на главную страницу

9 Декабря 2011 года

9 декабря - День Героев Отечества

Пятница

Версия для печати

Его счёт — 770 боевых вылетов

Александр ХРОЛЕНКО, «Красная звезда».
  Фото автора.



     Все настоящие герои немногословны. И Герой России генерал-майор Игорь Нерестюк на вопросы журналистов о четырёх орденах и Золотой Звезде, как правило, отвечает лаконично: «Выполнял интернациональный долг в Афганистане... После академии в 1993 году службу продолжил в Будённовске Ставропольского края, где лётная деятельность была направлена на борьбу с терроризмом на Северном Кавказе. Летом 1996 года успешно выполнил специальное задание в комплексе государственных антитеррористических мероприятий, за что и представлен к высшей государственной награде».
     Соответствующий указ Президента Российской Федерации вышел в июле 1996-го, а с декабря 1994 года, в первую чеченскую кампанию, Игорь Михайлович совершил 150 боевых вылетов, лично уничтожил 18 дудаевских самолётов на аэродромах, а также семь единиц боевой техники, 12 автомашин, 50 огневых точек, укреплённых позиций и баз. Такой вот комплекс мероприятий. А всего в лётной судьбе свыше 770 боевых вылетов. Поэтому его награды - Золотая Звезда Героя России, ордена Красной Звезды, Мужества, «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени, «За военные заслуги» и медаль «За отвагу» - имеют особую цену...
     Сложно определить, когда по-настоящему окрепла мальчишеская мечта - стать лётчиком. Возможно, повлияла прочитанная в четвёртом классе книга трижды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба «Верность Отчизне». Или всё решило знакомство с фронтовыми друзьями отца - замечательными, сильными, красивыми людьми!..
     Так или иначе, не случайно после школы Игорь Нерестюк одновременно поступил в Днепропетровский промышленный техникум и записался в секцию планеризма авиаклуба ДОСААФ.
     Свой первый учебный полёт с инструктором запомнил в подробностях. Тогда впервые испытал на себе закон Эйнштейна о зависимости времени от скорости. В кабине самолёта внимательно следил за каждым действием инструктора, слушал объяснения и сам попробовал управлять машиной.
     Начинающему лётчику авиационная жизнь представлялась яркой, необычной, полной романтики, и лишь с годами Игорь Нерестюк понял, что лётное дело - прежде всего весомая ответственность, огромный труд, а служба воинская поважнее законов Эйнштейна...
     Ему везло на судьбоносные встречи с яркими людьми. Так, начальник кафедры аэродинамики в Борисоглебском училище Эдуард Генрихович Кокотэк открыл одну из главных профессиональных истин - без отличного знания аэродинамических законов первоклассным лётчиком не станешь. А начальником Борисоглебского ВВАУ в то время был генерал Владимир Михайлов, будущий главнокомандующий ВВС. В военном вузе активно внедрялись новые прогрессивные программы лётного обучения курсантов, позволявшие наилучшим образом освоить самолёты Л-29 и МиГ-21 различных модификаций.
     ...А всё начиналось на берегу Иртыша, в Павлодарской области Казахской ССР. В обычной семье рабочего и учительницы начальных классов 5 февраля 1961 года родился Игорь Нерестюк.
     Жили дружно. Почти все работали в совхозе и держали собственное хозяйство. Поэтому детей с малолетства приучали к труду. У каждого - свои обязанности, которые принято было выполнять неукоснительно. Наверное, это ценное не только для ВВС умение организовать себя и свою работу берёт начало из детства.
     Игорь Нерестюк с отличием окончил три военно-учебных заведения - Борисоглебское высшее военное авиационное училище (1983), Военно-воздушную академию имени Ю.А. Гагарина (1993), Академию Генерального штаба (2006). Служил на различных должностях. Участвовал в боевых действиях на территории Афганистана в 1986—1987 годах и на юге Таджикистана, где в 1993 году авиация прикрывала части 201-й мотострелковой дивизии и российских пограничников. С 1999 года командовал штурмовым авиационным полком в городе Будённовске. В 2006-м стал командиром авиационной дивизии в городе Ейске. Отметив 50-летний юбилей, принял авиабазу нового образца в Приамурье. За годы командования соединениями ВВС показал себя способным военачальником, хорошим организатором воинских коллективов в непростых условиях реформ. Сегодня генерал-майор Игорь Нерестюк - заместитель командующего войсками Северо-западного объединения ВВС и ПВО. Ответственный, требовательный к себе и подчинённым, вникающий в детали, он в любом деле стремится к совершенству. А может ли быть иным военный лётчик-снайпер?!
     И в людях более всего ценит трудолюбие, ответственность, скромность, профессионализм и постоянное самосовершенствование. Сослуживцы отмечают ещё одно важное качество Игоря Михайловича - чуткость к людям.
     А большие и малые войны кочуют из столетия в столетие, поэтому главным в его службе всегда было и остаётся небо, профессиональная подготовка лётного состава.
     Каждая война расставляет свои приоритеты, даёт особый опыт. Он помнит всё, что было в Афганистане, каждый боевой вылет и ощущение внутреннего удовлетворения от выполнения боевой задачи. Там 25-летний лейтенант научился по-настоящему ценить жизнь, познал меру личной ответственности за каждый поступок или принятое решение.
     - Такая была ёмкая идеология - интернациональная помощь. И молодые рвались в бой! На примере книжных героев через «не могу» преодолевали трудности, сохраняли жизнь себе и товарищам, - рассказывает Игорь Михайлович. - В Афганистане было всё - и кровь, и пот... Лично мне нравилось делать своими руками работу, которой нас четыре года учили за государственный счёт. И за всю многолетнюю военную службу не помню ни единого случая, чтобы кто-то из военных лётчиков обжаловал боевой приказ. В военном училище нас не в цирк готовили, а Родину защищать. Вот мы и защищали - на дальних подступах, в приграничной полосе, на территории дружественного нам государства... Тогда по-настоящему понял, что такое профессиональная подготовка, оценил значение авиации, боевого применения авиационных средств поражения.
     Годы учёбы и сотни боевых вылетов позволили Игорю Михайловичу Нерестюку вывести свою особую формулу: двум часам полёта должна предшествовать восьмичасовая напряжённая подготовка на земле. Именно лётное мастерство позволило ему однажды избежать катастрофы и довести до аэродрома Су-25, обстрелянный с земли душманами (самолёт тогда остался без части крыла). И только благодаря навыкам, отточенным до автоматизма, ни одному его сослуживцу в ДРА за два года не пришлось катапультироваться...
     У Игоря Михайловича есть большая дружная семья, близкие и любимые люди, от которых во многом зависят успехи в жизни и службе. С женой Светланой вместе уже более 20 лет. Старший сын Дмитрий стал офицером, младший, Ярослав, выбрал медицину.
     Служба почти не оставляет времени на домашние заботы и любимые увлечения - военно-историческую литературу, волейбол, столярное дело. И всё же освоивший пять типов самолётов, имеющий 2.500 часов налёта суровый практик генерал-майор Нерестюк до сих пор считает лучшими воспитателями человека книги и всегда советует молодёжи больше читать.
     Сегодня главная задача авиационного объединения - кристаллизация в новом облике, на нескольких стратегических направлениях. «Надеюсь, что в новом формате Вооружённых Сил Российской Федерации всё будет, как задумывалось, и каждый займётся своим делом», - отмечает Игорь Михайлович. Пока всё идёт по плану. По итогам 2011 учебного года Северо-западное объединение признано лучшим среди четырёх подобных в ВВС России. Это обнадёживает и свидетельствует о верности служебного и жизненного пути...
     На снимке: Герой России генерал-майор Игорь НЕРЕСТЮК.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex