящиеся в длительной заграничной командировке, включаются соответствующей участковой избирательной комиссией в список избирателей на избирательном участке, образованном за пределами территории Российской Федерации, на основании письменного заявления, поданного в соответствующую участковую избирательную комиссию не позднее дня, предшествующего дню голосования, либо устного обращения в день голосования.
     - Разрешены ли сбор подписей и предвыборная агитация на территории воинских частей и тому подобных образований?
     - Поскольку агитация в расположении воинских частей, военных организаций и учреждений запрещена, за исключением случая, когда единственное здание (помещение), пригодное для проведения агитационных публичных мероприятий, находится в расположении воинской части либо в военной организации или учреждении (пункт 7 статьи 54 Федерального закона, пункт 2 статьи 24 Федерального закона «Об обороне»), сбор подписей там также запрещён.
     Подпункт 5 пункта 4 статьи 41 Федерального закона, устанавливающий ограничения, связанные с должностным или служебным положением, не допускает участия в сборе подписей командования воинских частей руководителей органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов прокуратуры, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, таможенных органов, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и других органов, в полномочия которых входит реализация правоохранительных функций.
     - Возможно ли представительство военнослужащих в составе избирательных комиссий?
     - В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной тайне» сведения о дислокации и численности войск составляют государственную тайну. В связи с этим для организации голосования военнослужащих на общем избирательном участке в составы участковой избирательной комиссии и соответствующей территориальной избирательной комиссии включаются в качестве членов комиссии с правом решающего голоса представители воинской части в порядке, установленном пунктом 6 статьи 26 и пунктом 4 статьи 27 Федерального закона об основных гарантиях.
     Представители воинской части в составе участковой избирательной комиссии наряду с выполнением общих для членов избирательной комиссии задач в день голосования выдают избирателям по книге списка избирателей, содержащей сведения об избирателях, представленные командиром воинской части, избирательные бюллетени.
     - Кто осуществляет руководство деятельностью участковых избирательных комиссий, образованных на территориях воинских частей?
     - Руководство деятельностью таких комиссий осуществляется соответствующими территориальными избирательными комиссиями.
     - А могут ли военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов быть назначены уполномоченными представителями политической партии?
     - Да, могут, представив письменное заявление о согласии, но при этом они не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.
     Кандидат от политической партии вправе назначить до 600 доверенных лиц. Военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов могут быть назначены доверенными лицами при условии их освобождения от исполнения общих, должностных и специальных обязанностей военной службы, служебных обязанностей на период осуществления полномочий доверенного лица. Доверенные лица участвуют в избирательной кампании кандидата, в том числе осуществляют агитационную деятельность, но не имеют полномочий наблюдателя.
     - Как осуществляется информационное обеспечение военнослужащих?
     - Военнослужащих обеспечивают информационными материалами, размещаемыми в средствах массовой информации, командиры воинских частей. Такое распространение информации не должно носить агитационного характера и конечно же не должно нарушать равенства кандидатов.
     Воинским частям, военным учреждениям и организациям, а также военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей и с использованием преимуществ своего должностного или служебного положения.
     - Допускается ли предвыборная агитация в расположении воинских частей?
     - Нет, не допускается, за исключением случая, когда единственное помещение, пригодное для проведения агитационных публичных мероприятий, находится в расположении воинской части либо в военной организации или учреждении. Такое помещение предоставляется командиром воинской части по запросу соответствующей избирательной комиссии зарегистрированным кандидатам, их доверенным лицам, представителям политических партий, выдвинувших зарегистрированных кандидатов, для встреч с избирателями из числа военнослужащих.
     - Кто обеспечивает организацию таких встреч с избирателями-военнослужащими?
     - Организацию таких встреч обеспечивает командир воинской части совместно с избирательной комиссией субъекта РФ. При этом избирательная комиссия оповещает иных зарегистрированных кандидатов либо их доверенных лиц, представителей политических партий, выдвинувших зарегистрированных кандидатов, о месте и времени встречи не позднее чем за три дня до её проведения, а также обеспечивает равные условия проведения указанных мероприятий для всех зарегистрированных кандидатов, политических партий, выдвинувших зарегистрированных кандидатов.
     - Может ли голосование на территории воинской части завершиться раньше 20 часов, если, например, проголосовали уже все избиратели?
     - Да, такое возможно. Вместе с тем в местности, где возможно прибытие на избирательный участок других избирателей (например, с открепительными удостоверениями), голосование необходимо закончить в установленное законом время.
     - Голосуют ли те военнослужащие, которые по уважительным причинам, например, по состоянию здоровья, не могут прийти на избирательный участок?
     - В этом случае участковая избирательная комиссия, согласно статье 71 Федерального закона, обязана организовать голосование вне помещения для голосования.
     - В каких случаях допускается досрочное голосование военнослужащих?
     - Досрочное голосование допускается не ранее чем за 15 дней до дня голосования для тех избирателей, которые в день голосования в связи с выполнением задач военной службы (в составе дежурных сил, в караулах и т. п.) будут находиться в труднодоступных и отдалённых местностях и т. п.
     - Куда обращаться военнослужащему или работнику правоохранительных органов в том случае, если его избирательные права были нарушены?
     - В соответствии со статьёй 75 Федерального закона об основных гарантиях решения и действия или бездействие избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в суд.
     Решения и действия или бездействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, нарушающие избирательные права военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, также могут быть обжалованы в суде.
     - Какая ответственность предусмотрена за нарушение избирательных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов?
     - Законами предусмотрена уголовная и административная ответственность.
     - Спасибо за беседу.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex