на главную страницу

9 Декабря 2011 года

Тема номера

Пятница

Версия для печати

Военная инспекция: объективная оценка войск

Беседу вела Анна ПОТЕХИНА, «Красная звезда».
  Фото Юрия ШИПИЛОВА.



Новый учебный год в Вооружённых Силах отсчитывает первые дни. О том, с какими итогами был завершён предыдущий учебный период, что сделать, чтобы выполнение планов на 2012 год было эффективным, корреспонденту «Красной звезды» рассказал начальник Военной инспекции Министерства обороны Российской Федерации генерал-лейтенант Геннадий БОРИСОВ.

     – Геннадий Сергеевич, в каких видах и родах проводились инспекторские и контрольные проверки в этом году, кого бы вы могли отметить в лучшую сторону?
     – В соответствии с планом подготовки Вооружённых Сил Российской Федерации на 2011 год Военной инспекцией Министерства обороны России были проведены инспекторские и контрольные проверки органов военного управления, объединений, соединений и воинских частей Военно-воздушных сил, Военно-морского флота и Ракетных войск стратегического назначения.
     Результаты проверок и оценки состояния органов военного управления, объединений, соединений и воинских частей (кораблей) показывают, что они имеют необходимый уровень подготовки к выполнению задач по предназначению. В лучшую сторону по уровню подготовки к выполнению задач по предназначению отмечаются проверенные объединения, соединения и воинские части Ракетных войск стратегического назначения и в целом группировок войск (сил) стратегических ядерных сил Вооружённых Сил Российской Федерации.
     – На чём сосредотачивают основные усилия офицеры Военной инспекции при подготовке и в ходе проведения проверок?
     – При организации и проведении проверок и оценки состояния органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей (кораблей) и организаций Вооружённых Сил основное внимание на этапе подготовки к проверке уделяется качеству подготовки офицеров Военной инспекции к проведению их проверки в соответствии с программами проведения проверки, в ходе проведения проверок основное внимание уделяется проверке состояния боевой (боевой и мобилизационной) готовности, состояния боевого дежурства, оперативной и боевой подготовки, состояния вооружения, военной и специальной техники, то есть проверке основных элементов, которые определяют уровень готовности органов военного управления, объединений, соединений и воинских частей к выполнению задач по предназначению. Особое внимание уделяется проверке способности органов военного управления (органов управления) осуществлять организованное приведение объединений, соединений и воинских частей (кораблей) в высшие степени боевой готовности и в готовность к выполнению боевых задач в установленные сроки, а также проверке их способности своевременно и качественно осуществлять их подготовку, подготовку группировок войск (сил) к выполнению поставленных учебно-боевых задач и проверке способности командующих (командиров), органов военного управления (органов управления) управлять объединениями (группировками войск (сил), соединениями, воинскими частями при выполнении ими учебно-боевых задач. Способность органов военного управления (органов управления), объединений (группировок войск (сил), соединений и воинских частей выполнить задачи по предназначению проверяется в ходе проведения учений.
     В ходе проведения проверок также особое внимание офицерами Военной инспекции уделяется принципиальной и объективной проверке и оценке состояния органов военного управления, объединений, соединений и воинских частей (кораблей) Вооружённых Сил по вышеуказанным и другим элементам (вопросам) проверки, деятельности командующих (командиров), основных должностных лиц и структурных подразделений органов военного управления (органов управления) по вопросам поддержания требуемого уровня их боевой готовности, организации и руководства оперативной, мобилизационной и боевой подготовкой, качества подготовки и проведения в них спланированных мероприятий оперативной и боевой подготовки, а также по вопросам создания для подчинённого личного состава необходимых условий для жизни и быта, для занятий по боевой подготовке и осуществления служебной и трудовой деятельности.
     В целом наша главная задача - вскрыть и доложить министру обороны Российской Федерации и руководству Министерства обороны реальное состояние проверенных органов военного управления (органов управления), объединений, соединений и воинских частей Вооружённых Сил, выявить наличие системных упущений в работе должностных лиц органов управления, недостатков в состоянии объединений, соединений и воинских частей Вооружённых Сил, причин их наличия, существующих проблем, требующих решения на уровне Министерства обороны, подготовить и доложить свои предложения по их устранению и решению.
     В ходе проведения проверок офицеры Военной инспекции оказывают методическую помощь проверяемым по вопросам организации и планировании подготовки органов военного управления, объединений, соединений и воинских частей видов и родов войск Вооружённых Сил, организации, подготовки и проведения в них мероприятий оперативной, мобилизационной и боевой подготовки, распространяют имеющийся в Вооружённых Силах накопленный положительный опыт в организации подготовки и подготовке соединений и воинских частей Вооружённых Сил.
     - Какие основные недостатки были вскрыты в ходе проведения проверок, их причины?
     - 2011 учебный год для Вооружённых Сил характерен тем, что управления военных округов, объединений видов и родов войск Вооружённых Сил, соединения и воинские части видов и родов войск (сил) Вооружённых Сил осуществляли подготовку к выполнению задач по предназначению в новой организационно-штатной структуре с апробацией новых временных наставлений, боевых уставов, руководств, программ и курсов подготовки. Для того чтобы сложилась выверенная и устойчивая система их подготовки, чтобы должностные лица органов управления, соединений, воинских частей наработали необходимые методические навыки в подготовке и проведении основных мероприятий оперативной и боевой подготовки в соответствии с новыми временными наставлениями, боевыми уставами, руководствами, программами и курсами подготовки, требуется время. Безусловно, в этот период будут упущения и недостатки в организации подготовки и подготовке войск (сил) Вооружённых Сил.
     По результатам проведённых проверок в 2011 учебном году можно отметить слабое знание офицерами тактического звена вышеуказанных документов, низкую степень участия должностных лиц органов управления соединений и воинских частей в мероприятиях боевой подготовки подразделений, недостаточный уровень их методической подготовки и методической подготовки офицеров подразделений, наличие условностей и послаблений при подготовке и проведении занятий с подразделениями, отсутствие эффективного контроля со стороны должностных лиц органов управления за подготовкой и проведением мероприятий боевой подготовки в подразделениях и спроса с командиров подразделений за качество их проведения.
     Основная причина наличия этих и других недостатков - отсутствие налаженной и должным образом функционирующей плановой системы организации работы должностных лиц органов управления соединений, воинских частей и подразделений в новой организационно-штатной структуре по обеспечению выполнения в соединениях и воинских частях программ и курсов их подготовки в соответствии с установленными требованиями.
     - Ваша оценка готовности соединений и воинских частей к выполнению задач боевого дежурства, какие из проверенных воинских частей можно отметить в лучшую сторону?
     - Состояние боевого дежурства оценивается в обязательном порядке при проведении всех видов проверок, как плановых, так и внезапных, и это закономерно, так как данный элемент состояния соединения, воинской части является одним из основных и определяет их итоговую оценку.
     При проверке состояния боевого дежурства оцениваются уровень теоретической подготовки военнослужащих, несущих боевое дежурство, их практические навыки и способность выполнять задачи боевого дежурства самостоятельно и в составе дежурных смен. Немаловажное значение при оценке состояния боевого дежурства имеет состояние вооружения и военной техники дежурных сил, их исправность и готовность к применению. В Вооружённых Силах происходит плановое обновление вооружения, в состав дежурных сил вводятся современные, высокотехнологичные системы и комплексы, вследствие чего возрастает интеллектуальная нагрузка на дежурные расчеты, повышаются требования к уровню знаний личного состава и оперативности реагирования на различные ситуации, возникающие в ходе несения боевого дежурства. Наряду с возрастающими требованиями к уровню подготовки дежурных смен в Вооружённых Силах достаточно эффективно действует система стимулирования военнослужащих, вводятся и успешно применяются новые формы поощрения. Так, офицеры, несущие боевое дежурство и имеющие положительные оценки по профессионально-должностной или командирской подготовке, в обязательном порядке получают дополнительные денежные выплаты в соответствии с приказом министра обороны 2011 года № 400.
     Сочетание высокой требовательности и грамотного применения поощрений позволяет командирам организовать, а военнослужащим - выполнять задачи боевого дежурства на требуемом уровне. Проверенные соединения и воинские части способны решать поставленные перед ними задачи боевого дежурства, при этом стабильные результаты показывают наши Стратегические ядерные силы: это соединения РВСН, ВМФ, ВВС и воинские части ядерного обеспечения.
     - В Вооружённых Силах с этого года функционирует новая система материально-технического обеспечения войск (сил), каково её влияние на подготовку соединений и воинских частей?
     - С началом функционирования новой системы всё больше вопросов материально-технического обеспечения войск (сил) Вооружённых Сил решаются сторонними организациями.
     Конечно, новая система материально-технического обеспечения войск (сил) ещё не идеальна, не все вопросы решаются чётко и организованно. Из-за несовершенства правовых отношений, определённых государственными контрактами между исполнителями работ (услуг) и их получателями, недостаточного уровня взаимодействия между должностными лицами соединений и воинских частей и организаций Минобороны с региональными представителями специализированных организаций, имеются случаи перебоев в работе объектов войскового хозяйства. Тем не менее от месяца к месяцу повышается качество в решении задач материально-технического обеспечения войск (сил) Вооружённых Сил. По нашему мнению, в основном сложилась и эффективно функционирует система организации питания личного состава воинских частей сторонними организациями, пока ещё недостаточно эффективно отлажена система сервисного обслуживания вооружения, военной и специальной техники соединений и воинских частей.
     Новая система материально-технического обеспечения войск (сил) Вооружённых Сил в войсках приветствуется. Она позволяет качественно организовывать и проводить в соединениях и воинских частях Вооружённых Сил спланированные в них мероприятия боевой подготовки, выстраивать последовательную и поэтапную подготовку органов управления, соединений, воинских частей и подразделений к выполнению задач предназначения с полным охватом учёбой всего личного состава и с активным участием в мероприятиях боевой подготовки подразделений должностных лиц органов управления всех уровней.
     Последовательно создаются необходимые условия для должностных лиц органов управления, органов управления, соединений, воинских частей и особенно подразделений для занятий по боевой подготовке и в целом для полного и качественного выполнения планов, программ и курсов их подготовки на учебный год и в течение учебного года.
     - Каковы результаты проверки готовности подразделений к отражению террористических угроз?
     - Состояние противодействия терроризму в объединениях, соединениях и воинских частях проверяется в обязательном порядке при проведении всех инспекторских и контрольных проверок. Это важно при наличии террористических угроз в современных условиях.
     Особое внимание при проверке и оценке состояния противодействия терроризму уделяется работе командиров и штабов соединений и воинских частей по организации и руководству противодействием терроризму, проведению ими предупредительно-профилактических мероприятий по предупреждению террористических актов на территории гарнизонов и воинских частей, готовности суточного (гарнизонного) нарядов, подразделений противодействия терроризму и их усиления к выполнению задач.
     По результатам проведённых в 2011 году проверок состояние противодействия терроризму во всех проверенных соединениях, воинских частях видов и родов войск Вооружённых Сил оценено положительно. Подразделения противодействия терроризму и подразделения усиления этих соединений и воинских частей в целом готовы к отражению террористических угроз, со стороны командиров и штабов этих соединений и воинских частей организованы и постоянно проводятся предупредительно-профилактические мероприятия в гарнизонах, соединениях и воинских частях.
     Продолжается оснащение объектов гарнизонов и воинских частей современными техническими средствами охраны, улучшается экипировка личного состава подразделений противодействия терроризму и их усиления, обеспеченность их новейшими средствами связи.
     При выполнении задач противодействия терроризму нельзя допускать формализма, слишком велика цена ошибки.
     - Как проводится работа по выполнению новой для Военной инспекции задачи: осуществление контроля за соблюдением требований пожарной безопасности на объектах Вооружённых Сил?
     - В соответствии с решением министра обороны Российской Федерации на Военную инспекцию с 2011 года возложена эта задача, и мы её выполняем. Решение данной задачи министр обороны держит на особом контроле. В текущем году в ходе всех проверок, проведённых Военной инспекцией, в обязательном порядке проверялось состояние пожарной безопасности на объектах Вооружённых Сил. Особое внимание было уделено проверке взрывопожароопасных объектов баз и арсеналов. Результаты разные. К сожалению, не все проверенные нами объекты в полном объёме соответствуют предъявляемым к ним требованиям по пожарной безопасности. По результатам каждой проверки готовится отдельный доклад министру обороны с соответствующими выводами и предложениями. В соответствии с принятыми министром обороны решениями принимаются все необходимые меры по обеспечению требований пожарной безопасности на должном уровне.
     - Какие вы видите приоритетные направления в работе Военной инспекции в 2012 году?
     - В 2012 году приоритетным направлением в работе Военной инспекции сохраняется инспектирование (проверки) состояния органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооружённых Сил, объективность и принципиальность их проверки и оценки.
     В 2012 году будут проведены инспекторские проверки органов военного управления, объединений, соединений и воинских частей Сухопутных войск, Военно-воздушных сил и Военно-морского флота, контрольная проверка соединения Воздушно-десантных войск. Продолжится работа по проверке пожарной безопасности на объектах Вооружённых Сил. После каждой проверки будут подготовлены развернутые доклады министру обороны Российской Федерации с конкретными предложениями по устранению вскрытых упущений и недостатков в их состоянии и состоянии пожарной безопасности на объектах Вооружённых Сил.
     Основной особенностью в работе Военной инспекции будет проверка уровня слаженности органов военного управления проверяемых объединений, органов управления проверяемых соединений и воинских частей в новой организационно-штатной структуре и готовности их к выполнению задач по предназначению.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex