на главную страницу

2 Декабря 2011 года

«Круглый стол»

Пятница

Версия для печати

Кадровый вакуум «оборонки»

Олег ПОЧИНЮК, «Красная звезда».
Фото автора.



Сегодня основу промышленности Санкт-Петербурга, где всегда была велика доля «оборонки», составляют около 700 крупных и средних предприятий. Плюс целый ряд профильных КБ и НИИ. Для всех их масштабная Государственная программа вооружений на 2011– 2020 годы открывает новые перспективы развития. Но для решения поставленных задач требуются квалифицированные кадры - это для оборонно-промышленного комплекса (ОПК) один из приоритетов. И здесь отнюдь не всё благополучно. Какие проблемы существуют? Что предстоит сделать? На эти и другие вопросы совместно искали ответы участники «круглого стола», который состоялся в известной кузнице кадров для ОПК - Балтийском государственном техническом университете «Военмех» им. Д.Ф. Устинова (БГТУ).

     О серьёзности подхода говорит само название основной темы: «Качественная подготовка специалистов - гарантия национальной безопасности страны». В обсуждении приняли участие руководители вузов, промышленных предприятий, школьного образования.
     Кадровые проблемы ОПК известны. Это прежде всего возрастной состав оборонщиков. Так, в НИИ и КБ сотрудники пенсионного возраста составляют порядка половины персонала, а на производстве - свыше трети. Даже в относительно благополучных научных и трудовых коллективах доля молодёжи до 30 лет не превышает 30–40 процентов. Иными словами, существует реальная угроза потери профессиональной преемственности поколений, передачи опыта и знаний опытными кадрами.
     «Наш вуз давно и успешно занимается вопросами комплексной безопасности, готовит специалистов для этой сферы, - отметил ректор БГТУ Константин Иванов. - Качество подготовки - визитная карточка, которая всегда была и остаётся у «Военмеха». Вуз всегда ориентировался на подготовку кадров для оборонной промышленности, поэтому и отношение к уровню образования традиционно было и остаётся особым. То есть требования к выпускникам по-прежнему остаются высокими, но сейчас приходится сталкиваться с целым рядом проблем».
     Одна из них находится на поверхности: сейчас в оборонной отрасли России занято порядка 400 тысяч человек с высшим образованием. Для нормальной ротации кадров и смены поколений требуется ежегодное пополнение в размере 10 процентов, то есть вузы должны выпускать 40 тысяч инженеров, технологов, конструкторов и др. Реальные же возможности даже при благоприятных условиях позволяют выйти лишь на 20 тысяч выпускников.
     Сегодня технические вузы, готовящие специалистов для ОПК, уступают позиции ещё в школе. В последние годы наблюдается устойчивая тенденция: всё меньше одиннадцатиклассников сдают ЕГЭ по физике - профильной дисциплине для тех потенциальных абитуриентов, которые собираются стать инженерами, конструкторами и технологами. Так, в этом году количество сдававших составило по стране лишь 25 процентов, то есть большинство выпускников школ, гимназий и лицеев изначально не рассматривали получение технического образования. Выход многие эксперты видят во включении этого предмета в число обязательных для сдачи ЕГЭ наряду с математикой и русским языком. Кроме всего прочего это повысило бы рейтинг физики в школе - сегодня эту важнейшую дисциплину рассматривают чуть ли не как второстепенную.
     В организации подготовки кадров для ОПК до сих пор остаются нерешёнными пусть и формальные, но достаточно важные вопросы. В частности, нет положения о базовых кафедрах с предприятиями, НИИ и КБ. Если с производственной и преддипломной практикой вопросы можно решать, то с проведением занятий в цехах возникают сложности. Начиная от ответственности за соблюдение техники безопасности и заканчивая материально-техническим обеспечением - всё это должно быть законодательно закреплено.
     Вузы до сих пор не получили от промышленности профессиональные стандарты и компетенционные модели для подготовки специалистов - это их ориентир для качественной работы на перспективу. Пока эти документы подготовила только Объединённая авиастроительная корпорация.
     Есть вопросы и по переподготовке и повышению квалификации инженерно-технических кадров - этим параллельно занимаются в большинстве вузов. Впрочем, Петербург может служить примером: здесь на условиях софинансирования ведётся дополнительная (т. е. сверх государственных образовательных стандартов) подготовка специалистов для высокотехнологичных отраслей промышленности, в т. ч. и для ОПК. При этом 80 процентов расходов предприятий на эти цели возмещает городской бюджет.
     Все участники «круглого стола» сошлись во мнении, что успешно зарекомендовал себя целевой набор на технические специальности. Выгода обоюдна. Предприятие или организация, направившие абитуриента, после получения им диплома гарантированно имеют специалиста. А выпускник не беспокоится о трудоустройстве, и к тому же заранее готовится выполнять свои должностные обязанности - об этом конкретный работодатель тоже заботится.
     Как считает проректор Северо-Западного заочного технического университета (СЗЗТУ) Екатерина Черкасова, сегодня школьники смутно представляют, какой будет их карьера на оборонном или ином промышленном предприятии. Поэтому в их вузе создали наглядный «Инженерный навигатор», с которым можно знакомить выпускников школ, училищ и лицеев на мероприятиях по профориентации. Ведь карьера инженера может быть самой разной. Причём наиболее успешной, если к имеющемуся высшему техническому образованию - это обязательная базовая основа - добавляется экономическое или управленческое.
     Существенное предложение - на качественно новый уровень поднять школьные учебно-производственные комбинаты (УПК). В своё время именно они позволяли выпускникам приобщиться к рабочим профессиям и способствовали популяризации высшего технического образования. К тому же УПК можно приблизить к промышленным предприятиям - они должны работать в одной связке.
     По мнению заместителя генерального директора ОАО «Конструкторское бюро специального машиностроения» (входит в холдинг «Алмаз-Антей») по работе с персоналом Павла Афанасьева, сегодня для работодателя важно не столько наличие диплома, сколько само стремление молодого специалиста трудиться на производстве. Поэтому надо давать «зелёный свет» тем, кто пусть и не получил мощной базовой подготовки в ведущем вузе, но готов совершенствоваться.
     «Недавно рассматривали на аттестационной комиссии девушку-инженера, окончившую сельскохозяйственную академию, - привёл пример Афанасьев. - Когда три года назад принимали её с дипломом инженера-механика, то были сомнения, сумеет ли она освоить непростые обязанности на своём техническом участке. Но за это время она стала одним из лучших специалистов - у неё было искреннее желание этого добиться. Опять же всегда обращаем внимание, из какой семьи выпускник вуза. Если из инженерной - это уже плюс, так как человек многое знает о предстоящей работе».
     О ещё одном резерве пополнения вузов абитуриентами рассказала директор ГОУ Центр образования № 697 Наталья Соколова. Такие центры образования с очной, очно-заочной, вечерней формой обучения и экстернатом есть в нескольких районах Петербурга. По сути, это учебное заведение - вечерняя сменная школа, по типу той, что замечательно показана в фильме «Большая перемена». Там получают среднее полное образование люди, которые обычно уже работают. Т. е. после получения аттестата они вполне осознанно делают дальнейший выбор профессии, зачастую выбирая именно технические университеты. Причём, как показывает практика, баллы ЕГЭ у выпускников довольно высокие.
     И наконец, нужно на государственном уровне проработать меры для того, чтобы инженерные специальности стали престижными среди молодёжи. Здесь велика роль телевидения и других СМИ.
     Конечно, изменение отношения к той или иной группе специальностей - процесс постепенный и внешне малозаметный. Но сама жизнь будет подталкивать всё большее число выпускников школ к вполне осознанному выбору профессий инженера, технолога, конструктора. К примеру, все мы помним, каким был спад интереса к строительной сфере, а сейчас молодые люди охотно идут в профильные вузы.
     ...«Круглый стол» ещё раз подтвердил: повышение качества подготовки инженерно-технических и научно-исследовательских кадров для системы ОПК - один из государственных приоритетов в области образования. Решение этой задачи зависит не только от финансирования, но и от использования имеющихся резервов во всей цепочке школа - вуз - предприятие. Только тогда можно рассчитывать на конечный успех.
     Комментарий руководителя Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга (СПП), президента и генерального конструктора холдинговой компании «Ленинец» Анатолия Турчака:
     - Могу однозначно сказать: самый сложный момент в развитии нашего промышленного производства и научного потенциала связан с нехваткой кадров. Причём речь не только о дефиците квалифицированных специалистов, но и об отсутствии им смены в ближайшем будущем. Имею в виду молодых людей, которые выбирают профессию или начинают её осваивать. Как вы знаете, процесс подготовки хорошего токаря, фрезеровщика, слесаря, радиомонтажника и т. д. достаточно сложный и длительный. Несмотря на то что в нашем городе в отличие от многих регионов удалось за последний период восстановить систему среднего и начального профессионального образования, кадров всё равно не хватает.
     Аналогичная ситуация и с инженерно-техническими работниками (ИТР): конструкторами, технологами, разработчиками новой аппаратуры и техники. В них сегодня очень нуждается практически любое промышленное предприятие, в том числе и работающие в интересах Министерства обороны РФ.
     Сейчас действует ряд соответствующих программ, где предусмотрены вложения бюджета и участие непосредственно промышленных предприятий и организаций. В частности, совместно с Комитетом по образованию администрации Санкт-Петербурга проводится работа по развитию начального и среднего профессионального образования. На предприятиях созданы учебные центры, где студенты, учащиеся колледжей и лицеев имеют возможность совершенствовать основные навыки будущей профессии. Не говоря об учебной практике и стажировках непосредственно на производстве. Плюс к этому удалось найти понимание у руководителей учебных заведений, и они дали «добро» на участие промышленников в формировании программ обучения по основным специальностям. В них закладываются те требования, которые позволят молодому специалисту «без раскачки» работать. Конечно, на производстве процесс «доводки» продолжится, но он уже займёт меньше времени - базовые навыки будут приобретены в период учебы.
     Сегодня совместными усилиями при вузах создаются малые инновационные предприятия. Крупные компании помогают им с получением заказов, и одновременно будущие специалисты совершенствуют там практические навыки.
     Повторюсь: сейчас главная проблема - кадры. Город на Неве всегда был кузницей научных и инженерных кадров, и эту традицию мы обязательно должны продолжить, тем более что планы развития городской промышленности достаточно оптимистичные.
     

На снимках: Анатолий ТУРЧАК; во время работы «круглого стола»; совсем скоро они придут в цеха «оборонки».




Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex