на главную страницу

7 Декабря 2011 года

К 70-летию контрнаступления под Москвой

Среда

Версия для печати

«Пролог Великой Победы»

Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда».
  Фото Алексея ВЕРПЕКИ.



     В Центральном академическом театре Российской Армии на Суворовской площади столицы состоялся заключительный концерт лауреатов общегородского фестиваля художественного творчества ветеранов и членов их семей «Пролог Великой Победы», посвящённый 70-летию Московской битвы. Этот традиционный смотр народных талантов в десятый раз проводится правительством Москвы, в частности его Комитетом общественных связей, Московским городским советом ветеранов войны, труда, Вооружённых Сил и правоохранительных органов и Московским Домом ветеранов войн и Вооружённых Сил, который в этом году отмечает 20 лет с момента его создания. Кстати, восемь из десяти итоговых концертов фестиваля прошли именно в главном армейском театре страны. Масштаб этого необычного смотра-конкурса отметила во вступительном слове заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы Людмила Швецова, рассказав, что за право выступить в театре Армии, на его самой большой сцене Европы, в течение 2011 года проходили настоящие творческие сражения во всех административных округах Москвы, было задействовано 125 управ столицы. В них приняли участие более 220 тысяч москвичей в возрасте от 5 до 97 лет, представители всех поколений. Из них более 700 артистов показали столь высокий профессиональный уровень, что жюри под руководством известного композитора лауреата Государственных премий СССР, народного артиста СССР Евгения Доги приняло решение об их участии в финальном концерте. Среди членов этого общегородского жюри - композитор Геннадий Лужецкий, поэт Станислав Волков, чья премьера песни «Обелиски Подмосковья» тоже состоялась на итоговом концерте фестиваля.
     Этот концерт стал особым. Ведь юбилейная дата - 70 лет с момента начала контрнаступления советских войск под Москвой - это праздник не только для жителей столицы и области. Это событие имеет огромное историческое, политическое, духовно-нравственное и патриотическое значение для граждан всего нашего государства. Ведь именно в сражениях под Москвой осенью–зимой 1941 года положено начало Великой Победы в мае 1945-го. Свою лепту в разгром гитлеровцев внесло и музыкальное оружие Победы. Фронтовые бригады артистов выступали перед бойцами и командирами Красной Армии часто прямо на передовой. Да и сами защитники Отечества поднимали свой боевой дух, взяв в руки знаменитую трёхрядку, хорошими песнями, стихами да задорной пляской. Помните замечательные стихи Твардовского: «Кто сказал, что нету места песне на войне? После боя просит сердце музыки вдвойне» и замечательную гармонь Василия Тёркина?
     Сразу отметим, что общее руководство фестивалем легло на плечи людей замечательных: настоящего друга ветеранов Великой Отечественной войны Людмилы Ивановны Швецовой, председателя Московского городского совета ветеранов войны, труда, Вооружённых Сил и правоохранительных органов, участника обороны Москвы, дважды Героя Социалистического Труда, почётного гражданина Москвы Владимира Ивановича Долгих, члена Общественной палаты Российской Федерации, председателя совета Московского Дома ветеранов войн и Вооружённых Сил и непосредственного председателя организационного комитета фестиваля «Пролог Великой Победы» Вячеслава Григорьевича Михайлова, первого заместителя председателя оргкомитета фестиваля Виктора Романовича Макарова. Все эти годы бессменным режиссёром-постановщиком финального праздничного концерта остаётся начальник Центра культуры Московского Дома ветеранов заслуженный деятель искусств Российской Федерации Владимир Николаевич Симаков. На базе Центра культуры работает более четырнадцати творческих коллективов, насчитывающих в общей сложности более шести тысяч человек. Успешной работе центра способствует и тесное сотрудничество с Центральным академическим театром Российской Армии, Культурным центром Вооружённых Сил РФ, со Студией военных художников имени М.Б. Грекова и другими культурными учреждениями столицы. Так что опыт у Владимира Николаевича в организации и проведении больших культурных мероприятий огромный. Ведь только на базе Дома ветеранов ежегодно проводится от восьмидесяти до ста различных общественно-массовых и культурно-художественных мероприятий с непосредственным и активным участием ветеранов войны и труда, молодёжи столицы, воинов Московского гарнизона.
     Концерты в ЦАТРА всегда ведут лучшие его артисты. На этот раз высокий тон мероприятию сразу задали, дав настоящий мастер-класс, блистательная Ольга Богданова, народная артистка России, ведущая актриса театра, и её коллега Тимур Еремеев.
     ...А праздничная встреча ветеранов в ЦАТРА началась задолго до самого концерта. Прибывших встречали личный состав батальона Почётного караула Московской военной комендатуры, торжественная музыка оркестров, в том числе Детского духового оркестра Московского Дома ветеранов (руководитель и дирижёр - заслуженный артист России Александр Кудренко), ансамбль русской песни «Дубравушка» Северо-Восточного округа Москвы (руководитель - заслуженная артистка Украины Александра Сорокина), столичные коллективы бальных танцев, в которых занимаются ветераны войны (руководители Олег Плазунов и Майя Качина), и военно-исторического танца (руководитель Татьяна Волотовская), артисты - фокусники и иллюзионисты - из числа ветеранов педагогического труда города Москвы (руководитель Пётр Бахмач), воспитанники детского центра эстетики и красоты «Катюша» Центрального округа Москвы (руководитель - заслуженная артистка России Земфира Цахилова).
     Итак, сам отчётный концерт. На двух экранах - кадры войны, Победы и мирных дней. Война и мир... Контраст разительный. Сразу вспоминается, что осень и зима 1941 года тоже били врага своими морозами, но ведь нелегко приходилось и нашим солдатам. Перед сбором в зале журналисты атаковали вопросами участника обороны Москвы, Сталинградской и Курской битв, заслуженного работника культуры России Василия Фёдоровича Чубакова. На концерт он пришёл не как зритель, а как солист сводного хора ветеранов войны и труда, который выступал в сопровождении духового оркестра Московского Дома ветеранов. Василий Фёдорович поёт в мужском хоре участников Великой Отечественной войны Московского Дома ветеранов уже 34 года. Грустно, но если в 1978 году, когда только пришёл в хор Чубаков, в нём было 89 фронтовиков, то сейчас реально выходят на сцену только двое. У него и его товарища, Николая Филипповича Васильева, капитана I ранга в отставке, интереснейшая фронтовая судьба. Николай Филиппович начинал воевать в пехоте, получил тяжелейшие ранения. Победу встретил уже офицером на Северном флоте. А Василий Фёдорович всю войну прошёл сержантом, после ранений в 1943 году вернуться в строй уже было не суждено. Родился он 14 сентября 1923 года под Тулой, в Плавском районе, в деревне Красавке. Но к началу войны жил и работал в Москве токарем. Был он парень, как говорится, с руками и головой, музыкально одарённый, пел великолепно, и кто знает, как сложилась бы его судьба, если бы не 22 июня 1941 года. На фронт рвался - сразу не взяли, не было восемнадцати лет. Так что сначала его фронт был трудовым: противотанковые рвы в районе подмосковного Дорохово. Потом его как токаря отправили в Горьковскую область, в танковую школу в Богородске. Обучили на механика-водителя. В боях под Сталинградом обморозил ноги - еле спасли. На Курской дуге, в боях под Прохоровкой, был тяжело ранен: в руки и голову, осколок так и остался возле виска. Правую руку врачи спасти не смогли... Затем госпиталь в Ульяновске, где и нашла сержанта самая дорогая для него награда - орден Красной Звезды. Долечивали его уже в Москве. Вернулся на свой завод. Но не токарем, конечно, а раздатчиком инструментов. Важно, что, несмотря на все испытания, фронтовик смог не только выстоять, но и взять ещё одну высоту - уже творческую. В этом убедились все, кто был на праздничном вечере в ЦАТРА. Обычно заключительная песня в концерте - самая ответственная, она должна как бы поставить точку в действе. Так вот, солировал в финале вместе со сводным хором ветеранов войны и труда в сопровождении духового оркестра Московского Дома ветеранов с песней «Моя Москва» именно Василий Фёдорович Чубаков. Надо несколько слов сказать о хоре, который принимал участие в концерте. Вернее, сразу о нескольких творческих коллективах, успешно работающих при Московском Доме ветеранов. Это Академический мужской хор участников Великой Отечественной войны под руководством заслуженного артиста России Сергея Соколова, Мужской хор участников Великой Отечественной войны, которым руководит заслуженный деятель искусств России Григорий Новиков, Академический женский хор ветеранов войны и труда, руководитель заслуженный работник культуры России Татьяна Ермакова, хор русской песни «Возрождение», руководит которым бывшая солистка знаменитого хора имени М.Е. Пятницкого Татьяна Мельник, духовой оркестр ветеранов войны и военной службы, руководитель Александр Щукин, коллектив бальных танцев ветеранов «Грандсеньоры», руководитель Олег Плазунов, Детский духовой оркестр, руководитель заслуженный артист России Александр Кудренко. Силами этих самодеятельных, но по уровню подготовки практически профессиональных коллективов ежегодно даётся свыше двухсот концертов, половина из которых - в госпиталях и больницах, центрах социального обеспечения ветеранов, подшефных школах. Они выступают и на самых престижных площадках города - в Большом Кремлёвском дворце, Колонном зале, в Зале церковных соборов храма Христа Спасителя. Их участие в фестивале задаёт нужный тон. А сам фестиваль - это вообще уникальное художественное явление не только в жизни ветеранов, но и замечательная возможность связать духовной, культурной нитью сразу несколько поколений, дать молодёжи жизненные ориентиры. И, кстати, участвовать в фестивале никто молодых ребят и девчонок не заставляет. Им самим интересно показать свои таланты большой аудитории, учиться мастерству у старших товарищей. И для старшего поколения важно, что их дети, внуки, правнуки увлечены настоящим делом, а не разборками в разных телевизионных «Домах». Звучат эти слова, может, и пафосно, но это аксиома, доказательств не надо. Такие истины всегда помогают воспитывать сильный характер, не позволяют черстветь сердцам.
     Конечно, песни и стихи, что звучали в этот вечер, были связаны с Москвой, с её ратными днями и мирными буднями. Это понятно и по названиям четырёх глав - отделений концерта: «За столицу свою», «Традиции защитников Москвы - в строю», «На широких московских просторах», «Дорогая моя столица». Ведь Москва - столица нашей России, поэтому его участники исполняли и замечательные русские народные песни и показывали красоту русского танца в интересных хореографических композициях.
     Лично для меня было потрясением исполнение шестилетней воспитанницей детского сада из Юго-Восточного округа Москвы Дашей Корольковой стихотворения Георгия Рублёва «Солдаты мира». Оно про «памятник советскому солдату с девочкой немецкой на руках». Честно говоря, так отрепетировать подачу стихотворения невозможно искусственно. Для этого надо не просто понимать, о чём оно, но и прочувствовать написанное. Тоже вроде бы сто раз сказанные истины, а вот малышка, правнучка участника Великой Отечественной войны, пропустила всё через своё сердечко и достучалась до каждого в зале. Дашенька - самая юная участница фестиваля, когда она проходила отборочный тур, ей было вообще пять лет.
     О подвигах защитников Отечества, о битве под Москвой написано уже немало стихов и песен. Но вот участник Московской, Сталинградской и Курской битв Геннадий Кузнецов сумел ещё раз сказать о боях у деревни Крюково под Москвой в 1941 году так, что мурашки по коже: «И пошли из Крюково прямо на рейхстаг». Кто знает, может быть, и родится ещё одна хорошая песня на эти стихи, подобная написанной поэтом Сергеем Островым и композитором Марком Фрадкиным в 1974 году под впечатлением от подвига красноармейцев. Ещё большую силу услышанному придало то, что читает своё стихотворение Кузнецов просто великолепно. Сильным, энергетически очень ёмким голосом, так, что хочется встать и выпрямить спину от гордости за свой народ, вернувший мир на землю на долгие годы.
     Театр Российской Армии для ветеранов на самом деле всегда был родным. И его начальник, ныне директор, Виктор Иванович Якимов всегда и во всём поддерживает творческие замыслы фронтовиков. И все Виктора Ивановича любят и ценят. А на финальном концерте он открыл для многих ещё один свой талант - мастерство исполнителя. Так блестяще прочитал стихотворение замечательного поэта-песенника Сергея Острового, ушедшего на фронт добровольцем и всю войну прошедшего рядовым.
     Профессиональный уровень финального концерта был не просто высоким. А что ни выступление - то приятное открытие. Вот вроде бы не раз все слышали русскую народную песню «Ехал на ярмарку ухарь-купец». Но как исполнил её участник Великой Отечественной войны Владимир Карпук - это надо было не только слышать, но и видеть, потому что он во время исполнения ещё и танцевал! Плясал так, что подумалось: ну какой там возраст - это просто цифры в паспорте. Подтверждением этому служит и творческое долголетие старейшего артиста ЦАТРА Владимира Михайловича Зельдина, которому в феврале нынешнего года исполнилось 96 лет, а он в новом спектакле театра «Танцы с учителем» великолепно танцует!
     ...На концерте в этот день было много молодёжи. Среди них - стайка ребят в военно-морской форме, и совсем маленькие, и постарше. Познакомилась. Это члены Клуба юных моряков при столичной школе № 847. Концерт был продолжительный, без перерыва, чуть ли не три часа. Но мальчишки и девчонки не шуршали конфетными обёртками, не шушукались. Слушали. А иногда и подпевали. Я спросила у четвероклассницы Насти Белоедовой, откуда она знает песни времён Великой Отечественной войны, русские народные. Она ответила коротко, но ёмко и обнадёживающе:
     - Как же их не знать, они ведь - наши!
     


     На фото: 1. В.Г. МИХАЙЛОВ 2. В.Ф. ЧУБАКОВ 3. Н.Ф. ВАСИЛЬЕВ



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex