на главную страницу

30 Ноября 2011 года

Подвиг

Среда

Версия для печати

Летописец ледовой трассы

Надежда БИЛИЧЕНКО,
  кандидат филологических наук.



     СРЕДИ летописцев ленинградской блокады достойное место принадлежит писателю, журналисту Арифу Сапарову, 100-летие со дня рождения которого будет отмечаться 15 июля 2012 года. До вступления в Союз писателей он более четверти века, начиная с 30-х годов, работал газетным очеркистом, опубликовав на страницах «Ленинградской правды», «Смены», «На страже Родины», других военных изданий сотни очерков.
     Именно тогда Ариф Васильевич сформировался как писатель-очеркист со своими художественными пристрастиями и манерой исследования жизненного материала. Убеждённый сторонник и приверженец документально-художественной прозы, он становится признанным мастером этого жанра, о чём свидетельствует хранящийся в семейной библиотеке Сапаровых сборник стихов «Дневные звёзды» с авторской дарственной надписью: «Превосходному очеркисту от начинающего очеркиста. Ольга Берггольц. 11/XII-59».
     В сентябре 1939 года Сапаров вместе с частями Красной Армии принимает участие в освобождении Западной Белоруссии. А спустя два месяца он как военный корреспондент «Ленинградской правды» уже на Карельском перешейке, в боях с белофиннами, где был тяжело ранен.
     Свой главный жизненный подвиг – военный и творческий – Ариф Васильевич совершил в дни жестоких испытаний в блокадном Ленинграде. Изо дня в день он, словно челнок, в движении между позициями защитников города и редакцией армейской газеты «На страже Родины». Как писал Алексей Гребенщиков, «обитая на Невском, 2, в комнатах, еле обогреваемых печурками-времянками, под распоротым бомбами небом, Ариф Сапаров вместе с Максимом Гордоном, Яковом Потехиным, Владимиром Ардашниковым и другими были в ответе за то, чтобы в самом маленьком подразделении царил дух воинского братства, чтобы опыт лучших снайперов становился достоянием общим, чтобы каждый овладевал наукой побеждать».
     Профессор Кембриджского университета Лайза А. Киршенбаум в своём фундаментальном исследовании «Наследие осады Ленинграда, 1941–1995: миф, воспоминания, памятники» приводит характерный эпизод: «Ариф Сапаров, сотрудничавший в газете «На страже Родины», вспоминает ночь, когда газетный фотограф ворвался в помещение редакции, уверяя, что видел, как в соседнем здании, расколотом пополам бомбой, целехонькое пианино повисло прямо над краем пропасти. Однако писателя впечатлило не столько уцелевшее пианино, сколько вешалка для одежды этажом выше, на которой всё ещё висело светлое мужское пальто и шляпа. «При этом пальто мерно раскачивалось...». И всё это... на фоне находившегося рядом шпиля Адмиралтейства, уподобившегося оперной декорации, что делало эту сцену ещё более страшной и незабываемой. Такие образы, – заключает Л. Киршенбаум – визуально удостоверяли, что Ленинград был городом, в котором обыденность становилась ИСТОРИЕЙ».
     БУДУЧИ корреспондентом газеты «На страже Родины», Сапаров был направлен политуправлением Ленинградского фронта на Ладогу для оперативного освещения строительства уникальной ледовой трассы через озеро, получившей в народе название «Дорога жизни».
     «Дорога жизни» – первая книга в творчестве Сапарова – создавалась в немыслимых, нечеловечески жестоких условиях и обстоятельствах ледовой трассы. Автору пришлось не раз на себе испытать, каково доставлять грузовиками хлеб измученному осадой городу. Обстрелы, налеты бомбардировщиков, полыньи, коварно поджидающие шоферов, суровые морозы...
     И это при всём том, что журналист не меньше своих героев страдал от голода и истощения. Если учесть, что вдобавок ко всему он ещё и болел туберкулезом, то зачастую оказывался в мучительно тяжёлых и опасных рейсах совершенно разбитым. Павел Лукницкий в известной книге «Ленинград действует» пишет, как ему пришлось 21 февраля 1942 года на Волховском фронте в деревне Оломна спасать коллегу: «Приехал вчера А. Сапаров из редакции «На страже Родины» больной, и я его лечил, уступив ему свои нары, сам спал на столах».
     Истины ради следует сказать, что многие запечатлённые очеркистом Сапаровым персонажи «Дороги жизни», такие как водители Филипп Сапожников, Максим Твердохлеб или военфельдшер Ольга Писаренко, чьи бесценные свидетельства он успел записать в боевой обстановке, не дожили до конца войны. Другие хотя и встретили Победу, но большинство из них прожили недолго. Однако благодаря журналисту-фронтовику остались увековеченными в анналах истории Великой Отечественной.
     Очеркист по призванию, Сапаров считал: ничто так не унижает достоинства жанра, как приукрашивание, как попытки расцветить и нарочито беллетризировать реальность. В своё время в секции документальной прозы Ленинградского отделения Союза писателей Ариф Васильевич любил повторять известную формулу Николая Чернышевского, что действительность всегда выше искусства.
     По глубокому убеждению Сапарова, документальный очерк – это совершенно самостоятельный, полноценный жанр художественной литературы, требующий от автора упрямой самоотверженности, дисциплины и настойчивости в постижении труднообъяснимых коллизий жизни. Задача писателя-очеркиста, говорил он, состоит не в том, чтобы находить ту или иную субъективную интерпретацию событиям жизни, а двинуться в глубь жизненного материала, так, чтобы он раскрыл свою внутреннюю динамику и многосложность. Надо ли говорить о том, насколько трудна такая задача.
     Принципиальная установка писателя на ограничение домысла в художественно-документальной прозе, его стремление опираться исключительно на реальные, подтверждённые фактами события, показывая их истинный драматизм и многосмысленность, встречала понимание и получала высокую оценку крупных писателей, историков. И не только отечественных. Известный зарубежный исследователь ленинградской блокады Гаррисон Солсбери, в годы войны возглавлявший агентство ЮПИ, в своей многократно издававшейся на разных языках книге «900 дней» не раз ссылался на публикации Сапарова как на прямые документальные свидетельства и предпочитал датировку, приводимую Сапаровым, как наиболее достоверную.
     В годы войны Сапаров публикует на страницах фронтовых газет десятки очерков и корреспонденций, посвящённых героям боёв. Он печатается в литературно-художественных сборниках, выходивших на Ленинградском фронте, в журналах «Звезда» и «Ленинград». Военные очерки Сапарова получили высокую оценку Юрия Германа, Ольги Берггольц, Николая Тихонова, Ильи Эренбурга. Его журналистский и воинский подвиг отмечен орденами Отечественной войны I и II степени, орденом Красной Звезды и многими медалями, две из которых – «За отвагу».
     КОГДА в 1947 году Сапаров сдал рукопись книги «Дорога жизни» в Ленинградское книжно-журнальное издательство, она вдвое была сокращена редактором, посчитавшим, что в ней слишком много мрачных, «натуралистических» подробностей. Народ, мол, должен быть ограждён от излишне сурового, мрачного тона описания еще кровоточащих событий великой войны, закончившейся победой.
     Издание появилось небольшим по тем временам тиражом – 7 тысяч экземпляров, зато получило массу восторженных отзывов, среди которых особую ценность представляли отклики бойцов и водителей ледовой трассы. Например, один из читателей В. Трофимов писал в издательство, что книга А. Сапарова «раскрывает разгадку нашей победы над технически оснащённым врагом».
     Второе издание «Дороги жизни» должно было выйти в 1949 году расширенным тиражом, однако книгу прямо на выходе изъяли из обращения, а сам автор, к тому времени заведующий отделом «Ленинградской правды», был изгнан из газеты. Более того, стоял даже вопрос о его аресте. Вот как описывает это событие, ставшее отражением так называемого «ленинградского дела», Антон Антонов-Овсеенко в своей книге «Берия»: «На «охоту за ведьмами» кинулся весь партаппарат. Достаточно было обнаружить в какой-либо книге имена казнённых, как её изымали, автора «привлекали». Так случилось с книгой А. Сапарова «Дорога жизни». Бюро обкома, бюро райкома разбирали сотни, тысячи персональных дел, возбуждённых по лживым, часто анонимным доносам. Два года партаппарат только то и делал, что изучал пустые, злобные кляузы».
     Впрочем, донос на автора «Дороги жизни», сочинённый литературным критиком Т. Трифоновой, был не так уж и «пустым». В нём говорилось, что Сапаров не только является личным другом «врага народа» Ивана Дмитриева (в годы войны возглавлявшего партизанское движение в Лужском районе), но и сознательно пропагандирует «вражескую деятельность» А. Кузнецова, П. Попкова, Я. Капустина.
     Позже, в 1957 году, все они, фактические руководители обороны Ленинграда, были реабилитированы, им вернули добрые имена. Но тогда одного упоминания их имён в книге «Дорога жизни» было достаточно, чтобы Сапарова лишили работы, запретили печататься. Кстати, в своих дневниках Корней Чуковский пишет, как всё та же Трифонова выступала в качестве «эксперта», когда понадобилось посадить известного театрального деятеля Симона Дрейдена.
     После реабилитации фигурантов «ленинградского дела» Сапаров получил возможность заниматься литературной работой, печататься под своим именем. Вышло в свет новое, дополненное издание «Дороги жизни». Книга только на родине издавалась более десяти раз, была переведена на многие европейские языки – чешский, польский, болгарский, немецкий и др.
     ПРОДОЛЖЕНИЕМ работы над «Дорогой жизни» стала хроникальная повесть «Январь сорок второго» (1969) – о наиболее драматическом периоде в жизни блокадного Ленинграда. Автор рассказал о поистине удивительном явлении – молодёжных бытовых отрядах, участники которых, совершая подвиги самопожертвования, спасали обречённых на смерть ленинградцев, умирающих в своих квартирах от голода и болезней. Голод, как и бомбы со снарядами, был, может быть, самым сильным орудием врага.
     Большое место в повести занимает отнюдь не выдуманная, а действительная история о том, как руками фашистской агентуры в осаждённый город забрасывались тысячи фальшивых продовольственных карточек, преследующих цель дезорганизовать продовольственное снабжение Ленинграда в самые критические дни блокады, и как ленинградцы не поддались на провокацию, проявив мужество, благородство и бдительность.
     ЛИШЁННЫЙ постоянной работы Сапаров в 1949 году по собственному почину приступает к формированию документально-художественного сборника, посвящённого обороне осаждённого города. Уникальная книга «Подвиг Ленинграда», составителем и членом редколлегии которой выступил Ариф Васильевич, после многолетней и тщательной работы вышла в свет в 1960 году. Её авторами стали не только профессиональные литераторы, известные писатели и журналисты, но и оборонявшие город на Неве воины армии и флота, рабочие, учёные, врачи, учителя, водители, архитекторы, хранители музеев, специально для этого издания написавшие свои воспоминания.
     «Подвиг Ленинграда» фактически стал первой энциклопедией обороны города, поскольку в соответствии с концепцией издания документальные очерки и свидетельства складывались в мозаику, дающую целостную панораму событий. Некоторые материалы, например, воспоминания уже упоминавшегося И. Дмитриева, просто не увидели бы свет, не проведи Сапаров длительной, кропотливой работы с их авторами.
     Наряду с прозой и поэзией в книгу органически вошли документы. Был создан обширный фонд фотографических свидетельств с привлечением работ известных фотомастеров Д. Трахтенберга, А. Бродского, Г. Чертова, В. Логинова. Привлекались к работе и художники – Н. Кочергин, В. Серов, С. Юдовин, А. Харшак.
     Появление этого издания побудило известного мастера документального кино Ефима Учителя снять одноимённый фильм на основе блокадной хроники. Одним из авторов сценария был Сапаров. Позднее писатель участвовал в коллективном сборнике «900 дней». Он был автором и составителем литературно-документальных сборников «Молодые защитники Ленинграда» и «Граница».
     «Четыре тетради» – это итоговое обширное военное повествование Сапарова. В нём речь идет о трагических перипетиях войны от первых тяжёлых испытаний вплоть до боев уже на территории Германии, на подступах к Берлину. В книге получила свое развитие главная тема его военного творчества – тема массового героизма сражающегося народа.
     И всё же самой дорогой и дорого ему доставшейся была «Дорога жизни» – повесть о легендарной ледовой трассе, спасшей Ленинград.
     
Санкт-Петербург.




Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex