на главную страницу

7 Декабря 2011 года

Без камуфляжа

Среда

Версия для печати

«Калачи» для армии

Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда».



     В начале ХХ века – в период появления такого понятия, как фильм, – жанров в зарождающемся киноискусстве не существовало. «Движущиеся картинки», которые показывались не более 15 минут, были для любителей скорее простым забавным зрелищем. Но к 1920 году увеличивается не только продолжительность фильмов, но уже можно говорить об их сюжетном разнообразии. Ныне жанров в кино множество. В 2010 году Федеральный фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии расширил и так уже просторные их рамки, выделив деньги на создание российских кинопроектов, которые попали в категорию социально значимых и оказались достойными субсидий. Среди тринадцати таким образом профинансированных фильмов оказалась и картина «Калачи», созданная режиссёром Нурбеком Эгеном по сценарию молодого и талантливого автора Олега Тимошишина. Продюсировал её известный многими интересными проектами Александр Литвинов. Но «Калачи» своей проблематикой попали в одну из самых серьёзных болевых точек нашего общества. Вопрос – служить в армии или любыми путями проигнорировать эту воинскую обязанность гражданина России – порой поднимается в нашем обществе до уровня шекспировского вопроса – быть или не быть?
     Удивительно, что сюжет этого, в принципе, армейско-деревенского киноводевиля воспринимается зрителями, а порой и кинокритиками как документальный. Хотя это рождественского плана история о том, как парень из казачьей семьи, где от ратной службы никогда не бегали, не получает повестки в армию вместе со всеми погодками из своей казацкой станицы на Кубани. И, всеми силами стремясь отслужить срочную, попадает не просто в полк, а в самый элитный – Кремлёвский. Соседи Калачей в такую удачу не верят, требуют неопровержимых подтверждений. И тут волею судьбы в спор вмешивается сам Президент России...
     Такие картины, например, о бравых солдатах Иване Бровкине и Максиме Перепелице – весёлые, добрые, музыкальные – были особо популярны в 1930–1950-е годы. И вдруг оказалось, что подобные фильмы стали вдруг интересны, востребуемы и сегодня. Зритель соскучился по позитиву. Но уже и воспитан на современном формате кино с голливудским псевдодушевным глянцем. Так что надо отдать дань мужеству и вере в своего зрителя создателей «Калачей».
     Недостатков и достоинств в картине, пожалуй, поровну. И у каждого здесь будут собственные «за» и «против». Любопытен в первую очередь некий документальный момент, когда наблюдаешь за смешением старых традиций и новых веяний в казацкой глубинке. И оригинальны, и оправданы сюжетные параллели с рождественской сказкой Гоголя про кузнеца Вакулу и с добыванием им для любимой черевичек от царицы. Здесь в роли великодушной правительницы выступает Президент России, который пытается помочь молодому призывнику Егору Калачу доказать недоверчивым станичникам, что тот на самом деле служит в Кремлёвском полку, выполняющим серьёзные задачи государственного, представительского уровня. Кстати, съёмки, связанные с прохождением службы юным станичником, проходили именно в этом прославленном полку.
     Превратить для зрителей сказку в быль и прямо или косвенно подчеркнуть необходимость службы в армии для молодого парня помогает и работа замечательных актёров, как молодых, так уже и именитых – Ирины Купченко, Владимира Ильина, Фёдора Добронравова, Андрея Назимова, Виктории Романенко, Светланы Пермяковой, Александры Нижегородовой, Михаила Попова. Почему фильм воспринимается столь реалистично, понятно. Ведь не превратишь в хоромы особо не изменившиеся интерьеры казачьих горниц да дворов, приходится обыгрывать и традиционность употребления народом горячительных напитков. Хотя и зря создатели так часто выносят это на первый план. Правда, жизнь на этом и кончается. Потому что совсем непонятно, например, чем занимаются и на что живут главные герои картины, определяемые как хлеборобы. По фильму – бездельничают и пьют. Да и внук-призывник, присланный по непонятной причине родителями из города к старикам аккурат перед призывной компанией, по ходу действия сначала тоже бездельничает. И в армию-то стремится больше из-за укоров деда-казака. Ведь все представители рода Калачей доблестно и честно служили России. Но как-то не верится, что повестку из военкомата для внука спрятала почтальонша – любимая девушка будущего кремлёвца. Но многое прощается благодаря забавным шуткам по ходу действия. Хотя спор между соседями, в роли которых выступает великолепный дуэт Ильина и Добронравова, больше трагичен, чем комичен. И очень правильна по своей сути социальная идеология фильма. Что парню не служить в армии, не познать азы защиты Отечества – просто стыдно. И есть моменты, которые в фильме просто трогают. Например, когда дед (Ильин) читает письмо от внука из армии.
     Совсем уж ругательных отзывов на фильм практически не было. И с сеансов не уходили. И вот какой определяющий комментарий после просмотра встретился в Интернете: «Если бы такие фильмы снимали у нас почаще, да и денег на них продюсеры выделяли бы в достаточном количестве, то, смотришь, у нас и кино бы обрело человеческий вид. Будет вот таких, как «Калачи», фильмов – пусть ещё и слабеньких, немного любительских, – больше, смотришь, и зритель на них потянется, а там и профессионализм подтянется, а там и... Ставлю «четыре» фильму «Калачи» за это ожидание нового и позитивного».



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex