на главную страницу

9 Декабря 2011 года

Армия и общество

Пятница

Версия для печати

Тысяча контрольных миль

Владимир СОСНИЦКИЙ, «Красная звезда».
  Фото автора.



Инспекторская проверка - всегда дело серьёзное. Почти тысячу миль отмерил корабельный лаг морского тральщика «Железняков» в ходе инспекторской проверки Министерства обороны, которая проходила на завершающем этапе учебного года в Новороссийской военно-морской базе. И до контрольных выходов в море, и между ними проверяющие ни на один день не прекращали свою работу на тральщике, но особенно жёстким становился контроль, когда корабль покидал причальную стенку.

     Командир корабля капитан 3 ранга Всеволод Бобриков на проверку попал, можно сказать, с корабля на бал, только несколько наоборот. Он только вернулся с командирских классов, как получил команду представить корабль инспекции. По сути, принимая под управление корабль, одновременно принимал на его борту и инспекторскую группу. И если первое ему было сделать нетрудно, как-никак он этим тральщиком откомандовал восемь лет, то второе предвещало работу в высшей мере ответственную и напряжённую.
     На каждом контрольном выходе в море практически на всех боевых постах тральщика работали проверяющие. Они вели пооперационный хронометраж действий корабельных специалистов, боевых постов, боевых частей и корабельного экипажа в целом. При этом учебно-боевая работа железняковцев усложнялась и постоянными вводными по отработке элементов одиночного плавания, ведению боевых действий кораблём, борьбе за его живучесть. Но всё же главное внимание уделялось выполнению задач по прямому предназначению корабля.
     - К постановке трала приступить! - Команда с командирского мостика дала строгий отсчёт нормативного времени действий минёров под командованием командира БЧ 2-3 старшего лейтенанта Антона Приходько. Работа трального расчёта не только физически трудна, но и заключает в себе известную долю риска - стеснённое пространство тральной палубы перенасыщено различными механизмами, а сама оснастка и оборудование тралов требуют особой сноровки, выучки, сообразительности. Нынешнему матросу на приобретение этих качеств отпущено очень мало времени. На юте в эти минуты действовали по большей части именно моряки срочной службы. Тем не менее глубоководный контактный трал уходил за корму «Железнякова» в точном соответствии с регламентирующими требованиями. Каждый на своём месте - именно так можно было охарактеризовать действия командира боевой части корабля, старшины команды старшины 2-й статьи контрактной службы Виталия Торбина и их подчинённых в составе трального расчёта. Осеннее море не баловало хорошим настроением: разгулявшийся под пасмурным небом холодный норд-ост рвал с гребней волн солёные брызги и осыпал ими прижатый к водной поверхности ют тральщика. Но минёры слаженно и быстро, без суеты выполнили свою часть учебно-боевой задачи по основному предназначению корабля - разведывательному поиску и уничтожению мин.
     Когда подрезанная тралом мина вынырнула на штормящую поверхность моря, в дело вступили корабельные артиллеристы. Двумя короткими очередями громыхнула артустановка - и имитатор мины бесследно скрылся в волнах. Такая снайперская стрельба комендора старшего матроса Сергея Ватуляка удивила даже видавших виды военных инспекторов.
     Внимательно анализировали проверяющие и работу штурманской боевой части. Обоснованные и точные прокладки курса корабля на переходе в район выполнения задачи и непосредственно в ходе противоминных действий, выполненные старшим лейтенантом Виталием Козьяковым, получили высокую оценку опытных штурманов из числа инспекторской группы. Кроме того, они подметили высокую работоспособность и устойчивость к перегрузкам как самого штурмана корабля, так и его подчинённых.
     Каждая из тысячи контрольных миль несла в себе сплав энергии корабельных машин и людей, которые отвечали за бесперебойную жизнеспособность этого многотысячного электромеханического табуна лошадиных сил. Подчинённые командира БЧ-5 старшего лейтенанта Виталия Гурбанова продемонстрировали хорошее знание своих специальностей и умение применить их в море. Не застали их врасплох и вопросы проверяющих по устройству тральщика, мероприятиям по борьбе за живучесть корабля, по содержанию и требованиям книжки «Боевой номер», регламентирующей корабельные обязанности военного моряка.
     Расхожая флотская поговорка, что настоящий проверяющий и у причального кнехта может найти тридцать три недостатка, в ходе инспекторской проверки на «Железнякове» своего подтверждения не нашла. Хотя замечаний набралось и побольше тридцати трёх, но в самом настрое проверяющих не ощущалось стремления к пустым придиркам. Более того, если они обнаруживали недостаток или промах в работе корабельных специалистов, то конструктивно предлагали проверенный собственным опытом вариант его устранения. Для молодёжного офицерского коллектива тральщика подобный инспекторский подход стал поддержкой в более глубоком осмыслении своей роли в экипаже и понимании профессиональной сути корабельной службы.
     - С приходом на корабль инспекторской группы в экипаже конечно же чувствовалась некая скованность и настороженность, - вспоминает проверочную пору командир «Железнякова» капитан 3 ранга Всеволод Бобриков. - Но уже первый контрольный выход в море показал, что инспекторы озабочены не валом вскрытых недостатков, а устранением их причин и поиском возможностей их неповторения. А прозвучавшие от морских волков положительные оценки действий наших моряков придали задора всему экипажу. В большинстве своём опытные моряки-проверяющие оставили нам уйму полезных профессиональных советов по совершенствованию службы на тральщике. Такой конструктивный подход сказался и на настрое экипажа. При всём знании своих моряков, я был несколько удивлён достойным уровнем знаний и навыков матросов-срочников, особенно моряков первого периода службы. Меня радовало и то, что проверяющие отметили безотлагательность в устранении отмеченных недостатков, касалось ли это состояния материальной части, документации или подготовки конкретного специалиста. Командиры боевых частей, старшины команд в ходе проверки получили наглядный пример по методике осуществления контроля над результатами индивидуальной подготовки специалистов и тренировок различной направленности.
     Пожалуй, так оно и должно быть: инспекция - это работа высшей меры ответственности и напряжения всех сил. И не только для проверяемых, но и для проверяющих. Ведь и те и другие вместе делают одно общее дело - создают оборонную силу страны в обновлённом её облике.
     На снимках: командир корабля капитан 3 ранга Всеволод БОБРИКОВ; морской тральщик «Железняков» в море



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex