на главную страницу

3 Декабря 2011 года

Офицеры России

Суббота

Версия для печати

Разведчик Николай Кузнецов

Юрий БОРОДИН, «Красная звезда».
  Фото автора.



     Обычно, рассказывая об офицере, принято говорить, что он ещё в детстве решил стать военным. Как ни банально это звучит, в случае с Николаем Кузнецовым это действительно так. Вот только не планировал герой нашей публикации служить в войсковой разведке. Его манили безбрежные просторы Пятого океана. Много лет он лелеял мечту стать военным лётчиком. Готовился, серьёзно занимался различными видами спорта, прыгал с парашютом. Но на военкоматовской медкомиссии ему по-михалковски заявили, мол, с вашим ростом в самолёте неудобно быть в полёте. Сказалось увлечение борьбой. Впрочем, продолжали врачи, в Сухопутных войсках такому здоровяку цены не будет. Николай прислушался к их совету. И уже вскоре щеголял в форме курсанта Владикавказского военного общевойскового командного училища.
     Выбор именно этого училища во многом определил дальнейшую судьбу офицера. Ведь первый опыт участия в локальном конфликте был приобретён в Северной Осетии, где с 1992 года шло вооружённое противостояние между ингушами и осетинами. На сотрудников милиции, военнослужащих внутренних войск и Вооружённых Сил России легли новые заботы – развести представителей двух народов.
     Курсанты Владикавказского ВОКУ тоже не остались в стороне от тех трагических событий. Вплоть до 1993 года, когда училище расформировали и его курсанты были разбросаны по другим военно-учебным заведениям страны, в Северной Осетии все носящие военную форму люди выполняли роль живого щита между конфликтующими сторонами. В республике действовало чрезвычайное положение.
     Однако Николая Кузнецова события тех страшных лет не испугали. Не случайно после получения лейтенантского звания в вузе Минобороны России в Новосибирске и распределения в один из образцово-показательных мотострелковых полков он снова стал проситься на Кавказ. И это несмотря на то, что в регионе в самом разгаре был новый страшный вооружённый конфликт – теперь уже в Чечне. Через несколько месяцев пожелание лейтенанта Кузнецова было учтено. Так в отдельном разведывательном батальоне 19-й мотострелковой дивизии 58-й общевойсковой армии СКВО появился новый взводный.
     Не успел лейтенант Кузнецов принять разведывательно-десантный взвод, как его подразделение в составе батальона отправили в Грозный. Излишне говорить, что осень 1995-го была щедра на боевые эпизоды. Поддавков от военной судьбы никто из разведчиков конечно же не ждал. Но и предположить, что будут подлянки со стороны боевиков и мирных жителей, они тоже вряд ли могли. И всё же «дубль» в боевой биографии офицера не был напрасным. Сослуживцы Кузнецова своей отчаянной отвагой надолго запомнились и врагам, и друзьям. Подтверждает это первая высокая награда Николая Кузнецова – орден Мужества.
     Вторая кампания также не прошла мимо нашего героя. И вновь легендарный разведчик Николай Кузнецов мог бы гордиться своим молодым тёзкой. Военнослужащим владикавказского разведбата выпадали очень непростые задачи. При выполнении в 2002 году одной из них офицер вновь был отмечен государственной наградой – медалью «За отвагу». Тогда поднятые посреди ночи разведчики были брошены в бой, где на прорыв шла взятая в клещи банда Гелаева. Бой был страшный. Ощутимые потери понесли обе стороны. И всё же успех был за разведчиками...
     После учёбы в Общевойсковой академии Николай Кузнецов вновь был отправлен в Северо-Кавказский регион. Служил начальником разведки родной 19-й дивизии в разведотделении 58-й армии. После нескольких оргштатных мероприятий принял разведывательный батальон, где сегодня и служит.
     – Сильный батальон мне достался от прежнего комбата. Хороший коллектив – с характером, с душой. Без этого в нашем деле нельзя, – отмечает подполковник Кузнецов.
     Боевой подготовке в подразделении уделяется большое внимание. План занятий составлен так, чтобы с максимальной отдачей использовать каждую минуту. Вот и в ходе летнего лагерного сбора разведчики отрабатывали различные дисциплины, в том числе и специальные. Впрочем, и в пункте постоянной дислокации занятия с военнослужащими батальона идут не менее интенсивно. Учебные классы и приказарменная учебно-материальная база тому хорошее подспорье. В ходе занятий и практических тренировок командиры делают упор на боевой опыт применения спецподразделений, полученный в ходе недавних локальных конфликтов. «Боевой багаж» комбата тоже как нельзя кстати. Полученные в зоне боевых действий навыки, профессиональные секреты – всем этим офицер щедро делится с подчинёнными. Очень кстати и традиционные двухмесячные экскурсии в горы – на Дарьяльский полигон, где с военнослужащими спецподразделений проводятся занятия по всем видам горной подготовки. После такой «академии» разведчики чувствуют себя в горно-лесистой местности весьма комфортно. Как отмечает комбат, сегодня подготовить пешего разведчика труда не представляет. Другое дело – со спецами иного профиля. Ведь ни для кого не секрет, что львиную долю информации собирают военнослужащие подразделений радиоэлектронной разведки, которые способны слышать всё за многие сотни километров. Но для того чтобы ни один шорох неприятеля не остался незамеченным, эти подразделения должны комплектоваться подготовленными специалистами. А с этим сейчас проблема. Даже офицерские кадры в таких подразделениях в большом дефиците. В нынешнем году ожидали пятерых молодых офицеров, а пришёл лишь один. Аналогичная картина и с младшими специалистами. В итоге командирам подразделений ничего не остаётся, как назначать на названные должности пусть и достойных, но не подготовленных в полной мере спецов. Есть проблемы и со средствами радиоэлектронной разведки (рэр). Несмотря на подвижки в вопросе перевооружёния подразделений, в разведбате всё ещё используются «старички» – комплексы рэр. Успокаивает одно – на наших военных базах и в большинстве бригад ЮВО эта техника уже заменена современными комплексами...
     Впрочем, сам подполковник Николай Кузнецов настроен оптимистично. Не за тем он шёл служить, чтобы то и дело сетовать на трудности и проблемы. Как он сам считает, не дело это – опускать руки. Этому Николая научил его дед – известный в Северной Осетии–Алании фронтовой разведчик полный кавалер ордена Славы Виктор Михайлович Коняев. А уж в его военной судьбе непростых минут было куда больше. Внук старается в главном походить на легендарного предка – при любых обстоятельствах не забывать, что ты русский солдат. Думаю, и прославленный разведчик Николай Кузнецов, которого сегодня мы уже неоднократно вспоминали, ни на мгновение не пожалел бы, что в сегодняшней Российской армии служит его тёзка – офицер войсковой разведки.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex