на главную страницу

3 Декабря 2011 года

Тенденции

Суббота

Версия для печати

Евросоюз: тучи сгущаются



Европейский союз вступил в критический недельный период, в течение которого предстоит завершить работы по программе комплексного ответа на долговой кризис в еврозоне и стабилизации единой европейской валюты. Решение на этот счёт должен принять предстоящий 9 декабря саммит Евросоюза, который в то же время может стать и последним в нынешнем финансовом формате данной организации. Во всяком случае граждане Евросоюза в большинстве своём смотрят в будущее с пессимизмом, граничащим с паникой. Такие настроения могут спровоцировать финансовую катастрофу, в результате чего евро может и вовсе прекратить своё существование.
О том, что происходит в финансовой системе Евросоюза и что её ждёт, рассказывает корреспондент ИТАР-ТАСС в Лондоне Виталий Макарчев.

     
* * *

     Ситуация в еврозоне ЕС быстро подходит к рубежу, когда руководству её ведущих стран придётся принимать важнейшее решение: начать или нет монетизацию госдолга ряда входящих в зону евро государств. Монетизация предполагает изменение нынешней политики Европейского центрального банка (ЕЦБ) и начало выпуска им крупных партий не обеспеченных активами евро. Тем самым расположенный в немецком Франкфурте-на-Майне ЕЦБ превратится в кредитора последней инстанции и неиссякаемый источник валюты для тех стран, которые сейчас потеряли или теряют возможность привлечения кредитов с частного рынка заёмного капитала для финансирования дефицитов своих госбюджетов.
     Обратной стороной монетизации станет возникновение в экономике еврозоны гиперинфляции. Пока на её пути стоят основополагающие документы еврозоны ЕС (17 стран Евросоюза), которые запрещают ЕЦБ оказывать прямую поддержку странам-участницам, а также Германия. Берлин считает, что гиперинфляция ведёт к политической нестабильности и угрозе прихода к власти популистских сил, как это в Германии произошло во времена Веймарской Республики. Однако, как сейчас становится ясно, у немцев не осталось иного выбора, как допустить выпуск не обеспеченных активами евро.
     В случае если канцлер Ангела Меркель не согласится в той или иной форме на монетизацию госдолга Италии и Испании, то альтернативой станет неуправляемый развал зоны евро.
     В результате сейчас внимание ведущих экспертов приковано к ЕЦБ, политика которого является важнейшим показателем принимаемых лидерами еврозоны решений.
     Между тем руководство этим банком перешло в сентябре к 64-летнему итальянскому экономисту Марио Драги, получившему образование в США в Массачусетском технологическом университете. В деловых кругах он имеет славу «финансового ястреба», который придерживается консервативного подхода и видит в инфляции главную опасность для экономики зоны евро.
     Продолжающийся второй год подряд кризис рынка суверенных облигаций зоны евро перерос в системный и угрожает самим основам Евросоюза. Как заявил за несколько дней до ухода со своего поста Жан-Клод Трише, предшественник Драги, «мы имеем дело не только с кризисом Евросоюза, но и с кризисом всего Запада и модели его развития».
     Осенью 2009 года в зоне евро начался новый виток кризиса, вызванный высокой государственной задолженностью ряда средиземноморских стран и Ирландии. В результате ЕЦБ был вынужден приступить к реализации чрезвычайной программы - скупке на вторичном рынке облигаций ряда стран еврозоны. Однако принятые в последние 24 месяца меры по преодолению этого кризиса рынка гособлигаций пока не принесли желаемых результатов.
     Как отмечают специалисты, ещё до конца текущего года Драги придётся принять ряд трудных решений. Перед ним:
     • вопрос об уровне учётной ставки по евро в условиях, когда, с одной стороны, происходит падение темпов экономического роста в зоне евро, а с другой - идёт оживление инфляции;
     • проблема выпуска единых облигаций еврозоны для стабилизации её финансового рынка;
     • будущее программы скупки ЕЦБ на вторичном рынке облигаций стран еврозоны, которые оказались в сложном финансовом положении.
     Положение Драги осложняется тем, что его банк лишён возможности выдавать правительствам стран зоны евро прямые кредиты на финансирование государственного дефицита, то есть ЕЦБ не может печатать в случае необходимости дополнительные и не ограниченные по своим объёмам партии денег.
     Пока ещё не ясно, будет ли добиваться Драги получения ЕЦБ этого права или нет. Однако он, судя по всему, намерен действовать решительно и быстро. Новый глава ЕЦБ уже предпринял шаги к тому, чтобы не допустить расширения программы по поддержке бюджетов стран еврозоны. Совет управляющих ЕЦБ снизил до 20 млрд. евро максимальную сумму, которую банк еженедельно выделяет на приобретение государственных облигаций стран еврозоны. (Согласно неофициальным источникам, в момент обострения кризиса гособлигаций еврозоны ЕЦБ в течение пяти торговых дней тратил на эти нужды до 30 млрд. евро.).
     Таким образом, ЕЦБ продемонстрировал, что не готов использовать свои активы для стабилизации финансового рынка Евросоюза за пределами своего мандата, предполагающего сдерживание инфляции и поддержание стабильности цен внутри еврозоны. Проводимая сейчас ЕЦБ политика свидетельствует о том, что Драги следует концепции Бундесбанка и не готов пока превратить банк в кредитора последней инстанции.
     Но такое положение не может продолжаться длительное время, так как в еврозоне нет иного инструмента, который способен стабилизировать её финансовый рынок. Германия стремится сейчас возложить задачу стабилизации еврозоны на Международный валютный фонд.
     Представители ЕЦБ и МВФ провели серию консультаций на предмет предоставления Европейским центробанком крупных финансовых средств в специальный фонд МВФ, предназначенный для обеспечения стабилизации зоны евро. Тем самым ЕЦБ, с одной стороны, не нарушил бы основополагающие документы Евросоюза, которые запрещают ему напрямую помогать правительствам стран зоны евро, а с другой - использовал бы свои финансовые резервы для стабилизации еврозоны.
     Предполагаемый фонд должен иметь активы на сумму в 2 трлн. евро. Этого достаточно для того, чтобы не допустить угрозы дефолта Италии и Испании. Как отмечают посвящённые в переговоры лица, в этот фонд могут поступить также средства от группы БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) - 300-500 млрд. евро.
     Одновременно Берлин ведёт работу по реформированию Евросоюза. Судя по поступившим сообщениям, Германия намерена добиваться изменения основополагающих документов ЕС, с тем чтобы в них был включён механизм упорядоченного дефолта стран зоны евро по своим государственным долгам. Это стало ясно после того, как в европейские СМИ просочились сведения о разработанном Берлином концептуальном документе по реформе фундаментальных соглашений Евросоюза. По данным радиостанции Би-би-си, концепция предлагает реорганизовать Европейский механизм финансовой стабильности в Европейский валютный фонд и наделить его расширенными полномочиями. Среди них - право управлять национальными бюджетами тех стран еврозоны, которые оказались в сложном финансовом положении.
     В случае если по причине огромного финансового бремени невозможно провести стабилизацию отдельной страны зоны евро, она будет вынуждена объявить дефолт. При этом финансовые структуры Евросоюза и еврозоны обеспечат «управляемый дефолт», с тем чтобы он не вызвал краха мирового финансового рынка. Немецкая инициатива поступит, видимо, на рассмотрение саммита ЕС, который пройдёт в Брюсселе в середине декабря.
     
* * *

     Известный французский экономист и бывший глава Европейского банка реконструкции и развития Жак Аттали в интервью одной из бельгийских радиостанций на днях предположил, что евро может прекратить существование уже к нынешнему католическому Рождеству. А поставщики программного обеспечения для валютных операций, по сообщению американской газеты «Уолл-стрит джорнэл», уже тестируют программы для торгов отменёнными национальными валютами стран еврозоны.
     По мнению Аттали, лидеры ЕС должны согласовать как минимум три решения.
     Во-первых, необходимо позволить Европейскому центральному банку скупать гособлигации проблемных стран еврозоны.
     Во-вторых, нужно лишить аутсайдеров части их финансового суверенитета, введя наднациональный контроль за бюджетом.
     И наконец, следует внести изменения в законодательство ЕС.
     «Таковы эти три ступени. Первую можно возвести за пять минут, вторую - за неделю, третью - через шесть месяцев. Но начинать возводить все три надо одновременно. В противном случае мы идём к катастрофе», - уверен Аттали.
     Основное беспокойство сейчас вызывает ситуация не в Греции - неизбежность бесславного конца финансовой системы греков, не умеющих жить по средствам, для экспертов очевидна - а в Италии, обладающей одной из крупнейших в регионе экономик. Дефолт и исключение Греции из зоны евро не означал бы летального исхода для еврозоны в целом. Однако долговой коллапс Италии неизбежно будет означать конец евро. Это понимает и сам Марио Монти, новый премьер-министр Италии.
     Равно как канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Николя Саркози, которые планируют встретиться в Париже накануне саммита и обсудить совместные меры по выводу Европы из финансового кризиса. Говоря о них, Саркози, выступая в четверг в Тулоне, заявил, что Европа должна быть реформирована, так как у неё не остаётся выбора. Он сообщил также, что Франция и Германия выступают за новый европейский договор, который необходим для сохранения евро. Речь о том, чтобы переписать документы, на которых строился Евросоюз, - они устарели и не отвечают требованиям времени, утверждает президент Франции. Саркози ставит знак равенства между Евросоюзом и еврозоной: крах евро ударит по всем.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex