на главную страницу

9 Декабря 2011 года

9 декабря - День Героев Отечества

Пятница

Версия для печати

Солдатская примета генерала Грицкова

Олег ПОЧИНЮК, «Красная звезда».
  Фото автора.



     Впервые встретил Героя Советского Союза генерал-майора в отставке Владимира Павловича Грицкова нынешним летом на Лужском полигоне. Всю неделю он в качестве почётного гостя наблюдал за Всеармейскими состязаниями командиров артиллерийских батарей. Впрочем, «почётного» - это с большой натяжкой. Скорее консультанта: что-то рассказывал молодым офицерам, отвечал на вопросы - сам почти всю войну прошёл комбатом.
     Июльская жара, полигонная пыль, а его неудобства полевой жизни ничуть не смущали: бодр, подтянут, деловит. И в свои 88 лет по-прежнему молод душой. И только Звезда Героя и ряды орденских планок фронтовой поры указывают на возраст Владимира Павловича.
     - 45 лет прослужил в армии, в родной артиллерии, - поделился он. - Прошёл путь от курсанта до генерала, поэтому всегда рад пообщаться с нынешним поколением артиллеристов, да и вообще с молодёжью. Слушают всегда внимательно, а потому, надеюсь, свой вклад в воспитание патриотизма и любви к Родине удаётся вносить.
     Ветерану есть что рассказать. По большому счёту вся его жизнь - пример для подражания.
     ...На войне есть солдатская примета: если по ошибке отправят домой похоронку, то жить фронтовик будет долго. Так получилось и у лейтенанта Владимира Грицкова: согласно полученному в родном селе Плоское в Мордовии официальному извещению он «погиб» 22 октября 1943 года и «похоронен» в братской могиле под Киевом. Поэтому, когда после ранения прибыл домой в отпуск, то мама и родные восприняли его появление как чудо. Мало того что два с лишним года не видели, так ещё такое испытание с похоронкой. Впрочем, обо всём по порядку.
     В военкомат летом 1941 года восемнадцатилетний Володя, только-только окончивший десятилетку, отправился вместе с отцом. Павла Тимофеевича направили в одну команду, а старшего сына (всего в семье было семеро детей) - в другую. Отец пройдёт всю войну связистом, будет трижды ранен, но вернётся домой.
     Грицков-младший сразу на фронт не попал - сыграло свою роль его серьёзное по тем временам образование: послали учиться в Ленинградское артиллерийское училище, которое уже было эвакуировано в Энгельс.
     После пятимесячного ускоренного курса - офицерские погоны лейтенанта (обычно присваивали звание младшего лейтенанта, но тут сделали исключение как успешно окончившему). И сразу под Москву - командиром огневого взвода 180-й стрелковой дивизии. Боевое крещение молодого офицера длилось всего шесть дней, так как соединение в ожесточённых боях понесло потери и его направили в тыл на доукомплектование.
     Затем были бои под Сталинградом, марш на Харьков. Недалеко от этого города произошёл памятный для Грицкова бой с танками.
     «Сразу с марша мой огневой взвод направили в боевое охранение на передний край, - вспоминает Владимир Павлович. - По уму надо было бы сначала прицельные приспособления выверить, орудия пристрелять - «растрясли» их по дороге. Но куда там - фашистские танки идут в атаку! Три выстрела, и все мимо! Тогда отстранил наводчика орудия и тоже открыл огонь - всего-то метров двести до танка. Промах! А вот противник не промахнулся - в броневом щите 76-мм орудия дыра с футбольный мяч. Все номера расчёта убиты, а меня лишь оглушило.
     Вражеские танкисты, видимо, подумали, что с нами расправились, и решили пройтись гусеницами по позиции. Наудачу попробовал поворотный механизм - работает! Из рук убитого заряжающего рядового Александра Артемьева взял снаряд, навёл орудие - уже метров тридцать до танка. Есть попадание! Пехота скосила выпрыгнувших из горящей машины гитлеровцев. Потом взял в руки трёхлинейку и сражался вместе с пехотинцами, пока не ранило».
     В строй Грицков вернулся перед самой Курской битвой. В родной батарее его назначили заместителем комбата. В это время, пользуясь небольшим затишьем, в 38-й армии решили провести сборы командиров батарей. Вместо приболевшего комбата в штаб направили Грицкова. А тот возьми да отличись - написал «летучку» лучше всех! Словом, вернулся в полк девятнадцатилетний лейтенант командиром батареи.
     Понятно, что опыта командования людьми почти не было, но зато желания стать лучшим - хоть отбавляй. И первый случай вскоре представился. Сначала разведчики Грицкова при огневой поддержке батареи отбили у врага табун лошадей и сразу на порядок повысили свою мобильность - ведь орудия были на конной тяге. А тут приказ дивизиону - сменить место дислокации. Батарея Грицкова первой вышла на позиции и вовремя отбила разворачивавшуюся атаку танков. За этот бой молодой комбат был награждён орденом Отечественной войны II степени.
     После Курской дуги дошли до Днепра. 180-я стрелковая дивизия форсировала реку под Киевом. Дивизион, где служил лейтенант Грицков, поддерживал два батальона 86-го стрелкового полка. Перед этим своих подчинённых, переправлявшихся на плотах, он скрупулёзно обучал - получил небольшой опыт ещё на родной речке Мокша. Но одно дело - тренировка и другое - форсирование под непрерывным артиллерийским и пулемётным огнём врага. Одной из первых батарея перебралась на правый берег Днепра у села Старые Петровцы и сразу вступила в бой, расширяя плацдарм. На берегу было не легче, чем на воде, - гитлеровцы всеми силами навалились на плацдарм. Четыре танка остались перед позицией артиллеристов!
     А дальше - взрыв совсем рядом, и Грицков очнулся весь в бинтах: зацепило обе ноги, живот и голову. От смерти спасла пряжка ремня - осколок её искорёжил, но дальше не прошёл. Сначала армейский госпиталь под Киевом, который из-за контрнаступления фашистов срочно эвакуировали. Грицкова направили в Тамбов, а вот историю болезни впопыхах забыли.
     Между тем в Киеве стали искать пропавшего раненого: история болезни есть, а человека нет. Решили, что погиб в ходе гитлеровской контратаки, а потому в часть и домой отправили похоронки. Дескать, умер от тяжёлых ранений и похоронен в братской могиле.
     Через три месяца, 11 января 1944 года, лейтенант Грицков выписывался из тамбовского госпиталя и случайно услышал по радио, что ему присвоено звание Героя Советского Союза. Тут же офицера отправили в Москву за наградой, а оттуда в отпуск домой. А в родных местах никто и не слышал, что земляк стал Героем...
     После отпуска приехал в Москву за назначением. Грицкова стали сватать в Ленинградское артиллерийское училище командиром батареи курсантов: «Хватит воевать - пора опыт передавать!» Но он наотрез отказался и попал на 1-й Украинский фронт. К сожалению, не в родную 180-ю стрелковую дивизию - она была уже в составе 2-го Украинского фронта, а в 3-ю артиллерийскую дивизию Резерва Главного командования.
     На вооружении в его батарее были 122-мм гаубицы, стрельбу из которых чаще приходилось вести с закрытых позиций. Но порой и прямой наводкой. К примеру, когда около 40 танков с автоматчиками на броне прорвали оборону на соседнем участке и атаковали пехоту с фланга. Трактористы вытащили орудия на высоту для стрельбы прямой наводкой. Несмотря на мощный огонь вражеских танков, артиллеристы с короткой дистанции вступили с ними в бой. Когда подбили пять машин, остальные дрогнули и повернули назад. А там и пехота, воодушевлённая успехом артиллеристов, поднялась в атаку и с ходу взяла село.
     «Иной раз на фронте казалось, что до победы дожить невозможно - очень трудно приходилось, не раз попадал в настоящую мясорубку, - говорит Владимир Павлович. - Но в том, что в конце концов победим, - не сомневался никто. Это придавало силы и мужества в критические моменты».
     Войну капитан Грицков закончил в Праге, помимо Звезды Героя на мундире красовались пять орденов и медали. В составе 1-го Украинского фронта участвовал в Параде Победы 24 июня 1945 года. Потом были годы службы, учёба в военной академии. В запас уволился генерал-майором - передавал свой богатый опыт слушателям Центральных артиллерийских офицерских классов.
     ...В конце ноября вновь увидел Владимира Павловича Грицкова в Доме правительства Ленинградской области на встрече губернатора Валерия Сердюкова с ветеранами. Прибыл он туда не в роли «свадебного генерала», а с конкретными предложениями от своих земляков из Луги. Но, как всегда, держался скромно. Ведь Героем себя не считает - просто честно выполнял солдатский долг.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex