на главную страницу

6 Декабря 2011 года

ТОФ: новые возможности

Вторник

Версия для печати

Спасатели придут на помощь

Андрей ГАВРИЛЕНКО, «Красная звезда».



На Тихоокеанском флоте под руководством врио начальника штаба ТОФ контр-адмирала Сергея Рекиша прошло учение спасательных сил флота и соединения дизельных подводных лодок по спасению экипажа «аварийной» субмарины.

     В ходе учения подводникам предстояло самостоятельно выйти из «аварийной» субмарины через торпедные аппараты и добраться до спасательных средств. Непосредственный выход экипажа контролировали водолазы-спасатели и специальная группа контроля подводной обстановки посредством телеуправляемого подводного роботизированного аппарата «Обзор-150».
     Как сообщила группа информационного обеспечения Тихоокеанского флота, по сценарию учения члены экипажа, облачённые в специальные гидрокостюмы, покидали подводную лодку. В воде их ожидали водолазы-спасатели, которые помогали подводникам подняться из глубины на поверхность и доставляли до спасательных судов. На судах были развёрнуты силы, способные оказать первую медицинскую помощь. Здесь находился медик и специальная барокамера для декомпрессии «пострадавших». В ходе второго этапа учения группа подводников отрабатывала эвакуацию через аварийный люк, покидая субмарину с кормовой части и забираясь в спасательные плотики и быстроходные катера, которые доставляли их на спасательное судно.
     В учении по проведению спасательной операции были задействованы экипаж дизельной подводной лодки, где командиром капитан 2 ранга Юрий Конкин, личный состав флотского спасательного отряда под командованием капитана 1 ранга Павла Божка, а также семь спасательных судов различного водоизмещения. Оценивая результаты учения, контр-адмирал Сергей Рекиш подчеркнул, что в ходе проведения данного мероприятия перед его участниками стояла главная задача – проверить готовность экипажей подводных лодок к самостоятельному выходу из аварийной субмарины, а также отработать взаимодействие экипажа лодки и всех спасательных сил флота. В ближайшее время будут подведены окончательные итоги учения с детальным разбором всех этапов. По предварительным данным, действия всех участников оценены на «хорошо».
     Стоит отметить, что спасательные силы Тихоокеанского флота регулярно отрабатывают различные задачи по своей специфике. Некоторое время назад, к примеру, когда в море выходили спасательные суда ТОФ «Саяны», «Фотий Крылов» и «Алагёз», проводились тренировки по оказанию помощи условно аварийной подводной лодке, лежащей на грунте. В учении были задействованы телеуправляемые подводные аппараты «Пантера» и «Тайгер». Команды для этих аппаратов подаются операторами из специально оборудованного помещения с мониторами, на которых отображается всё, что происходит под водой. Необитаемые подводные аппараты справляются со сложнейшими задачами, включая резку, распил и перекусывание канатов, освобождение запутанных объектов и подъём их на поверхность. Рукой-манипулятором подводного робота можно выполнять филигранную работу, к примеру поднимать ракушки величиной 2-3 сантиметра. Но основные задачи техники более серьёзные – это помощь и спасение. Например, эти роботы могут обеспечить подачу воздуха к аварийным объектам, где находятся люди.
     Кроме необитаемых аппаратов, в отработке задач по названной выше тренировки участвовал водолаз, облачённый в специальный нормобарический жёсткий скафандр, конструктивно напоминающий небольшой батискаф. В таком снаряжении можно погружаться на 370 метров и находиться под водой до 48 часов. Различные тренировки в заливе Петра Великого продолжались несколько месяцев. В частности, на базе спасательного судна «Алагёз» проводились глубоководные водолазные спуски на 30 и 60 метров.
     Стоит сказать, что за последнее время в составе Тихоокеанского флота появились не только новые подводные аппараты. Так, недавно в состав спасательных сил ТФ возвратился мощный спасательный буксир «Алатау». Построенное в 1983 году на Адмиралтейской верфи в Ленинграде судно долгие годы регулярно несло дежурство в водах Индийского океана, обеспечивая корабли Военно-морского флота. За это время экипаж СБ «Алатау» принял участие в спасении нескольких кораблей. После десятилетия напряжённой работы с 90-х годов XX века судно более 15 лет находилось в одном из судоремонтных заводов Владивостока. Суда такого класса очень необходимы флоту, поэтому командование ТОФ нашло возможности для финансирования ремонта спасательного буксира. На судне были заменены основные механизмы. Уже в следующем году экипажу обновлённого судна предстоит выйти в океан в составе отряда боевых кораблей.
     В последнее время регулярными стали и различные международные спасательные учения российских моряков с коллегами из иностранных ВМС. Участвуют в них не только тихоокеанцы, но и представители других флотов России. Спасательное учение станет, к примеру, одним из эпизодов совместных российско-итальянских военно-морских манёвров «Ионекс», которое пройдёт с 10 по 12 ноября будущего года у берегов Италии. Наряду со сторожевым кораблём «Сметливый» в них примет участие спасательное судно ЧФ «Эпрон».
     Подобные учения для российских и итальянских моряков стали уже традиционными. Начиная с 2004 года по взаимной договоренности они проводились с интервалом в два года, но последние несколько лет стали ежегодными. В ходе учений моряки двух стран отрабатывают совместное маневрирование, отражение атак малоразмерных целей, проводят тренировки по связи. Большое значение придаётся практическому проведению досмотровых операций в соответствии с международным морским правом.
     Напомню, что «Эпрон» в составе отряда судов представлял Россию на международных учениях по поиску и спасению аварийных подводных лодок «Болд Монарх-2011», проходивших некоторое время назад у берегов Испании. В ходе этих учений на практике отрабатывалась стыковка водолазного колокола с различными проектами иностранных дизельных подводных лодок, осуществлялся вывод подводников из субмарин, лежащих на грунте. На борту спасательного судна «Эпрон» состоялась демонстрация элементов российской системы оказания помощи подводникам, покинувшим лежащую на грунте аварийную подводную лодку способом свободного всплытия при помощи спасательного колокола СК-64.
     

На фото: «Эпрон» в море.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex