на главную страницу

30 Ноября 2011 года

За кулисами истории

Среда

Версия для печати

Кто убил Николая Второго?

Подготовил к публикации Борис ЛАПТЕВ.



     БОЛЬШЕВИКИ распускают в прессе слухи, что царь вот-вот должен появиться в Москве, где над ним будет совершён «суд», а, вероятнее всего, никакого суда вообще не будет, царскую семью вышлют заграницу. То есть именно то, что говорил Яковлев в Тобольске.
     Вот лишь два сообщения на эту тему из газеты «Новое Слово». 29 мая 1918 года газета пишет: «Дело бывшего царя. В заседании коллегии обвинителей обсуждался вопрос о порядке возбуждения судебного следствия против царя Николая Романова. После разработки этого вопроса коллегия обвинителей представит свой доклад на заключение ЦИК, от которого зависит окончательное разрешение вопроса о предании суду Романова».
     19 июня 1918 года, то есть меньше чем за месяц до убийства царской семьи, «Новое Слово» сообщает: «Обвинения против Николая Романова. В своё время сообщалось в печати, что в компетентных кругах был поднят вопрос о предании суду Николая Романова. В настоящее время определённо передают, что вопрос о предании суду Николая Романова отпал. <...> В настоящее время в компетентных кругах определённо передают, что по соображениям политического характера Николай Романов вряд ли предстанет перед судом революционного трибунала. Ни в одном из учреждений не ведётся следствия о действиях Николая Романова, и, вероятнее всего, предстоящий Всероссийский съезд рабочих и солдатских депутатов вынесет постановление подвергнуть остракизму семью Романовых и выслать их из пределов Российской Федеративной республики за границу».
     Эти слухи должны были успокоить немцев. Но одновременно им же было сообщено, что в целях спасения императора неоднократно будет пускаться слух о его убийстве, но этому слуху верить не надо. Слухи о готовящемся убийстве государя появляются один за другим.
     То же «Новое Слово» буквально на следующий день после сообщения о предстоящей высылке царской семьи за границу, 20 июня, сообщает: «Слухи о Николае Романове. Как передают, слухи об убийстве Николая Романова возникли следующим образом: из Екатеринбурга в советских кругах была получена телеграмма, сообщавшая об убийстве Николая Романова. Телеграмма эта была никем не подписана и вызвала, естественно, сомнение. Однако слухи о телеграмме распространялись по городу и стали сообщать об убийстве уже как о факте. Вчера из Екатеринбурга было получено несколько телеграмм, свидетельствующих, что в городе не произошло ничего удивительного».
     На следующий день, 21 июня, слухи об убийстве государя приобретают в «Новом Слове» всё более подробный характер: «Слухи о Николае Романове. Несмотря на то что слухи об убийстве Николая Романова не получили до сих пор официального подтверждения, они продолжают циркулировать в Москве. Вчера, со слов лица, прибывшего из Екатеринбурга, передавалась следующая версия о случившемся. Когда Екатеринбургу стало угрожать движение чехословаков, по распоряжению местного совдепа отряд красногвардейцев отправился в бывший губернаторский дом, где жили Романовы, и предложил царской семье одеться и собраться в путь. Был подан специальный поезд в составе трёх вагонов. Красноармейцы усадили Романовых в вагон, а сами разместились на площадках. По дороге будто бы Николай Романов вступил в пререкание с красноармейцами и протестовал, что его увозят в неизвестном направлении, в результате этой перебранки красноармейцы якобы закололи Николая Романова. Тот же источник передаёт, что великие княжны и бывшая императрица остались живы и увезены в безопасное место. Что же касается бывшего наследника, то он тоже увезён, отдельно от остальных членов семьи. Все эти сведения, однако, не находят подтверждения в советских кругах».
     Любопытно, что в этом сообщении «Нового Слова» почти дословно была приведена та самая ложь, которую после 17 июля 1918 года большевики будут распространять про убийство царской семьи.
     СКОРЕЕ ВСЕГО Свердлову удалось ввести немцев в заблуждение и в этом вопросе. Вот что сообщал по этому поводу князь А.Н. Долгоруков: «Летом 1918 года в Киеве проживал член Государственного совета, киевский губернский предводитель Безак, он позвонил мне по телефону и сказал, что сейчас ему звонил граф Альвенслебен (германский дипломат. - Ред.) и сообщил ему, что сейчас он будет у Безака и передаст ему какое-то важное известие. Я отправился к Безаку, куда вскоре приехал Альвенслебен. Альвенслебен сообщил нам, что император Вильгельм желает во что бы то ни стало спасти государя императора Николая II и принимает к этому меры; что в целях спасения государя он куда-то перевозится, но что в настоящий момент немцы потеряли его след».
     Далее Альвенслебен предложил создать и послать на поиски государя три группы офицеров в Котельнич (городок Вятской губернии, куда, как предполагали немцы, могли перевезти царскую семью. - Ред.), Москву и Екатеринбург. Офицеры должны были получить немецкие паспорта, которые Альвенслебен обязался предоставить, и деньги, которые должны были собрать монархисты в Киеве. «Альвенслебен, - продолжает Долгоруков, -...предупредил нас, что между 16 и 20 июля (по новому стилю) распространится слух или известие об убийстве государя; что слух этот или известие не должен будет нас беспокоить: как и слух, имевший место в июне, он будет ложный, но что он необходим в каких-то целях именно Его спасения».
     Этот разговор весьма примечателен. Он проходил 5–6 июля, то есть накануне или даже в самый день убийства в Москве германского посла графа Мирбаха. Это убийство было крайне опасным для правительства Ленина, так как немцы немедленно потребовали ввести в Москву свой батальон для охраны посольства, что на деле могло способствовать свержению советской власти.
     Убийство Мирбаха, вероятно, было непосредственно связано с подготовкой убийства царской семьи. Требование Мирбаха о переводе государя в Москву стало, возможно, категоричным, и большевикам нужно было немедленно что-то делать.
     Троцкий писал, что летом 1918 года он предлагал организовать над государем «открытый судебный процесс, который должен был развернуть картину всего царствования (крестьянская политика, рабочая, национальная, культурная, две войны и проч.), по радио ход процесса должен был передаваться по всей стране; в волостях отчёты о процессе должны были читаться и комментироваться каждый день. Ленин откликнулся в том смысле, что это было бы очень хорошо, если бы было осуществимо, но времени может не хватить».
     Уже намного позднее, 10 апреля 1935 года, находясь в эмиграции, Троцкий развил эту мысль и попытался выставить Ленина главным виновником убийства царской семьи: «Сегодня во время прогулки в горы с Наташей (день почти летний) я продумывал разговор с Лениным по поводу суда над царём. Возможно, что у Ленина, помимо соображений о времени («не успеем» довести большой процесс до конца, решающие события на фронте могут наступить раньше), было и другое соображение, касавшееся царской семьи. В судебном порядке расправа над семьёй была бы, конечно, невозможна».
     ТАКИМ образом, Троцкий тонко подводит читателя к мысли, что Ленин был противником суда над царём, так как он уже знал о предстоящем убийстве его и его близких. Однако эта мысль Троцкого опровергается другими историческими свидетельствами.
     Один из соучастников екатеринбургского злодеяния М.А. Медведев (Кудрин) вспоминал на склоне лет, в декабре 1963 года, что он 16 июля 1918 года участвовал в заседании областного совета Урала. На этом заседании присутствовал Голощёкин, который рассказал о своей поездке в Москву к Свердлову, когда решалась участь царской семьи: «Санкции на расстрел семьи Романовых Голощёкину получить не удалось. Свердлов советовался с В.И. Лениным, который высказался за привоз царской семьи в Москву и открытый суд над Николаем II и его женой Александрой Фёдоровной, предательство которой дорого обошлось России.
     - Именно всероссийский суд! - доказывал Ленин Свердлову.
     Я.М. Свердлов пытался приводить доводы Голощёкина об опасностях провоза поездом царской семьи через Россию, где то и дело вспыхивали контрреволюционные восстания в городах, о тяжёлом положении на фронтах под Екатеринбургом, но Ленин стоял на своём:
     - Ну и что ж, что фронт отходит? Москва теперь - глубокий тыл, вот и эвакуируйте их в тыл! А мы уж тут устроим им суд на весь мир.
     На прощание Свердлов сказал Голощёкину:
     - Так и скажи, Филипп, товарищам - ВЦИК официальной санкции на расстрел не даёт».
     Что следует из этого рассказа, если отбросить весь словесный блуд Медведева? А следует только одно: Ленин всеми силами пытается не допустить расправы над царём и доставить его «на суд» в Москву, а Свердлов добивается именно противоположного решения.
     От редакции. Михаил Медведев (по подпольной кличке «Лом») был в Екатеринбурге начальником охраны царской семьи. До революции он поначалу считался левым эсером, на бакинских промыслах «крышевал» нефтедобытчиков, в большевистскую партию вступил не то в 1911-м, не то в 1914 году. Его старший брат, Александр, вступил в РСДРП ещё в 1910 году, а в 1918-м возглавил Брянскую ЧК.
     М. Медведев дослужился до полковника и умер в 1964 году персональным пенсионером союзного значения. По его версии, Юровский лишь добивал контрольными выстрелами членов царской семьи. А сам расстрел организовал Медведев с участием семи латышей, двух венгров и двух старообрядцев-анархистов - Никулина и Ермакова. В 1959 году на встрече со студентами юрфака МГУ имени Ломоносова Медведев хвалил Никулина и Ермакова за «смекалистость»: они решили сэкономить патроны, а потому добивали «врагов трудящихся» штыками.
     УЧАСТИВШИЕСЯ слухи об убийстве царя беспокоили Ленина. В июне 1918 года, то есть за месяц до убийства царской семьи, он шлёт 4 телеграммы в Екатеринбург с требованием сообщить ему о верности слухов об убийстве царя. Ни на одну из этих телеграмм Ленин не получает ответа. Наконец Ленин посылает в Ипатьевский дом Берзина, командующего войсками Красной Армии на Урале, чтобы он лично сообщил ему правдивые данные (Рейнгольд Берзин, бывший прапорщик, с июня 1918 года - командующий Северо-Урало-Сибирским фронтом, а с июля - командующий 3-й армией Восточного фронта. - Ред.).
     Не является ли всё это доказательством того, что между Свердловым и Лениным шла тайная борьба и что Ленин находился в определённой информационной блокаде?
     Не менее поразительным и загадочным является планомерное истребление на Урале родственников Ленина, проводимое местной ЧК. В январе 1918 года в Верхотурье был арестован двоюродный брат Ленина кадет В.А. Ардашев. Его доставили в Екатеринбург, где он был допрошен лично Яковом Юровским. После долгого допроса Виктора Ардашева отправили в посёлок Верх-Исетский Завод, но по дороге туда он был застрелен - якобы при попытке к бегству.
     По факту убийства Ардашева Голощёкиным была назначена проверка, которая, как и следовало ожидать, закончилась ничем. При этом из следственного дела пропал протокол показаний конвоира, застрелившего Ардашева. Ленин ничего не знал ни об аресте В.А. Ардашева, ни о его расстреле. И.Ф. Плотников пишет, что накануне трагической смерти своего двоюродного брата к Ленину в Петроград приехал его родной брат А.А. Ардашев. Прощаясь с ним, Ленин просил передать Виктору Ардашеву привет, не предполагая, что того нет уже в живых.
     В июне 1918 года в Екатеринбурге был арестован двоюродный племянник Ленина Г.А. Ардашев, командир красногвардейского эскадрона. Он был обвинён в измене революции и немедленно расстрелян.
     Спустя три недели, в самом преддверии убийства царской семьи, по приказу опять-таки Юровского был арестован отец расстрелянного Г.А. Ардашева - другой двоюродный брат Ленина - А.А. Ардашев со всей семьёй, включая малолетних детей.
     Кто-то из Екатеринбурга сообщил Ленину об этом аресте. Ленин немедленно посылает в Екатеринбург телеграмму: «Прошу расследовать и сообщить мне причины обыска и ареста Ардашевых, особенно детей, в Перми. Предсовнаркома Ленин».
     Лишь чудом Ленину удалось вырвать семью Ардашевых из лап Юровского. Мы видим, что убийства родственников Ленина проводились теми же людьми, что убили царскую семью. Это были люди Свердлова. Они действовали явно вопреки Ленину и втайне от Ленина. Заметим, что Ленин лишь чудом узнал о готовящемся убийстве целой семьи его двоюродного брата! Если люди, уничтожавшие родственников Ленина, делали это втайне от главы Советского правительства, то они могли точно так же скрывать от него подготовку убийства царской семьи.
     Во всяком случае, если принять за предположение вышеназванное, по-другому воспринимается телеграфный ответ Ленина редакции датской газеты «National Tidente». Редакция этой газеты 16 июля 1918 года, то есть за несколько часов до убийства царской семьи, послала на имя Ленина следующий запрос: «Ходят слухи, что бывший царь убит. Пожалуйста, сообщите факты. National Tidente».
     В тот же день в 16 часов по московскому времени в Данию была подготовлена к отправке следующая телеграмма Ленина на английском языке, которая, правда, не имеет на своём бланке его подписи: «National Tidente. Копенгаген. Слухи не верны, бывший царь жив. Все слухи только ложь капиталистической прессы. Ленин 16/7-16 ч.».
     Примечательно, что эта телеграмма так и не была отправлена, она вернулась с телеграфа с подозрительной пометой: «Вернули с телеграфа. Не имеют связи».
     Часто эту телеграмму приводят как доказательство коварства Ленина, который, заранее зная о предстоящем убийстве царской семьи, со спокойной совестью лгал миру. Но почему-то никто не пытается предположить иную версию этой телеграммы.
     Ведь за датской редакцией National Tidente стоял датский король Христиан, а за его спиной сам император Вильгельм, и Ленин отлично знал, кто его респонденты. Представить себе, чтобы Ленин так нагло лгал всё ещё очень опасному для него германскому императору, невозможно. И не был ли вызван ответ Ленина, изложенный в телеграмме, его уверенностью в том, что Николай II жив?
     
(Продолжение. Начало - в № 207, 212, 217.)

     

На фото: 1. И. Сталин, В. Ленин, М. Калинин. 1919 г.
2.Яков СВЕРДЛОВ. Его люди, видимо, были причастны к убийству родственников Ленина на Урале.




Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex