на главную страницу

2 Декабря 2011 года

Армия и Церковь

Пятница

Версия для печати

Мы служим для армии

Владимир Сосницкий, «Красная звезда».
  Фото автора.



Это была впечатляющая картина: штурмовики на бреющем полёте с грохотом проносились над полигоном, оставляя после себя стену огня и дыма, а на пологой высотке шло богослужение. Православный священник у походного алтаря осенял крестным знамением солдат и офицеров, а сразу после церковной службы воины уходили на службу ратную - в учебные бои.
Священник, который благословлял солдат на их нелёгкий воинский труд, - протоиерей Михаил Васильев, руководитель сектора ВДВ Синодального отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооружёнными Силами и правоохранительными учреждениями, настоятель патриарших подворий при штабе ВДВ и РВСН. Ему сорок лет. Сын офицера, он вырос в отдалённых военных гарнизонах, окончил философский факультет МГУ. Во время одного из парашютных прыжков у него случился глубокий перехлёст купола стропами. Приземление было травматическим. Но боевой дух у отца Михаила от этого не поубавился. На учениях он по-прежнему проводит большую часть своего времени.

     - Отец Михаил, на учениях время солдата и офицера расписано по минутам. Как при таком жёстком графике удаётся участвовать в церковных обрядах?
     - Значит, у них есть такая насущная необходимость. По этому поводу очень точно высказался командующий ВДВ генерал-лейтенант Владимир Шаманов: «На войне атеистов нет!» Когда ты выпрыгиваешь с тканевым мешком за спиной из летящего на километровой высоте со скоростью триста километров в час самолёта и один Бог ведает, превратится ли этот мешок в парашют, то чаще всего в душе не остаётся места для атеистических идеологем. Точно так же и в других критических ситуациях. Поэтому человек чаще начинает задумываться о вечном, отбрасывая мирскую суетность. Участие в церковной молитве становится для многих из них важным, необходимым, а присутствие священника, его моральная поддержка, благословение перед полётом заметно укрепляют их дух.
     - Священнику, работающему в войсках, необходима специальная подготовка?
     - Безусловно. И она у всех священников, служащих в ВДВ, есть. В настоящее время в десантных частях работают девять православных священников, которые прошли полный курс воздушно-десантной подготовки и регулярно десантируются в составе подразделений. Например, протоиерей Савва Щербина имеет на своём счету около 550 прыжков с парашютом. На нынешних тактических учениях десантников в составе 108-го десантно-штурмового полка совершили прыжки иерей Андрей Шеломенцев и дьякон Андрей Командин. В опасные моменты военной службы священник должен быть рядом с солдатом, матросом, офицером.
     Иерей Андрей Шеломенцев - офицер запаса, майор морской пехоты, прошёл через чеченскую войну, награждён боевыми орденами, мастер спорта по рукопашному бою. Или, например, на недавних учениях вместе с морской пехотой десантировался на необорудованное побережье с большого десантного корабля игумен Герасим - священник одной из ракетных дивизий, которая дислоцируется в Сибири.
     Все священники перед назначением на штатные должности, а определены они на уровне войсковых соединений, проходят военную доподготовку, главная составляющая часть которой - практическая работа в ходе войсковых тактических учений и морских походов. К примеру, в ВДВ и Ракетных войсках стратегического назначения хорошо отработаны многие форматы деятельности священников, поэтому для передачи этого опыта на учения ВДВ и РВСН привлекаются священнослужители из других видов и родов войск.
     - Недалеко, наверное, то время, когда в каждой воинской части будет полковой храм?
     - Полковые храмы, конечно же, нужны. Но, на мой взгляд, важно не только наличие храма, как капитального сооружения но и выстроенная система духовной работы. Думаю, что принятое Президентом России Дмитрием Медведевым решение о возрождении института военного духовенства в Российской армии будет способствовать созданию такой системы.
     Что касается храмов, то здесь тоже нужно учитывать специфику военного служения. В местах постоянной дислокации, к примеру, десантники и мотострелки срочной службы проводят менее полугода. В основном они проходят обучение в полевых условиях. Поэтому очевидно, что необходимы походные храмы. Был создан типовой образец мобильного войскового храма, который изготовили на Волгоградском троллейбусном заводе. На нынешних учениях он прошёл всесторонние испытания. Этот походный модуль оборудован как алтарь, есть там и отсек для жизнеобеспечения священника и дьякона с достаточным бытовым оборудованием. Одна из боковых стен модуля трансформируется в экран для показа фильмов духовного и воспитательного характера. Модуль оборудован комплектом видео- и аудиоаппаратуры, позволяющей использовать современные формы и методы религиозной работы. За 10-15 минут этот походный алтарь усилиями двух человек может быть развёрнут непосредственно в боевых порядках части. Своим ходом мы доставили его из Москвы на горный полигон за полторы тысячи километров. Отсюда, опять же своим ходом, мобильный храм поедет на Ейский полигон, где будут проходить боевые стрельбы войсковых зенитчиков.
     - А что можно сказать об уровне религиозности нынешних солдат и офицеров?
     - Поколение рepsi со всеми своими заблуждениями и пороками тоже служит в армии. Поэтому священники, работающие в войсках, видят свою задачу в просветительской деятельности и духовном возрождении молодых людей. Суровые, порою рискованные условия военной службы способствуют воспитанию серьёзного отношения к жизни, заставляют задуматься о её смысле и располагают к зарождению и развитию религиозного чувства. Патриотизм и православие для русского человека - понятия родственные. Поэтому работа наших священников в военной среде весьма востребована. Мы идём к военным не потому, что у Православной церкви есть проблемы с трудоустройством священнослужителей, а потому, что слово Божье нужно людям в погонах. Мы не служим в армии, а служим для армии. Священники за свой счёт ездят в войска, на учения. Вот даже походный алтарь мы доставляем на полигоны за счёт собственных средств. Но мы будем делать своё дело с Божьей помощью и дальше, следуя десантному девизу: «Никто, кроме нас!»



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex